Конспект занятия по внеклассному чтению по творчеству В.П. Катаева
план-конспект урока (3 класс) по теме

В данном файле можно найти конспект занятия по внеклассному чтению по теме " В.П. Катаев. "Цветик - семицветик",

а также приложения, необходимые для проведения занятия по данному конспекту (сценарию).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kataev.docx731.74 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

По книге В.П. Катаева

«Цветик – семицветик»

Конспект внеклассного занятия

В 3-А классе

Бугровской средней школы

Учитель Якушенко Л.А.

28 января 2009 года

Тема         Внеклассное занятие по литературному чтению.

Литературная газета по книге В.П. Катаева «Цветик – семицветик».

Цели         1. Совершенствовать умение самостоятельно, без посторонней помощи, знакомиться с новой книгой.

2. Содействовать расширению знаний детей о творчестве В.П. Катаева.

3. Обеспечивать развитие познавательных интересов, читательской памяти, умения устанавливать причинно – следственные связи.

4. Содействовать воспитанию интереса к самостоятельному чтению книг, нравственному воспитанию детей.

5. Содействовать приобретению коммуникативных умений (умению общаться, взаимодействовать с одноклассниками).

Подготовка

  1.  Задание для всех

Найти и прочитать сказку В.П. Катаева «Цветик – семицветик».

  1. Задание по группам

«Экипаж «Дружный». Подготовить материал о В.П. Катаеве, уметь рассказать о нём, оформить материал для газеты.

«Экипаж «Ромашка». Подготовить иллюстрации к сказке, подготовить задания по этим иллюстрациям.

«Экипаж «Лучик». Подготовить литературную игру «Корзина с потерянными вещами».

«Экипаж «Колосок», Подготовить кроссворд.

  1. Выборы главного редактора газеты (он следит за работой, оформляет газету на доске). (Старшеклассник).

Оборудование

  1. Выставка книг В.П. Катаева «Цветик – семицветик» (разные издания).
  2. Портрет писателя.
  3. Газета «Жизнь дана на добрые дела».
  4. Телевизор и видеомагнитофон.
  5. Мультфильм «Цветик – семицветик» по сказке В.П. Катаева.

  1. Организационный момент
  1. Ведущий – редактор газеты поздравляет ребят с праздником (ведь встреча с книгой – это всегда праздник).

- Какую книгу, какого автора вы читали и принесли сегодня?

2. Работа с выставкой.

- Все четыре книги, представленные на выставке – это «Цветик – семицветик». На перемене вы рассматривали книги. Это разные или одинаковые книги?

Выходные данные каждой книги записаны на карточку, надо найти эту книгу, доказать свой выбор.

(Дети находят и доказывают).

- Чем интересна эта книга? (Сборник, хорошо иллюстрирован).

3.Работа с портретом писателя

- Каким вы представляли себе автора, когда читали сказку?

(Показывается портрет).

- Совпадают ли ваши представления?

- Сегодня мы будем оформлять газету, в газете есть другой портрет писателя. Сравните.

  1. Отчёты учащихся. Оформление газеты.
  1. Редактор – ведущий.

- Какой же была жизнь В.П. Катаева нам расскажет экипаж «Дружный». Мы оформим 1 страничку нашей газеты.

(Экипаж «Дружный» рассказывает, редактор оформляет газету «Жизнь дана на добрые дела». Название газеты закрыто).

2. – Почему книга, которую мы читали, называется «Цветик – семицветик»?

3. – Нет ли в книге непонятных слов и выражений?

(Объясняют).

- Кто помнит начало сказки? (До слов «сама заблудилась»).

Сценка «Женя и волшебница».

- Ребята, что сказала волшебница по секрету девочке Жене?

- А кто из вас знает эти волшебные слова?

(Читают наизусть)

- Что же произошло потом? Исполнилось ли желание Жени?

(Дети один за другим рассказывают).

- А как автор описывает медведей на Северном полюсе?

(Читают).

- А какие игрушки прибежали к Жене?

- Сколько же лепестков Женя уже использовала?

(6)

- А вы уверены, что 6? Припомните!

(Дети вспоминают, редактор отделяет лепестки по ходу рассказа и прикрепляет к газете.)

- Да, действительно, 6.О чём же задумалась Женя?

3. Ведущий – редактор.

- Вы хорошо потрудились и заслужили сюрприз. Усаживайтесь поудобней перед экраном нашего телевизора. Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик».

Показ мультфильма идёт без звука.

- Ребята, из-за технической неисправности временно пропал звук. Но я думаю, что вы сами сможете озвучить эти кадры.

- Что же произошло дальше?

- Прочитайте самый радостный отрывок из сказки.

- Истрачены семь лепестков. Женя загадала семь желаний.

- Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?

(7)

- Почему?

  1. Работа с иллюстрациями.

- Ребята из экипажа «Ромашка» подготовили иллюстрации к сказке, расставьте их в том порядке, в каком происходят действия в сказке.

- Картинку под каким номером вы бы поставили на 1 место?

(Обратная связь).

- Прочитайте подпись

(Редактор оформляет газету)

И т.д.

  1. Ребята из экипажа «Лучик» представляют литературную игру «Корзина с потерянными вещами».

- Волшебница задержала страшного похитителя, который скрылся при загадочных обстоятельствах, оставив в руках волшебницы корзину с вещами. Нужно помочь разобраться с вещами.

Юные читатели! Сделайте доброе дело! Отыщите хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжка, из которой злой волшебник – похититель украл их, не смогут вернуться в библиотеку на своё место, а, значит, девочки и мальчики не смогут её прочитать.

(Дети выполняют задание. Редактор оформляет газету.)

  1. Экипаж «Колосок» представляет кроссворд.

(Дети отгадывают кроссворд, редактор оформляет газету)

  1. Редактор предлагает прочитать пословицы и поговорки, которые написаны на плакате.

- Подумайте, какая из пословиц выражает основную мысль сказки.

(Жизнь дана на добрые дела)

- На какие такие добрые?

- Можно ли нашей газете дать такое название?

(Да. Это главная мысль сказки. Это оценка творчества писателя В.П. Катаева.)

8 – Обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?

(Нет. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда об этом тебя попросят).

- Наша газета поможет тем детям, которые пока не знакомы с творчеством В.П. Катаева. Газету мы поместим в рекреации.

Дети вручают гостям подарки – цветики – семицветики.

Литература:

  1. Катаев В.П. «Цветик – семицветик»: Сказки. Худ. О. Рытман. – М.: ОНИКС, 2000. – Серия «Любимая книжка».
  2. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1977.
  3. Журнал «Начальная школа», 1995, №3, с.33-35

Приложения

ЮНЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Сделайте доброе дело!

Отыщите хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжка, из которой злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на своё место, а, значит, девочки и мальчики не смогут её прочитать.

Валентин Петрович Катаев родился в приморском городе Одессе 28 января 1897 года, и волны Чёрного моря шумят на страницах многих его книг. Учился в гимназии. Учёба была прервана Первой мировой войной. Но ещё до войны Катаев открыл в себе литературный дар. Первое  стихотворение юного поэта называлось «Осень» и было напечатано в 1910 году в газете «Одесский вестник», ему было всего13 лет.

С 1915 по 1917 годы Катаев на фронте. Дважды ранен, отравлен газами. С фронта он посылал в одесские и петроградские газеты и журналы очерки о солдатской жизни, а в перерывах между боями писал рассказы.

В Гражданскую войну Катаеву тоже пришлось повоевать – в артиллерийских частях Красной Армии. А после войны он приехал в Москву и работал там в разных газетах и журналах.

Одну из самых известных и любимых читателями повестей – «Белеет парус одинокий» - В.П. Катаев написал в 1936 году. Потом к ней добавились 3 романа, и к 1960 году писатель завершил работу над тетралогией (цикл из 4-х произведений) «Волны Чёрного моря».

В годы Великой Отечественной войны писатель стал военным корреспондентом. Он выезжал на фронт, рассказывал читателям газет «Правда» и «Красная Звезда» о войне. Героями своей повести «Сын полка» бывший артиллерист Катаев сделал тоже артиллеристов. Уже через год после её выхода в свет был снят кинофильм «Сын полка».

Книга В.П. Катаева «Цветик – семицветик» была написана в 1940 году. Ей более 60 лет. Когда наши родители были такими же, как мы, они с удовольствием читали эту книгу. Она полюбилась нашим старшим братьям и сёстрам.

Есть у Катаева и много «взрослых» произведений: «Время вперёд!», «Маленькая железная дверь в стене», «Святой колодец», «Трава забвения», - их мы прочитаем, когда станем старше.

Умер В.П. Катаев в 1986 году. Апрель – месяц памяти писателя.

Литературная игра

«Корзинка с потерянными вещами»

Волшебница задержала странного похитителя, котрый скрылся при загадочных обстоятельствах, оставив корзину с вещами. Волшебница просит помочь. В корзине письмо:

«Юные читатели!

Сделайте доброе дело! Отыщите хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжка, из котрой злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на своё место, а, значит, девочки и мальчики не смогут её прочитать!»

1

Чьи  это баранки?

2

Кому принадлежит это предмет?

3

Где так было?

«… вдруг, откуда ни возьмись, налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок…»

4

Чья это вазочка?

5

Чей это портрет?

«… большие синие глаза, весёлые, но смирные… очень симпатичный…»

РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД!

Какие слова являются ключами к этому кроссворду?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Где оказалась главная героиня после Северного полюса?
  2. На какой цветок был похож цветик – семицветик?
  3. Какой головной убор был у третьего медведя?
  4. Какого цвета был пятый лепесток?
  5. Как выглядел пятый медведь на Северном полюсе?
  6. Сколько баранок купила главная героиня?
  7. Что заменяло льдины мальчикам, которые играли в папанинцев?
  8. Имя главной героини сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик».
  9. Имя братика главной героини сказки.
  10. В какую игру играли дети в конце сказки?

 

   

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака

Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....

Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"

Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...

Урок внеклассного чтения "Цветик-семицветик" В.П. Катаева

Учитель : Беликова Нина Евгеньевна. Тема урока:  Нам жизнь дана на добрые дела....


 

Комментарии

Вересова Наталья Валерьевна

Спасибо за мероприятие! Очень интересное! воспользовались вашими материалами!