Программа кружка "Весёлые краски"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Данная программа разработана для детей 7-9 лет. Срок реализации - 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesyolye_kraskimicrosoft_office_word.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Педагогическом совете Протокол №7 от « 26 » мая 2017 г. | Утверждаю: Директор МКОУ «Нижнеждановская средняя общеобразовательная школа» ______________Н.И. Аникеева Приказ №1-24/1 от «26 » мая 2017 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Весёлые краски»
Возраст учащихся: 7-9 лет
Срок реализации:1 год
Автор – составитель:
Переверзева Наталья Гурбаналиевна,
педагог дополнительного образования
2017-2018 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и новизна.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить занятие таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Цели кружковой работы
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Задачи
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Педагогические принципы:
• принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
• принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
• принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
• принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;
Основные компоненты | Принципы обучения |
Задачи обучения | Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования и общего развития обучаемого. |
Содержание обучения | Принцип научности, систематичности и последовательности обучения. |
Методы обучения и соответствующие им средства | Принцип наглядности обучения, сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения. |
Формы организации обучения | Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. |
Условия для обучения | Принцип создания необходимых условий для обучения. |
Результаты обучения | Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития. |
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической деятельности. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Методы и формы, реализуемые в программе:
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
- Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
- Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
- Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
- Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
- В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Педагогические технологии:
1.Развитие творческой и активной личности;
2.Личностно-ориентированный подход;
3.Дифференцированность обучения;
Учебно-тематический план
№ | Тема | Коли –во часов |
1 | Радужный мир Выставки, экскурсии, рисование на воздухе | 30 |
2 | Конкурсы, фестивали | 3 |
Итого: | 34 |
Содержание изучаемого курса
Вводная беседа (2 часа).
- Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Знакомство с новыми видами и жанрами изобразительного искусства(2 часа)
4 | «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) |
5 | «Осенний натюрморт» Осенние цветы и плоды (работа по памяти) |
6 | «Радуга» смешение красок |
7 | «Осенние листочки» (работы с натуры) |
8 | Сказочная птица «Жар птица» (работа по представлению |
9 | Экскурсия на станцию юннатов |
10 | «Волшебный мир аквариума» (работа по памяти) |
11 | Портрет (аппликация) |
12 | «Сказочное дерево» (работа по представлению) |
13 | «Моя любимая игрушка» (работы с натуры) |
14 | Маски из папье-маше |
15 | Маски из папье-маше |
16 | Маски из папье-маше |
17 | «Этюд фантастический мир» (работа по воображению) |
18 | Разноцветные бабочки (по памяти) |
19 | Портрет друга (графическая работа) |
20 | «Фантастический зверь» |
21 | В чем красота зимы. Первый снег. |
22 | Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке) |
23 | Снеговик-почтальон (иллюстрация к сказке) |
24 | Изготовление объемной игрушки |
25 | Наброски фигуры человека |
26 | «Наши зимние забавы» (работа по памяти) |
27 | «Наши зимние забавы» (работа по памяти) |
28 | Графическая работа «Маленькие и большие» |
29 | Оригами «Жар Птица» |
30 | «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки» |
31 | «Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки» Кто спешит на елку |
32 | Кто спешит на елку |
33 | Натюрморт «Овощи и фрукты» |
34 | Композиция «Окно» |
35 | Новогодняя открытка |
36 | Рождественский сувенир |
37 | Рождественский сувенир Транспорт (графическая работа) |
38 | Транспорт (графическая работа) Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника» |
39 | Натюрморт из предметов школьного обихода «Натюрморт школьника» |
40 | Мы рисуем домашних животных (графическая работа) |
41 | Узор на стекле |
42 | «Веселый человек» (графическая работа) |
43 | «Сказочный дворец (работа по представлению) |
44 | Матрешки |
45 | Композиция «Цирк» |
46 | Композиция «Цирк» |
47 | Русский народный костюм |
48 | Русский народный костюм |
49 | «Вспомним лето» (аппликация из природных материалов» |
50 | «Вспомним лето» (аппликация из природных материалов» Цветовой круг |
51 | Цветовой круг «Сказка» |
52 | «Сказка» |
53 | «Сказка» «Жили были» (работа по представлению) |
54 | «Жили были» (работа по представлению) Мозаика из цветной бумаги |
55 | Мозаика из цветной бумаги |
56 | Готовим подарки своим мамам |
57 | Готовим подарки своим мамам |
58 | Готовим подарки своим мамам «В царстве нежности» |
59 | «В царстве нежности» |
60 | «В царстве нежности» Композиция на экологическую тему. Плакат |
61 | Композиция на экологическую тему. Плакат |
62 | Композиция на экологическую тему. Плакат Натюрморт из предметов быта |
63 | Натюрморт из предметов быта |
64 | Натюрморт из предметов быта Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения |
65 | Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения |
66 | Рисование на противопожарную тему. Безопасность дорожного движения |
67 | Архитектура |
68 | «Дождик» (по представлению) |
Методическое обеспечение
- Алексеева В.В. Что такое искусство?
- Бушкова Л.Ю. «Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс».
- Журналы "Искусство в школе".
- Журналы "Эскиз".
- Журналы "Юный художник".
- Левин С.Д. Ваш ребенок рисует.
- Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.
- Мосин И. "Рисование" в 2-х частях.
- Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд.
- Полунина В.Н. "Искусство и дети".
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе.
- Серия "Я познаю мир" книга "Искусство".
- Сокольникова Н. "Основы живописи".
- Сокольникова Н. "Основы композиции".
- Сокольникова Н. "Основы рисунка".
- Сокольникова Н."Изобразительное искусство" (методика преподавания).
- Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир.
- Энциклопедический словарь юного художника.
Список литературы
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для пришкольного лагеря"Краски детства"
Рабочая программа разработана для пришкольных лагерей.Имеется пояснительная записка и содержание работы кружков по интересам....
Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"
Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...
Программа кружка "Краски рассказывают сказки"
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (1 класс),...
Дополнительная образовательная программа "Веселые краски"
Дополнительная образовательная программа "Веселые краски" рассчитана на 1 год обучения с детьми 7-10 лет. Занятия по данной программе проводятся 2 раз в неделю, продолжительностью 1,5 час каждое...
Рабочая программа курса «Краски Югры»
Рабочая программа «Краски Югры» является компилятивной и направлена на приобщение школьников к национальной культуре коренных народов Западной Сибири в процессе обучения изобразительному и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс
Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Волшебные краски".
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебные краски» общекультурного направления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ...