Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" | 118 КБ |
Презентация к уроку | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Презентация творчества Н.Н.Носова (к 100-летию со дня рождения)
(к столетию со дня рождения)
Цель: -познакомить детей с жизнью и творчеством Н.Н.Носова,
-развить умение самостоятельного чтения книг,
-расширить литературный кругозор учащихся.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы снова встретились с вами в литературной гостинице. Добро пожаловать!
У нас в гостях сегодня приглашено очень строгое жюри, которое будет вас оценивать и в конце нашей встречи подведёт итог. Итак, члены жюри:
Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Сегодня мы будем говорить об очень добрейшем волшебнике, потому что именно он владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты: книги его переведены на десятки языков мира. Они совершили путешествие по всем континентам. Это был очень весёлый человек. Как все настоящие волшеб-ники, он был редкостным Фантазёром: как раз его фан-тазия и подарила всем нам знаменитого Незнайку со всеми увлекательнейшими его путешествиями в кругу друзей, и в Солнечном городе, и на Луне. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?
Правильно, ребята! Наша встреча посвящается знаменитому детскому писателю Николаю Николаевичу Носову и неслучайно. Именно сегодня ему исполняется 100 лет со дня рождения.
Николай Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке, расположенном в 27 км от Киева на берегу реки Ирпень, притока Днепра. Город так и назы-вается Ирпень. Отец – актёр эстрады, певец, а мать – домохозяйка, рукодельница, певунья. Воспитывали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису.
Николай Носов вспоминал: «Читать я научился в пятилетнем возрасте. Причём меня никто не учил. Учили моего старшего брата, а возле него и я выучился. Первыми моими книгами были «Чудо-сказки», и «Волшебные сказки».
Когда пришло время учиться старшим детям, семья продала домик в Ирпене и переехали в Киев. Мальчики, Пётр и Николай, стали учиться в киевской гимназии Стельмашенко, после революции ставшей просто гимназией № 9. Однажды братья решили, что нет необходимости ежедневно делать домашние задания, лучше погу-лять – авось завтра не спросят. Так они отстали от одноклассников, что нагнать про-йденное было уже почти невозможно. Но всё таки как бы трудно ни было Николай берёт в руки учебники и преодолев самого себя и собственную лень начинает зано-во перечитывать учебники. Он вспоминает: «Для меня впервые, может быть, в
-2-
тот момент стало ясно, что настоящая человеческая радость – в борьбе, в труде, в преодолении трудностей».
Так Николай Носов выиграл один из первых боёв в своей жизни. Далее он вспоминает: «Чего только я не успевал тогда! Ходил в публичную библиотеку!.. Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне… пел в школьном хоре… Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре. Ежемесячно выпускал журнал «Икс», для которого писал рассказы и повести».
Коля от природы обладал разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случилось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией. Потом он поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Как и многие знаменитые писатели Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назвал «Затейники» и отнёс в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. А за ним последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазёры», «Заплатка» и многие другие. Кроме рассказов Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома». Позднее к этим весёлым героям нарисовался ещё один, на этот раз сказочный – Незнайка. Ему посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».
Умер Николай Николаевич Носов 6 июля 1976 году на 68 году жизни. Преемником и продолжателем творчества Николая Николаевича является родной внук Игорь, который продолжил написание увлекательнейших серий книг о Незнайке.
Книжки Николая Носова самые потрепанные в библиотеке. Почему? Да потому что их с удовольствием читают, они никогда не залёживаются на полках. И кто ещё не брал в руки книг Николая Николаевича Носова, живо в библиотеку! Уверяю вас, забудите об улице, о телевизоре, о компьютере и получите массу удовольствия при чтении книг.
Итак, давайте подведём итог. Что мы знаем о Н.Н.Носове?
1.Когда и где родился Н.Н.Носов? ( Родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве.)
2.Где учился?
(В Киеве в гимназии, в Московском институте кинематографии)
-3-
3.Чем занимался после института?
(Работал на Мосфильме режиссёром и постановщиком научных и документальных фильмов, а также мультфильмов).
4. Кем же ещё был Носов?
(Детским писателем)
5. Сколько лет прожил?
(67 лет)
Конкурсы.
1.Разминка. Угадай рассказ, отгадав загадку..
1. «Вильнёт хвостом туда - сюда,
И нет её, и нет следа»
(рыбка, рассказ «Карасик»)
- «На грядке – длинный и зелёный,
В кадке – жёлтый и солёный»
(огурец, рассказы «Огурцы» и «Огородники»)
- «С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком».
(собака, рассказ «Дружок»)
- «Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом»
(ледяной горка, рассказ «На горке»)
2.Домашнее задание.
Инсценирование фрагментов из произведений Н.Н.Носова.
Угадать, фрагмент из какого произведения показали ребята?
3.Из какого рассказа эти диалоги?
1. -Она жи-жи-живая!
-Кто живая?
-Шля-шля-шля-па.
-Что ты! Разве шляпы бывают живые?
(рассказ «Живая шляпа»)
-4-
2. –Вдруг слышу сквозь сон: тук-тук-тук!
-Кто-то стучит,- говорю.
-Кто же может стучать?
-А вот послушай.
(рассказ «Тук-тук-тук»)
3. –А я раньше летать умел!
-А ну, полети!
-Сейчас не могу: разучился.
(рассказ «Фантазёры»)
- –Давай верёвку.
-А её нет, верёвки.
-Где же она?
-Там.
-Где – там?
-Ну… в колодце.
-Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
-Ну, да!
(рассказ «Мишкина каша»)
4 .Конкурс «Чёрный ящик»
Представителям команд предлагается угадать наощупь, какие предметы спрятаны в чёрном ящике, и вспомнить, из какого рассказа этот предмет.
(Предлагается телефон, пистолет, леденец, огурец, шляпа, задачник)
5 .Музыкальный конкурс.
Как вы уже знаете, Н.Н.Носов был режиссёром-постановщиком мультфильмов по своим юмористическим рассказам.
Кто написал слова к весёлой песенке «В траве сидел кузнечик»?
-Правильно! Н.Н. Носов!
Исполняется песня «В траве сидел кузнечик».
Вспомните, пожалуйста, замечательный мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса». А теперь давайте споём песенку к этому мультфильму «Человек собаке друг».
6.Конкурс «Мозаика»
(На полосках бумаги написаны названия рассказов Н.Носова.)
-5-
-Собрать названия рассказов.
«Весёлая семейка»,
«Мишкина каша»,
«Приключения Незнайки»,
«Федина задача»,
«Живая шляпа»,
«Бенгальские огни»,
7. Конкурс кроссвордистов
Кроссворд «Друзья Незнайки»
Ответы заполнять по горизонтали.
г | у | н | ь | к | а |
з | н | а | й | к | а |
в | о | р | ч | у | н |
м | о | л | ч | у | н |
в | и | н | т | и | к |
п | о | н | ч | и | к |
ц | в | е | т | и | к |
8. Конкурс «Сказочные соседи»
Укажите профессии персонажей сказки про Незнайку и его друзей.
(Детям предлагается собрать карточки)
Гусля - музыкант
Пулька – охотник
Свистулькин – милиционер
Винтик – механик
Стекляшкин – астроном
Тюбик – художник
Кубик - архитектор
Компрессик – врач
Знайка – учёный
Цветик - поэт
9.Конкурс поэтов.
На предложенные рифмы команды должны сочинить стихотворения, например:
Котёнок - ребёнок
Речка - печка
Шар - комар
Малыш - стоишь
Бочка - точка
Огурец – молодец
-6-
10. Конкурс «Тест – путешествие по «Приключениям Незнайки»
(Раздать карточки с цифрами 1,2,3) (Конкурс со зрителями)
-Пока команды готовят сочиняют стихи для вас, дорогие ребята, конкурс тест. Продолжаем набирать очки для своей команды.
1. Как назывался город, в котором жили коротышки?
-Конфетный,
-Цветочный,
-Малышкин
2. Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетали малыши на шаре?
-Зелёный,
-Оранжевый,
-Пёстрый
3.Какого роста были коротышки?
-ростом с гриб,
-ростом с огурец,
-ростом с арбуз
4.Из чего были сделаны воротнички на платьях у малышек?
-из тополиных пушинок,
-из чёрно-бурых гусениц,
- из кружева
5.На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?
-на конфетах и печенье,
-на макулатуре,
-на сиропе и газировке.
6.Из чего Знайка сделал воздушный шар?
-из лёгкой ткани,
-резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы,
-из целлофанового пакета
7.Из чего были сделаны у малышей парашюты, когда они прыгали с воздушного шара?
-из лепестков,
-из одуванчиков,
-из листочков.
-7-
8.Чем лечил коротышек доктор Пилюлькин?
-йодом и касторкой,
-зелёнкой,
-горчичниками.
9.Чем лечила коротышек Медуница?
-ирисками,
-мармеладом,
-мёдом
10.Почему город, где жили одни малыши, назывался Змеёвка?
-там водились змеи,
-его жители любили запускать бумажных змеев,
-малыши шили себе одежду из змеиной кожи.
11. Как был одет Незнайка?
-рваные джинсы, футболка и бейсболка,
-голубая шляпа, жёлтые брюки, оранжевая рубашка с зелёным галстуком,
-строгий чёрный костюм с белой рубашкой и галстуком-бабочкой.
11. Конкурс.
Как мы уже говорили, малыши были ростом с огурец.
Назовите книги других писателей о «маленьких человечках»
Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»,
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»,
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»,
Я. Лари «Необыкновенное приключение Карика и Вали»,
К.И. Чуковский «Приключения Бибигона»,
Л. Пантелеев «Фенька»,
Э. Успенский «Гарантийные человечки»
Команды читают свои стихи.
-Пока жюри подводит итоги наших конкурсов, для вас споёт
«Песню о школе» Дробышевская Татьяна
Подведение итогов жюри.
Награждение.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.Есенина.
Урок-мастерская в 4 классе....
Урок внеклассного чтения " Творчество А. Линдгрен".
Эта презентация может пригодиться в проведении урока по внеклассному чтению в 4 классе по теме "Творчество А. Линдгрен"....
Конспект урока внеклассного чтения. Тема: "Творчество А.М. Волкова. "Волшебник Изумрудного города"" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс...
Конспект урока внеклассного чтения по теме "Творчество С. Я. Маршака" 2 класс
Урок - концерт по внеклассному чтению предназначен для учеников 2-3 классов Урок позволит детям расширить представление о творчестве С. Я. Маршака...
План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро»
План-конспект урока внеклассного чтения в 4 классе. Тема: « Творчество Шарля Перро».Урок-игра по творчеству Шарля ПерроЦель: ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателе...
Конспект урока по ручному творчеству для учащихся 4 класса « Белый гриб».
Конспект урока по ручному творчеству для детей сОВЗ....