Методическая разработка "Растим патриотов России"
методическая разработка по теме
Участвовала в областном конкурсе "Растим патриотов России", заняла 3 место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastim_patriotov_rossii.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
"Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству,
эта любовь дает воспитанию верный
ключ к сердцу человека и могущественную
опору для борьбы с его дурными
природными, личными, семейными и родовыми наклонностями".
К. Д. Ушинский.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Опираясь на то новое положительное, что появилось в психике ребенка, начальная школа пытается формировать чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7-10 лет хоть какое-то представление о малой и большой родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества.
Цели и задачи
Основная цель данной работы: формирование основ патриотизма у младших школьников (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих
способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края. Формирование ведущих интегративных качеств личности. Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии;
Трудовые дела.
Технологии:
Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
Организация экскурсий в краеведческий музей;
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории;
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории родного города, края.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы рассчитана на 4 года и ориентирована на младший школьный возраст (7 – 10 лет). Данная программа предполагает
повышение у младших школьников краеведческих знаний;
устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России;
уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству;
интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда;
осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям;
самоуважение и соблюдение правил культуры;
организованность, развитие пунктуальности и требовательности к себе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
1. Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Отсутствие многообразия в небольших городах учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития патриотизма у младшего школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. С появлением телевидения и компьютеров, нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности. Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени.
2. Педагогическая и психологическая направленность.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Шли годы, и произошедшая в 90-е XX века полная деидеологизация школьного процесса возможно и принесла какие-то положительные моменты в учебный процесс, но многое было утеряно. В частности, мы, как граждане великой страны, потеряли идейное единство, и, к сожалению, на место ушедших детских организаций не пришли новые объединения, и образовалась некая ниша, которую необходимо было заполнить.
Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания. И совершенно напрасно!
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста (дошкольников) должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Но не следует заострять на этом детское внимание. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности - это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста. Первое - их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Смотры строя и песни, игра "Зарница", туристические походы, разнообразные спортивные соревнования, посвященные великому Дню Победы и многое другое - все это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым!
Дети - это губка, впитывающая все новое, они просто ни дня жить не могут без новых ощущений и эмоций, запоминают их, воспроизводят, по нескольку раз пересказывая события прошедшего дня. На педагогическом языке - это сенсорно-перцептивная активность, то есть потребность в новых сенсорных впечатлениях. Пригласите на классный час ветеранов войны, ведь их так мало осталось, этих защитников, настоящих воинов, которые грудью защитили страну в страшные годы Великой Отечественной войны, с их личными, дорогими сердцу военными. Соберите на празднование 8 марта всех бабушек, чтобы они поделились своим прошлым, свои опытом, и Вы увидите горящие детские глаза и неподдельный интерес.
А с каким энтузиазмом младшие школьники принимаются разбирать и собирать автомат во время экскурсий в воинскую часть, вязать сложные морские узлы и наперебой отгадывать задания викторин! Все это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Подобрать интересные вопросы на викторину, подготовить яркую красочную компьютерную презентацию о родном крае с мультимедийными эффектами, даже создать свой небольшой видеоролик, привлекая родителей - вот те средства воздействия, при помощи которых можно донести каждому маленькому человечку силу красоты родной земли.
Родной край, картины природы: горы и степи, озера и моря, мегаполисы и маленькие населенные пункты таят в своей истории множество открытий. Вспомните, сколько разнообразных легенд и сказаний, песен и стихов о родном, любимом крае можно рассказать детям! Любовь к природе, бережное отношение к богатствам ее, к каждому колоску и деревцу, поход в краеведческий музей и собирание коллекции минералов и камней, гербарии, также поможет воспитать в детях гордость за свою страну.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники, которыми должны быть учителя, тренеры, родители, руководители кружков, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.
Для того чтобы доказать ошибочность слов Дидро о России, как колоссе на глиняных ногах, важно быть искренними патриотами своей страны, как взрослым, так и детям. Вместе - мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм - наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.
3. Основные мероприятия по реализации программы
№ | Название мероприятия | Форма | Ступень |
1 | Русь, Россия, Родина моя. | Праздник | 1,2,3,4. |
2 | День матери. | Праздник | 1,2,3,4 |
3 | Праздник игры и игрушки. | Праздник выставка | 1 |
4 | Откуда берутся грязнули? | Игра-путешествие | 1 |
5 | Праздник урожая. | Игра-соревнование | 1,2,3,4 |
6 | Приятного аппетита! Этикет за столом. | Игровой тренинг | 1,2,3,4 |
7 | Как украсить дом к Новому году. | Урок творчества | 1,2,3,4. |
8 | Вежливые слова. | Беседа, игровой тренинг | 1,2. |
9 | Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. | Беседа | 1,2. |
10 | Масленица. | Игровая программа | 1,2,3,4 |
11 | Из бабушкиного сундука. | Праздник-выставка | 1,2,3,4 |
12 | Красота родной природы. | Фотовыставка | 1. |
13 | Папа, мама, я – спортивная семья. | Спортивный праздник | 1,2,3,4. |
14 | Режим дня. | Беседа | 1,2. |
15 | История школы. | Экскурсия по школе | 2. |
16 | Составим правила поведения в школе. | Аналитическая беседа | 2. |
17 | Профессии нашего города. | Деловая игра | 3 |
18 | Памятные места нашего города. | Экскурсия, мини проект | 2,3 |
19 | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | Беседа | 1,2. |
20 | Подарок школе. | Трудовое дело | 1,2,3,4. |
21 | Оформление цветника. | Трудовое тело | 1,2,3,4. |
22 | Приветствие ветеранов ВОВ. | Выступление, подарки | 2,3,4. |
23 | Береги природу. | Конкурс плакатов, рисунков | 2,3,4 |
24 | Изучаем родную природу. | Уроки окружающего мира | 2,3. |
25 | Учись учиться. | Беседа | 2. |
26 | День Защитника Отечества. | Праздник, игра-соревнование | 1,2,3,4. |
27 | Зов леса. | Спортивно-интеллектуальная игра | 1,2,3,4. |
28 | История храма. | Экскурсия, беседа. | 3. |
29 | Невельский район на карте Сахалинской области. | Игра-путешествие по карте | 3. |
30 | Население Невельского района. | Беседа, встреча с интересными людьми | 3. |
31 | Какие люди в Невельск - граде! (художники, поэты, музыканты) | Беседа, экскурсия, встречи с интересными людьми | 2,3,4. |
32 | Фольклор, традиции, обычаи. | Устный журнал | 3. |
33 | Традиционные промыслы. | Игра-путешествие, встречи | 3 |
34 | Краеведческий музей города. | Экскурсия | 1.2,3. |
35 | Настоящий мальчишка, какой он? | Классный час | 3 |
36 | Когда все вместе. | Конкурсная семейная программа | 3 |
37 | Золотые правила этики. | Классный час | 3. |
38 | Мир природы «На лесной полянке». | Экскурсия-тренинг поведения | 3. |
39 | Городок весёлых затей. | Конкурс-выставка | З. |
40 | Государственные символы России. | Классный час | 1,2,3,4. |
41 | Народы России. | Игра-путешествие | 4. |
42 | Сахалинская область на карте России. | Игра-путешествие по карте | 4. |
43 | Природа Сахалинской области. | Интеллектуальная игра, работа с картой | 4. |
44 | Экскурсия в город Южно - Сахалинск. | Поездка-экскурсия | 4. |
45 | Народные промыслы России. | Классный час. | 4. |
46 | Экологические проблемы Сахалинской области. | Проектная деятельность | 4. |
47 | Честь имею. | Классный час. | 4. |
48 | Кому нужна моя помощь? | Классный час. | 4. |
49 | Умеем ли не обижаться? | Классный час. | 4. |
50 | История моей семьи в истории Сахалинской области. | Проектная деятельность. | 4. |
51 | Мероприятия, посвященные государственный праздникам России. |
| 1, 2, 3, 4 |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации. Все предлагаемые материалы могут найти применение во всех общеобразовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4 классе по программе « Школа России» Тема : « Патриоты России».
Это урок обобщения и систематизации. Урок решения практических ,проектных задач.Урок поможет: подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представленияоб основополагающих по...
Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"
В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...
Методические рекомендации по составлению мониторинга для классных руководителей 3 - 11 классов (проект «Будем патриотами России»)
Методические рекомендации по составлению мониторинга для классных руководителей 3 - 11 классов (проект «Будем патриотами России»)...
Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс
Конспект урока по истории на тему :"Патриоты России" Школа России 4 класс...
Конспект урока окружающего мира - "Патриоты России". 4 класс. Школа России
Цели урока: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, воспитывать уважение к героическим и историческим личностям Отечества, расширить кругозор о подвигах героев....
Методическое пособие по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России»
Формы работы с учащимися по патриотическому воспитанию...