Урок внеклассного чтения "Цветик-семицветик" В.П. Катаева
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Учитель : Беликова Нина Евгеньевна.
Тема урока: Нам жизнь дана на добрые дела.
В.П. Катаев «Цветик-семицветик».
Цели урока: раскрыть перед учениками значения близких по содержанию слов мечта и желание; познакомить с творчеством В.П. Катаева, его краткой биографией; подвести детей к мысли, что сказка учит задумываться над своими желаниями; научиться выбирать для себя дорогу в жизни; делать только добрые дела, ценить дружбу; способствовать формированию нравственных принципов; честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому языку, изобразительному искусству, интерес к творчеству В. Катаева.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выставка книг В. Катаева, портрет писателя, видеозапись мультипликационного фильма «Цветик-семицветик», «Волшебный цветик-семицветик» (на доске), словарь С.И. Ожегова, карточки с домашним заданием.
Ход урока:
I.Организационный момент.
- Ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь, пожалуйста. И, как настоящие хозяева, вам нужно быть гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у вас хорошо. А для этого нужно активно работать и хорошо себя вести.
II.Актуализация знаний. Слайд 1.
- Ребята, какую книгу вы сегодня принесли для работы? Покажите мне ее, пожалуйста.
-Как она называется? («Цветик - семицветик»)
-Кто ее автор? (Валентин Петрович Катаев)
1. Рассказ учителя. Слайд 2.
- Посмотрите на экран. Перед вами портрет очень известного писателя, создавшего книги для взрослых и детей, - Валентина Петровича Катаева.
Родился Катаев в южном портовом городе Одессе, где на улицах звучала греческая, албанская, турецкая, французская, немецкая, английская речь, потому что приходили туда торговые пароходы со всего мира.
Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.
По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр. Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками, портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.
В годы Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.
Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.
Книга «Цветик - семицветик» (книга в руках учителя) написана в 1940 году. Ей уже почти 77 лет. Когда я была такой, как вы, я с удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.
-А кому из вас понравилась эта книга?
-Всем? Я так и предполагала.
Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают ее.
-В чем же секрет? Сейчас разберемся.
2. Рассматривание выставки книг. Слайд 3.
Перед вами книжная выставка.
Две книги, представленные в ней, - это «Цветик - семицветик» и «Дудочка и кувшинчик». Изданы эти книги в разное время (1986, 1987).
А есть еще книга, изданная в 1988 году, самая красивая: она необычной формы, в ней яркие выразительные иллюстрации.
3. Постановка целей урока. Слайд 4.
-Сейчас мы познакомились с краткой биографией Катаева, выставкой книг – это является не основной целью нашего урока, а главная цель – раскрыть значение близких по содержанию слов мечта и желание; и мы должны выяснить над чем учит нас задуматься сказка «Цветик - семицветик».
III.Изучение нового материала.
Человек – особое существо на Земле. Он один умеет говорить, передавать в звуках речи свои мысли, а главное, может мыслить. Мышление человека связано с игрой его ума, мечтанием, фантазией, воображением.
- Мы познакомимся со значением двух важных слов русского языка, побеседуем о сказке Катаева и выясним, чему она учит и как помогает понять себя и окружающий нас мир.
- Вот посмотрите на экран (Слайд 5).
Здесь записаны слова. Прочитайте их, подумайте и скажите, как вы понимаете значение каждого из этих слов.
Мечта - …(отвечают дети).
Желание -…(отвечают дети).
Слайд 6.
-Ребята, а вот Сергей Иванович Ожегов (ученый в области русского языка) в своем словаре русского языка дает такое разъяснение значения слова мечта – это…, желание – это… .
Слайд 7 .
-Как вы видите, эти слова очень похожи, это слова-синонимы.
-Откройте свои словари по русскому языку и давайте запишем эти слова, которые вызывают трудность и в написании.
мечта желание
-Ребята, мы не случайно разобрали эти слова, т.к. они очень связаны с нашей книгой. Мы выяснили с вами, какую роль сыграло слово «желание» в судьбе главной героини сказки (девочки Жени).
Анализ сказки. Слайд 8.
-Ребята, почему книгу «Цветик - семицветик» писатель назвал сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
(«Цветик - семицветик» назван сказкой потому, что в ней действует волшебница, которая неоткуда появляется и неизвестно куда пропадает. В сказке есть цветок волшебный, исполняющий все желания; невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика. Это произведение Катаева похоже на народную сказку «По щучьему веленью»).
Слайд 9.
- Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала ее в булочную за баранками, и почему это произошло?
Слайд 10.
(Жене не очень хотелось идти в магазин, она не запомнила дорогу домой и заблудилась).
-Кто и как ей помог?
(волшебница).
Слайд 11.
-Посмотрите внимательно на экран. Найдите и прочитайте отрывок в книге, соответствующий этой иллюстрации.
(страница 5, где Фея…)
Чтение отрывка.
-Ребята, и у нас есть волшебный цветок.
(«Цветик - семицветик» на доске).
- Вы уже знаете, что в цветовом спектре краски располагаются в особом порядке, нарушать который нельзя.
(Порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый).
-В радуге семь цветов и располагаются они в определенном порядке.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
И у нашего цветик – семицветика семь радужных лепестков.
- Итак, на что потратила девочка свой первый лепесток?
(вернуться домой)
-Разумное ли это желание?
(да)
(учитель убирает с доски желтый лепесток)
- Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось желание?
Давайте все вместе их вспомним и произнесем:
-Встали.
Физкультминутка:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по - моему вели…
-Какая неприятность случилась с Женей, когда она хотела поставить цветок в вазу?
(Разбилась любимая вазочка мамы).
Слайд 12.
-На что потратила девочка второй лепесток и почему?
(Чтобы склеилась разбитая ваза, которую очень любила мама. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь).
-Найдите в книге иллюстрацию, которая подтверждает ваши слова, посмотрите. (Страница 9).
-Итак…(учитель убирает с доски красный лепесток).
-Ребята, в следующем эпизоде из сказки говорится о мальчиках, которые играли во дворе в папанинцев.
Слайд 13.
Словарная и воспитательная работа.
Папанин и его товарищи - ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смертью.
И вот, ребята, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
Чтение по ролям:
-Давайте, найдем этот эпизод и прочитаем его в лицах.
Словарная работа.
Сильное сжатие.
-Что почувствовала девочка, когда ее не приняли в игру, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе).
(учитель убирает с доски синий лепесток)
Слайд 14.
-Ребята, знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там?
-Глядя на эту иллюстрацию, скажите, что Жене грозило?
(В обществе огромных белых медведей ей угрожала смерть, она могла замерзнуть в одном платьице и сандаликах).
-Разумным ли было это желание Жени, оказаться на Северном полюсе?
(Это глупое желание)
-Что она сделала, чтобы вернуться домой?
(она потратила свой четвертый лепесток на то, чтобы оказаться в родном дворе) Вот это желание было очень разумным.
(учитель убирает зеленый лепесток)
Итак, Женя снова оказалась во дворе.
-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?
(они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не было)
-Что чувствовала Женя, когда девочки не взяли ее в игру? Какое желание она загадала, чтобы позлить их?
(Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у нее во много раз больше игрушек, чем у них)
(учитель убирает оранжевый лепесток)
Слайд 15.
-Найдите в сказке отрывок, подтверждающий эту иллюстрацию и прочитайте его.
(Страница 13, дети читают вслух страница 12)
-Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?
(Когда на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась; поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нудно только две, три игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было необдуманным.)
-На что потратила Женя шестой лепесток?
(Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она их вернуть на место, в свои магазины).
Это разумное желание. (Учитель убирает фиолетовый лепесток).
Слайд 16.
Посмотрите на экран и скажите, кого встретила девочка на бульваре?
-Что она предложила мальчику и о чем пожелала, оторвав свой последний, седьмой лепесток?
(Учитель убирает голубой лепесток)
(Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы бегать, как все здоровые дети.)
Слайд 17.
-Это хорошее, доброе желание.
-Итак, у Жени истрачены семь лепестков. Она загадала семь желаний.
-Сколько из них у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее разумные желания.
(Вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса, отправить все ненужные игрушки опять в магазины, вернуть здоровье больному мальчику.)
Это пять разумных желаний.
И два – неразумных, глупых.
(Попасть на Северный полюс, иметь все игрушки мира).
Слайд 18.
-Почему у Жени появились такие глупые желания?
(Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав, высказывает свои желания. Женя даже бывает злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.)
-Так какое же желание, на ваш взгляд, было самым важным?
(Седьмое желание, так как Женя истратила не на себя, а на то, что бы помочь человеку в беде.)
Слайд 19.
-Ребята, по мотивам сказок В. Катаева «Цветик - семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» режиссер Цехановский создал мультипликационные фильмы. Но режиссер вправе вносить свои изменения, художественный вымысел в экранизацию произведения.
-Вы смотрели мультфильм «Цветик - семицветик»?
-Сейчас мы с вами посмотрим концовку мультфильма, чтобы увидеть разницу между художественным текстом Катаева и задумкой режиссера.
Просмотр видео.
-Дети, как вы думаете, с лепестками нового цветка Женя ответственно будет поступать? (Да)
Итог урока:
-Чему учит эта сказка?
Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, а не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам, просто людям.)
Сказка учит, что надо не просить выполнять твое желание, а стараться больше знать и просить только очень важное, полезное, возможное. А главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не огорчало.
Слайд 20.
-Давайте прочитаем пословицу, которая является темой нашего урока
«Жизнь дана на добрые дела»
-Как вы понимаете эту народную мудрость?
(Нужно делать добрые дела, человека они красят…)
-Ребята, посмотрите, осталась серединка от волшебного цветка. Все лепестки девочка израсходовала. Мы выяснили, что это были разумные и неразумные желания.
-Давайте представим, что серединка имеет тоже волшебную силу. Я прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей, близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.
(Ребята подходят к серединке, дотрагиваясь до нее, загадывают желание).
-Я тоже загадала желание:
- Чтобы вы всегда делали добрые дела,
- Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
- Чтобы вы не огорчали их,
- Чтобы вы ценили настоящую дружбу.
Т.е творили добро на всей Земле.
Слайд 21.
-И я хочу закончить строчками стихотворения современной поэтессы Наталии Аркатовой:
Какой бы жизнь тяжелой не была,
В конце концов творим судьбу мы сами.
Любите, люди, тех, кто рядом с вами!
Спешите делать добрые дела!
Оценки за урок.
Задание на дом: Каждый учащийся получает карточку с вопросами, на которые они должны дать письменные ответы.
Учитель.
-Наш урок прошел не даром. Он научил вас ответственно, разумно подходить к своим поступкам и желаниям.
А это все нам удалось благодаря замечательному человеку Валентину Петровичу Катаеву. Давайте скажем ему: Спасибо!
Урок окончен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetik_-semitsvetik.pptx | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Валентин Петрович Катаев (1897-1986)
Лети, лети,лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по- моему вели. Вели, чтобы я была дома с баранками!
Лети, лети,лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по- моему вели. Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась цела.
Лети, лети,лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по- моему вели. Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе.
Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по- моему вели. Вели, чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе
Лети, лети,лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по- моему вели. Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои. Лети, лети,лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по- моему вели. Вели, чтобы игрушки поскорее убирались обратно в магазин.
Лети, лети, лепесток Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли- Быть по- моему вели. Вели, чтобы Витя был здоров.
«Жизнь дана на добрые дела»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок- конференция по творчеству В. Катаева и его книге «Цветик - семицветик».
Добрым быть совсем-совсем не просто, Не зависит доброта от роста. Доброта приносит...
Урок внеклассного чтения во 2 классе по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик"
Цель: В процессе чтения и анализа сказки «Цветик - семицветик» привести обучающихся к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости....
урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения
На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
Урок внеклассного чтения по произведению В. Катаева "Сын полка"
Для уч-ся 4 класса...
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».
Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....