Программа "Растим патриота России"
рабочая программа (4 класс) по теме
Пояснительная записка
Программа «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 1-4 классов с нарушением зрения. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной, воспитательной и коррекционной среды.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем для детей с нарушением зрения.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания.
В связи с предстоящим, 65-летием со дня победы в Великой Отечественной Войне, с целью повышения статуса патриотического воспитания в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. принято решение участвовать в краевом конкурсе в области гражданско-патриотического воспитания.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Учащийся получил, большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью учебного подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в воспитательном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс. Процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократичного общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
При разработке программы мы опирались на следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее.
Принцип гуманизации.Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноценного партнёра.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка.
Принцип интегративности.
Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностейРеализуется в сотрудничестве с со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями.
Цель и задачи Программы
Целью Программы формирование у учащейся молодёжи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать её процветанию, а также воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь ребят, разнообразные виды деятельности. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотического воспитания:
- знакомство учащихся с нарушением зрения с героическими страницами истории нашей Родины, с краем, в котором живёшь;
-создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- привитие уважения к Государственному гербу и Государственному флагу, к героическому прошлому, к культуре своего народа, любви к родному языку;
- формирование представление об эпохе, о личностях, творивших историю этого периода, и основных событиях;
- формирование гражданско-правовой культуры учащихся на основе принципов демократии;
- формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- воспитание чувства гордости за героическое прошлое своего народа;
- воспитание в духе национального взаимодействия разных наций и народов;
- воспитание гармонично развитой личности, формирование мировоззрения;
- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
- развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края;
- развитие мышления, памяти и внимания;
- уважительного отношения к национальной духовной культуре своего народа, его языку, истории, обычаям, традициям, чувства солидарности и единства народов, населяющих нашу страну;
-умение работать коллективно.
Программа может функционировать с гарантией на успех при определенных условиях.
Содержание Программы
Программа включает в себя следующие направления:
1. Мой край родной.
Цель: Воспитание у ребят чувства гордости и любви к родному краю, как к своей малой Родине.
Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у детей позицию «Я – гражданин, патриот Забайкальского края».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал, изготовление поделок из природного, бросового материала, праздник.
2. Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
2. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
3.. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
4.Соотносить права и обязанности детей
4..Развивать ученическое самоуправление.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.Беседы, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения.
3. Связь поколений.
Цель: Осознание ребятами как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у ребят чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники посвященные памятным датам.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Вовлечение и подготовку школьников к участию в работе по сохранению памяти о защитниках Отечества.
- Пропаганду боевых традиций народа.
- Воспитание чувства гордости за подвиг старшего поколения.
- Воспитание бережного, отношения к героическому прошлому, памяти о тех, кто воевал, отстоял свободу и независимость нашего народа.
- Воспитательно-учебный компонент, основанный на предметном начале с 1 по 4 классы.
- Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
- Систему тематических, творческих классных часов и внеклассных воспитательных мероприятий.
- Школьное самоуправление.
- Участие в тематических конкурсах, выставках.
- Активное сотрудничество социумом и общественными организациями.
Реализация Программы рассчитана на 5 лет.
Этапы реализации Программы:
I этап: проектный - 2005-2006 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2007-2010 учебные годы.
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – патриот России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
3.Развивать ученическое самоуправление.
4. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2009-2010 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы школы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство, а также тесное сотрудничество со всеми музеями города, библиотеками, общественными организациями.
Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о школьных, городских, областных, всероссийских конкурсах.
Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. Гражданские навыки:
- уметь работать и действовать самостоятельно и в коллективе;
- знать свои права и обязанности и уметь их использовать;
-уметь принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию;
2 Осознанное отношение к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
-права и свобода человека и гражданина;
-символика Российской Федерации;
-национальное самосознание;
-уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;
- качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);
- деятельность детской организации;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость.
В результате реализации Программы ожидается:
1. В школе как в воспитательно-образовательной системе:
- создание системы гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
- вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Модель выпускника:
- в историко- краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере: осознание ребятами высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
- в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией конечным результатом реализации Программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание ребят, как основа личности будущего гражданина России.
В результате обучения учащиеся будут
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
- О сложности и многомерности истории нашего Отечества;
- О правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;
- О причинно-следственных связях исторических событий;
- Как использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития России и других стран;
- Как проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
- Как сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;
ЗНАТЬ:
- Основные события и периоды отечественной истории;
- О героических страницах и подвигах людей;
- Как составлять сравнительные таблицы и обобщать факты.
- Как составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
- Как соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;
- Как классифицировать исторические события и явления по указанному признаку;
УМЕТЬ:
- Высказывать суждение о назначении, ценности источника, выявлять их сходства и различия;
- Рассказывать (устно или письменно) о важнейших исторических событиях, их участниках;
- Давать развернутое описание исторических объектов, памятников;
- Показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
- Называть характерные, существенные черты событий и явлений прошлого;
- Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
- Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- Излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий.
- Вести дискуссию;
- Соотносить даты отечественной истории с определенными явлениями мировой истории.
Мой край родной.
Дата | Тема | Цели | Форма проведения |
Сентябрь | «Знаешь ли ты свой город?» | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа, анкетиро-вание |
«Мнения краеведов о том, в честь кого было названо, Петровским, градообразующее предприятие, символика нашего города» | Расширить сведения детей об истории своего города. | Диспут (Способы познания прошлого: наблюдение, архивы, вещественные и письменные источники) | |
«Угадай, где я нахожусь?» | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города | Дидактическая игра | |
Октябрь | «Где я отдыхал летом» | Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке | Рисование |
«Конкурс стихов поэтов о родном крае».
|
| Конкурс чтецов | |
«История возникновения родного города» (4 января 1926 года) | Познакомить детей со старинным поселением: выбор места, защита от врагов и т.д.. Воспитывать интерес к истории города
| Выпуск листовки | |
Ноябрь | «Центральная улица города» (Дамская улица). | Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную. Знать о историческом центре современного города, значение и важность его сохранения | Дидактическая игра |
«Улицы родного города» | Учить передавать красоту родного города | Изобразительная деятельность | |
«Торговое дело в забайкальском крае» | Познакомить детей с историей обмена товарами, появлением купцов, появление монет. Бумажных денег | Занятие. Игра «купец» | |
« Парад овощей» |
| Коллективное творческое дело | |
декабрь | «Достопримечательности родного города»
| Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города | Экскурсия, памятники родного края.
|
«Город-музей» «Найди отличия» | Сравнивать особенности старого и современного города | Дидактическая игра | |
«Русская изба в Забайкальском крае» | Знакомить детей с историей строительства домов, устройство избы, отопление и освещение, домашняя утварь, трапеза, заботы и игры крестьянских детей. | Изготовление мини-музея. | |
| « Здравствуй Зимушка-зима» | Знакомить с традициями и обычаями русского народа.
| Коллективно-творческое дело, праздник |
Январь Февраль | «Придумай названия будущим улицам города» | Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали Развитие творческого мышления. | Творческое задание |
«Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» | Учить детей отличать профессии города от профессий села | Дидактические игры | |
«Все профессии важны»… | Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда | Сюжетно-ролевые игры | |
«Делу – время, потехе – час» | Закреплять знание русского фольклора | Конкурс пословиц и поговорок | |
«Предприятия родного города» | Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции | Беседа, экскурсия | |
«Флора и фауна Забайкальского края» | Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края | Классный час, КВН. | |
«Поможем птицам зимой» | Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе края | Акция | |
Февраль | «Птицы Забайкальского края» | Формирование знаний о птицах Забайкальского края, поиск необходимой информации совместно с родителями, воспитателями. | Изготовление альбома |
«Красная книга Забайкалья» | Вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. | Практическое занятие | |
«Крупные реки — Хилок и Унго» | Значение рек в жизни нашего края | Оформление альбома | |
«Петровск-Забайкальский район- западные ворота Забайкальского края” | Учить обозначать и находить границы нашего края. | Игра | |
«Главный железнодорожный узел ЗабЖД на западном направлении» | Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу | Сюжетно – ролевая игра | |
«Основные отрасли районной промышленности» | Вызвать интерес к процессу выращивания хлеба в настоящее время и изготовление в современных условиях | Занятие | |
Март | « Ярмарка женских профессий» | выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
| Коллективно-творческое дело, праздник |
| «Территория школы – цветущий сад» | Содействовать патриотическому воспитанию, уважительному отношению любви к малой Родине, воспитание положительного отношения к труду. | Проект (приложение №1) |
Апрель | «Крестьянская изба» | Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | Экскурсия в музей |
«Что лишнее?» | Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом жителей города. | Дидактическая игра | |
«Символика родного города» | Познакомить детей с гербом города,. Стихи, песни о Петровске.
| Аппликация, рисование Викторина “Дорисуй герб”.
| |
Сделаем наш город чище | Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. | Практическое занятие | |
| «Моя Родина–Забайкальский край» | Обобщить знания о флоре и фауне Забайкальского края; углубить представления о женском костюме, закрепить знание русских пословиц и поговорок | Защита проекта |
Май | «Знаменитые люди Петровск-Забайкальска» | Познакомить детей с именами жителей, которые прославили наш город. 1.“Город им обязан своим созданием” Иркутский купец Иван Бутыгин (1776г.) Екатерина 2 (1778) 2.“Хранители истории города” 3.“В танце, песне город прославляя…”
| Викторина “Имена, имена, имена”
|
| « дом- край-мир» | Реализация национально – регионального компонента, -воспитание любви и гордости за родной город;
| Классный час. |
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» | Выявление усвоенных знаний детьми | Диагностика | |
“Я славлю город, в котором живу” | Воспитание любви и гордости за родной город; развитие творческого воображения. | Презентация альбома |
Растим патриота и гражданина России.
Дата | Тема | Цели | Форма проведения |
Сентябрь | Выборы актива класса
| Развивать ученическое самоуправление. | Анкетирование
|
«Основные положения Конвенции» | Способствовать осознанию ответственности за свои права. | Беседа
| |
«Овеянные славою флаг наш и герб»
| Воспитание патриотизма и гражданственности у детей популяризации государственных символов РФ. | Классный час | |
Октябрь | «Наши права и обязанности» | Повышение правовой грамотности | Викторина по правовой тематике. |
Ноябрь | «Богатырская наша сила» | Воспитание уважительного к национальной духовной культуре | Мероприятие по русским былинам |
«Русский народ и его истоки»
|
| ||
Декабрь | «Толерантность – это…» | Воспитание учащихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам | Классный час |
Январь | Музей под названием «Русские чудеса» |
| Диспут |
«Образование в современном мире» |
| Классный час | |
Февраль | День защитника Отечества. | Познакомить уч-ся с историей возникновения праздника Днём Защитника Отечества. Вспомнить славные подвиги земляков.
| Классный час |
Март | « Ярмарка женских профессий» | Выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей; выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
| Коллективное творческое дело |
Апрель | «Религии» |
| Беседа |
Май | Беседы с участковым уполномоченным милиции. |
| Беседа |
| Мы — граждане России" | формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”. | Классный час-размышление |
| “Я, моя семья, мои друзья”.
| воспитание чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.
| Классный час, сбор пословиц по данной тематике. |
Связь поколений.
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения |
|
сентябрь | Мы — граждане России" | формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно- нравственном смысле понятия “гражданин”. | Устный журнал |
|
октябрь | «Песни военных лет» | Познакомить с песнями Вов, рассказать о роли песен в жизни людей. | Музыкальная гостинная |
|
Ноябрь
| « Дети и Великая отечественная война» «Блокада Ленинграда. Дневник Татьяны Савичевой» | рассказать учащимся о роли детей в годы войны. расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье; заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры; воспитания уважения к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.
| Месячник | |
Классный час | ||||
Разведчица, партизанка, комсомолка - Зоя Космодемьянская. | ||||
| Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова – пионеры герои, сыны и дочери полка. | Классный час | ||
декабрь | Города –герои (Ленинград, Смоленск, Киев, Керчь, Минск, Москва, Одесса, Новороссийск, Волгоград, Севастополь, Мурманск, Брест
|
| Месячник |
|
январь | Герои Великой Отечественной Войны: А) Жуков Георгий Константинович
|
| Месячник |
|
февраль | События, люди, даты.
| Блиц-турнир |
| |
март | “Ордена и медали”. А) Орден Богдана Хмельницкого « Хатынь»
| Практическое задание
| ||
«Подвиг панфиловцев»
| Воспитание уважения к защитникам Родины; Развивать патриотические чувства.
|
| ||
апрель | « Чье детство пришлось на военные годы» | Познакомить ребят с ветеранами города, способствовать формированию гордости за людей той эпохи. | Встреча с ветеранами города. | |
Содружество независимых государств. | Познакомить с символикой 11 независимых государств. Расширить представление детей о родной стране | Урок солидарности. (коллективно-творческая работа, игра: «символы-государств-участников СНГ») | ||
май | «Служили они великому делу» | Познакомить с бывшими фронтовиками и работниками нашей школы. | Встреча – чествование ветеранов войны. | |
«Мир глазами детей», « Помнить больно - забыть нельзя» | Совершенствование навыков ИЗО, Воспитание патриотизма. | Конкурс рисунков. | ||
« Память о героях священна»
| Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений, воспитание патриотизма. | Конкурс чтецов. | ||
«Нам завещана память и слава» | Содействовать военно-патриотическому воспитанию, уважительному отношению к участникам Великой Отечественной войны, воспитанию любви к Родине и готовности к её защите | Торжественная линейка | ||
«Путь к победе» | Урок мужества |
Литература для педагогов
1.Амельченко В. В. Дружины Древней Руси. - М. : Просвещение, 1992.
2.Бескровный Л. Г. Армия и флот в начале XX в. - М. : Просвещение, 1986.
3.Волков С. В. Русский офицерский корпус. - М. : Русь- РКБ, 1993.
4.Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
5. .Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – В помощь учителям начальных классов. Материалы проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева – Волгоград: Учитель, 2007 г.
6.Горский А. В. Александр Невский “Родина”, № 11, 1993.
7.Георгиевские кавалеры. Т. 1, 1769-1850. - М. : Просвещение, 1993.
8.Ермаков А. П. Характеристика полководцев 1812 г. “Родина”, № 1, 1994.
9.Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
10.верев Б. И. Страницы военно-морской летописи России. - М. : Просвещение 1981.
11.Карамзин Н. М. Об истории государства Российского. - М. : Просвещение, 1990.
12.Карганов В. В. , Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М,: Просвещение, 1989.
13.Карпов В. С. Маршал Жуков. - М. : 1994 г.
14.Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. - М. : Русь- РКБ 1999.
15.Кулаков В. Ф. Во имя России. - М. : Русь- РКБ, 2000..
16.Кереновский А. А. История Русской армии. В 4-х томах. -С-П,: Полигон, 1992
17.Павленко Н. И. Александр Данилович Меньшиков. - М. Просвещение,1989.
18.Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
19.Старков Б. В. Сто дней “Лубянского маршала”. “Родина”, № 11 1993 г.
20.Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.
21.Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XX–XVI вв.. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.– 736 с.
Литература для детей.
1.Газета "Первое сентября. Начальная школа" (Приложение к журналу "Начальная школа") № 13/2003, стр.13.
2. Стихи Татьяны Шарыгиной.
3. Владимир Гордейчев “Хлеб войны”.
4.Эдуард Асадов «Письмо с фронта»
4. Песня «Дороги» Муз. А.Новикова; cтихи: Л. Ошанина.
5. Песня «Темная ночь» Муз. Н. Богословского; стихи: В. Агапова.
6. Песня: «Журавли» Муз. Я. Френкеля; cтихи: Р. Гамзатова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации "Патриоты России"
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по- своему отражается на патриотическом воспитании. Изменилось Отечество, пересматривается его прошло...
Урок по окружающему миру в 4 классе по программе « Школа России» Тема : « Патриоты России».
Это урок обобщения и систематизации. Урок решения практических ,проектных задач.Урок поможет: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представленияоб основополагающих по...
Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс...
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Патриоты России».УМК "Школа России".
Тема: «Патриоты России».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»...
Технологическая карта урока по окружающему миру: "Патриоты России" (УМК "Школа России"., 4 класс)
Тема урока: «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Формирование представления учащихся о патриотизме.Планируемые результатыДидактические:1. Позна...