Программа кружка «Волшебные краски» для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья педагога-психолога МБУ ДО ЦПМСС ГО «город Якутск» Васильевой Р.С.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Актуальность

             В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Младший школьный характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего представить образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Этот период – сензитивный для формирования воображения. Оно начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок испытывает трудности к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что – то представить, вообразить.

          Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Интенсивное изучение воображения и творческих способностей осуществляется с конца 1950-х годов. Выяснилось, что проявление творческих способностей во многом зависит от материала, на основе которого составлено задание.

         Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, – восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, – не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление  личности в целом.

       Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок часто становится заводилой, ведь он умеет сам придумывать интересные занятия, игры.

         Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.

         Разнообразные частные приемы совершенствования воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал разглядеть облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды. Вспомним «Школу под открытым небом» В. А. Сухомлинского (путешествие по облакам).

            В научных исследованиях Ломова С.П., Рощина С.П., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., и других, указывается  на актуальность исследований процесса развития творческого воображения учащихся и на необходимость его пролонгирования  и адаптации к меняющимся условиям. Поэтому и в наше время развития воображения продолжает оставаться актуальной.

 

Паспорт прогаммы:

Учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-медико-социального сопровождения» городского округа «город Якутск»

Название программы: кружок «Волшебные краски»

Автор-составитель: Васильева Розалия Семёновна, педагог – психолог.

Цель программы: развития воображения у младших школьников с ОВЗ  посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

  1. Обучать приемам работы с различными материалами;
  2. Развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
  3. Развивать воображение и наглядно-образное мышление;
  4. Создавать условия к саморазвитию ребят.

 

Адресная группа: обучающееся от 7 до 10 лет

Срок реализации: в течение учебного года

Периодичность мероприятий: 1 раз в неделю

Продолжительность мероприятий: 10 занятий (1 ак.час)

Исполнитель: педагог – психолог  –  Васильева Р.С.

Методические материалы:

- наглядно-дидактические пособия по темам;

- использование ТСО (проектор, ноутбук и др.);

-канцелярские материалы для продуктивной деятельности (альбом, бумага А-4, карандаши цветные, краски - гуашь, чернильная краска ,кисти, пластилин и др.)

 

Содержание программы:

Программа кружка имеет развивающее направление, состоит из трех этапов:

1) первичная диагностика;

2) развивающая работа;

3) заключительная диагностика.

Всего включено 10 занятий, продолжительностью каждое по 40-45 минут. На занятиях обучающиеся с ОВЗ развивают воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание.

Формирование положительного интереса к кружку достигается подбором нетрадиционных техник рисования, занимательных игр и упражнений, позволяющих обучающимся через кружок развивать воображение.

Приемы и методы организации развивающего процесса:

  • игры (словесные, дидактические, музыкальные);
  • упражнения (подражательно-исполнительного характера);
  • динамические паузы.

Контроль и оценка знаний:

  • Методика «Домики» (Грошенков И.А.)
  • Методика «Сказочная избушка» (Грошенков И.А.)
  • Незаконченные рисунки  (Ильина М.В.)

Модель выпускника:

1) Развитие  воображения с посредством нетрадиционных техник рисования;

       2) Развитие произвольного поведения;

3) Сформированность позитивного отношения к кружку.

Структура и организация занятий:

Вводная часть. Ритуал приветствия. Помогает сосредоточить внимание, настроить на занятие.

Основная часть. Здесь решаются главные задачи кружка. Эта часть включает игры, упражнения, продуктивную деятельность кружка.

Итог занятия. Ритуал прощания. Позволяет ребенку высказать и обобщить впечатления от занятия.

Критерии оценки качества:

  1. Беседа с учителем, с родителем;
  2. Отзыв.

Критерии оценки результатов работы:

  1. Возрастающий интерес обучающихся к выполнению развивающих заданий, развитие воображения  посредством нетрадиционных техник рисования;
  2. повышение уровня активности обучающихся на занятиях, проявляющихся в желании сотрудничать  со  взрослым;
  3. повышенный  уровень заинтересованности к обучению.

 

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Цель занятия

Содержание/ используемая техника на занятии

Материал для занятия

Проводимые игры, упражнения

Кол/

мин

1

Вводное занятие

Диагностика

Диагностика. Создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества

Методика «Домики» (Грошенков И.А.)

Методика «Сказочная избушка» (Грошенков И.А.)

Незаконченные рисунки  (Ильина М.В.)

Бумага А-4, цветные карандаши

Упр. «Цветное настроение»

1/40

2

Картина - панно «Зимний лес»

Развитие воображения, активизация наглядно-образного мышления и речи, художественного вкуса

Коллективное рисование с  элементами нетрадиционной техники рисования. Техника рисования «акварель по сырой бумаге»

Ватман, плотная бумага, акварельные краски, губка, салфетки бумажные, шаблон дерева, клей-карандаш.

Загадки о зиме

1/40

3

«Удивительная ладонь»

Продолжение создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества. Активизировать

внимание, память, наглядно-образное мышление

Рисование ладошками. Презентация «Удивительная ладонь»

Ватман,  краски, губка, ватные палочки, салфетки бумажные. Заготовка разных животных (голова), клей-карандаш.

Игра-загадка «На что похожа»

1/40

4

«Пушистый друг»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных.

Техника оттиск скомканной бумагой

Листы  плотной бумаги-заготовки,  краски, тетрадные листы

 

Загадки о животных

1/40

5

«Весеннее солнце»

Развитие воображения, Развивать чувство цветового восприятия

Техника рисования «акварель по сырой бумаге»

 

 

 

Листы  плотной бумаги,  краски, кисточки, бумажные салфетки,  фломастеры/маркеры,  стакан для воды

Упр. «Настроение»

1/40

6

«Добрые-злые»  Рисование способом - «тычка»

Развитие эмоционального интеллекта и творческого воображения.

Рисование ватной    палочкой, способом - «тычка». Вызвать интерес к сказочным героям. Учить описанию эмоций.

Шаблон силуэта сказочного героя, ватные палочки, акварельные краски, стакан для воды, фломастеры.

Игра «Герои сказок»

 

1/40

7

 

 

 

«Необычные кляксы»

Развитие воображения, наглядно- образного мышления, художественного вкуса.

Кляксография. Презентация «Необычные кляксы». Научить рисовать  кляксы,

придумать  необычное существо: инопланетянина, животное,  птицу, рыбу, насекомое и  др.

Листы  плотной бумаги,  акварельные краски, кисти, фломастеры.

Упр. «Траектория»

1/40

8

 

 

«Волшебная нитка»

Развитие воображения, наглядно-образного мышления, художественного вкуса

Рисование нитью. Презентация «Волшебная нитка». Учить детей рисованию ниткой.

 

Листы  плотной бумаги/  альбомные листы, акварельные краски, чернильные краски, фломастеры.

Игра «Радуга»

1/40

9

 

«Звездное небо»

Развитие фантазии, творческого воображения

Рисование набрызгом

Закрепление техники рисования «акварель по сырой бумаге», научить комбинировать технику.

Листы  плотной бумаги/  альбомные листы, акварельные краски, чернильные краски, фломастеры.

Загадки о звездах, звездной ночи.Игра

«Составь знакомые слова»

1/40

10

Итоговое занятие

Итоговая диагностика

 

 

Бумага А-4, цветные карандаши

Игра «Аплодисменты»

1/40

 

Список литературы:

1. Грошенков А.И. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.

2. Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М.: Книголюб, 2004.- 64с.

3. Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 176 с. (Психологическая служба.)

4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художник Куров В.Н.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240с.,-/ Серия: «Вместе учимся, играем»/

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrs_na_sayttspmssprogrammavol.kraski.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Волшебные краски»

для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

педагога-психолога МБУ ДО ЦПМСС ГО «город Якутск» Васильевой Р.С.

Актуальность

В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Младший школьный характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего представить образы), а затем и творческого (благодаря которому создаются принципиально новые образы). Этот период – сензитивный для формирования воображения. Оно начинает складываться в игре и переходит в другие виды детской деятельности. Если воображение отстает в развитии, ребенок испытывает трудности к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что – то представить, вообразить.

Воображение (фантазия) — психический процесс создания новых представлений и мысленных ситуаций в форме образа или идеи, в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Интенсивное изучение воображения и творческих способностей осуществляется с конца 1950-х годов. Выяснилось, что проявление творческих способностей во многом зависит от материала, на основе которого составлено задание.

Воображение, тесно связанное с эмоциями и всеми психическими функциями, – восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, – не только значительно углубляет и расширяет процесс познания, но и оказывает влияние на становление личности в целом.

Психологи заметили, что ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Такой ребенок часто становится заводилой, ведь он умеет сам придумывать интересные занятия, игры.

Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый необычный взгляд на мир. Способность к воображению не дается человеку с рождения, но ее можно и нужно развивать.

Разнообразные частные приемы совершенствования воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал разглядеть облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды. Вспомним «Школу под открытым небом» В. А. Сухомлинского (путешествие по облакам).

В научных исследованиях Ломова С.П., Рощина С.П., Боголюбова Н.С., Комаровой Т.С., и других, указывается на актуальность исследований процесса развития творческого воображения учащихся и на необходимость его пролонгирования и адаптации к меняющимся условиям. Поэтому и в наше время развития воображения продолжает оставаться актуальной.

Паспорт прогаммы:

Учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-медико-социального сопровождения» городского округа «город Якутск»

Название программы: кружок «Волшебные краски»

Автор-составитель: Васильева Розалия Семёновна, педагог – психолог.

Цель программы: развития воображения у младших школьников с ОВЗ посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи программы:

  1. Обучать приемам работы с различными материалами;
  2. Развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
  3. Развивать воображение и наглядно-образное мышление;
  4. Создавать условия к саморазвитию ребят.

Адресная группа: обучающееся от 7 до 10 лет

Срок реализации: в течение учебного года

Периодичность мероприятий: 1 раз в неделю

Продолжительность мероприятий: 10 занятий (1 ак.час)

Исполнитель: педагог – психолог – Васильева Р.С.

Методические материалы:

- наглядно-дидактические пособия по темам;

- использование ТСО (проектор, ноутбук и др.);

-канцелярские материалы для продуктивной деятельности (альбом, бумага А-4, карандаши цветные, краски - гуашь, чернильная краска ,кисти, пластилин и др.)

Содержание программы:

Программа кружка имеет развивающее направление, состоит из трех этапов:

1) первичная диагностика;

2) развивающая работа;

3) заключительная диагностика.

Всего включено 10 занятий, продолжительностью каждое по 40-45 минут. На занятиях обучающиеся с ОВЗ развивают воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание.

Формирование положительного интереса к кружку достигается подбором нетрадиционных техник рисования, занимательных игр и упражнений, позволяющих обучающимся через кружок развивать воображение.

Приемы и методы организации развивающего процесса:

  • игры (словесные, дидактические, музыкальные);
  • упражнения (подражательно-исполнительного характера);
  • динамические паузы.

Контроль и оценка знаний:

  • Методика «Домики» (Грошенков И.А.)
  • Методика «Сказочная избушка» (Грошенков И.А.)
  • Незаконченные рисунки (Ильина М.В.)

Модель выпускника:

1) Развитие воображения с посредством нетрадиционных техник рисования;

2) Развитие произвольного поведения;

3) Сформированность позитивного отношения к кружку.

Структура и организация занятий:

Вводная часть. Ритуал приветствия. Помогает сосредоточить внимание, настроить на занятие.

Основная часть. Здесь решаются главные задачи кружка. Эта часть включает игры, упражнения, продуктивную деятельность кружка.

Итог занятия. Ритуал прощания. Позволяет ребенку высказать и обобщить впечатления от занятия.

Критерии оценки качества:

  1. Беседа с учителем, с родителем;
  2. Отзыв.

Критерии оценки результатов работы:

  1. Возрастающий интерес обучающихся к выполнению развивающих заданий, развитие воображения посредством нетрадиционных техник рисования;
  2. повышение уровня активности обучающихся на занятиях, проявляющихся в желании сотрудничать со взрослым;
  3. повышенный уровень заинтересованности к обучению.

Тематическое планирование занятий

Тема занятия

Цель занятия

Содержание/ используемая техника на занятии

Материал для занятия

Проводимые игры, упражнения

Кол/

мин

1

Вводное занятие

Диагностика

Диагностика. Создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества

Методика «Домики» (Грошенков И.А.)

Методика «Сказочная избушка» (Грошенков И.А.)

Незаконченные рисунки (Ильина М.В.)

