Рабочая программа предмета "Технология" для детей с ОВЗ( ТНР) 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс)

Бухарина Алёна Анатольевна

Рабочая программа  предмета "Технология" для детей с ОВЗ (ТНР) 1 класс составлена на основе авторской программы Е.А. Лутцевой, Т.П. Зуевой и расчитана на 66 часов. К программе прилагается КТП на 66 часов ( 33недели, по 2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_luttseva_programma_1_klass.docx113.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска»

454074 г.Челябинск, ул. Героев Танкограда, 21т/ф 772-15-29; эл.почтаinternat011@ramler.ru

Рабочая программа

предметной области

«Технология»

учебного предмета

«Технология»

                                                     Составитель программы:

Бухарина Алёна Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей категории.

Челябинск

 2023г

Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана  на  основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени

Образования, авторской программы УМК «Технология. 1-4 классы» (Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева).

Представленный предмет закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его собственная предметно-манипулятивная  деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования

познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и духовной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта  же среда является для младшего школьника условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать  практические способы решения, добиваться достижения  результата и пр.).

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём  интегрирует знания, полученные при изучении других

учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуальнопрактической деятельности ученика, что, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально ценные практические умения,

опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики

учащихся и для социальной адаптации в целом.

Общая характеристика предмета

Цели изучения технологии в начальной школе:

- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

—        духовно-нравственное развитие обучающихся, освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона(национальные,  региональные, этнокультурные особенности), России и других государств;

— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и

отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения

практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— формирование внутреннего плана деятельности на  основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития, формирование знаний о промыслах родного края, уважения к людям труда;

— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа

интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии

реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности,

комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития

личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:

1. Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.

2. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на

сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности.

3. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.

4. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия(проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит

             не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и          

  освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:

• качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;

• степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
                 Виды учебной деятельности учащихся:

— простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

— моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);

— решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

— простейшее проектирование (принятие идеи, поиски отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).

Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья обучающихся.

С национальными,  региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся знакомятся на отдельных уроках. Это способствует формированию знаний о промыслах Южного Урала, архитектуре, парках, полезных ископаемых  г.Челябинска, уважения к людям труда.

Место предмета «Технология» в учебном плане

На изучение технологии в  1 классе  отводятся  2 ч в неделю. Предмет  рассчитан  в 1 классе   на 66 ч (33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:

• с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на

основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

• с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная

трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;

• с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;

• с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа

заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

• с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.

 Результаты освоения предмета

Рабочая программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

11)Воспитание уважения  к своему народу и истории, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину (национальные,  региональные, этнокультурные особенности).

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Технология»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, в том числе по региональной тематике;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием  учебного предмета «Технология», в том  числе отражающих НРЭО Челябинской области);

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием  учебного предмета «Технология»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, в том числе отражающих НРЭО Челябинской области;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Содержание предмета

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции(знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура,

техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России,  народов Южного Урала и мира). Предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека - создателя и хранителя этнокультурного наследия (на примере народных традиционных ремесел России и Южного Урала).

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее

представление). Мастера  малой  родины (региона,  муниципального района, города, посёлка, села) и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Осмысление значимости сохранения этнокультурного наследия   родного края. Традиции декоративно-прикладного искусства в изделиях народов Уральского региона.

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и

анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные

проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым. Воспитание уважения к труду других людей, осознание ценности рабочих и инженерных профессий, востребованных в Уральском регионе.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при

выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративнохудожественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов),знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная

разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля),

обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России и  малой родины (растительный, геометрический и другие орнаменты). Создание композиции на основе мозаики в традициях  декоративно-прикладного творчества народов Уральского региона. Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой

на неё.

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка,

схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений,

чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. А также выполнение технологических приёмов при отделке изделия в традициях народов Уральского региона.

3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего

оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.) с опорой на знания об объектах архитектуры Уральского региона.

4. Практика работы на компьютере.

Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска

информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD/DVD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, Power Point.

