Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по робототехнике "Планета Роботов"
рабочая программа по технологии
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности и развитие инженерного образования является стратегической государственной задачей, приоритетным направлением развития страны. Для выполнения этой задачи необходимо подготовить высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство самостоятельно разрабатывать эти технологии. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства.
Вид деятельности в рамках программы: дети занимаются робототехникой, а именно: конструированием и программированием лего-моделей. Дети приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения конкретных технических задач развивает у детей комплекс познавательных процессов. Задания на занятиях предполагают 3 уровня сложности в зависимости от возможностей и темпа работы детей:
1. Легкий уровень: сборка и программирование моделей по инструкции;
2. Средний уровень: сборка и программирование модели по инструкции с преобразованием модели или программы;
3. Повышенный уровень сложности: сборка и программирование модели по заданным условиям без инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_planeta_robotov.docx | 870.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Братский педагогический колледж»
Рекомендована научно- Методическим советом колледжа Протокол № _____________ от «___» ___________ 2022 г. | «Утверждаю» Директор ______________ /К.В. Кулинич / «___» _________________2022 г. Приказ №_________________от «___» _________________2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Планета Роботов»
Механические передачи на Lego WeDo 2.0
Направленность: техническая
Возраст обучающегося: 7 – 10 лет
Уровень: базовый
Сроки реализации: 36 ч
Форма реализации: очная
Разработчик программы:
Грекина Т. Л.
Братск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи рабочей программы | 4 |
1.3. Содержание рабочей программы 1.3.1.Учебный план 1.3.2. Календарно-тематический план 1.3.3 Содержание учебного плана 1.3.4 Планируемые результаты 1.3.5 Формы аттестации и оценочные материалы | 6 6 7 10 12 12 |
2. Методические и иные материалы к рабочей программе | 14 |
2.1 Методы, формы, технологии образовательной деятельности 2.2. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. | 14 15 |
3. Условия реализации программы | 17 |
Календарный учебный график | 17 |
Список источников | 18 |
Приложения | 19 |
1. Комплекс основных характеристик
- Пояснительная записка
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации. Поэтому подготовка высококвалифицированных кадров для промышленности и развитие инженерного образования является стратегической государственной задачей, приоритетным направлением развития страны. Для выполнения этой задачи необходимо подготовить высококвалифицированных специалистов, ориентированных на интеллектуальный труд, способных осваивать высокие наукоёмкие технологии, внедрять их в производство самостоятельно разрабатывать эти технологии. Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с детства.
Теоретическим основанием такой работы является Концепция-2015 сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Подготовка детей к изучению технических наук – это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерноконструкторским мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении Программа «Планета Роботов» (далее – программа) предназначена для использования на занятиях по робототехнике в системе дополнительного образования детей. Она способствует развитию интереса детей к техническому творчеству, формированию практических умений в области конструирования и программирования моделей LEGO-роботов, развитию индивидуальных способностей, самореализации личности учащихся.
Программа составлена в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р);
4. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16);
7. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467)
Программа, разработана на основе авторской программ Компании LEGO® Education: «Комплект учебных проектов LEGO®Education WeDo 2.0.
Актуальность программы:
– значимостью успешной подготовки инженерно-технических кадров в современной России;
– социальный заказ общества ориентирован на подготовку творцов, способных изменять и преобразовывать нашу жизнь;
– интенсивно ведутся поиски новых механизмов развития творческой личности;
– занятия по робототехнике – актуальное и современное направление сферы дополнительного образования, позволяет организовать обучение детей в области конструирования, программирования и научно-технического творчества.
Новизна реализации программы находит свое отражение в том, что в ходе ее реализации:
– происходит раннее профессиональное самоопределение, через знакомство с некоторыми профессиями (инженер-робототехник, океанолог, зоолог, крановщик и др.).
– применяются информационные технологии, повышающие технологическую грамотность детей в области инженерных профессий;
– используется учебно-лабораторное оборудование, отражающее тенденции развития современных инженерно-конструкторских технологий.