Бумага А-4, цветные карандаши

Упр. «Цветное настроение»

1/40

2

Картина - панно «Зимний лес»

Развитие воображения, активизация наглядно-образного мышления и речи, художественного вкуса

Коллективное рисование с элементами нетрадиционной техники рисования. Техника рисования «акварель по сырой бумаге»

Ватман, плотная бумага, акварельные краски, губка, салфетки бумажные, шаблон дерева, клей-карандаш.

Загадки о зиме

1/40

3

«Удивительная ладонь»

Продолжение создание атмосферы взаимного принятия и сотрудничества. Активизировать

внимание, память, наглядно-образное мышление

Рисование ладошками. Презентация «Удивительная ладонь»

Ватман, краски, губка, ватные палочки, салфетки бумажные. Заготовка разных животных (голова), клей-карандаш.

Игра-загадка «На что похожа»

1/40

4

«Пушистый друг»

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке облик животных.

Техника оттиск скомканной бумагой

Листы плотной бумаги-заготовки, краски, тетрадные листы

Загадки о животных

1/40

5

«Весеннее солнце»

Развитие воображения, Развивать чувство цветового восприятия

Техника рисования «акварель по сырой бумаге»

Листы плотной бумаги, краски, кисточки, бумажные салфетки, фломастеры/маркеры, стакан для воды

Упр. «Настроение»

1/40

6

«Добрые-злые» Рисование способом - «тычка»

Развитие эмоционального интеллекта и творческого воображения.

Рисование ватной палочкой, способом - «тычка». Вызвать интерес к сказочным героям. Учить описанию эмоций.

Шаблон силуэта сказочного героя, ватные палочки, акварельные краски, стакан для воды, фломастеры.

Игра «Герои сказок»

1/40

7

«Необычные кляксы»

Развитие воображения, наглядно- образного мышления, художественного вкуса.

Кляксография. Презентация «Необычные кляксы». Научить рисовать кляксы,

придумать необычное существо: инопланетянина, животное, птицу, рыбу, насекомое и др.

Листы плотной бумаги, акварельные краски, кисти, фломастеры.

Упр. «Траектория»

1/40

8

«Волшебная нитка»

Развитие воображения, наглядно-образного мышления, художественного вкуса

Рисование нитью. Презентация «Волшебная нитка». Учить детей рисованию ниткой.

Листы плотной бумаги/ альбомные листы, акварельные краски, чернильные краски, фломастеры.

Игра «Радуга»

1/40

9

«Звездное небо»

Развитие фантазии, творческого воображения

Рисование набрызгом

Закрепление техники рисования «акварель по сырой бумаге», научить комбинировать технику.

Листы плотной бумаги/ альбомные листы, акварельные краски, чернильные краски, фломастеры.

Загадки о звездах, звездной ночи.Игра

«Составь знакомые слова»

1/40

10

Итоговое занятие

Итоговая диагностика

Бумага А-4, цветные карандаши

Игра «Аплодисменты»

1/40

Список литературы:

1. Грошенков А.И. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIIIвида.

2. Ильина М.В. Развитие невербального воображения.- М.: Книголюб, 64с.

3. Ильина М.В. Развитие воображения дошкольников. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 176 с. (Психологическая служба.)

4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художник Куров В.Н.- Ярославль: «Академия развития», #1089;.,-/ Серия: «Вместе учимся, играем»/

5.

6.

7. izron/ru/articles/aktualnye…po-ito.

8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственных чувств у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 В данной статье раскрываются проблемы воспитания нравственных чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же здесь изложены средства и условия создания благоприятных ситуац...

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Конспект психологического занятия по развитию эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Занятие разработано для детей с особыми потребностями с учетом особенностей восприятия ими информации: для активизации и поддержания у детей познавательного интереса проводится в виде сказочного путеш...

Конспект психологического занятия "Чудесный сад" для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Данное занятия направлено на снижение у детей уровня психоэмоционального напряжения, овладение ими простейшими релаксационными приемами, актуализацию творческого потенциала....

Развитие оптико-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Пространственные представления имеют универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью. Следовательно, гармоничное развит...

Пусть каждый день приносит счастье! (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)

Развитие коммуникативных склоностей, произвольного внимания и памяти в слуховой и зрительной модальности....

Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных    и    квазипространственных представлений непосредственно   влияет   на...