Программа «Мир в красках»
рабочая программа по технологии (4 класс)

Елена Владимировна Фирсова

     Направленность программы:

 

Программа по внеурочной деятельности “Мир в красках” разработана в соответствии с требованиями ФГОС   для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся по художественно – эстетическому направлению.

Программа «Мир в красках» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mir_v_kraskah.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

.

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № _1_

от «_28» 08 2020 г.

Руководитель МО

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» 08 20_20г.

Утверждаю

Директор                    /С.А. Дюг/

Программа

«Мир в красках»

Программу составила

 учитель высшей категории

Фирсова Е.В..

                                                          Смоленск 2020

Направленность программы:

Программа по внеурочной деятельности “Мир в красках” разработана в соответствии с требованиями ФГОС   для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся по художественно – эстетическому направлению.

Программа «Мир в красках» разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 34 часа .

При реализации данной программы расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, воспитанники изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет развивать   творческие способности обучающихся.

Изобразительное искусство в школе является важным предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала воспитанника. У школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанника к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут обучающимся при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный   подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа, разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.

Актуальность, педагогическая целесообразность и перспективность программы:

Программа «Мир в красках» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить младших воспитанников к творчеству.

Программа по внеурочной деятельности  предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал воспитанников. Практическая деятельность младшего воспитанника направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Цели и задачи программы:

Цель программы:

  •  формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры,
  • развитие художественно-творческой активности,
  • овладение образным языком декоративно- прикладного искусства,
  • привитие интереса к  изобразительному искусству,  
  • развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.

Задачи программы:

  • ознакомление воспитанников с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • овладение воспитанниками нетрадиционными техниками рисования;
  • использование нетрадиционных техник изображения в  самостоятельной    деятельности воспитанников.

  • закреплять и расширять знания, полученные на занятиях изобразительного искусства и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью рисунка, объемных форм;

Результаты:

Личностные

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
  • осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

Регулятивные

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному руководителем плану определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя;
  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с руководителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с руководителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и руководителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

Коммуникативные

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
  • понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • договариваться со сверстниками совместно с руководителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.

Сроки реализации программы

Реализация программы будет осуществляться в течение 2020 – 2023 гг.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикумы.

Продолжительность занятия – 40 мин.

Количество занятий в неделю – 1 раз

Планируемые результаты и способы определения их результативности:

Результаты работы могут быть представлены в различной форме:

  • коллективные выставки школьных творческих работ.
  • индивидуальное участие в районных и городских конкурсах               творческих работ.

Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов реализации программы «Мир в красках» являются выставки детского творчества:

  • Времена года. Осень.
  • Времена года. Зима.
  • Времена года. Весна
  • Портрет, пейзаж, натюрморт.
  • Народные промыслы России

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятия

Кол-во часов

I четверть (9 часов)

1

Вводный урок Т.Б.

1

2

«Волшебный пейзаж».

1

3

«Листопад».

1

4

«Ветка рябины».

1

5

«Превратим пятна в рисунок»

1

6

«Весёлые зонтики».

1

7

«Коврик из осенних листьев».

1

8

«Осенний пейзаж». 

1

9

Коллективная работа«Осенний пейзаж». 

1

2 четверть (7 часов)

1

«Снежинки».

1

2

«Витраж».

1

3

«Зимний пейзаж».

1

4

«Узоры на окне».

1

5

«Зимний натюрморт»

1

6

«Новогодний карнавал».

1

7

«Рисуем рождество».

1

3 четверть(9часов)

1

«Зимний пейзаж в графике».

1

2

«Натюрморт с фруктами».

1

3

«Животные в зимнем лесу».

1

4

«Пейзаж».

1

5

«Сказочная страна»

1

6

«23 февраля».

1

7

«8 марта»..

1

8

«Портрет друга».

1

9

«Автопортрет”.

1

4 четверть (9 часов)

1

«Натюрморт с фруктами».

1

Тема занятия

Кол-во часов

2

“Тематический натюрморт

1

3

«Весенний пейзаж»

1

4

«Сказки Древней Руси».

1

5

«Русская матрешка».

1

6

«Золотая Хохлома».

1

7

«Дымковская игрушка».

1

8

«Сказочная Гжель».

1

9

«Весенние цветы».

1

34

2 год обучения

I четверть (9 часов)

1

ТБ. Вводный урок.

1

2

«Осенний лист».

1

3

«Осенний лист».

1

4

«Птицы улетают на юг»

1

5

«Осенний дождь». Воскография

3

6

«Осенний пейзаж». Коллективная работа

2

2 четверть (7 часов)

1

«Снежинка». Аппликация

1

2

«Зимний пейзаж». Гуашь

1

3

«Новогодний карнавал». Гуашь

3

4

«Сказочная страна». Цветная графика

2

3 четверть(9часов)

1

«Дымковская игрушка». Лепка и роспись

3

2

«23 февраля».

1

3

«8 марта».Аппликация

1

4

«Былины и сказки Древней Руси».

2

5

«Народные промыслы России. Гжель. Хохлома».

2

4 четверть (9 часов)

1

«Весенний натюрморт» 

2

2

«Весенний пейзаж»

2

3

«Русский праздник». Коллективная работа

3

4

Весенние цветы

2

34

3 год обучения

I четверть (9 часов)

1

ТБ. Вводный урок

1

2

«Осенний пейзаж». Акварель

1

3

«Листопад». Гуашь

1

4

«Животные в осеннем лесу». Коллективная работа

2

5

«Осень».Воскография

2

6

«Осенний пейзаж». Коллективная работа

2

2 четверть (7 часов)

1

«Снегопад в городе». Гуашь

2

2

«Зимний пейзаж в деревне».

2

3

«Новогодний карнавал» .Аппликация. Коллективная работа

2

4

«Рисуем Рождество».

1

3 четверть(9часов)

1

«Животные в зимнем лесу».Аппликация

1

2

«Зимний пейзаж». Гуашь

2

3

«23 февраля».коллективная работа

2

4

«8 марта».Аппликация

1

5

«Тематический натюрморт». Гуашь

2

1

«Весенний пейзаж». Пастель

1

4 четверть (9 часов)

1

«Русские былины».

2

2

«Народные промыслы Росии. Гжель»

2

3

«Народные промыслы Росии. Хохлома».

2

4

«Народные промыслы Росии. Городец».

2

5

«Народный костюм».

1

34

Список использованной литературы:

  • О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .
  • Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/ Сост. В. С. Кузин, В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
  • Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
  • Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
  • Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
  • Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
  • Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
  • Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "СКАЗКИ В КРАСКАХ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "сКАЗКИ В КРАСКАХ" НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ...

Программа кружка "Весёлые краски"

Данная программа разработана для детей 7-9 лет. Срок реализации - 1 год....

Рабочая программа кружка "Весёлые краски"

Данная программа рассчитана для детей 4 класса, уже получивших умения в области рисования....

Рабочая образовательная программа кружка "Весёлые краски"

Программа кружка "Весёлые краски" составлена для учеников 2-го класса. На занятиях учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, ц...

Дополнительная образовательная программа кружка «Живые краски»

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Дополнительная образовательная программа  кружка «Живые краски»  составлена в соответствии с Федеральным государственным обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

Программа кружка «Волшебные краски» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья педагога-психолога МБУ ДО ЦПМСС ГО «город Якутск» Васильевой Р.С.

Актуальность             В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с м...