Педагогическая целесообразность программы объясняется в успешном обучении и развитии учащихся в техническом направлении, учитывает их индивидуальные особенности и потребности, способствует развитию сотрудничества, умение работать в команде.
Направленность программы: техническая
Вид деятельности в рамках программы: дети занимаются робототехникой, а именно: конструированием и программированием лего-моделей. Дети приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения конкретных технических задач развивает у детей комплекс познавательных процессов. Задания на занятиях предполагают 3 уровня сложности в зависимости от возможностей и темпа работы детей:
1. Легкий уровень: сборка и программирование моделей по инструкции;
2. Средний уровень: сборка и программирование модели по инструкции с преобразованием модели или программы;
3. Повышенный уровень сложности: сборка и программирование модели по заданным условиям без инструкции.
Категория обучающихся: от 7 – 10 лет.
Форма обучения: очная
Объем и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 4 месяца обучения с общим количеством часов – 36.
Группы формируются из детей старшего дошкольного возраста 7-10 лет. Прием производится на основе личного решения родителей ребенка. Состав группы – 10 человек.
Режим занятий: дети посещают творческое объединение один раз в неделю, продолжительность их пребывания составляет 2 академических часа (длительность каждого занятия 40 минут с перерывом между занятиями 1 раз 15 мин).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: раскрытие и реализация творческого потенциала детей посредством лего-конструирования и программирования, с использованием учебных конструкторов LEGO® WeDo 2.0
Задачи:
Познакомить с правилами безопасной работы на компьютере, с образовательной робототехникой Lego Education WeD;
– формировать основы технической грамотности обучающихся (названия деталей, основные виды передач, название программных блоков);
– учить планировать и выполнять практическое задание с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
– учить анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
– формировать умение решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
– формировать умение проектировать, создавать и презентовать собственные модели лего-роботов.
– формировать первичные представления о некоторых профессиях (инженер робототехник, океанолог, зоолог, крановщик и др.).
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
1.3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Формы промежуточной аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | Педагогическое наблюдение, выполнение творческих заданий, устный опрос. | |
2 | Зубчатая передача | 14 | 7 | 7 | |
3 | Ременная передача | 18 | 9 | 9 | |
4 | Контроль (входной, итоговый) | 3 | 1,5 | 1,5 | Защита творческого проекта |
Итого | 36 | 18,5 | 17,5 |
1.3.2 Календарно-тематический план
№ | сроки | Тема | Форма занятия | К-во часов | Форма контроля | |
теория | практика | |||||
1 | 1 неделя (сентябрь) | Вводное занятие. Набор конструктора Lego Wedo 2:0. Техника безопасности Программное обеспечение LegoWedo 2:0. Входной контроль. | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
2 | 2 неделя (сентябрь) | Конструирование и программирование модели «Цветок и пчела» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
3 | 3 неделя (сентябрь) | Конструирование и программирование модели «Подъемный кран» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
4 | 4 неделя (сентябрь) | Конструирование и программирование модели «Лягушка» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
5 | 1 неделя (октябрь) | Конструирование и программирование модели «Горилла» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
6 | 2 неделя (октябрь) | Конструирование и программирование модели «Самосвал» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
7 | 3 неделя (октябрь) | Конструирование и программирование модели «Робот тягач» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
8 | 4 неделя (октябрь) | Текущий контроль. Конструирование и программирование модели «Дельфин» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
9 | 5 неделя (октябрь) | Конструирование и программирование модели «Лягушка» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
10 | 1 неделя (ноябрь) | Конструирование и программирование модели «Гоночный автомобиль» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
11 | 2 неделя (ноябрь) | Конструирование и программирование модели «Вездеход» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
12 | 3 неделя (ноябрь) | Конструирование и программирование модели «Вездеход 2» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
13 | 4 неделя (ноябрь) | Текущий контроль. Конструирование и программирование модели, в основе, которой будет ременная передача, механизм езда, датчик движения | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
14 | 1 неделя (декабрь) | Конструирование и программирование модели «Грузовик для переработки отходов» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
15 | 2 неделя (декабрь) | Текущий контроль. Конструирование и программирование модели, в основе которой будет ременная передача (снижение скорости), механизм подъем. | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
16 | 3 неделя (декабрь) | Конструирование и программирование модели «Устройство оповещения» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
17 | 4 неделя (декабрь) | Конструирование и программирование модели «Вертолет» | 1 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
18 | 5 неделя (декабрь) | Промежуточный контроль. Творческая работа. Конструирование по замыслу с использованием любых (2-3) механизмов передачи движения | 1 | 1 | 2 | Защита творческого проекта |
1.3.3. Содержание учебного плана
Тема 1. Набор конструктора Lego Wedo 2:0. Техника безопасности. Входной контроль.