 Изучение национальных, региональных,  этнокультурных особенностей: формирование знаний о промыслах, архитектуре, парках, о различных отраслях промышленности, полезных ископаемых родного края, о природных и культурных объектах Челябинской области  при выполнении творческих проектов (индивидуальных и групповых).

Содержание коррекционной работы:

Развитие трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, умений адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Развитие психических процессов, мелкой моторики. Обогащение лексикона словами, обозначающими материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия. Развитие умений на основе последовательности трудовых операций при изготовлении изделия составлять план связного рассказа о проделанной работе.

Тематическое планирование по технологии

 1 класс (66 ч, 2 ч в неделю)

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Природная мастерская ( 16 ч.)

Рукотворный и природный мир города.

Прогулка на улице. Работа с учебником. Называние предметов рукотворного и природного мира на улицах города Челябинска.

Дидактические игры на их сравнение и классификацию.

С помощью учителя:

слушать, понимать и выполнять

предлагаемое задание;

наблюдать предметы окружающего

мира, связи человека с природой и

предметным миром на примере города Челябинска и Челябинской области.

сравнивать и классифицировать

предметы окружающего мира по их

происхождению (природное или рукотворное);

проводить количественное сравнение наблюдаемых предметов (в учебнике, в реальности);

объяснять свой выбор предметов (по классификации) окружающего мира;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Рукотворный и природный мир села.

Прогулка на улице. Работа с учебником. Называние предметов рукотворного и природного мира.

Дидактические игры на их сравнение и классификацию.

На земле, на воде и в воздухе. 

Называние транспортных средств в окружающем детей пространстве.

Другие известные ученикам транспортные средства.

 Функциональное назначение транспорта, использование разных видов транспорта в трёх природных средах — на земле, в воздухе, на воде.

Дидактическая игра на узнавание предмета по его функциональным признакам.

С помощью учителя:

  • слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

наблюдать технические объекты окружающего мира;

называть функциональное назначение транспортных средств, известных детям;

сравнивать и классифицировать транспортные средства по их функциональному назначению и природной среде, в которой они используются;

объяснять свой выбор предметов окружающего мира;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Природа и творчество. Природные материалы. 

Природные материалы из окружения детей (общее визуальное представление). Виды природных материалов (шишки, листья, ветки, раковины). Сбор природных материалов из окружения детей. Способы засушивания листьев (между листами журналов или газет, проглаживание утюгом (с помощью взрослого). Составление букв и цифр из природных материалов, несложных композиций (без наклеивания на основу) .

С помощью учителя:

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

наблюдать и отбирать природные материалы;

называть известные природные материалы;

сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.);

объяснять свой выбор предметов окружающего мира;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Листья и фантазии.

Геометрические формы (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Сбор листьев деревьев и кустарников из окружения детей.

Отбор и составление групп листьев по их форме.

Составление композиций, отбор и засушивание листьев.

С помощью учителя:

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

наблюдать и отбирать листья;

называть известные деревья и кустарники, которым принадлежат собранные листья;

сравнивать и классифицировать собранные листья по их форме;

рассуждать о соответствии форм листьев и известных геометрических форм;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Семена и фантазии. 

Знакомство с разнообразием форм и цвета семян разных растений (в том числе и растений  Челябинской области). 

Сбор семян деревьев, кустарников, цветов.

 Подбор пар растений и их семян.

Композиции «Цветок», «Бабочка, «Стрекоза»».

Составление композиций с использованием семян, листьев, веток и других природных материалов.

С помощью учителя:

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

наблюдать семена различных растений Челябинской области; 

называть известные растения и их семена (косточки, крылатки, семечки и др.);

сравнивать и классифицировать собранные семена по их форме;

узнавать семена в композициях из семян;

объяснять свой выбор природного материала для определённой композиции;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Веточки и фантазии.

Сбор небольших веток разной формы.

Рассматривание их, классификация по степени кривизны.

Игра на соотнесение ветки с её деревом или кустарником. Составление чисел (или букв) и доступных математических выражений.

С помощью учителя:

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

наблюдать ветки различных растений;

 называть известные растения по их веткам;

сравнивать и классифицировать собранные ветки по их форме; — узнавать деревья и кусты по их веткам;

объяснять свой выбор предметов окружающего мира;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Фантазии из шишек, желудей, каштанов. 

