Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Дизайн стеклянной плоскости"
учебно-методический материал на тему
Данная образовательная программа была разработана мной для проведения занятий по художественому стеклу для детей 11-14 лет. Срок реализации 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "Дизайн стеклянной плоскости" | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное
бюджетное учреждение
центр для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 12»
__________________________________________________________________
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
На заседании педагогического совета Приказом № __ от _____20___г.
от «___» ___________ 20___г. Директору СПБ ГБУ
Протокол №________ Центр содействия семейному
воспитанию № 12
_____________ А.В.Погорелова
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Дизайн стеклянной плоскости»
возраст учащихся 11 - 14 лет
срок реализации 2 года
Разработчик : Михайленко Е.А.,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Направленность программы.
Программа «Дизайн стеклянной плоскости» имеет художественную направленность. В рамках программы дети знакомятся с основами декоративной композиции, изучают и на практике применяют комплекс приёмов художественного стеклоделия .
Актуальность.
Основной задачей системы дополнительного образования является воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. Программа нацелена на расширение творческого кругозора, повышение самооценки, понимание собственных способностей, развитие гордости у ребёнка - я понимаю, умею, могу. Теоретический курс программы вводит ребят в мир декоративно-прикладного искусства, знакомит с процессом труда художника, учит видеть и наслаждаться прекрасным. Практический курс программы обладает большими развивающими возможностями, обеспечивает развитие сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно – двигательной координации, восприятия, мышления. В процессе проведения занятия созданы условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания.
Отличительные особенности.
Тема художественного стекла в методике дополнительного образования ещё ни разу не рассматривалась, как комплексное явление. Работа детей с художественным стеклом обычно ограничивается поверхностным изучением какой-то одной техники или приёма обработки стекла. Данная программа включает в себя краткий исторический экскурс по истории стеклоделия, знакомящий учеников с богатством художественного наследия, теоретический курс по основам декоративной композиции и практические занятия по изучению различных приёмов художественного стеклоделия.
Адресат программы:
Настоящая программа адресована учащимся 11-14 годов , начинающим или продолжающим изучение данной дисциплины.
Цель программы:
- Создание условий для развития у ребёнка интереса к самостоятельному художественному творчеству и ознакомлению с основами декоративно-прикладной композиции.
- Формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
- Обеспечение духовно-нравственного , гражданско-патриотического , трудового воспитания учащихся.
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Профессиональное самоопределение учащихся.
- Личностное развитие учащихся.
- Формирование общей культуры учащихся.
- Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с содержанием основных профессиональных понятий и терминов в работе со стеклом.
- ознакомить с основами декоративной композиции.
- научить пользоваться инструментами (кисти и маркеры, стеклорезы, щипцы, станки для обработки стекла и печи для обжига изделий)
- научить создавать оригинальные изделия из стекла, посредством знакомства с различными техниками и приёмами работы со стеклом.
Развивающие:
- раскрыть творческий потенциал и индивидуальные способности учащихся.
- развивать у детей художественную фантазию, воображение, ассоциативное и логическое мышление, чувство композиции и материала.
- развивать потребность к самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
- развить умения планирования и организации своей работы.
- выработать потребность в аккуратности при работе.
- воспитать способность работать в коллективе.
- выработать потребность в добросовестном исполнении поставленной художественной задачи.
Условия и сроки реализации программы:
Основным условием для занятий кружка «Дизайн стеклянной плоскости» является творческая атмосфера , хорошо организованная среда и наличие материально-технической базы и оснащенности образовательного процесса.
срок реализации программы - 2 года .
Режим занятий:
- 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа ; 144 часа в год
- 2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа ; 144 часов в год
Формы проведения занятий:
Программа «Дизайн стеклянной плоскости» рассчитана на 2 года обучения для детей среднего возраста с 11 до 14 лет. Степень подготовленности определяется на вводном занятии с помощью простых и интересных заданий. Основное требование – собранность, аккуратность. Основной формой организации детей на занятиях, является групповая и подгрупповая, но также используется индивидуальная форма работы .
Формы проведения контроля:
- опрос .
- коллективный просмотр, получившихся работ.
- открытое занятие.
- проведение диагностики.
Ожидаемый результат освоения программы :
В результате освоения программы « Дизайн стеклянной плоскости», учащиеся повысят уровень своего культурно – эстетического развития, способности к самоопределению и самореализации, способности к самостоятельной творческой деятельности в частности создания уникальных предметов из стекла.
В конце первого года обучения учащийся должен:
- Знать технику безопасности .
- Уметь работать с инструментами.
- Приобрести знания и умение ориентироваться в профессиональных терминах и понятиях.
- Приобрести знания основных понятий и принципов декоративной композиции (плоскость, формат, линия, пятно, тон, цвет и т.д.)
- Познакомиться с различными техниками работы со стеклом (развить свои наблюдательные, познавательные и художественно - творческие способности
- Овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества.
В конце второго года обучения учащийся должен:
- Закрепить навыки работы с инструментами.
- Закрепить знания основных принципов декоративной композиции и различных средств художественной выразительности.
- Закрепить навыки создания эскизов для будущих произведений.
- Совершенствовать техническое мастерство в различных техниках работы со стеклом.
- Приобрести и закрепить новые знания о температурных режимах и различных техниках обработки и спекания стекла .
- Совершенствовать умение совмещать различные техники декорирования стекла в одном произведении.
- Совершенствовать не только опыта самостоятельной творческой деятельности и коллективного творчества.
- Развивать способности к восприятию , пониманию и анализу своей художественной деятельности и произведений ДПИ.
Способы фиксации результата.
- непосредственное наблюдение за работой учащихся.
- промежуточные и итоговые просмотры работ учащихся.
- организация выставок.
- фотофиксация достижений учащихся.
- проведение викторин, опросов , опросов, игр.
Учебно-тематический план.
Уровень освоения программы :
общекультурный.
1 год обучения
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы | ||
теория | практика | всего | контроля | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 3 | Входная беседа ( на первом году образования). |
2. | Ознакомление с оборудованием: инструменты, станки, материалы. | 5 | 10 | 15 | Мини-тесты, викторины и кроссворды на закрепление темы об оборудовании и материалов для фьюзинга. |
3. | Формат, линия, пятно в декоративной композиции. Фьюзинг с использованием тонкой проволоки и красок и других материалов. | 4 | 14 | 28 | Изготовление итоговой работы. |
4. | Цвет и тон в декоративной композиции. Фьюзинг с использованием цветного стекла и стеклянной крошки. | 6 | 22 | 28 | Изготовление итоговой работы. |
5. | Фактура и рельеф в декоративной композиции. | 2 | 10 | 12 | Изготовление итоговой работы. Выставка. |
6. | Витраж в технике фьюзинг. | 3 | 17 | 20 | Совместный просмотр. |
7. | Роспись стекла. | 4 | 20 | 24 | Изготовление итоговой работы. |
8. | Мероприятия познавательно - воспитательного характера. Мастер - классы, экскурсии. | 2 | 6 | 8 | Открытый урок , беседа на тему мастер-класса или другого мероприятия . |
9. | Контрольные и итоговые занятия. | 3 | 3 | 6 | Выставка. |
ИТОГО | 42 | 102 | 144 |
2 год обучения.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Формы | ||
теория | практика | всего | контроля | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | Беседа на тему повторения и закрепления уже имеющихся знаний и навыков и приобретенных новых. |
2. | Ознакомление с новым оборудованием. Повторение уже имеющихся навыков знаний . | 4 | 8 | 12 | Тематические кроссворды, викторины, опросы в игровой форме. |
3. | Фьюзинг с использованием проволоки и красок и других материалов. | 1 | 9 | 10 | Итоговая работа. |
4. | Моллирование в различные формы. | 4 | 14 | 18 | Итоговая выставка. |
5. | Выполнение изделий с применением рельефа и различных фактур. Изготовление фактур и рельефов. | 4 | 12 | 16 | Совместный просмотр. |
6. | Витраж в технике фьюзинг. | 4 | 14 | 18 | Итоговая работа. |
7. | Витраж в смешанной технике ( спекание, роспись). | 4 | 14 | 18 | Итоговая работа .Выставка. |
8. | Мероприятия познавательно - воспитательного характера. Мастер - классы, экскурсии. | 4 | 14 | 18 | мини семинар на тему пройденного мастер-класса или посещенного мероприятия. |
9. | Контрольные и итоговые занятия. | 8 | 4 | 12 | Итоговая выставка. |
ИТОГО | 40 | 104 | 144 |
Список литературы и интернет ресурсов.
- Минухин Е. Витражное искусство / "Архитектура СССР". 1954. № 6. С.27-30.
- Холостенко Н. Древнерусские витражи. / Декоративное искусство СССР. 1963, № 8.
- Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. М., 2006.
- Шутов А.И. Температурно-временные характеристики стекла при использовании системы нижнего нагрева в печах моллирования / А.И. Шутов, А.Е. Боровской, Е.С. Татаринцев, О.Ю. Боровская // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2009. – No2. - С. 29-32.
- Боровской А.Е. Интенсификация процесса моллирования стёкол сложной формы / А.Е. Боровской, И.А. Новиков, Е.С. Татаринцев, О.Ю. Боровская // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2009. – No3. - С. 96-98.
- Роспись по стеклу .Современный дизайн .Изд . Арт Родник. 2005
- Kiln Formed Bracelets, Wardell publication inc., 2005
- Stained glass boxes ,Wardell publication inc., 2005
- Introduction to Glass Fusing , Wardell publication inc., 2005
- Fuse it ,Wardell publication inc., 2005
- Glass Kiln Casting with Colour de Verre.,Wardell publication inc., 2005
- http://www.glasstress.org/home
- http://www.matthewgoodletglass.com.au/index.htm
- http://www.finnishdesign.com
Календарный учебный график.
Уровень освоения программы :
общекультурный.
Год обучения. | Дата начала обучения по программе. | Дата окончания обучения по программе. | Всего учебных недель. | Количество учебных часов | Режим Занятий |
1 год | 10 сентября | 31 мая | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2 год | 1 сентября | 31 мая | 37 | 144 | 2 раза в неделю по два часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир за стеклянным берегом
урок для 1 класса по теме "Мир за стеклянным берегом" о жителях аквариума и уходе за ними...
Методическая разработка по теме "Стеклянных дел мастера" для 3 класса.
Методическая разработка по теме "Стеклянных дел мастера" для 3 класса. (по курсу "Наш край")...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: « Чудеса в стеклянной банке»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Чудеса в стеклянной банке» Цель: изготовить в домашних условиях имитированную икру и использовать её, как полноценный продукт питания....
Стеклянное чудо
Занятие познавательной направленности. Имеет корекционно-воспитательное значение. Посвящено украшению группы к Новому году. Содержит интересные исторические сведения об истории стеклянной елочно...
Мир за стеклянным берегом
Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Перспектива" 1 класс...
В стеклянной стране
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по формированию целостной картины мира, расширению кругозора...
урок окружающего мира 1 класс. Мир за стеклянным берегом
Цель урока: формирование представлений об аквариуме, как о созданном руками человека водном сообществе.Задачи урока:· Образовательные: н...