Теория: Программное обеспечение LegoWedo 2:0. Детали Lego Wedo и механизмы: смартхаб, моторчик, датчик наклона, датчик расстояния. Механизмы передачи движения. Программные блоки.
Практика: Конструирование и программирование лего-моделей по собственному замыслу.
Тема 2. Конструирование и программирование модели «Цветок и пчела» (конструирование по инструкции)
Теория: профессия «Ботаник». Ознакомление со значением и процессом опыления растений. Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении. Зубчатая передача, вращение.
Практика: конструирование и программирование модели пчелы и цветка. Создание сценария опыления. Программирование пчелы и цветка.
Тема 3. Конструирование и программирование модели «Подъемный кран» (конструирование по инструкции)
Теория: профессия «Крановщик». Виды и строение подъемных кранов. Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении. Зубчатая передача / вращение.
Практика: конструирование и программирование модели «Подъемный кран»
Тема 4. Конструирование и программирование модели «Лягушка»
Теория: Профессия «Зоолог». Исследование стратегии животных для ловли добычи и убегания от жертвы Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении, зубчатая передача (повышение скорости) / снижение скорости / ходьба.
Практика: конструирование и программирование модели «Лягушка»
Тема 5. Конструирование и программирование модели «Горилла»
Теория: Профессия «Зоолог». Изучение повадок привычек гориллы. Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении. Зубчатая передача (повышение скорости) / снижение скорости / ходьба.
Практика: Конструирование и программирование модели «Горилла»
Тема 6. Конструирование и программирование модели «Самосвал»
Теория: Профессия «водитель самосвала». Виды и строение самосвалов. Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении. Зубчатая передача (понижение скорости).
Практика: Конструирование и программирование модели «Самосвал»
Тема 7. Конструирование и программирование модели «Робот тягач»
Теория: Профессия «инженер-робототехник». Ознакомление с понятиями «Сила трения», «Сила тяжести». Принцип работы роботов-тягачей.». Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении. Угловая зубчатая передача / колебание.
Практика: Конструирование и программирование модели «Робот тягач»
Тема 8. Текущий контроль. Конструирование и программирование модели «Дельфин»
Теория: Профессия «океанолог». Дельфины, описание, виды, образ жизни, особенности общения. Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении. Угловая зубчатая передача / колебание.
Практика: Конструирование и программирование модели «Дельфин»
Тема 9. Конструирование и программирование модели «Лягушка»
Теория: Профессия «зоолог». Изучение метаморфоза лягушки. Общие сведения о зубчатых колесах, их назначении, зубчатая передача (повышение скорости) / снижение скорости / ходьба. Ременная передача. Шкив. Скорость движения.
Практика: Конструирование и программирование модели «Лягушка»
Тема 10. Конструирование и программирование модели «Гоночный автомобиль»
Теория: Профессия «Инженер-конструктор автомобилей». Ременная передача / езда / датчик движения.
Практика: Конструирование и программирование модели «Гоночный автомобиль»
Тема 11. Конструирование и программирование модели «Вездеход»
Теория: Профессия «Механик». Ременная передача / езда / датчик движения.
Практика: Конструирование и программирование модели «Вездеход»
Тема 12. Конструирование и программирование модели «Вездеход 2»
Теория: Ременная передача / езда / датчик движения.
