Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Конспект урока внеклассного чтения  "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация творчества

С.Я.Маршака

(к 120-летию со дня рождения)

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.

Звучит музыка.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята, мамы и папы, маленькие девочки и мальчики, гости нашего праздника! Продолжая традицию знакомства с жизнью и творчеством детских писателей, сегодня мы вновь с вами собрались, чтобы поговорить о творчестве удивительно доброго, весёлого человека, с произведе-ниями, которого вы знакомы с ранних лет. Как вы думаете, о ком пойдёт?

Правильно, ребята, это всем хорошо известный Самуил Яковлевич Маршак.

Его произведения дарят нам столько тепла и доброты. Его стихи, загадки, пьесы моментально запоминаются и взрослым , и детям. 3 ноября  С.Я. Маршаку исполнилось 120 лет со дня рождения.

Станция « В гостях у писателя».

                    Настежь дверь. Быстрый шаг-

                    Появляется Маршак

                    В круглых роговых очках,                                                                                                            

                    У него портфель в руках,

                    Толстый, словно бочка,-

                    Не замкнуть замочка.

                    Он поэмами набит.

                    Он рассказами раздут.

                    Сел Маршак и говорит:

                   -Все ребята в сборе тут?

           С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная. Отец его, мастер-химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: Самуила Яковлевича, его брата – Михаила и сестру -Лию.

Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем и наставником.

          О своём детстве С.Я.Маршак писал: «…Детство моё прошло при свете керосиновой лампы – маленькой, жестяной, которую обычно вешали на стенку, или большой фарфоровой, сидевшей в бронзовом гнезде, подвешенном цепями к потолку… Годы моего детства совпали с концом минувшего 19 века, а юность моя началась вместе с нынешним 20. Железная дорога в наших краях ещё казалась новинкой. А заводы в те времена были так неуютны и мрачны, что мне иной раз было до боли жаль отца, когда он … отправлялся на работу – в копоть, в жар и холод, в лязг и грохот завода. Сознание полной необеспечен-ности нашей большой семьи отравляло нам лучшие годы детства, как ни старалась мать скрыть от нас своё постоянное беспокойство о будущем. Нужда и надежда на будущее несли людей в неизвестную даль, как ветер несёт пере-кати-поле. Так в поисках счастья странствовала и наша семья.»

          Раннее детство и первые школьные годы Маршак прожил в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии. Сочинять стихи он начал когда

ему было 4 года. К 11 годам Самуил Яковлевич написал уже несколько длин-нейших поэм и перевёл оду Горация.

          Когда Самуилу Яковлевичу исполнилось 15 лет в его жизни поизошло очень важное событие, переменившее жизнь. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика Стасова. Именно этот человек принял горячее участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших столичных гимназий. Маршак переезжает в Петербург. Опять таки благодаря Стасову он знакомится с известными людьми того времени: И.Е.Репиным, Ф.И.Шаляпи-ным, А.К.Глазуновым, М.Горьким. А.М.Горький благожелательно отнёсся к юному поэту, узнав, что у молодого человека слабые лёгкие, пригласил его жить на его даче в Ялте. Маршак приехал в Крым, тогда этот далёкий край ему казался сказочным. Прожил там 2 года. После смерти Стасова и отъезда Горь-кого за границу для Маршака началась очень трудная жизнь. Он начал ходить по урокам., печататься в газетах и журналах.

          Через несколько лет, когда Маршаку было 25 лет он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и много путешествует по стране, слушает английские народные песни и переводит их на русский язык.

          Спустя 2 года он возвращается домой, в Россию, и принимает активное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. Так судьба впервые приводит его к детям. В начале 20-х годов он участвует в организации в организации детских домов в Екатеринодаре (Краснодаре) и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, кружками художественной самодеятельности и театром для ребят. Здесь он пишет свои знаменитые произведения «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Горя бояться – счастья не видать».

          В 1923 году Маршак возвращается в Петроград (Петербург). Здесь он руководит детским отделом в Госиздате и продолжает писать для детей.

          О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:

Читатель мой особенного рода.

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года.

          Поэт получал много писем от взрослых читателей и от детей. Вот некоторые из них:

          «Милый дедушка! Сколько же тебе лет? Есть уже сто? Ведь ещё моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и мои мама, и папа тоже…»

          «Дорогой дедушка Маршак! Приезжай к нам в гости в Киев. Только со своей раскладушкой, а то дома может не оказаться лишней постели».

          «Дорогой Самуил Яковлевич! Где теперь живёт человек рассеянный? Может быть, он теперь исправился? Если да, то что он теперь делает? И как он одевается? Таня Кравцова из Ленинграда. 30 апреля 1956 года».

          Тане Кравцовой Маршак ответил так:

          «Дорогая Таня! Я очень рад, что тебе понравилась книжка про человека рассеянного. К сожалению, он ещё не исправился. Надевает на голову сапог, пишет письма огурцом, спит под кроватью. Вот он какой – рассеянный с улицы Бассейной! Где он теперь живёт, я не знаю. Он сам забыл свой адрес. А тебе шлю привет и посылаю в подарок книгу «Кошкин дом». Твой С.Маршак».

          В 1938 году Маршак переселился в Москву. Здесь он занимается переводом английской, грузинской, литовской, латышской, норвежской, чехославатской взрослой и детской литературы.

           Маршак умер 4 июля 1964 года, когда ему было 76 лет, в Москве. До последнего дня он работал. Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И.Чуковский, приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, поэта, переводчика, сатирика. А литературовед С.Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. Это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой –Самуил Яковлевич Маршак.

