Растим патриотов России.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Воспитание гражданственности и патриотизма
у младших школьников средствами краеведения.
Бабенкова Н.Ф.
учитель начальных классов
Родина нуждается в каждом из нас: мы – её часть. Мы не меньше нуждаемся в Родине: изучая славную историю Отечества и его богатейшую культуру, мы ощущаем свою причастность к славным деяниям предков, чувствуем себя защищенными от внешних посягательств на наше достояние и уверенно смотрим в завтрашний день.
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства её культурных традиций играет огромную роль в становлении личности человека. Чувство собственного достоинства и уверенности в себе невозможны без уважения к истории своей малой родины. « Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации,»- таково одно из ведущих положений региональной образовательной программы «Наш край».
Не первый год в школах нашей области проходит реализация этого регионального образовательного курса. Главная цель курса состоит в воспитании гражданина и патриота, знающего и любящего свой родной край, в необходимости вызвать у ребенка теплое чувство сопричастности к родной земле, её храмам, истории, природе и слову.
Занятия курса «Наш край» благотворно влияют на детей, обогащают их эмоциональный мир, духовно наполняют его, формируют мотивацию к познанию и творчеству, расставляют акценты на принадлежности человека к своей Родине, своему родному краю, своей земле.
Занятия курса «Наш край» можно проводить как в форме традиционного урока, так и в форме интегрированных уроков, а также внеклассных мероприятий. Особенно хороши эти уроки для интеграции с уроками музыки и изобразительного искусства.
В 3-ем классе я проводила занятие «Певческая и музыкальная культура родного края». Это был второй урок во втором разделе курса «Наш край» «Красота рукотворная».
Главную цель занятия я сформулировала так: формирование познавательного интереса к истории родного края.
Задачи занятия были следующими:
- Познакомить учащихся с историей возникновения творческих коллективов края, с русскими музыкальными инструментами.
- Погрузить детей в мир музыкальной и певческой культуры Владимирщины и создать у них эмоционально-образную картину своего края.
- Помочь учащимся ощутить связь каждого человека с истоками малой родины.
Урок начался с эмоционального вступления, посвященного природе родного края, так как жизнь человека всегда была глубоко с ней связана. Щедро наградила природа красотами землю Владимирскую. Пусть эта красота не броская, но она мила нашему сердцу. И рождается песня от красоты вокруг, как отклик в добром человеческом сердце.
На уроке дети познакомились со стихами владимирских и меленковских поэтов И.Ганабина («Край родной! Скажи по чести…»), Л.Симаковой («Ты моя Меленковщина»), которые просто и проникновенно изображают нам красоту родных лесов и полей. Эта красота - не только в окружающей нас природе, но и в душах людей, живущих на этой земле, создающих её культуру. Поэтому дети познакомились с историей возникновения рожка как древнейшего музыкального инструмента нашего края и искусством игры на нем. Современное искусство Владимирщины также не теряет связи со своими исконными корнями. Это демонстрирует муромский ансамбль «Мурома», мастерски использующий рожок в своих музыкальных композициях. Песни в исполнении творческих коллективов Меленковщины дополнили представление учащихся о певческой и музыкальной культуре родного края.
Урок сопровождался презентацией, дающей представление о том, как выглядели музыкальные инструменты, знакомящей с местными творческими коллективами и демонстрирующей красоту родной природы.
Но дети были не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками занятия: они читали стихи, разгадывали загадки о музыкальных инструментах, пели песню « Меленки на Унже». Два ученика эмоционально рассказали одноклассникам об истории возникновения рожка на владимирской земле. Физкультминутка прошла в форме танца под красивое многоголосье ансамбля «Мурома», исполнивших песню «Как по горам по горам…».
В 4 классе в 4-ом разделе курса « Я – гражданин России» учебно-тематический план предлагает путешествие по городам Золотого кольца.
Мной был разработан и проведен интегрированный урок «Наш край» - ИЗО в форме путешествия по городам русской земли « Золотое кольцо России» с использованием ИКТ.
Маршрут «Золотое кольцо России» предоставляет учителю большие возможности. Дети знакомятся с группой древних городов, занимающих особое место в истории русской земли. Они проникаются красотой сияющих золотом на солнце куполов православных храмов. Особое место на нашем уроке заняли города Владимирской земли – Владимир и Суздаль.