Практика: Конструирование и программирование модели «Вездеход»
Тема 13. Текущий контроль. Конструирование и программирование модели, в
основе, которой будет ременная передача, механизм езда, датчик движения
Теория: Ременная передача / езда / датчик движения.
Практика: Конструирование и программирование модели, в основе, которой будет ременная передача, механизм езда, датчик движения
Тема 14. Конструирование и программирование модели «Грузовик для переработки отходов»
Теория: Профессия «Оператор» (управление работой оборудования). Ременная передача (снижение скорости) / подъём.
Практика: Конструирование и программирование модели «Грузовик для переработки отходов»
Тема 15. Текущий контроль. Конструирование и программирование модели, в основе которой будет ременная передача (снижение скорости), механизм подъем
Теория: Ременная передача (снижение скорости) / подъём.
Практика: Конструирование и программирование модели по условиям, в основе которой будет ременная передача (снижение / повышение скорости), механизм подъем
Тема 16. Конструирование и программирование модели «Устройство оповещения»
Теория: Профессия «Спасатель». Ременная передача (снижение скорости) / червячная передача / поворот.
Практика: Конструирование и программирование модели «Устройство оповещения»
Тема 17. Конструирование и программирование модели «Вертолет»
Теория: Служба МЧС. Ременная передача (понижение скорости) / катушка.
Практика: Создание и программирование роботизированного макета трала.
Тема 18. Итоговый контроль. Творческая работа. Конструирование по замыслу с использованием любых (2-3) механизмов передачи движения
Теория:
1) Зубчатая передача / вращение.
2) Зубчатая передача (повышение скорости) / ходьба.
3) Угловая зубчатая передача / колебание.
4) Ременная передача / езда
5) Ременная передача (снижение скорости) / подъём.
6) Ременная передача (снижение скорости) / червячная передача /
поворот.
7) Ременная передача (снижение скорости) / катушка.
Практика: Конструирование по замыслу с использованием любых (2-3) механизмов передачи движения
1.3. 4 Планируемые результаты освоения программы
В ходе работы над роботизированными моделями к концу обучения дети
- знают правила безопасной работы на компьютере, с образовательной робототехникой Lego Education WeDo;
- знают основные виды передач в роботизированных моделях;
- умеют определять, различать и называть детали конструкторов Lego Education WeDo2.0;
- умеют конструировать роботизированные модели с опорой на инструкционную карту, по образцу, по модели, по заданным условиям;
- умеют анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- умеют программировать и «оживлять» созданные роботизированные модели;
- пользуются компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами);
- создают проекты, делятся их результатами;
- имеют навыки сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности со сверстниками и взрослым; навыки базового технического конструирования и программирования роботизированных моделей;
- имеют первичные представления о некоторых профессиях (инженер-робототехник, океанолог, зоолог, крановщик и др.)
1.3.5 Формы аттестации и оценочные материалы
Текущее оценивание проходит в виде опросов, педагогических наблюдений, проводимых в процессе каждого занятия. Критериями оценки служат усвоенные детьми знания, умения и навыки, правильность выполнения учебного задания.
Промежуточное оценивание по темам проходит с использованием педагогического анализа выполненных детьми творческих проектов, отвечающих некоторым поставленным задачам. Организуется выставка.
Итоги наблюдений заносятся в протокол обследования уровня знаний и умений по LEGO-конструированию робототехнике у детей.
Каждый критерий оценивается от 0-2, где 0 – не характеризует, отсутствует, не соответствует; 1 – частично соответствует, есть недостатки, замечания; 2 – полная характеристика, соответствует полностью.
Критерий оценки | Количество баллов |
Справляется с заданием самостоятельно, быстро и без ошибок | |
Владеет специальной терминологией, видов передач в роботизированных моделях | |
Конструирует роботизированные модели с опорой на инструкционную карту; вносить коррективы в выполняемые действия | |
Самостоятельно создает программы для «оживления» моделей | |
Объясняет конструктивные особенности модели. Выделяет детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей | |
Пользуется компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами | |
Проявляет творческую инициативу и самостоятельность | |
Соблюдает правила безопасной работы с конструктором и компьютером | |
Делится опытом, может презентовать модель | |
Сотрудничает с взрослым и сверстниками |
20 – 16 высокий уровень
15 –9 средний уровень
От 8 и ниже – низкий уровень
Итоговое оценивание. Выполнение творческого задания. (Приложение 1)
Конструирование модели «Качели»
(Легкий уровень – сборка и программирование по инструкции, средний уровень – по фотографии, повышенный уровень сложности: сборка и программирование модели по заданным условиям без инструкции)
1. Собрать модель «Качели»:
2. Запрограммировать собственную модель:
- качели начинают работать при нажатии клавиши «1» (с мощностью 5 против часовой стрелки);
- после того, как сработает датчик движения, на экране появляется картинка № 5;
- если нажать на клавишу «2», то качели останавливаются, меняется цвет на смартхабе н красный;
- на экране появляется надпись «молодец»
3. Запустить программу на выполнение.
Критерии к выполнению творческого задания:
Каждый критерий оценивается от 0-2, где 0 – не характеризует, отсутствует, не соответствует; 1 – частично соответствует, есть недостатки, замечания; 2 – полная характеристика, соответствует полностью.
Критерий оценки | Количество баллов |
Созданная модель соответствует описанию | |
Модель выполняет все 4 задачи | |
Грамотность, оптимальность алгоритма, сложность, оригинальность программы | |
Дизайн. Эстетичность, сложность, оригинальность модели. | |
Объясняет конструктивные особенности модели. Выделяет детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей | |
Проявляет творческую инициативу и самостоятельность | |
Соблюдает правила безопасной работы с конструктором и компьютером | |
Владеет правильной технической терминологией | |
Сотрудничает с взрослым и сверстниками |
18 – 16 высокий уровень
15 –9 средний уровень
От 8 и ниже – низкий уровень
2. Методические и иные материалы к рабочей программе
2.1. Методы, формы, технологии образовательной деятельности
Новизна методик и технологий обучения и воспитания заключается в том, что их цель состоит не в формировании изначально заложенных познавательных способностей ученика, а в их наибольшем развитии на базе имеющегося у ребенка жизненного опыта, психологических и интеллектуальных возможностях. Витогенная технология основана на принципах активного и практического обучения, где учащиеся активно участвуют в процессе обучения, исследуют реальные проблемы и находят решения, а также сотрудничают с другими учащимися. Концепция витогенной базируется на создании условий для сотрудничества педагога и ученика.
Технологии образовательной деятельности:
– технология витагенного обучения (А.С. Белкина)
– ИКТ технологии.
– Игровые технологии.
– Проектные технологии.
Методы обучения
– объяснительно-иллюстративный;
– метод устного изложения;
– метод проверки, оценки знаний и навыков;
– проблемного изложения материала;
– проектный метод.
Методы воспитательной работы
– организация деятельности;
– стимулирование поведения;
– приучение;
– взаимооценка и самооценка;
– обмен идеями, совместное решение задач;
– оказание помощи учащимся в саморегуляции их поведения.
Формы образовательной деятельности:
Построение занятия включает в себя фронтальную, индивидуальную и групповую работу, а также некоторый соревновательный элемент.
Программой предусмотрено проведение комбинированных занятий: занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает именно практическая часть.
Занятия включают в себя разные виды деятельности детей:
– творческая (конструирование моделей LEGO);
– коммуникативная (беседы, обсуждение и защита проектов);
– игровая (свободные игры с использованием LEGO-конструктора);
– исследовательская (выдвижение гипотез, исследование моделей LEGO, экспериментирование);
– программирование (создание программ для моделей LEGO);
– защита проектов;
– двигательная (физминутки, динамические паузы).
