Конспект занятия по внеклассному чтению по творчеству В.П. Катаева
план-конспект урока (3 класс) по теме
В данном файле можно найти конспект занятия по внеклассному чтению по теме " В.П. Катаев. "Цветик - семицветик",
а также приложения, необходимые для проведения занятия по данному конспекту (сценарию).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kataev.docx | 731.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
По книге В.П. Катаева
«Цветик – семицветик»
Конспект внеклассного занятия
В 3-А классе
Бугровской средней школы
Учитель Якушенко Л.А.
28 января 2009 года
Тема Внеклассное занятие по литературному чтению.
Литературная газета по книге В.П. Катаева «Цветик – семицветик».
Цели 1. Совершенствовать умение самостоятельно, без посторонней помощи, знакомиться с новой книгой.
2. Содействовать расширению знаний детей о творчестве В.П. Катаева.
3. Обеспечивать развитие познавательных интересов, читательской памяти, умения устанавливать причинно – следственные связи.
4. Содействовать воспитанию интереса к самостоятельному чтению книг, нравственному воспитанию детей.
5. Содействовать приобретению коммуникативных умений (умению общаться, взаимодействовать с одноклассниками).
Подготовка
- Задание для всех
Найти и прочитать сказку В.П. Катаева «Цветик – семицветик».
- Задание по группам
«Экипаж «Дружный». Подготовить материал о В.П. Катаеве, уметь рассказать о нём, оформить материал для газеты.
«Экипаж «Ромашка». Подготовить иллюстрации к сказке, подготовить задания по этим иллюстрациям.
«Экипаж «Лучик». Подготовить литературную игру «Корзина с потерянными вещами».
«Экипаж «Колосок», Подготовить кроссворд.
- Выборы главного редактора газеты (он следит за работой, оформляет газету на доске). (Старшеклассник).
Оборудование
- Выставка книг В.П. Катаева «Цветик – семицветик» (разные издания).
- Портрет писателя.
- Газета «Жизнь дана на добрые дела».
- Телевизор и видеомагнитофон.
- Мультфильм «Цветик – семицветик» по сказке В.П. Катаева.
- Организационный момент
- Ведущий – редактор газеты поздравляет ребят с праздником (ведь встреча с книгой – это всегда праздник).
- Какую книгу, какого автора вы читали и принесли сегодня?
2. Работа с выставкой.
- Все четыре книги, представленные на выставке – это «Цветик – семицветик». На перемене вы рассматривали книги. Это разные или одинаковые книги?
Выходные данные каждой книги записаны на карточку, надо найти эту книгу, доказать свой выбор.
(Дети находят и доказывают).
- Чем интересна эта книга? (Сборник, хорошо иллюстрирован).
3.Работа с портретом писателя
- Каким вы представляли себе автора, когда читали сказку?
(Показывается портрет).
- Совпадают ли ваши представления?
- Сегодня мы будем оформлять газету, в газете есть другой портрет писателя. Сравните.
- Отчёты учащихся. Оформление газеты.
- Редактор – ведущий.
- Какой же была жизнь В.П. Катаева нам расскажет экипаж «Дружный». Мы оформим 1 страничку нашей газеты.
(Экипаж «Дружный» рассказывает, редактор оформляет газету «Жизнь дана на добрые дела». Название газеты закрыто).
2. – Почему книга, которую мы читали, называется «Цветик – семицветик»?
3. – Нет ли в книге непонятных слов и выражений?
(Объясняют).
- Кто помнит начало сказки? (До слов «сама заблудилась»).
Сценка «Женя и волшебница».
- Ребята, что сказала волшебница по секрету девочке Жене?
- А кто из вас знает эти волшебные слова?
(Читают наизусть)
- Что же произошло потом? Исполнилось ли желание Жени?
(Дети один за другим рассказывают).
- А как автор описывает медведей на Северном полюсе?
(Читают).
- А какие игрушки прибежали к Жене?
- Сколько же лепестков Женя уже использовала?
(6)
- А вы уверены, что 6? Припомните!
(Дети вспоминают, редактор отделяет лепестки по ходу рассказа и прикрепляет к газете.)
- Да, действительно, 6.О чём же задумалась Женя?
3. Ведущий – редактор.
- Вы хорошо потрудились и заслужили сюрприз. Усаживайтесь поудобней перед экраном нашего телевизора. Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Цветик – семицветик».
Показ мультфильма идёт без звука.
- Ребята, из-за технической неисправности временно пропал звук. Но я думаю, что вы сами сможете озвучить эти кадры.
- Что же произошло дальше?
- Прочитайте самый радостный отрывок из сказки.
- Истрачены семь лепестков. Женя загадала семь желаний.
- Какое желание, на ваш взгляд, было самым важным?
(7)
- Почему?
- Работа с иллюстрациями.
- Ребята из экипажа «Ромашка» подготовили иллюстрации к сказке, расставьте их в том порядке, в каком происходят действия в сказке.
- Картинку под каким номером вы бы поставили на 1 место?
(Обратная связь).
- Прочитайте подпись
(Редактор оформляет газету)
И т.д.
- Ребята из экипажа «Лучик» представляют литературную игру «Корзина с потерянными вещами».
- Волшебница задержала страшного похитителя, который скрылся при загадочных обстоятельствах, оставив в руках волшебницы корзину с вещами. Нужно помочь разобраться с вещами.
Юные читатели! Сделайте доброе дело! Отыщите хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжка, из которой злой волшебник – похититель украл их, не смогут вернуться в библиотеку на своё место, а, значит, девочки и мальчики не смогут её прочитать.
(Дети выполняют задание. Редактор оформляет газету.)
- Экипаж «Колосок» представляет кроссворд.
(Дети отгадывают кроссворд, редактор оформляет газету)
- Редактор предлагает прочитать пословицы и поговорки, которые написаны на плакате.
- Подумайте, какая из пословиц выражает основную мысль сказки.
(Жизнь дана на добрые дела)
- На какие такие добрые?
- Можно ли нашей газете дать такое название?
(Да. Это главная мысль сказки. Это оценка творчества писателя В.П. Катаева.)
8 – Обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
(Нет. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда об этом тебя попросят).
- Наша газета поможет тем детям, которые пока не знакомы с творчеством В.П. Катаева. Газету мы поместим в рекреации.
Дети вручают гостям подарки – цветики – семицветики.
Литература:
- Катаев В.П. «Цветик – семицветик»: Сказки. Худ. О. Рытман. – М.: ОНИКС, 2000. – Серия «Любимая книжка».
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 1977.
- Журнал «Начальная школа», 1995, №3, с.33-35
Приложения
ЮНЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Сделайте доброе дело!
Отыщите хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжка, из которой злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на своё место, а, значит, девочки и мальчики не смогут её прочитать.
Валентин Петрович Катаев родился в приморском городе Одессе 28 января 1897 года, и волны Чёрного моря шумят на страницах многих его книг. Учился в гимназии. Учёба была прервана Первой мировой войной. Но ещё до войны Катаев открыл в себе литературный дар. Первое стихотворение юного поэта называлось «Осень» и было напечатано в 1910 году в газете «Одесский вестник», ему было всего13 лет.
С 1915 по 1917 годы Катаев на фронте. Дважды ранен, отравлен газами. С фронта он посылал в одесские и петроградские газеты и журналы очерки о солдатской жизни, а в перерывах между боями писал рассказы.
В Гражданскую войну Катаеву тоже пришлось повоевать – в артиллерийских частях Красной Армии. А после войны он приехал в Москву и работал там в разных газетах и журналах.
Одну из самых известных и любимых читателями повестей – «Белеет парус одинокий» - В.П. Катаев написал в 1936 году. Потом к ней добавились 3 романа, и к 1960 году писатель завершил работу над тетралогией (цикл из 4-х произведений) «Волны Чёрного моря».
В годы Великой Отечественной войны писатель стал военным корреспондентом. Он выезжал на фронт, рассказывал читателям газет «Правда» и «Красная Звезда» о войне. Героями своей повести «Сын полка» бывший артиллерист Катаев сделал тоже артиллеристов. Уже через год после её выхода в свет был снят кинофильм «Сын полка».
Книга В.П. Катаева «Цветик – семицветик» была написана в 1940 году. Ей более 60 лет. Когда наши родители были такими же, как мы, они с удовольствием читали эту книгу. Она полюбилась нашим старшим братьям и сёстрам.
Есть у Катаева и много «взрослых» произведений: «Время вперёд!», «Маленькая железная дверь в стене», «Святой колодец», «Трава забвения», - их мы прочитаем, когда станем старше.
Умер В.П. Катаев в 1986 году. Апрель – месяц памяти писателя.
Литературная игра
«Корзинка с потерянными вещами»
Волшебница задержала странного похитителя, котрый скрылся при загадочных обстоятельствах, оставив корзину с вещами. Волшебница просит помочь. В корзине письмо:
«Юные читатели!
Сделайте доброе дело! Отыщите хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжка, из котрой злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на своё место, а, значит, девочки и мальчики не смогут её прочитать!»
1 | Чьи это баранки? | |
2 | Кому принадлежит это предмет? | |
3 | Где так было? | «… вдруг, откуда ни возьмись, налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок…» |
4 | Чья это вазочка? | |
5 | Чей это портрет? | «… большие синие глаза, весёлые, но смирные… очень симпатичный…» |
РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД!
Какие слова являются ключами к этому кроссворду?
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
- Где оказалась главная героиня после Северного полюса?
- На какой цветок был похож цветик – семицветик?
- Какой головной убор был у третьего медведя?
- Какого цвета был пятый лепесток?
- Как выглядел пятый медведь на Северном полюсе?
- Сколько баранок купила главная героиня?
- Что заменяло льдины мальчикам, которые играли в папанинцев?
- Имя главной героини сказки В.П. Катаева «Цветик – семицветик».
- Имя братика главной героини сказки.
- В какую игру играли дети в конце сказки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Сценарий урока внеклассного чтения по творчеству С.Маршака
Материалы урока внекласного чтения в 1 классе. Подходит для разных УМК....
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока по внеклассному чтению "Урок азбуки театра по творчеству С.Я.Маршака"
Конспект поможет провести учителю урок внеклассного чтения по произведениям детского писателя С.Я.Маршака в занимательной форме. Ориентирован на обучающихся начальной школы....
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...
Урок внеклассного чтения "Цветик-семицветик" В.П. Катаева
Учитель : Беликова Нина Евгеньевна. Тема урока: Нам жизнь дана на добрые дела....
Комментарии
Спасибо за мероприятие! Очень