Растим патриотов
статья (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ministerstvo_obrazovaniya_Saratovskoy_oblasti.doc | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Саратовский институт повышения квалификации работников образования
СТАТЬЯ
РАСТИМ ПАТРИОТОВ
Работа учителя начальных классов
высшей категории, победителя ПНПО
МОУ СОШ № 40 города Саратова
Сайчик Галины Ивановны
Саратов
2010
.
Отечественной старые солдаты!
Не кажется ль вам, милые, порой,
Что стали мы музейным экспонатом
Исчезнувшей эпохи фронтовой?
Не верится сегодняшним ребятам,
Что это мы, седые старики,
Смогли тогда, в далеком сорок пятом
Свернуть фашизму черные клыки.
Мальчишки орден щупают руками.
У девочек слезинки на глазах:
Храните, дети, чистыми сердцами
Святую быль о нас, фронтовиках!
Патриотизм (греч.patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Процесс воспитания гражданственности, патриотизма начинается очень рано – с 4-5 лет и продолжается на протяжении всей жизни человека. Это может показаться, на первый взгляд, удивительным, но первые политические « знания» появляются в столь раннем возрасте. Представьте себе сцену: две мамы привели своих детей – каждому ребенку примерно 4-5 лет – к памятному знаку в день празднования Дня Победы 9 мая. Дети видят необычную обстановку: горит «вечный огонь», лежат цветы, звучит торжественная музыка. И каждый ребенок спрашивает свою маму: что это? Одна отвечает: « Это газ горит, как у нас дома, на кухне». Вторая говорит: «Этот огонь зажгли в честь людей, которые отдали свою жизнь для того, чтобы мы могли радоваться жизни, наслаждаться всем этим. Мы помним этих людей, потому что они тоже хотели жить, но пожертвовали собой. И мы приходим сюда, дарим им цветы, потому что помним о них и благодарны им. Когда ты станешь взрослым, то будешь приходить сюда со своими друзьями». Я не хочу сказать, что первый ребенок обязательно вырастет равнодушным человеком, а второй – глубоко сознательным гражданином своей страны. Но в любом случае, их мамы бросили «первые зерна» в детское сознание. Вот так постепенно и идет процесс формирования политических представлений, ориентаций. Ученые пришли к выводу, что основой политических убеждений человека являются общие установки, корни которых лежат в его детстве, и с детским опытом связано дальнейшее отношение человека-гражданина к политической власти, к государству.
Сегодня в нашей стране есть полное понимание того, что от процесса нравственно-патриотического воспитания и гражданского образования зависит не только воспроизводство политической культуры, но и формирование политической культуры нового типа.
Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить. Итог патриотического воспитания школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.
Опыт работы со школьниками убедили меня в том, что школа призвана не только давать необходимые знания, но и приобщать детей и подростков к разного рода общественно-полезной деятельности.
Наша школа успешно сотрудничает с ГУ ССС «Центр социального обслуживания Заводского района города Саратова». Мы пришли в этот центр, когда дети учились во втором классе. Целью нашего посещения было знакомство с центром и встреча с ветераном Великой Отечественной войны, «сыном полка» - Николаем Николаевичем Копченовым. Николай Николаевич встретил нас в парадной форме, увешенной орденами и медалями. Его не призывали в армию, но все четыре военных года он был на передовой. Дважды родные получали на него похоронку. Много лет он возглавлял Саратовскую областную секцию защитников Москвы. Был инициатором ее создания, много делал и продолжает делать для того, чтобы наши земляки, отстоявшие столицу, не затерялись в житейском море, а могли периодически встречаться, общаться, сообща решать проблемы. Николай Николаевич оказался замечательным рассказчиком и удивительным человеком.
Эта первая встреча стала началом программы сотрудничества « Мы вместе. Развитие и укрепление межпоколенных связей». В рамках этой программы на протяжении вот уже трех лет дети имеют возможность встречаться с ветеранами Великой Отечественной войны, устраивать им концерты, спектакли, дарить подарки, сделанные с огромной любовью своими руками. Не остаются в стороне и родители.
Незабываемым событием для всех стало празднование дня Победы в мае прошлого года. Дети с волнением готовились к этому дню. Разучивали танцы, стихи, песни. Вместе с родителями мастерили подарки ветеранам. На празднике за столиками дети сидели вместе с ветеранами, рассматривая ордена и медали. Вместе танцевали вальс. Вместе, стоя, пели песню «День Победы».
Такие встречи помогают высветить глубокие тайники детской души. Главное – вызвать у детей глубокое личностное восприятие, переживание услышанного, размышление о нем. Только при этом условии событие способно оказать воспитывающее влияние на ребенка, только так возможен «диалог» ветеранов с нынешним поколением. Всем понятно, если представители разных поколений совместно готовят мероприятия, то происходит активное взаимодействие, постоянное общение между ними. Актуальность работы заключается в том, что молодое поколение должно знать о мужестве и героизме своих дедов, прадедов, земляков-саратовцев, чтобы гордиться ими, помнить и память о них передавать будущим поколениям. Подобные встречи превращаются в события, наполненные глубоким патриотическим содержанием. И самое главное через живое общение происходит пробуждение и развитие у подрастающего поколения духовности, гражданственности, глубокое уважение к историческому и культурному прошлому Родины.
После этого праздника дети написали о своих впечатлениях. Вот одно из них: «Давайте не будем забывать, что было! Я горд, что я – гражданин России, что я русский человек. Я постараюсь быть патриотом своей Родины, таким же какими были наши деды и прадеды».
Слушая рассказы о войне, общаясь с ветеранами, дети учатся жизненной стойкости, мужеству, благородству. Учатся любить и защищать свою Родину.
Великая Победа остается частью нашей современности. Живет в идеалах, ценностях и традициях современного поколения и выступает основным источником духовно – нравственного возрождения страны в начале третьего тысячелетия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Растим патриота России"
Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...
Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.
Цель проекта: На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...
Внеклассное мероприятие "Растим патриотов"
"Есть такая профессия, Родине служить"...
Методическая разработка "Растим патриотов России"
Участвовала в областном конкурсе "Растим патриотов России", заняла 3 место....
Растим патриотов России.
Публикация учителя по теме "Растим патриотов России"....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...
Внеурочная деятельность "Растим патриотов"
Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. ...