Учебно-методические средства обучения:
– Комплект учебных проектов LEGO®Education WeDo 2.0
– Краткий словарь терминов;
– фото и видеоматериалы по темам занятий;
– инструкция по охране труда для обучающихся при проведении занятий по робототехнике
2.3 Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
Рабочая Программа воспитания в рамках программы «Планета Роботов на 2022-2023 г разработана в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Цель: развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов
Задачи:
1. Формировать опыт творческой деятельности в процессе конструирования роботизированных моделей LEGO;
2. Формировать потребность к творческой самореализации;
3. Содействовать развитию интеллекта, творческой инициативы;
4. Развивать трудолюбие, умение доводить начатое до конца, реализовывать свои интересы.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах:
– приоритет безопасности ребенка – неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации;
– диалогическое общение предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: общение со сверстниками, родителями, преподавателем.
– психологическая комфортная среда – ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка позитивных эмоций и доверительных отношений.
Методы воспитательной работы
– организация деятельности;
– стимулирование поведения;
– приучение;
– взаимооценка и самооценка;
– оказание помощи учащимся в саморегуляции их поведения.
Формы воспитательной работы
– организация участия обучающихся в творческих конкурсах;
– представления-демонстрация творческих проектов;
– организация игровой деятельности
– организация праздничного чайпития.
Планируемые результаты воспитательной работы
1 практический опыт в творческой деятельности в процессе конструирования роботизированных моделей LEGO;
2. готовность к творческой самореализации;
3. готовность решать интеллектуальные задачи
3. проявление творческой инициативы,
4 проявление умения доводить начатое до конца, трудолюбия
Календарный воспитательный план 2023-2024 г
№ п/п | Направление воспитательной работы | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Ответственный исполнитель | Планируемый результат |
1 | Интеллектуальное воспитание | Защита творческих проектов | Декабрь 2023 | Грекина Т.Л | сценарий, фотоотчет |
Международный конкурс технического творчества ко дню детских изобретений «Лего-фантазеры» https://www.art-talant.org/ | Ноябрь 2023 | Грекина Т.Л | Диплом, свидетельство | ||
Международный конкурс по лего-конструированию «Я – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» https://www.art-talant.org | Декабрь 2023 | Грекина Т.Л | Диплом, свидетельство | ||
Подготовка к региональному фестивалю робототехники г. Братск | Ноябрь, декабрь 2023 | Грекина Т.Л. | фотоотчет | ||
2 | Экологическое воспитание | Выставка детских работ, посвященная Дню народного единства | Ноябрь 2023 | Грекина Т.Л | Диплом, свидетельство |
Проект «Грузовик для переработки отходов» | Декабрь 2023 | Грекина Т.Л | Сценарий, фотоотчет | ||
Проект «Растения и опылители». | Октябрь 2023 | Грекина Т.Л | Сценарий, фотоотчет | ||
Проект «Лягушка». | Октябрь 2023 | Грекина Т.Л | Сценарий, фотоотчет | ||
3 | Гражданско-патриотическое | всероссийский патриотический конкурс «Моя Родина Россия» | Ноябрь 2023 | Грекина Т.Л | Диплом, свидетельство |
Профессия спасатель, МЧС | Декабрь 2023 | Грекина Т.Л | Сценарий, фотоотчет |
3. Условия реализации программы
Для успешной работы по данной программе необходимы следующие условия:
1. Кадровые: образовательный процесс должен организовывать квалифицированный педагог, имеющий среднее или высшее специальное образование и опыт педагогической деятельности в системе работы с дошкольниками.
2. Материально-технические:
- Наличие 10 рабочих мест, укомплектованных IBMPC класса не ниже PENTIUM IV, RAM - 1024 Mb, HHD - 10 Gb;
- Оборудование класса локальной сетью и доступом в INTERNET;
- Наличие программного обеспечения: Windows10, программное обеспечение LEGO Education WeDo 2.0.
- Учебный кабинет, оборудованный специализированной мебелью в соответствии с возрастом обучающихся столами и стульями, ПК в количестве, соответствующем нормативам наполняемости групп.