Сбор крупных плодов деревьев (шишки, орехи, жёлуди и т. п.) окружающего пространства.

Игра на узнавание растения по его плоду.

Составление фигур и малых композиций из собранных плодов или других природных материалов (раковин, ка- мешков и т. д.)

С помощью учителя:

слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

наблюдать семена различных деревьев;

называть известные растения по их семенам;

сравнивать собранные семена по их форме;

узнавать деревья и кустарники по их семенам;

объяснять свой выбор природного материала;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.

Композиция из листьев. Что такое композиция? 

Знакомство с понятием «композиция», с центровой композицией. Знакомство с особенностями организации рабочего места для работы с природными материалами. Анализ образца композиции «Бабочка» (конструкция, материалы, способы изготовления) по вопросам учите- ля.

Составление композиции «Бабочка».

Открытие нового — точечное наклеивание листьев за прожилки, сушка под прессом. Подбор листьев определённой формы для тематической композиции. Знакомство с инструкционной картой (порядок риcунков и подписи к ним).Составление композиции из листьев по инструкционной карте.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с природными материалами;

наблюдать и называть особенности композиций;

сравнивать композиции по расположению их центра;

узнавать центровую композицию по её признакам (расположение композиции на основе);

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и практические умения через пробные упражнения (точечное наклеивание листьев на основу, соединение с помощью пластилина, соединение с помощью клея и ватной прослойки);

отбирать необходимые материалы для композиции;

объяснять свой выбор природного материала;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия);

— осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству;

осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Орнамент из листьев. Что такое орнамент? 

Знакомство с понятием «орнамент», вариантами орнаментов (в круге, квадрате, полосе).

Составление разных орнаментов из одних деталей-листьев (в круге, квадрате, полосе).

Орнамент «Осень».

Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте.

Составление орнамента в квадрате.

Природные материалы. 

Обобщение понятия «природные материалы».

Как их соединить?  Вата и клей — соединительные материалы. Освоение способов соединения деталей из природных материалов (пластилином, на ватно-клеевую прослойку). 

«Жучок из каштана»

Составление объёмных композиций из разных природных материалов.

 Освоение способов соединения деталей из природных материалов (пластилином, на ватно-клеевую прослойку).

Проверь себя. 

Проверка знаний и умений по теме.

Пластилиновая мастерская  (9 ч)

Материалы для лепки. Что может пластилин?

 Знакомство с пластичными материалами — глина, пластилин, тесто. Свойства пластилина. Введение понятия «инструмент». Знакомство со стеками, их особенностями. Изделия и пластичные материалы, из которых они изготовлены. Знакомство с профессиями людей, работающих с пластическими материалами. гончарство  в Челябинской области.  

«Секреты пластилина»

Подготовка рабочего места. Исследование свойств пластилина, получение из него различных форм.

С помощью учителя:

— организовывать рабочее место для работы с пластилином;

наблюдать и называть свойства пластилина;

сравнивать свойства пластилина, выделять основное — пластичность;

  • знакомиться с традиционными художественными промыслами  и ремеслами Челябинской области. 

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (свойства пластилина);

изготавливать изделия с опорой на рисунки и подписи к ним;

отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему материальному пространству;

осознавать необходимость уважительного отношения к людям разного труда.

В мастерской кондитера. Как работает мастер?

Введение понятия «технология». Знакомство с профессией кондитера. Материалы кондитера. Обучение умению определять конструктивные особенности  изделий и технологию их изготовления.

Изделие «Печенье из пластилина».

Повторение и использование правил составления композиций. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление  печенья из пластилина.

Изделие «Пирожное из пластилина».

Повторение и использование правил составления композиций. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление пирожных  из пластилина.

В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?

Обучение умению определять конструктивные особенности изделий и технологию их изготовления.

Изделие «Обитатели аквариума».

Повторение и использование правил составления композиций. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Введение понятия «технология». Изготовление морских обитателей из пластилина

Наши проекты. Аквариум. 

Работа в группах по 3—5 человек. Обсуждение конструкции аквариума, технологий изготовления его деталей. Распределение работы внутри групп учителем. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы.

Проверь себя. 

Проверка знаний и умений по теме.

С помощью учителя:

осваивать умение переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ;

организовывать рабочее место для работы с пластилином;

осваивать умение работать в группе — изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию;

придумывать и предлагать свои варианты деталей рыбок, водорослей по форме, цвету, материал для деталей камней;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия);

осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему материальному пространству;

осваивать умение помогать друг другу в совместной работе;

осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Бумажная мастерская ( 31 ч )

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изделие «Гирлянда».

Оборудование рабочего места. Подбор и соотнесение материалов и ёлочных игрушек. Знакомство с ножницами, правилами техники безопасности. Формообразование бумажных полосок, их соединение клеем.

Изделие «Новогодняя  подвеска».

Закрепление умения работать по инструкционной карте. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с бумагой;

осваивать умение переносить известные знания и умения (точечное склеивание деталей) на освоение других технологических навыков;

запоминать правила техники безопасной работы с ножницами;

осваивать умение работать в группе — изготавливать отдельные детали композиции и объединять их в единую композицию;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (точечное склеивание концов полосок и самих полосок); — делать выводы о наблюдаемых явлениях;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: степень соответствия образцу, аккуратность, оригинальность оформления и пр.);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

выполнять данную учителем часть изделия, осваивать умение договариваться и помогать однокласснику в совместной работе;

осмысливать своё эмоциональное состояние от работы, сделанной для себя и других.

Наши проекты. Скоро Новый год!

Работа в группах по 3—5 человек. Обсуждение конструкций ёлочных подвесок, технологий их изготовления. Распределение работы внутри групп учителем. Работа с опорой на рисунки. Обсуждение результатов коллективной работы. Украшение класса, рекреаций школы. Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок

Бумага. Какие у неё есть секреты?

Введение понятия «бумага — материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием. Профессии мастеров, использующих бумагу в своих работах. Исследование свойств нескольких видов бумаги, их сравнение.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с бумагой;

осваивать умение переносить известные знания (о свойствах пластилина) на схожие виды работ;

наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги и картона;

сравнивать конструктивные особенности отдельных изделий и схожих групп изделий, технологии их изготовления;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

 открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания, резание бумаги ножницами, вытягивание и накручивание бумажных деталей, наклеивание мелких деталей на всю поверхность);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

осуществлять контроль по шаблону;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

выполнять данную учителем часть задания, осваивать умение договариваться и помогать друг другу в совместной работе;

осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему природному и материальному пространству.

Бумага и картон. Секреты картона.

 Какие секреты у картона? Введение понятия «картон — материал». Знакомство с разновидностями картона, их использованием в промышленности и творчестве мастеров. Исследование свойств картона в сравнении со свойствами бумаги.

Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? 

Введение понятия «оригами». Освоение приёмов сгибания и складывания.

Изделия «Мышка» и «Лисичка».

Определение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления. Точечное наклеивание деталей. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление изделий в технике оригами.

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изделие «Рыбка».

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изделие «Лягушка».

 Какие секреты у оригами? Введение понятия «аппликация». Закрепление приёмов сгибания и складывания. Определение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления. Закрепление умения точечно наклеивать детали. За- крепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Использование законов композиции для изготовления аппликации. Изготовление изделий в технике оригами.

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Изделия «Пингвин», «Морж», «Тюлень».

Закрепление приёмов сгибания и складывания. Определение и сравнение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления. Закрепление умения точечно наклеивать детали. Использование законов композиции для изготовления аппликации. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление изделий в технике оригами.

Наша армия родная. Изделия «Кораблик», «Открытка».

Представления о 23 февраля — Дне защитника Отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, водное пространство, о родственниках, служивших в армии. Введение понятия «техника». Закрепление приёмов сгибания и складывания. Определение конструктивных особенностей изделия и технологий их изготовления. Закрепление умения точечно наклеивать детали. За- крепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление изделий в технике оригами.

С помощью учителя:

осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (сгибание и складывание);

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном; — сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

осознавать необходимость уважительного отношения к военным, ветеранам войн.

Ножницы. Что ты о них знаешь? Секреты ножниц. 

Введение понятий «конструкция», «мозаика». Ножницы — режущий инструмент. Разновидности ножниц. Профессии мастеров, использующих ножницы в своей работе. Конструкция ножниц. Правила безопасной работы ножницами, их хранения. Приём резания ножницами бумаги (средней частью лезвий).

Аппликация – резаная мозаика «Рыбка».

Приём наклеивания мелких кусочков бумаги (с помощью ватной палочки). Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Выполнение резаной мозаики.

С помощью учителя:

соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают;

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном;

исследовать конструктивные особенности ножниц;

открывать новые знания и умения — правила безопасного пользования ножницами и их хранения, приём резания ножницами (через практическое исследование, обсуждение, выводы);

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

искать информацию в приложении учебника (памятки);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать то новое, что освоено.

Весенний праздник 8 Марта.

 Как сделать подарок-портрет? О роли матери в жизни человека. Об уважительном отношении к девочкам и женщинам. Приёмы резания бумаги ножницами, вырезания по линиям (прямой, кривой, ломаной), вытягивания, накручивания бумажных полос (на карандаш, с помощью ножниц).

Изделие «Подарок - портрет».

Определение конструктивных особенностей изделия и технологии его изготовления. Закрепление умения точечно наклеивать детали. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление изделия, включающего отрезание и вырезание бумажных деталей по прямым, кривым и ломаным линиям, а также вытягивание и накручивание бумажных полос.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном;

 исследовать и сравнивать приёмы резания ножницами по разным линиям;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения — приёмы резания бумаги ножницами по линиям, приёмы вытягивания, накручивания бумажных полос (через пробные упражнения);

 отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

 осознавать необходимость уважительного отношения к девочкам и женщинам.

Шаблон. Для чего он нужен? 

Введение понятия «шаблон». Назначение шаблона. Разнообразие форм шаблонов. Правила разметки по шаблону. Экономная разметка. Контроль точности разметки прикладыванием шаблона. Упражнения по освоению правил разметки по шаблону.

Аппликация «Праздник цветов».

Упражнения по освоению правил разметки по шаблону. Закрепление приёмов резания ножницами. Закрепление умения точечно наклеивать де- тали на  всю поверхность. Знакомство с автономным планом работы. Его соотнесение с рисунками инструкционной карты. Использование законов композиции. Закрепление умения работать по инструкционной карте. Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном; — исследовать материалы и отбирать те, из которых могут быть изготовлены шаблоны (картон и другие плотные);

сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм; — анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения — приёмы разметки деталей по шаблонам (через пробные упражнения);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осваивать умение работать по готовому плану;

отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

искать информацию в приложениях учебника (памятки);

осуществлять контроль по шаблону;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать (называть) то новое, что освоено.

Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?

Получение квадратной заготовки из прямоугольного листа бумаги путём его складывания. Получение овальной формы детали из прямоугольника. Складывание бумажной заготовки гармошкой. Соединение деталей с помощью проволоки. Закрепление приёмов резания ножницами.

Изделие «Бал бабочек».

Закрепление умения работать по автономному плану. Использование законов композиции. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление изделий из деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном;

осваивать умение переносить известные знания (свойства пластилина) и умения на схожие виды работ;

 сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам, складыванием; формы деталей бабочек с геометрическими формами; — анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

 — открывать новые знания и умения через пробные упражнения (приёмы формообразования складыванием бумажной заготовки гармошкой);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

осваивать умение работать по готовому плану;

отбирать необходимые материалы для композиций;

 изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

осуществлять контроль по шаблону;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

понимать необходимость бережного отношения к природе.

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? 

Орнамент в декоративно-прикладном творчестве народов России,  Челябинской области.  Составление орнаментов из геометрических форм, наклеивание деталей на всю поверхность. Закрепление приёмов резания ножницами. Закрепление умения работать по автономному плану.

Изделие «Закладка с орнаментом».

Использование законов композиции. Закрепление умения организовывать рабочее место, работать по инструкционной карте. Изготовление орнаментов из деталей геометрических форм (в по- лосе, круге, квадрате).

С помощью учителя:

осваивать умение использовать ранее приобретённые знания и умения в практической работе (разметка по шаблону, резание ножницами, наклеивание бумажных деталей);

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном; — наблюдать и сравнивать образцы орнаментов, выполненных в разных техниках, из разных материалов;

  • знакомиться с традиционными художественными промыслами  и ремеслами Челябинской области;  

 сравнивать конструктивные особенности схожих изделий и технологии их изготовления;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

 делать выводы о наблюдаемых явлениях;

 осваивать умение работать по готовому плану;

отбирать необходимые материалы для композиций;

 изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

 искать информацию в приложениях учебника (памятки);

осуществлять контроль по шаблону;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

осознавать необходимость уважительного и бережного отношения к природе и культуре своего народа;

 — осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Образы весны. Какие краски у весны?

 Изделия «Подснежник» и «Тюльпан».

Отображение природы в творчестве художников и поэтов. Первоцветы. Закрепление ранее освоенных знаний и умений. Изготовление аппликации на тему весны с использованием шаблонов.

Настроение весны. Что такое колорит? Изделие «Рамка для картины»

Знакомство с понятием «колорит». Цветосочетания. Подбор цветосочетаний материалов. Закрепление ранее освоенных знаний и умений.  Изготовление рамок для аппликаций.

Праздники весны и традиции. Какие они?

Изделие «Праздничное яйцо».

Знакомство с праздниками и культурными традициями весеннего периода. Введение понятия «коллаж». Подбор материалов для коллажа. Наклеивание тканых материалов на картон. Точечное соединение картонных деталей. Закрепление ранее освоенных знаний и умений. Изготовление коллажных изделий.

Проверь себя.

Проверка знаний и умений по теме.

Текстильная мастерская (10 ч )

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Завязывание узелка. Введение понятия «ткани и нитки — материалы». Знакомство с отдельными видами ткани, их использованием. Профессии мастеров, использующих ткани и нитки в своих работах. Основные технологические этапы изготовления изделий из тканей. Организация рабочего места. Исследование свойств нескольких видов тканей, их сравнение между собой и с бумагой. Завязывание узелка.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с текстилем;

наблюдать и называть свойства ткани;

сравнивать свойства разных видов ткани и бумаги;

соотносить мастериц и материалы, с которыми они работают;

открывать новое знание и практическое умение через практическое исследование и пробные упражнения (несколько видов тканей, строение и свойства ткани, крепление нитки на ткани с помощью узелка);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

отбирать необходимые материалы для работы;

искать информацию в приложениях учебника (памятки);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

осознавать необходимость уважительного отношения к людям труда.

Игла-труженица. Что умеет игла?

Введение понятий: «игла — швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок». Строение иглы. Виды игл, их назначение, различия в конструкциях. Виды швейных приспособлений. Правила хранения игл и булавок, безопасной работы иглой. Приёмы отмеривания нитки для шитья. Вдевание нитки в иглу.

Секреты швейного мастерства.  Знакомство со строчкой прямого стежка и приёмом её выполнения. Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка.

С помощью учителя:

организовывать рабочее место для работы с текстилем;

 наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению; основную строчку прямого стежка и её варианты;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

  • знакомиться с традиционными художественными промыслами  и ремеслами Челябинской области.  Ткачество и ковроткачество  Челябинской области.

 открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (отмеривание нитки для шитья, заправка нитки в иглу, приёмы выполнения строчки прямого стежка, получение перевивов); — делать выводы о наблюдаемых явлениях;

выполнять строчку по размеченной основе;

осуществлять контроль по точкам развёртки;

 осознавать необходимость уважительного отношения к культуре своего народа;

осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания, искать ответы в учебнике.

Вышивка. Для чего она нужна? Мережка.

Значение и назначение вышивок. Общее представление об истории вышивок. Традиционные художественные промыслы и ремесла. Ткачество и ковроткачество  Челябинской области. Разметка линий строчек продёргиванием ниток. Приём осыпания края ткани. Знакомство с понятием «мережка». Закрепление ранее освоенных знаний и умений.

Прямая строчка и перевивы. 

Для чего они нужны? Варианты строчки прямого стежка (перевивы). Прошивание строчки прямого стежка с вариантами по размеченной мережке. Закрепление ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий с вышивкой строчкой прямого стежка и её вариантами.

Проверь себя 

Проверка знаний и умений по теме.

Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

Использовать освоенные знания и умения для решения предложенных задач.

        

 Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Информационно – коммуникационные средства

Видеофильмы

Цифровые образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Электронные учебные пособия

Электронное приложение к учебнику «Технология»,  1 класс

Технология. Технологические карты» для 1 класса 

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально – технического обеспечения

Количество

Стол учительский с тумбой

1

Стул для педагога

1

Школьная  парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости, соответствующая ростовозрастным особенностям

12

Стул ученический, регулируемый по высоте

12

Мебельная стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

1

Принтер

1

Мультимедийный проектор

1

Сантиметр

12

Конструктор

12

Стеки для лепки

12

Доска пластмассовая для лепки

12

Нож канцелярский

12

Фартук и нарукавники

12

Напёрсток металлический

12

Ножницы

12

Шило канцелярское

12

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

1.Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология.

1 класс: учебник для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2023.

2.Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология.

1 класс: рабочая тетрадь для общеобразоват. организаций – М.: Просвещение, 2023.

  1. Примерные программы по учебным предметам

Начальная школа. В 2ч. Ч.2М.-:Просвещение, 2010   (Стандарты второго поколения).

2.        Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.

3. Лутцева Е. А. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014.

 4.Лутцева Е. А, Зуева Т. П.. Технология. Методическое пособие с   поурочными разработками. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций — М. : Просвещение

        

                Планируемые результаты обучения по предмету «Технология»

1 класс

        

        

Личностные

Создание условий для формирования следующих умений

• положительно относиться к учению;

• проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;

• принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;

• чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;

• самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения,  

обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);          

• чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;

• бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

• осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности

человека;

• с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

• под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные

Регулятивные УУД

• принимать цель деятельности на уроке;

• проговаривать последовательность действий на уроке;

• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

• объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

• готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

• выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД

Учащийся научится с помощью учителя:

• наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и      образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;

• сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;       группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

• анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

• ориентироваться в материале на страницах учебника;

• находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

• делать выводы о результате совместной работы всего класса;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД

Учащийся научится:

• слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

• роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе

как источнике его вдохновения;

• отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;

• профессиях близких и окружающих людей.

Учащийся будет уметь:

• обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);

• соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

• общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);

• последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);

• способы разметки («на глаз», по шаблону);

• формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

• клеевой способ соединения;

• способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

• названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы  ими.

Учащийся будет уметь:

• различать материалы и инструменты по их назначению;

• качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:

1) экономно размечать по шаблону, сгибанием;

2) точно резать ножницами;

3) соединять изделия с помощью клея;

4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;

• использовать для сушки плоских изделий пресс;

• безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);

• с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать о:

• детали как составной части изделия;

• конструкциях разборных и неразборных;

• неподвижном клеевом соединении деталей.

Учащийся будет уметь:

• различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

        

        

        

        

        

        

        

Календарно-тематическое планирование по технологии

1 класс (66 ч,  2 ч в неделю)

Дата

Корректировка

Тема урока

Коррекционная работа

Речевой материал (понятия)

Планируемые результаты

НРЭО

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет

Природная мастерская ( 16 ч.)

Ученик научится:

• иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих

родителей) и описывать их особенности;

• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность —

и руководствоваться ими в практической деятельности;

• планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

•изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим схемам, рисункам;

•активно использовать слова, обозначающие материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия;

• решать простейшие задачи конструктивного характера

по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также

другие доступные и сходные по сложности задачи;

• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.

• соблюдать безопасные приёмы труда.

Ученик получит возможность научиться:

• уважительно относиться к труду людей;

• понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;

• понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,

комплексные работы, социальные услуги);

• прогнозировать конечный практический результат и

самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

• создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации,

воплощать этот образ в материале;

• выполнять сложные двигательные программы в процессе последовательно и одновременно организованных движений кистей и пальцев рук;

• пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами её получения, хранения, переработки;

•активно использовать освоенные технологии и навыки для своего жизнеобеспечения, социального развития;

•активно использовать слова, обозначающие материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия;

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

•активно использовать слова, обозначающие материалы, их признаки, действия, производимые во время изготовления изделия;

• пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера;

• использовать простейшие приёмы работы с готовыми

электронными ресурсами: активировать, читать информацию,

выполнять задания.

1 четверть-16 ч

1

1.09

Рукотворный и природный мир города.

Учебник, рабочая тетрадь, условные обозначения, рукотворный мир, объекты природы.

Экскурсия по Челябинску

2

7.09

Рукотворный и природный мир села.

Учебник, рабочая тетрадь, условные обозначения, рукотворный мир, объекты природы.

3

8.09

На земле, на воде и в воздухе.

Транспорт: наземный, воздушный, водный, подводный, подземный.

4

14.09

Природа и творчество. Природные материалы.

Художники_ мастера, материалы, природные материалы: листья, плоды.

5

15.09

Листья и фантазии.

Деревья и кустарники, геометрические формы.

6

21.09

Семена и фантазии.

Семена- материалы.

Определение растений Челябинской области и их семян  по атласу- определителю.

7

22.09

Композиции «Цветок», «Бабочка, «Стрекоза»».

Семена- материалы.

8

28.09

Веточки и фантазии.

Берёза, ива, сирень.

9

29.09

Фантазии из шишек, желудей, каштанов.

Плоды, сосна, дуб, ель

10

5.10

Композиция из листьев. Что такое композиция?         Композиция из листьев. Что такое композиция?

Композиция, пары, центр листа.

11

6.10

Составление композиции «Бабочка».

Центр, композиция, лист- тельце, изделие, пресс.

12

12.10

Орнамент из листьев. Что такое орнамент?

Орнамент, прожилки листа.

13

13.10

Орнамент «Осень».

Центр, орнамент, разметка, пресс.

14

19.10

Природные материалы.

Природные материалы.

15

20.10

«Жучок из каштана»

Природные материалы, семена-крылатки.

16

26.10

Проверь себя.

Использование в речи изученных понятий.

Пластилиновая мастерская  (9ч)

2 четверть- 16ч

17

3.11

Материалы для лепки. Что может пластилин?

Кондитер, гончар, пластичность, материалы, инструмент.

«Традиционные художественные промыслы и ремесла. Гончарство и глиняная игрушка» Челябинская область: энциклопедия/гл.ред. К.Н.Бочкарев- Челябинск: Каменный пояс, 2008, Т.5, с.405

18

9.11

«Секреты пластилина»

резать, мять, раскатывать колбаской, скатывать шар, сплющивать, вытягивать, перекручивать.

19

10.11

В мастерской кондитера. Как работает мастер?

Печенье, пирожное, изделие, основа, детали.

20

16.11

Изделие «Печенье из пластилина».

Технология.

21

17.11

Изделие «Пирожное из пластилина».

Изделие, основа, детали, технология.

22

23.11

В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?

Подводный мир, морские глубины, обитатели моря, цветосочетания, аквариум, брусок, лепёшка.

23

24.11

Изделие «Обитатели аквариума».

24

30.11

Наши проекты. «Аквариум».

25

1.12

Проверь себя.

Использование в речи изученных понятий.

Бумажная мастерская ( 31 ч )

2627

7.12

8.12

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изделие «Гирлянда».

Новый год, украшения, праздничное настроение, гирлянда.

28

14.12

Изделие «Новогодняя  подвеска».

Подвеска, последовательность изготовления.

29

15.12

Наши проекты. Скоро Новый год!(ёлочные игрушки)

Ёлочные игрушки

30

21.12

Наши проекты. Скоро Новый год!(украшение класса)

Использование в речи изученных понятий.

31

22.12

Бумага. Какие у неё есть секреты?

Изобретение, писчая, чековая, газетная, книжная, фотобумага, рисовальная. Гладкая, шершавая, прочная, надрезать.

32

28.12

Бумага и картон. