Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации
Староюрьевского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Рассмотрено на методическом совете Протокол от ____________№____ Зам.директора по УВР ____________ М.Н.Юдина | УТВЕРЖДАЮ Директор ___________Т.И.Киселёва Приказ от______________ №_____ |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Юные друзья природы»
стартовый уровень
Возраст детей: 7 – 10 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Суворинова Светлана Михайловна,
педагог дополнительного образования
Староюрьево
2017
Информационная карта программы
1 | Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области. |
2 | Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы» |
3 | ФИО, должность составителя | Суворинова Светлана Михайловна, педагог дополнительного образования |
4 | Сведения о программе | |
4.1 | Нормативная база | -Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»; -приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы»; -Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; -Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; -Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)(разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015; -Устав МБОУ Староюрьевской СОШ Староюрьевского района Тамбовской области. |
4.2 | Область применения | Дополнительное образование |
4.3 | Направленность | Естественнонаучное |
4.4 | Тип программы | Модифицированная |
4.5 | Вид программы | Дополнительная общеразвивающая программа |
4.6 | Возраст обучающихся | 7 -10 лет |
4.7 | Продолжительность обучения | 2 года 96 учебных часов ( 72 часа + 24 часа на подпрограмму «Лето») |
5 | Рецензенты и авторы отзывов | Н.А. Стребкова, заместитель директора МБОУ Староюрьевской СОШ по воспитательной работе. Н.В.Куликова учитель биологии МБОУ Староюрьевской средней СОШ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Программа «Юные друзья природы» относится к естественнонаучной направленности, ориентирована на создание условий для целенаправленного формирования экологических представлений, развитие экологического сознания и чувств младших школьников посредством организации эколого-нравственного взаимодействия с природой.
Новизна программы
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные друзья природы» стартового уровня заключается в том, что на занятиях через проектную деятельность и игровые технологии происходит формирование и накопление положительного опыта младшего школьника. Общаясь с природой, он принимает ее как ценность, заботится о ней, и такое взаимодействие доставляет ему удовольствие и радость.
Актуальность программы
Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В процессе общения с природой и окружающим миром ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.
В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно прививать ребенку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: не навреди!
Одна из задач современной школы - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Дети часто не знают ничего о животных и растениях, которые их окружают. И потому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе, а она должна быть конкретна и возникать в результате непосредственного эмоционального контакта с природой.
Предлагаемая программа направлена на осмысление ребенком себя, как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста и позволяет в полной мере развить естественный интерес детей к природе, формировать представление о природном и социальном окружении, как о среде жизнедеятельности человека. Программа позволяет воспитанникам приобрести основы экологических знаний, воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в природе в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Юные друзья природы» заключается в том, что программа представляет собой многопредметную систему экологического образования, она включает в себя разнообразные направления экологии: ботаническое, зоологическое, краеведческое.
Часть материала при обучении по данной программе уделена практической работе; активно используются нетрадиционные методы проведения занятий, которые требуют творческой активности учащихся.
Природа рассматривается не только с биологической точки зрения, но и как объект эстетического восприятия.
Многое из материала программы «Юные друзья природы» носит практический характер и используется детьми в их дальнейшей жизни.
Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы стартового уровня «Юные друзья природы» является изучение, в большей части, природы животного и растительного мира через заочные путешествия по охраняемым объектам Староюрьевского района и Тамбовской области, экскурсии в природу, творческие проекты, изучение объектов природы путем исследования, через практическую деятельность. Формирование экологических знаний идёт за счёт приобретения умений и навыков.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Юные друзья природы» рассчитана на работу с учащимися младших классов в возрасте от 7 до 10 лет, имеющих интерес к естественной науке.
Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юные друзья природы» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.
Объём и срок освоения программы: настоящая программа рассчитана на 2 года изучения по 36 часов в год в рамках учебного года (1 учебный час в неделю).Длительность занятия составляет 35 минут.
В период летних каникул в рамках программы реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая подпрограмма «Юные друзья природы (лето)» Подпрограмма рассчитана на 2 года обучения по 12 часов в год. Всего 24 часа. Формы и режим занятий: обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Юные друзья природы» проводится в очной форме и предусматривает проведение теоретических и практических занятий, экскурсий в природу. Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (10-15 человек).
Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год обучения | Количество детей в группах | Общее количество занятий в неделю | Продолжительность занятия, час | Общее количество часов в неделю | Общее количество часов в год |
1 | 15 | 1 | 1 х 1 (35 мин) | 1 | 36 |
2 | 15 | 1 | 1 х 1 (35 мин) | 1 | 36 |
Формы организации занятий:
-ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами;
-игровое занятие – стимулирования творчества детей в процессе проведения игр и конкурсов;
-комбинированное занятие – решение нескольких учебных задач. Структура занятия
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование экологического мировоззрения и культуры, осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека.
Задачи программы.
Задачи первого года обучения:
1. Образовательные:
- расширять знания о растительном мире родного села, края;
-расширять кругозор детей о лекарственных растениях;
-расширять знания детей о видах комнатных растений и способах ухода за ними;
-формировать умения и навыки практической деятельности по изучению и охране растительного мира.
-учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания.
2.Воспитательные:
- воспитывать экологическое мировоззрение;
-воспитывать любознательность;
-воспитывать бережное отношение к природе;
3.Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру у учащихся;
-развивать творческий потенциал личности, создавать условия для их самореализации;
Задачи второго года обучения
1.Образовательные:
- расширять знания учащихся о многообразии животного мира родного края;
- формировать практические навыки по уходу за домашними животными;
-совершенствовать умение пользоваться научно-справочной литературой, самостоятельно добывать знания.
- совершенствовать умение применять на практике полученные знания;
2.Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде, ответственности за её состояние и сохранение;
- использовать содержание занятий для использования в домашних условиях по содержанию домашних животных ;
- воспитывать уважительное отношение к животному миру;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить начатую работу до конца, взаимопомощь при выполнении работы.
3.Развивающие:
- содействовать накоплению учащимися опыта общения с окружающей природой;
- развивать интерес к миру домашних животных, творческие способности и расширять кругозор учащихся;
-развивать у учащихся навыков слаженности в работе;
- применять личный опыт.
1.3. Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля/ | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Здоровье своими руками | 12 | 3 | 9 | Текущий контроль (собеседование, викторина) |
2 | Волшебный горшочек | 8 | 6 | 2 | Текущий контроль (собеседование, практические задания) |
3 | Флористика | 8 | 1 | 7 | Текущий контроль (упражнение, самостоятельная работа, собеседование, практические задания ) |
4 | Расскажи мне обо мне | 7 | 4 | 3 | Текущий контроль (собеседование, практические задания. викторина, самостоятельная работа) |
5 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль (выставка работ, защита мини - проектов) |
Итого | 36 | 14 | 22 |
Второй год обучения
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля/ | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Мои домашние питомцы | 10 | 9 | 1 | Текущий контроль (собеседование, практические задания, упражнение викторина,) |
2 | Животные нашего края | 8 | 5 | 3 | Текущий контроль (собеседование, практические задания ,игра, упражнение) |
3 | Тайны птичьего царства | 9 | 5 | 4 | Текущий контроль (собеседование, практические задания ,игра) |
4 | Человек и природа | 8 | 1 | 7 | Текущий контроль (собеседование, проектная работа, игра, практические задания, упражнение ) |
5. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Промежуточный контроль (эссе, фотовыставка) |
Итого | 36 | 20 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Первый год обучения
1. «Здоровье своими руками.» - 12 часов
Теория(3 ч).Эти знакомые незнакомцы – лекарственные растения Тамбовского края.
Конкурс загадок о природе.
Ядовитые и редкие растения. Растения Красной книги.
Практика(9 ч). «В гостях у доктора Пилюлькина» - КВН. «Фито – бар» - угадай траву. Правила и сроки сбора лекрственных растений. Творческая мастерская: «Моя книга о природе». Аптека на грядке. «Учись постигать красоту родной природы» - выставка-гербарий.
Назвался туристом – надевай рюкзак. Поход и его законы.
Ландшафты нашего района(поле, луг, лесонасаждение). Экскурсия.
Памятники природы Староюрьевского района.
2. Волшебный горшочек -8ч.
Теория.(6 ч.)Комнатные растения с древности до наших времен.
Растения разных природных и климатических зон, их особенности.
За что я люблю комнатные цветы? – дискуссия. Кому от солнышка теплее? – час вопросов и ответов.
«Знаешь ли ты растения нашего дома» - викторина.
Практика.(2 ч.) «Если я посажу листок?!» - размножение комнатных растений. Условия выращивания и уход за комнатными растениями. «Нашему классу зеленый костюм» - творческий проект по озеленению класса.
3. Флористика-8ч.
Теория(1 ч.). Легенды о растениях.
Практика( 7 ч.). Искусство составления букета. Понятие Икебана и Бонсай. Сюрпризы своими руками: оригами, бумагопластика, флористика. «Там на неведомых дорожках» - выставка поделок из природного материала. Театрализованная сказка «Я садовником родился».
4.Расскажи мне обо мне!-7ч.
Теория (4ч.).Экзотические и традиционные растения и грибы. Традиционные обитатели огорода и сада: овощи и фрукты. История происхождения растений. Понятие сорт. Народные приметы. Экзотические растения. Условия их произрастания и использование человеком. «В мире растений» - викторина. «Как растения защищаются от мороза» - час информации.
Грибы – особое царство природы. «На лесной полянке» - сказка о грибах.
«Все обо всем!» - встреча в библиотеке.
Практика(3 ч.) «Дары леса» - сюжетно-ролевая игра. Конкурс рисунков «Нам этот мир завещано беречь!» Сортовые разновидности и многообразие плодовых растений. Знакомые незнакомцы. Экскурсия.
5. Итоговое занятие – 1 час
Практика (1 ч.) Промежуточный контроль.Выставка работ, защита мини – проектов.
2 год обучения
1. Мои домашние питомцы-10ч.
Теория (9 ч.).Что значит быть владельцем кошки. Породы кошек. Кошка-врач. Народные приметы. Хомяки домашние. Тонкости ухода за хомяками. |Четвероногий помощник на страже Отечества.
Подводный калейдоскоп-мир аквариумных рыбок. Правила ухода и содержание.
Рыбьи прогнозы. Живые барометры. Конкурс знатоков.
Практика(1 ч.) «Домашние любимцы» - издание книжек-малышек.
2. Животные нашего края-8ч.
Теория (5 ч.) .«В гостях у натуралистов» - пресс-конференция. Чудо на ладони (насекомые)-час вопросов и ответов. Что такое зоопарк?- обзор энциклопедий. Животные. Сигналы SOS.
Практика (3 ч.). КВН «Знаешь ли ты этих животных?». Составление кроссвордов о природе. «В мире животных» - сюжетно-ролевая игра.
3. Тайны птичьего царства-9ч.
Теория (5 ч.) .«Птичий базар»- час информации. «В гостях у попугая Кеши» - беседа об условиях содержания птиц в неволе. «Птичьи разговоры» - прослушивание голосов птиц.
Практика(4 ч.) Операция «Птицам нашу заботу».
Конкурс-выставка кормушек для птиц. Игра «Что? Где? Когда?» Птичья елка (зимний парк). Экскурсия.
4. Человек и природа-8 ч.
Теория (1 ч.).Наука об охране природы - экология.
Практика (7 ч.). Экологический светофор-изготовление эмблем по охране природы. Операция «Родник». Операция «Елочка» - сохранение хвойных растений. Экологическая игра «По щучьему велению». «По следам Колумба» - заочное путешествие.
5. Итоговое занятие – 1 час
Практика (1 ч.) Промежуточный контроль .Эссе, фотовыставка.
Планируемые результаты обучения
По итогам реализации программы «Юные друзья природы» ожидаются следующие результаты:
1.Личностные:
-развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;
-развитие мотивации познавательных интересов;
-развитие самооценки собственной творческой деятельности;
-творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения и проектной деятельности;
2.Предметные: формирование базовых компетенций в естественно-научной области.
Учащиеся первого года обучения
должны знать:
- основные понятия о родном крае, климате Тамбовской области;
-охраняемых видах животного и растительного мира Староюрьевского района;
-особенности поведения человека в лесной зоне, на водных просторах, меры их охраны;
- методы сохранения здоровья человека в окружающей среде;
-эстетическое значение природы как источника духовного развития человека.
должны уметь:
-владеть правилами поведения в природе;
-пользоваться справочной, научной, занимательной литературой и применять это в учебно-воспитательном процессе;
-давать характеристику климата своей области по сезонам года;
-составлять кроссворды, загадки;
-развить навыки самостоятельной, исследовательской работы;
-создавать с помощью учителя мини – проекты;
-пользоваться первичными туристическими навыками.
Учащиеся второго года обучения
должны знать:
-виды насекомых, животных родного края;
-правила нравственных взаимоотношений в коллективе, правила межличностного сотрудничества.
должны уметь:
-пользоваться различными информационными ресурсами и Интернетом, сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
-выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
-оценивать поведение и поступки людей;
-применять правила нравственных взаимоотношений в коллективе.
-с помощью учителя составить презентацию , проект;
-провести самостоятельные исследования с использованием современных информационных технологий.
-творчески мыслить;
-применять навыки межличностного сотрудничества.
3.Метапредметные:
-развитие интеллектуальных, научных и исследовательских навыков;
-развитие навыков работы с бумажными, электронными и Интернет-ресурсами;
-повышение интереса к изучению мира животных и растений.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Учебный год по дополнительной общеобразовательной программе ««Юные друзья природы»:
-для учащихся год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая
Учебная четверть | Даты начала и окончания четверти | Сроки каникул | Число учебных недель по программе | Число учебных дней по программе | Количество учебных часов по программе |
Первая четверть | 01.09 - 03.11 | 04.11 – 12.11 | 9 | 9 | 9 |
Вторая четверть | 13.11 - 29.12 | 30.12 – 10.01 | 7 | 7 | 7 |
Третья четверть | 11.01 - 18.02 | 24.03-01.04 | 11 | 11 | 11 |
Четвертая четверть | 02.04-25.05 | 9 | 9 | 9 | |
ИТОГО | 36 недель | 36 дня | 36 часа |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия:
1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей 7-8 лет.
2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий,
шкафы и стеллажи, гербарий растений луга, леса, поля, редкие растения и растения Красной книги; муляжи грибов, овощей и фруктов; таблицы « Времена года»;
компасы ученические; физические карты: России, Тамбовской области; глобус
специальная литература, дидактический материал.
3. Технические ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор.
4.Инструменты и приспособления: бумага разных видов ( для рисования, для аппликации, оригами, гофрированная, ватман, картон), кисти линейки, карандаши, шаблоны, плотный картон, тонкий картон, клей ПВА, пластилин.
Методическое обеспечение
Диагностические материалы:
-диагностика «Моё отношение к природе»;
-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».
Кадровое обеспечение:
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности, связанной с естественно-научным направлением.
2.3. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юные друзья природы»;применяется следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся.
Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, творческие задания, самостоятельная работа, выставка.
Промежуточный контроль – проводится в конце каждого учебного года. Формами промежуточного контроля являются тестирование по изученным темам, выполнение творческих заданий и контрольных упражнений, собеседование, выставка работ, презентации и проекты, фотовыставки.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
-журнал посещаемости творческого объединения «Юные друзья природы»;
-грамоты и дипломы учащихся;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:
-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся;
-протоколы по итогам конкурсов учащихся на уровне учреждения;
-приказы органов управления образования об итогах конкурсов учащихся муниципального и регионального уровней.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются рисунки, поделки, проекты .
2.4. Оценочные материалы
10-15При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня ««Юные друзья природы» используются:
- творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте);
- владение специальным оборудованием и оснащением;
-практические умения и навыки.
Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения естественно-научными знаниями.
2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня ««Юные друзья природы» основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей);
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций);
-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей);
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно возрастным особенностям учащихся).
При реализации программы используется следующие методы обучения:
-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра);
-наглядный (демонстрация схем, рисунков, на всевозможных конкурсах, соревнованиях );
При реализации программы используется следующие методы воспитания:
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, игры. На всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.
Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.
Методическое обеспечение программы
Первый год обучения
Название раздела, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Формы подведения итогов | Дидактический материал, техническое оснащение |
1.Здоровье своими руками | беседа | словесный | Текущий контроль (собеседование, викторина) | энциклопедии,книги о природе Тамбовского края,Красная книга Росии,карандаши.альбомы, компьютер, материалы краеведческого музея |
2.Волшебный горшочек | объяснение | демонстрация | Текущий контроль (собеседование, практические задания) | энциклопедии,книги о природе Тамбовского края,Красная книга Росии,карандаши.альбомы, компьютер |
3. Флористика | рассказ | Объяснительно-наглядный | Текущий контроль (упражнение, самостоятельная работа, собеседование, практические задания ) | энциклопедии,книги о природе Тамбовского края, Красная книга Росии,карандаши.альбомы, компьютер, материалы краеведческого музея.альбомы, компьютер, |
4.Расскажи мне обо мне | беседа | Объяснительно-наглядный | Текущий контроль (собеседование, практические задания. викторина, самостоятельная работа) | энциклопедии, крае,карандаши.альбомы, компьютер |
5.Итоговое занятие | беседа | демонстрация | Промежуточный контроль (выставка работ, защита мини - проектов) | проектор, компьютер, мини - проекты |
Второй год обучения
Название раздела, темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Формы подведения итогов | Дидактический материал, техническое оснащение |
1.Мои домашние питомцы | беседа | словесный | Текущий контроль (собеседование, практические задания, упражнение викторина,) | энциклопедии,книги о природе,животном мире Тамбовского края,Красная книга Росии,карандаши.альбомы, компьютер, материалы краеведческого музея |
2.Животные нашего края | объяснение | демонстрация | Текущий контроль (собеседование, практические задания ,игра, упражнение) | Карты,энциклопедии,книги о природе,животном мире Тамбовского края,Красная книга Росии,карандаши.альбомы, компьютер, материалы краеведческого музея |
3. Тайны птичьего царства | рассказ | Объяснительно-наглядный | Текущий контроль (собеседование, практические задания ,игра) | Карты,энциклопедии,книги о природе,животном мире Тамбовского края,Красная книга Росии,карандаши.альбомы, компьютер, материалы краеведческого музея |
4.Человек и природа | беседа | Объяснительно-наглядный | Текущий контроль (собеседование, проектная работа, игра, практические задания, упражнение ) | Карты,энциклопедии,книги о природе,животном мире Тамбовского края,Красная книга Росии,карандаши.альбомы, компьютер, материалы краеведческого музея |
5 Итоговое занятие | беседа | демонстрация | Промежуточный контроль (эссе, фотовыставка) | проектор, компьютер, фотовыставка |
Литература:
Для педагога:
1. Баринова Г. Большой справочник по географии, Дрофа,2001 г. 2. Батуев В. Большой справочник по биологии, Дрофа, 2001 г. 3. Бианки В. Лесная газета, М. Просвещение 2009г. 4. Брыкина Н.Т. и др. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Всё обо всём»- энциклопедия (в 14 томах). М. 2000 г. 5. И.Е.Толмачева Экскурсии-походы по родному краю// Начальная школа 2000 Г. 6. Герасимова Окружающий мир», М., ВАКО, 2004 г. 7. Города России – энциклопедия .М, Дрофа, 2001 г. 8. Дмитриев Ю. Книга природы. М., 2006 г. 9. Илларионова Ю.В. Учите детей отгадывать загадки. М., Просвещение, 2004г 10. Климова Т.А. Экология в начальной школе// Начальная школа, №6,2000 г. 11. Краткий справочник туриста. М., 2005 г.
Для учащихся:
12. Мир вокруг нас - энциклопедия. М., Просвещение, 2000 г. 13. Плешаков А. Зеленые страницы. М., Просвещение, 2005 г. 14. Энциклопедия природы большая, М., АСТ-Пресс, 2001 15. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. М., 2005 г. 16. 1000 вопросов и ответов - энциклопедия. М., 2011 г.
Глоссарий (понятийный аппарат)
ВОДА ЧИСТАЯ– вода, не содержащая загрязнений. С санитарной точки зрения В.ч. – не вызывающая у человека ухудшения здоровья.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ - Привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических факторов, приводящих к превышению негативных воздействий на людей и окружающую среду.
ЗАПОВЕДНИК - особо охраняемая законом территория или акватория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами.
КРАСНАЯ КНИГА– список редких и находящихся под угрозой исчезновения организмов; перечень видов и подвидов с указанием современного и прошлого распространения, численности и причин её сокращения и мер охраны видов. Имеются международный, национальный и локальные варианты К. к., а также отдельно К. к. растений, животных и др. систематических групп.
МОНИТОРИНГ (от англ. monitor – предостерегающий) – наблюдение, оценка и прогноз состояния различных параметров окружающей среды.
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК – группа особо охраняемых культурных объектов среди природы и в пределах населённых мест.
ОРГАНИЗМ (от лат. organizo – устраиваю, придаю стройный вид) – здесь: живое существо, индивидуум, имеющее системное строение.
ПАВОДОК– сравнительно кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникшее в результате быстрого таяния снега при оттепели, ледников при резком повышении температуры, обильных дождей.
ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ– объекты природы нередко связанные с какими-то историческими событиями или лицами, выделяемые как природные охраняемые территории небольшого размера (геологического обнажение, очень старое дерево, экзотическая группа многолетних растений, необычный родник) с их непосредственным окружением.
ПАРК НАЦИОНАЛЬНЫЙ– обширная территория, включающая особо охраняемые природные (не подвергшие воздействию со стороны человека) ландшафты или их части, предназначенная помимо главной задачи сохранения природных комплексов в неприкосновенности.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia - терпение) – способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
НАТУРАЛИСТ - любитель и исследователь природы.
Приложение 2
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения заданий. К мелким ошибкам в основном относятся неточность, неполный ответ.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры задания, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка ставится лишь при выполнении заданий творческого характера, трудовой деятельности, презентаций, проектов.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Тест «КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ»
1. Это лесное животное активно в ночное время суток. Защищаясь от врага, оно может свернуться в клубок. О нем говорят «колобок – колючий бок».
Австралийская ехидна
Ёж
Дикобраз
2. Это животное очень большое и кажется неуклюжим. Но на самом деле оно умеет быстро, почти бесшумно, бегать, лазать по деревьям и прекрасно плавать.
Бурый медведь
Бегемот
Капибара
3. Этот хищник с очень ценным мехом – враг белок, потому что ведет ночной образ жизни и в то время, когда белка спит в своем гнезде, может подобраться и схватить спящее животное.
Лиса
Куница
Рысь
4. Хищная птица, которую в народе называют «лесной кошкой».
Кукушка
Сова
Клёст
5. Какая из птиц лучше всех поет в лесу?
Дятел
Скворец
Певчий дрозд
6. Эта птица способна ловко передвигаться по стволу деревьев вниз головой.
Поползень
Сойка
Кукушка
7. Личинка этого насекомого живет в коре дерева и прогрызает в ней извилистые ходы, чем приносит вред деревьям.
Жук - короед
Жук - дровосек
Жук - скакун
8. Этот зверь очень любит купаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом он избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары.
Медведь
Кабан
Лось
9. Эта лесная птица никогда не строит своего гнезда и не высиживает птенцов, потому что умело подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.
Кукушка
Сова
Сойка
10. Этот хищный жук получил свое название оттого, что умеет очень быстро бегать.
Жук - попрыгун
Жук - скакун
Жук - олень
Правильные ответы
1. Это лесное животное активно в ночное время суток. Защищаясь от врага, оно может свернуться в клубок. О нем говорят «колобок – колючий бок».
Ёж
2. Это животное очень большое и кажется неуклюжим. Но на самом деле оно умеет быстро, почти бесшумно, бегать, лазать по деревьям и прекрасно плавать.
Бурый медведь
3. Этот хищник с очень ценным мехом – враг белок, потому что ведет ночной образ жизни и в то время, когда белка спит в своем гнезде, может подобраться и схватить спящее животное.
Куница
4. Хищная птица, которую в народе называют «лесной кошкой».
Сова
5. Какая из птиц лучше всех поет в лесу?
Певчий дрозд
6. Эта птица способна ловко передвигаться по стволу деревьев вниз головой.
Поползень
7. Личинка этого насекомого живет в коре дерева и прогрызает в ней извилистые ходы, чем приносит вред деревьям.
Жук - короед
8. Этот зверь очень любит купаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом он избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары.
Кабан
9. Эта лесная птица никогда не строит своего гнезда и не высиживает птенцов, потому что умело подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.
Кукушка
10. Этот хищный жук получил свое название оттого, что умеет очень быстро бегать.
Жук - скакун
ВИКТОРИНА ПРО ОСЕНЬ
1. В каком месяце начинается осень?
Октябрь
Август
Сентябрь
Декабрь
Ноябрь
2. Какой атрибут чаще всего необходим осенью?
Купальник
Ролики
Зонт
Панама
3. Какое событие происходит в первый день осени для всех детей и взрослых?
Конец лета
День знаний
Понижение температуры
4. Что характерно для осени?