Вопросы по биографии Маршака.

1.Когда и где родился С.Я.Маршак?

2.Сколько детей было в их семье? А писателей?

3.В каких городах он жил и работал?

4.В какой стране Маршак получил высшее образование?

5.Что создал Маршак для детей в городе Екатеринодаре?

6.Кем был Маршак?

7.Когда умер Маршак?

-Маршак очень любил весёлые детские песни.

Звучит песня.

Станция «Детская площадка»

          -К нам на праздник пришли телеграммы-шутки. Отгадайте от кого и кому могут быть эти телеграммы:

  1. «Прошу разобраться и наказать учителей, чтобы несправедливо не ставили мне единицы». (Директору от ученика по произ. «Про одного ученика и шесть единиц»)
  2. «Встречайте на вокзале, еду с большим багажом.» (г. Житомир. Дама.

По стих. «Багаж»

3. «Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте!»

(Министру образования. Кот. По стих. «Кот и лодыри»

  1. «Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас!»

(Библиотеке. Книжки. По стих. «Книжка про книжки»

Викторина «Продолжи строчку»

Не хотел котёнок мыться – опрокинул он…(корытце)

У Ваньки, у Встаньки – несчастные   (няньки)

Мой весёлый, звонкий…(мяч)

Вместо шапки на ходу он надел…(сковороду)

Выдали даме на станции четыре зелёных…(квитанции)

Собирались лодыри на урок,

А попали лодыри на…(каток)

К богатой кошке гость пришёл,

Известный в городе…(козёл)

Против дома у ворот

Жил в сторожке старый…(кот)

Загадки:

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда

Мы не уйдём.   (Часы)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу?   (Очки)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут?   (Мяч)

По полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд.

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать!»…(Утюг)

Станция «Библиотека»

          Однажды человек рассеянный с улицы Бассейной пришёл в библиотеку и попросил дать ему такие книги:

-«Детки в зоопарке»,

-«Где тут Вова? Где Андрей?»,

-«Рассказ об известном герое»,

-«Книжка про Гришку»,

-«Семнадцать месяцев»,

-«Дом, который построил Джон»,

-«Мышкин дом»

         Конечно же, он перепутал все названия. Помогите ему исправить ошибки.

         Как вы уже знаете Маршак очень любил театр, а значит танцы.

Для вас танцует хореографическая студия «                 .» Танец « .». Руководитель

А теперь пора и нам провести музыкальную разминку.

Музыкальная разминка.

Станция «Детский театр».

В сегодняшнем спектакле

Все бороды

Из пакли, а царская корона

Из лучшего картона!...

К чему нам бархат и атлас,

Светящиеся краски?

Пусть чувства светятся у нас

Во время хода сказки!

                             С.Я.Маршак

Инсценирование фрагментов сказок, стихотворений, пьес.

          Ваша задача, дорогие ребята, определить, фрагмент какого произведения вы увидели?

Станция «Честь и слава»

(Доска почёта и уважения) Показ на слайдах литературных героев.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет…

Викторина «Неизвестные герои».

           Из какого произведения эти строки?

«Даром минуты одной не теряя,

бросился парень с площадки трамвая-

Автомобилю наперерез-

И по трубе водосточной полез»   («Рассказ о неизвестном герое)

«В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам…»   («Почтальон»)

«Сунул голову в окошко,

поглядел…-Да это кошка!

Пропадёшь здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!»   («Пожар»)

«Давайте для разведки

разделим лес на клетки.

А лучше цепью редкой

Прочешем лес насквозь.

Прочешем лес гребёнкой-

Нельзя ж искать ребёнка,

Как курица цыплёнка,

Без плана, на авось!»   («Как искали Наташу»)

Станция «Зоопарк»

Отгадайте, кто это? На слайде появляются слайды с отгаданными животными

Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-топама…

Нет, ги-попо-тото-потама…

Нет, ги-тото-попо-потамама…

Пусть мама скажет за меня!

Загадки по С.Я.Маршаку:

Дали туфельку ему,

Он сказал: «Нужны пошире,

И не две, а все четыре!»  (Слон)

Он так высок,

Что нелегко сорвать цветок.  (Жираф)

К этой киске не подходите близко!  (Тигрёнок)

Правда, дети, я хорош?

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.  (Пингвин)

Они играют в чехарду

В зоологическом саду.  (Кенгуру)

Течёт вода с младенца

Он недавно из пруда

Дайте полотенце.  (Гусёнок)

На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах,

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.  (Обезьяна)

Игра «Зоркий глаз».

Узнай животное по фрагменту

Станция : «Доска объявлений»

Кто написал объявление и из какого оно стихотворения.

«Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО»

                                                                                              Пожарные и милиция.

                                 «Рассказ о неизвестном герое»

«Купим шляпы и ботинки»

                                    Свинки.

                             «Не может быть»

«Требуется няня к капризному мышонку.» 

                                                  Мышка-мать.

        «Сказка о глупом мышонке».

«Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки.»

        Девочка.

                                                             «Усатый-полосатый»

Звучит песня.

Жюри подводит итоги конкурса.

Награждение грамотами. Поздравление ребят.

Классы расходятся под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения " Творчество А. Линдгрен".

Эта презентация может пригодиться в проведении урока по внеклассному чтению в 4 классе по теме "Творчество А. Линдгрен"....

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...

Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс

Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...

План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»

План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...

Конспект урока по ручному творчеству для учащихся 4 класса « Белый гриб».

Конспект урока по ручному творчеству для детей сОВЗ....