- Комплект практических работ, инструкции по охране труда.
- Конструктор LEGO Education WeDo 2.0
4. Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Планета Роботов»
на 2022-2023 учебный год
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 03.09.21 | 29.12.21 | 18 | 18 | 36 | Суббота с 11:40 – 13-10 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
2. Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва
3. Корягин, А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo) [Текст]: Сборник методических рекомендаций и практикумов. / А.В. Корягин, Н.М. Смольянинова. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 254 с.
4 . Корягин, А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo) [Текст]: Рабочая тетрадь / А.В. Корягин. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 96 с.
5. ПервоРобот LEGO® WeDo™ Книга для учителя.
6. Робототехника для детей и родителей // С.А. Филиппов, Санкт- Петербург «Наука» 2010. - 195 с.
7. Программа курса «Образовательная робототехника». Томск: Дельтаплан, 2012,- 16с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценка степени и уровня освоения программы «Планета роботов» в соответствии с планируемыми результатами при завершении
реализации программы
Итоговое оценивание. Выполнение творческого задания.
Конструирование модели «Качели».
(Легкий уровень – сборка и программирование по инструкции, средний уровень – по фотографии, повышенный уровень сложности: сборка и программирование модели по заданным условиям без инструкции)
1. Собрать модель «Качели»:
2. Запрограммировать собственную модель:
- качели начинают работать при нажатии клавиши «1» (с мощностью 5 против часовой стрелки);
- после того, как сработает датчик движения, на экране появляется картинка № 5;
- если нажать на клавишу «2», то качели останавливаются, меняется цвет на смартхабе н красный;
- на экране появляется надпись «молодец»
3. Запустить программу на выполнение.
Критерии к выполнению творческого задания:
Каждый критерий оценивается от 0-2, где 0 – не характеризует, отсутствует, не соответствует; 1 – частично соответствует, есть недостатки, замечания; 2 – полная характеристика, соответствует полностью.
Критерий оценки | Количество баллов |
Созданная модель соответствует описанию | |
Модель выполняет все 4 задачи | |
Грамотность, оптимальность алгоритма, сложность, оригинальность программы | |
Дизайн. Эстетичность, сложность, оригинальность модели. | |
Объясняет конструктивные особенности модели. Выделяет детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей | |
Проявляет творческую инициативу и самостоятельность | |
Соблюдает правила безопасной работы с конструктором и компьютером | |
Владеет правильной технической терминологией | |
Сотрудничает с взрослым и сверстниками |
18 – 16 высокий уровень
15 –9 средний уровень
От 8 и ниже – низкий уровень
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задания для повторения названий деталей и механизмов передачи движения
Задания для проведения олимпиад и конкурсов по робототехнике на основе конструктора Lego WeDo [Электронный документ]. Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-metodicheskih-razrabotok-dlya-raboti-s-konstruktorom-lego-edo-787902.html - Загл. с экрана.
Виды передач Вариант 2 https://learningapps.org/watch?v=po71zc08318
Название деталей https://learningapps.org/view1459108
Детали конструктора https://learningapps.org/view2777730
Зубчатые передачи https://learningapps.org/view4365808
Установить порядок сборки бабочки https://learningapps.org/view13678620
Ременные передачи https://learningapps.org/watch?v=p3d2d337323
Виды передач вариант 1 https://learningapps.org/watch?v=pgius1b7318
Все виды передач https://learningapps.org/watch?v=p3gozv93318
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»
Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для первичного ознакомления...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
« Юные друзья природы»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Дизайн стеклянной плоскости"
Данная образовательная программа была разработана мной для проведения занятий по художественому стеклу для детей 11-14 лет. Срок реализации 2 года....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка художественно – эстетической направленности «Мастерилка»
Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Она является вариативной. Может быть полезна воспитателям детских садов, групп продлённого дня, педагогам дополнительного обра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой первый робот»
В основе курса лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по сво...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Легоконструирование и робототехника"
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 9 лет. Программа «Легоконструирование и робототехника» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделиро...