Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
материал на тему
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Об этом свидетельствуют статистические данные по России (4 миллиона наркоманов, 700 тыс. сирот, 2 млн. детей неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях, ежегодно пропадает более 30 тысяч детей. Более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей, вследствие увеличения числа разводов, постоянно растет число исков о лишении родительских прав, на учете в милиции сегодня состоит 15 тыс. родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_nravstvennoy_lichnosti_cherez_programmu.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие нравственной личности через программу «Духовно-нравственного воспитания и развития».
Современное российское общество переживает период долгосрочных изменений во внутренней жизни страны. Становится иной современная стратегия развития российской школы; в центре ее - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является духовно-нравственное разложение значительной части нашей молодежи. Об этом свидетельствуют статистические данные по России (4 миллиона наркоманов, 700 тыс. сирот, 2 млн. детей неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в социально неблагоприятных условиях, ежегодно пропадает более 30 тысяч детей. Более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей, вследствие увеличения числа разводов, постоянно растет число исков о лишении родительских прав, на учете в милиции сегодня состоит 15 тыс. родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей).
Задача школы на сегодня состоит в том, чтобы помогать каждому ученику продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню. Необходимо воспитать в нём такие качества как доброта, сострадание, милосердие, ответственность, инициатива, уважение, честность, дружба и д.р. В беседе с учениками мы понимаем, что не все они знают значение слова “нравственность”, не могут назвать нравственные качества личности. Не могут дать оценку своим поступкам, поступкам товарищей. Нравственные классные часы проводятся 1 раз в четверть, но этого не достаточно. Возникает необходимость в нетрадиционных занятиях, в занятиях доступных, полезных и, самое главное, интересных для детей.
С целью достижения поставленных задач была разработана программа «Духовно-нравственного развития и воспитания» . Она включает в себя, во-первых, изучение литературы по нравственному воспитанию личности и развитию личностных качеств. Во-вторых, изучение материалов о формах организации внеклассной работы. В-третьих, диагностику сформированности нравственной направленности личности и изучение личностных качеств учащихся класса. В-четвёртых, проведение педагогических наблюдений за учащимися класса, межличностными отношениями, складывающимися между ребятами. В-пятых, организацию и проведение досуговых мероприятий, в том числе и с родителями. В-шестых, диагностики, использование которых помогает целенаправленно и эффективно планировать воспитательную работу в классе, с учётом особенностей каждого ребёнка.
В основе воспитательной работы лежит диагностика, поэтому свою работу начала с изучения семей, знакомства с родителями, с наблюдения за детьми. В результате проведённой работы составлен социальный паспорт класса: в классе нет родителей имеющих высшее образование, 20% среднее специальное, профессионально-техническое 30%, среднее или неполное среднее образование 50%. В классе 2 неполных семьи, 2 матери-одиночки, 1 многодетная семьи, 1 ребенок находится под опекой бабушки , 3 семьи относятся к категории малообеспеченных. 52% родителей не имеют постоянной работы.
Диагностика позволила выявить следующее: представления о нормах нравственности . Учащиеся не отличались чуткостью, внимательностью, приветливостью в отношениях друг с другом. Нравственная самооценка школьников была преимущественно завышенной; процент учащихся с адекватной самооценкой был небольшой. Нравственная оценка своих сверстников была нейтральной (75%), доброжелательной ( 10%), недоброжелательной (15 %). От учеников в классе можно было услышать недобрые шутки, неуместные комментарии в адрес одноклассников, проявляли агрессию (насмешки, злые реплики).
Делая первые шаги на пути нравственного воспитания, предложила учащимся поразмышлять над следующими нравственными понятиями: свобода, добро, зло, ответственность, независимость, долг, честь, достоинство, обязанность, право, любовь, дружба, обязательность, открытость, патриотизм и т.д. Способность учащихся дать объяснение таким понятиям определила мой выбор будущей тематики нравственных классных часов, бесед, а также досуговых мероприятий.
Материалом для подготовки нравственного классного часа могут служить события и факты реальной жизни страны, школы, класса, а также сюжеты художественных фильмов, художественной литературы. Таким образом, организация досуга и есть начальный этап подготовки нравственного классного часа. Такого рода мероприятия должны проводиться так, чтобы они стали значимыми в жизни ребят, они явились заметным событием в жизни класса, вызвали у ребят желание участвовать в таких мероприятиях и впредь.
В своей работе использовала следующие формы досуга:
походы в лес;
экскурсии
просмотры кинофильмов;
праздники, месячники, встречи, предметные недели
оказание помощи пожилым людям.
Каждое досуговое мероприятие было направлено на отработку нравственных понятий. Например, планируя поход в лес, предложила изучить такие понятия, как свобода и зло; подвела учащихся к мысли о том, что каждое живое существо, в том числе и обитатели леса, по сути своей свободны, и человек, пришедший в лес, не должен творить зло по отношению к ним. Сам поход показал, насколько члены нашего коллектива дружны, честны по отношению друг к другу.
Экскурсия в пожарную часть предусматривала развитие правил повседневной жизни.
Просмотр кинофильмов знакомил детей с понятием “открытость”: ребята открыто высказывали своё мнение.
Одной из основных ценностей в современном обществе является семья. С целью формирования уважительного отношения к своей семье совместно с родителями проводятся походы выходного дня, праздники ,конкурсы, а так же обучающиеся были привлечены к реализации проектов «Моя семья» и «Семейные традиции»
Без любви к Отчизне и уважения к её истории невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам, уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа. С этой целью были проведены экологические и благотворительные акции. Месячник патриотического воспитания, итогом которого стал смотр строя и песни и внеклассное мероприятие “Героями не рождаются”. Традиционным стало проведение на базе школы районного мероприятия «День пионерии», где ребята принимают активное участие.
Умение работать в коллективе, выполнять совместную работу, переживать за свой класс все эти умения проявились в экологическом месячнике, результат которого создание фильма «Спаси планету!»
Применение данной системы позволило значительно улучшить обстановку в классном коллективе: ребята стали намного самостоятельней, ответственнее, доброжелательнее по отношению друг к другу и окружающим. С большим интересом обучающиеся участвуют в разработке и подготовке классных, школьных, поселковых мероприятий. Класс стал дружнее, организованнее.
Организация досуга позволяет значительно расширить кругозор учащихся, повлиять на их мировоззрение. В будущем мне бы хотелось видеть каждого из своих учеников состоявшейся личностью, с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития, духовно богатого, способного принимать обдуманные самостоятельные решения и нести ответственность за свою деятельность.
Я уверена в том, что со своими воспитанниками нахожусь на правильном пути, хотя этот путь нельзя назвать лёгким. Но мы постараемся, чтобы каждый из ребят стал хорошим человеком и нашёл своё место в жизни.
Мероприятия духовно-нравственной направленности являются актуальными. Они направлены на развитие нравственной личности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Особенности реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования
Портрет ученика начальной школы, задачи духовно-нравственного воспитания, основные направления и содержание духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся, ожидаемые результаты духовно-...
Выступление на педсовете "Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС"
Личностное развитие младших школьников через реализацию программы духовно- нравственного воспитания в условиях ФГОС....