С помощью презентации «Города Золотого кольца» мы с детьми полюбовались окрестностями Владимира, «поднялись» на высокую водонапорную башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. «Спустившись», « прошли» по улицам: вот Дмитриевский собор, а вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси.
В Суздале побывали в знаменитом Музее деревянного зодчества. Да и весь Суздаль – это всемирно известный город-музей. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – дети как будто перенеслись в далёкое прошлое.
Данный урок был призван воспитать в детях чувство гордости за то, что они живут на этой прекрасной и древней земле!
Заочное путешествие по городам Золотого кольца нашло свое отражение в выполнении следующих заданий:
- изображение объектов древнерусского города графическими материалами;
- создание коллективной композиции « Древнерусский город».
Каждый ребёнок рисовал один объект древнерусского города: сторожевую башню, собор, крепостную стену, дворец-терем, деревянную избу в соответствии с заданием карточки и вырезал его. Затем все вместе «строили» свой город (на листе ватмана был предварительно нарисован пейзаж). Получилось как у А.С.Пушкина в «Сказке о царе Салтане»:
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Эта замечательная коллективная работа украсила нашу классную комнату.
Мы не забыли упомянуть о нашем славном городе Меленки. Он не такой древний (в 2008 году городу исполнилось 230 лет), как упомянутые в ходе урока города, но не менее красивый, а, главное, - самый родной.
Звучание колоколов церквей, музыкальная композиция «Смоленский гусачок» в исполнении ансамбля «Мурома» сопровождали нашу работу.
Занятия курса «Наш край» в 4-ом классе объединены темой «Моё Отечество сынами славится!» Ко Дню защитников Отечества я проводила с ребятами моего класса «Богатырские потешки». Мальчишки показывали свою молодецкую удаль: соревновались в беге, в меткости при метании дротиков, в силе при поднимании гири, в ловкости в «петушиных боях», в перетягивании каната. Примерив на себя доспехи русского воина и подержав в руках мечи и щиты, ощутили себя настоящими воинами и защитниками земли русской. Мероприятие проводилось на базе студии коллектива Дружины ратоборцев «Русичи». Этот замечательный коллектив является не только продолжателем традиций русских боевых искусств, но и хранителем исторических дат былых сражений древних Великороссов. Программа коллектива направлена на воссоздание и пропаганду исконно русских единоборств с элементами пластики и танца. Воссоздают обряды и обычаи древней Руси. Юные «Русичи» принимают присягу на Красной площади Москвы у памятника Минина и Пожарского. Русские ратоборцы дают клятву верности у Вечного огня.
Основным критерием результативности освоения региональной образовательной программы «Наш край» выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края, малой родины, одним из показателей которого можно считать овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края.
Поэтому результатом работы учеников на моих уроках являются прежде всего творческие работы детей, в которых они пытаются выразить свои впечатления от увиденного и услышанного. Четвероклассники посвящают первые поэтические «пробы пера» своей школе, своему городу, в которых дети передают свою любовь к ним. Ученические сочинения преисполнены гордости за свой край:
…На речке Унже, мелководной и шумливой,
Есть городок неторопливый.
Он называется от речки, что мелка.
Есть город Меленки и Меленка-река.
…Так живи и процветай, городок на речке Унже!
Мой родной, любимый край, нет тебя на свете лучше!
Эти детские строки как нельзя лучше демонстрируют тот патриотизм, который с ранних лет мы и пытаемся заложить в их юные души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Растим патриота России"
Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...
Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.
Цель проекта: На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...
Методическая разработка "Растим патриотов России"
Участвовала в областном конкурсе "Растим патриотов России", заняла 3 место....
рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов России" 3 класс
В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит образовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности молодых россия...
Программа "Растим патриотов России"
Рабочая программа "Растим патриотов России". Цель программы: воспитание гражданственности и патриотизма через знакомство с историей России, города; приобщение обучающихся к культурным традициям русско...
Выступление на тему "Растим патриотов России"
Сегодня все меньше и меньше остается последних свидетелей тех трагических лет…Последних свидетелей Великой Отечественной войны. За ними – больше никого! Сейчас это уже пожилые люди… Как бы ни менялись...
рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов России"
Содержание программы внеурочной деятельности "Растим патриотов соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4 классов....