Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Презентация творчества С.Я.Маршака" | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация творчества
С.Я.Маршака
(к 120-летию со дня рождения)
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством С.Я.Маршака.
Звучит музыка.
Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята, мамы и папы, маленькие девочки и мальчики, гости нашего праздника! Продолжая традицию знакомства с жизнью и творчеством детских писателей, сегодня мы вновь с вами собрались, чтобы поговорить о творчестве удивительно доброго, весёлого человека, с произведе-ниями, которого вы знакомы с ранних лет. Как вы думаете, о ком пойдёт?
Правильно, ребята, это всем хорошо известный Самуил Яковлевич Маршак.
Его произведения дарят нам столько тепла и доброты. Его стихи, загадки, пьесы моментально запоминаются и взрослым , и детям. 3 ноября С.Я. Маршаку исполнилось 120 лет со дня рождения.
Станция « В гостях у писателя».
Настежь дверь. Быстрый шаг-
Появляется Маршак
В круглых роговых очках,
У него портфель в руках,
Толстый, словно бочка,-
Не замкнуть замочка.
Он поэмами набит.
Он рассказами раздут.
Сел Маршак и говорит:
-Все ребята в сборе тут?
С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Семья была большая и очень дружная. Отец его, мастер-химик по профессии, очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков. Мать занималась воспитанием детей, а их было шестеро. Большая семья Маршаков подарила нам трёх писателей: Самуила Яковлевича, его брата – Михаила и сестру -Лию.
Самуил Яковлевич был для них не только старшим братом, но и учителем и наставником.
О своём детстве С.Я.Маршак писал: «…Детство моё прошло при свете керосиновой лампы – маленькой, жестяной, которую обычно вешали на стенку, или большой фарфоровой, сидевшей в бронзовом гнезде, подвешенном цепями к потолку… Годы моего детства совпали с концом минувшего 19 века, а юность моя началась вместе с нынешним 20. Железная дорога в наших краях ещё казалась новинкой. А заводы в те времена были так неуютны и мрачны, что мне иной раз было до боли жаль отца, когда он … отправлялся на работу – в копоть, в жар и холод, в лязг и грохот завода. Сознание полной необеспечен-ности нашей большой семьи отравляло нам лучшие годы детства, как ни старалась мать скрыть от нас своё постоянное беспокойство о будущем. Нужда и надежда на будущее несли людей в неизвестную даль, как ветер несёт пере-кати-поле. Так в поисках счастья странствовала и наша семья.»
Раннее детство и первые школьные годы Маршак прожил в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии. Сочинять стихи он начал когда
ему было 4 года. К 11 годам Самуил Яковлевич написал уже несколько длин-нейших поэм и перевёл оду Горация.
Когда Самуилу Яковлевичу исполнилось 15 лет в его жизни поизошло очень важное событие, переменившее жизнь. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика Стасова. Именно этот человек принял горячее участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших столичных гимназий. Маршак переезжает в Петербург. Опять таки благодаря Стасову он знакомится с известными людьми того времени: И.Е.Репиным, Ф.И.Шаляпи-ным, А.К.Глазуновым, М.Горьким. А.М.Горький благожелательно отнёсся к юному поэту, узнав, что у молодого человека слабые лёгкие, пригласил его жить на его даче в Ялте. Маршак приехал в Крым, тогда этот далёкий край ему казался сказочным. Прожил там 2 года. После смерти Стасова и отъезда Горь-кого за границу для Маршака началась очень трудная жизнь. Он начал ходить по урокам., печататься в газетах и журналах.
Через несколько лет, когда Маршаку было 25 лет он отправляется в Англию и поступает в Лондонский университет на факультет искусств. Он изучает английскую поэзию и много путешествует по стране, слушает английские народные песни и переводит их на русский язык.
Спустя 2 года он возвращается домой, в Россию, и принимает активное участие в судьбе осиротевших детей, помогает детям беженцев. Так судьба впервые приводит его к детям. В начале 20-х годов он участвует в организации в организации детских домов в Екатеринодаре (Краснодаре) и создаёт «Детский городок». Это был целый комплекс детских учреждений со школой, детскими садами, библиотекой, кружками художественной самодеятельности и театром для ребят. Здесь он пишет свои знаменитые произведения «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Горя бояться – счастья не видать».
В 1923 году Маршак возвращается в Петроград (Петербург). Здесь он руководит детским отделом в Госиздате и продолжает писать для детей.
О своих маленьких читателях поэт говорил с любовью:
Читатель мой особенного рода.
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года.
Поэт получал много писем от взрослых читателей и от детей. Вот некоторые из них:
«Милый дедушка! Сколько же тебе лет? Есть уже сто? Ведь ещё моя бабушка читала твои стихи, когда была маленькой, и мои мама, и папа тоже…»
«Дорогой дедушка Маршак! Приезжай к нам в гости в Киев. Только со своей раскладушкой, а то дома может не оказаться лишней постели».
«Дорогой Самуил Яковлевич! Где теперь живёт человек рассеянный? Может быть, он теперь исправился? Если да, то что он теперь делает? И как он одевается? Таня Кравцова из Ленинграда. 30 апреля 1956 года».
Тане Кравцовой Маршак ответил так:
«Дорогая Таня! Я очень рад, что тебе понравилась книжка про человека рассеянного. К сожалению, он ещё не исправился. Надевает на голову сапог, пишет письма огурцом, спит под кроватью. Вот он какой – рассеянный с улицы Бассейной! Где он теперь живёт, я не знаю. Он сам забыл свой адрес. А тебе шлю привет и посылаю в подарок книгу «Кошкин дом». Твой С.Маршак».
В 1938 году Маршак переселился в Москву. Здесь он занимается переводом английской, грузинской, литовской, латышской, норвежской, чехославатской взрослой и детской литературы.
Маршак умер 4 июля 1964 года, когда ему было 76 лет, в Москве. До последнего дня он работал. Писатель прожил долгую жизнь, написал много стихотворных произведений, пьес, сказок, литературных статей. К.И.Чуковский, приветствуя Маршака на одном из юбилеев, сказал, что в его лице приветствует сразу пять Маршаков: детского поэта, драматурга, поэта, переводчика, сатирика. А литературовед С.Сивоконь прибавил к этим пяти ещё пять: прозаик, критик, редактор, педагог, теоретик детской литературы. Это десять сторон многогранной, но удивительно цельной личности, имя которой –Самуил Яковлевич Маршак.
Вопросы по биографии Маршака.
1.Когда и где родился С.Я.Маршак?
2.Сколько детей было в их семье? А писателей?
3.В каких городах он жил и работал?
4.В какой стране Маршак получил высшее образование?
5.Что создал Маршак для детей в городе Екатеринодаре?
6.Кем был Маршак?
7.Когда умер Маршак?
-Маршак очень любил весёлые детские песни.
Звучит песня.
Станция «Детская площадка»
-К нам на праздник пришли телеграммы-шутки. Отгадайте от кого и кому могут быть эти телеграммы:
- «Прошу разобраться и наказать учителей, чтобы несправедливо не ставили мне единицы». (Директору от ученика по произ. «Про одного ученика и шесть единиц»)
- «Встречайте на вокзале, еду с большим багажом.» (г. Житомир. Дама.
По стих. «Багаж»
3. «Просим построить школу для котят. Мы хотим учиться грамоте!»
(Министру образования. Кот. По стих. «Кот и лодыри»
- «Мы убежали от Гришки. Пожалейте, почистите и подклейте нас!»
(Библиотеке. Книжки. По стих. «Книжка про книжки»
Викторина «Продолжи строчку»
Не хотел котёнок мыться – опрокинул он…(корытце)
У Ваньки, у Встаньки – несчастные (няньки)
Мой весёлый, звонкий…(мяч)
Вместо шапки на ходу он надел…(сковороду)
Выдали даме на станции четыре зелёных…(квитанции)
Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на…(каток)
К богатой кошке гость пришёл,
Известный в городе…(козёл)
Против дома у ворот
Жил в сторожке старый…(кот)
Загадки:
Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда
Мы не уйдём. (Часы)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седёлка на носу? (Очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут? (Мяч)
По полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать!»…(Утюг)
Станция «Библиотека»
Однажды человек рассеянный с улицы Бассейной пришёл в библиотеку и попросил дать ему такие книги:
-«Детки в зоопарке»,
-«Где тут Вова? Где Андрей?»,
-«Рассказ об известном герое»,
-«Книжка про Гришку»,
-«Семнадцать месяцев»,
-«Дом, который построил Джон»,
-«Мышкин дом»
Конечно же, он перепутал все названия. Помогите ему исправить ошибки.
Как вы уже знаете Маршак очень любил театр, а значит танцы.
Для вас танцует хореографическая студия « .» Танец « .». Руководитель
А теперь пора и нам провести музыкальную разминку.
Музыкальная разминка.
Станция «Детский театр».
В сегодняшнем спектакле
Все бороды
Из пакли, а царская корона
Из лучшего картона!...
К чему нам бархат и атлас,
Светящиеся краски?
Пусть чувства светятся у нас
Во время хода сказки!
С.Я.Маршак
Инсценирование фрагментов сказок, стихотворений, пьес.
Ваша задача, дорогие ребята, определить, фрагмент какого произведения вы увидели?
Станция «Честь и слава»
(Доска почёта и уважения) Показ на слайдах литературных героев.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце умным будет…
Викторина «Неизвестные герои».
Из какого произведения эти строки?
«Даром минуты одной не теряя,
бросился парень с площадки трамвая-
Автомобилю наперерез-
И по трубе водосточной полез» («Рассказ о неизвестном герое)
«В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам…» («Почтальон»)
«Сунул голову в окошко,
поглядел…-Да это кошка!
Пропадёшь здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!» («Пожар»)
«Давайте для разведки
разделим лес на клетки.
А лучше цепью редкой
Прочешем лес насквозь.
Прочешем лес гребёнкой-
Нельзя ж искать ребёнка,
Как курица цыплёнка,
Без плана, на авось!» («Как искали Наташу»)
Станция «Зоопарк»
Отгадайте, кто это? На слайде появляются слайды с отгаданными животными
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-топама…
Нет, ги-попо-тото-потама…
Нет, ги-тото-попо-потамама…
Пусть мама скажет за меня!
Загадки по С.Я.Маршаку:
Дали туфельку ему,
Он сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре!» (Слон)
Он так высок,
Что нелегко сорвать цветок. (Жираф)
К этой киске не подходите близко! (Тигрёнок)
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы. (Пингвин)
Они играют в чехарду
В зоологическом саду. (Кенгуру)
Течёт вода с младенца
Он недавно из пруда
Дайте полотенце. (Гусёнок)
На дальнем жарком юге,
На пальмах и кустах,
Визжат мои подруги,
Качаясь на хвостах. (Обезьяна)
Игра «Зоркий глаз».
Узнай животное по фрагменту
Станция : «Доска объявлений»
Кто написал объявление и из какого оно стихотворения.
«Разыскивается парень двадцати лет. Ходит в футболке и кепке, на груди знак ГТО»
Пожарные и милиция.
«Рассказ о неизвестном герое»
«Купим шляпы и ботинки»
Свинки.
«Не может быть»
«Требуется няня к капризному мышонку.»
Мышка-мать.
«Сказка о глупом мышонке».
«Пропала дочка. Приметы: усы и серые щёчки.»
Девочка.
«Усатый-полосатый»
Звучит песня.
Жюри подводит итоги конкурса.
Награждение грамотами. Поздравление ребят.
Классы расходятся под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Урок внеклассного чтения " Творчество А. Линдгрен".
Эта презентация может пригодиться в проведении урока по внеклассному чтению в 4 классе по теме "Творчество А. Линдгрен"....
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс...
Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс
Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...
План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»
План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...
Конспект урока по ручному творчеству для учащихся 4 класса « Белый гриб».
Конспект урока по ручному творчеству для детей сОВЗ....