Набухшие почки на деревьях
Прорастает трава
Опадают листья
5. Что осенью делают дачники?
Сажают картошку
Сажают цветы
Собирают грибы
Собирают землянику
6. С каким словом родственно слово «осень»?
«время жатвы»
«смена сезона»
«прощание с теплом»
7. Закончите четверостишье : «Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
утонуло ... »
Светом
Лето
Место
8. Какое время года наступает после осени?
Лето
Зима
Весна
9. Сколько месяцев длится осень?
2
3
4
5
10. Почему листья осенью меняют свой цвет?
Они подстраиваются под погоду
В листьях распадается хлорофилл
Осень сказочно меняет им цвет
ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ»
1. Какой из цветов жёлтого цвета?
Колокольчик
Василёк
Одуванчик
2. Какой цветок считается традиционным подарком на 8 марта?
Роза
Мимоза
Мак
Гвоздика
3. Какой цветок расцветает ранней весной?
Ромашка
Одуванчик
Ландыш
Подснежник
4. Какого цвета цветы незабудки?
Красного
Голубого
Желтого
5. Какой из цветов можно назвать полевым?
Василёк
Роза
Пион
Лилия
6. О каких цветах идёт речь в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»?
Тюльпаны
Розы
Подснежники
Маки
7. Какой из цветов самый большой по размеру?
Одуванчик
Незабудка
Подсолнух
8. Какой из цветов сначала желтый, а потом пушистый и белый, и если на него дунуть, то в стороны летят маленькие парашютики?
Ромашка
Одуванчик
Колокольчик
9. Какое растение из списка не является цветком?
Василёк
Осока
Мать-и-мачеха
10. Что не является частью цветка?
Лепесток
Стебель
Ветка
Правильные ответы
1. Какой из цветов жёлтого цвета?
Одуванчик
2. Какой цветок считается традиционным подарком на 8 марта?
Мимоза
3. Какой цветок расцветает ранней весной?
Подснежник
4. Какого цвета цветы незабудки?
Голубого
5. Какой из цветов можно назвать полевым?
Василёк
6. О каких цветах идёт речь в сказке Маршака «Двенадцать месяцев»?
Подснежники
7. Какой из цветов самый большой по размеру?
Подсолнух
8. Какой из цветов сначала желтый, а потом пушистый и белый, и если на него дунуть, то в стороны летят маленькие парашютики?
Одуванчик
9. Какое растение из списка не является цветком?
Осока
10. Что не является частью цветка?
Ветка
Вопросы о домашних животных
1. У какой породы собак есть черные пятна на белом фоне?
Такса
Овчарка
Далматин
2. Какое домашнее животное умеет втягивать когти?
Кошка
Собака
Хорек
Хомячок
3. О каких собаках снят известный мультфильм студии Дисней?
Овчарки
Далматины
Доги
Боксеры
4. Какое домашнее животное умеет шипеть?
Собака
Морская свинка
Кролик
Кошка
Крыска
5. Какие домашние животные больше всех любят играть с клубком шерсти?
Щенки
Котята
Хомячки
Шиншиллы
6. Какое домашние животное лучше других поддается дрессировке?
Хорьки
Собаки
Кошки
7. Какое домашние животное, радуясь, виляет хвостом?
Кролик
Рыбка
Кошка
Собака
8. Какое домашнее животное машет хвостом, когда сердится?
Кошка
Собака
Хорёк
Хомячёк
9. Что любят есть кошки?
Сметану
Овощи
Фрукты
10. Какое животное любит набивать свои щёчки едой?
Кролик
Хорёк
Хомяк
Правильные ответы
1. У какой породы собак есть черные пятна на белом фоне?
Далматин
2. Какое домашнее животное умеет втягивать когти?
Кошка
3. О каких собаках снят известный мультфильм студии Дисней?
Далматины
4. Какое домашнее животное умеет шипеть?
Кошка
5. Какие домашние животные больше всех любят играть с клубком шерсти?
Котята
6. Какое домашние животное лучше других поддается дрессировке?
Собаки
7. Какое домашние животное, радуясь, виляет хвостом?
Собака
8. Какое домашнее животное машет хвостом, когда сердится?
Кошка
9. Что любят есть кошки?
Сметану
10. Какое животное любит набивать свои щёчки едой?
Хомяк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год
АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида
Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»...
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...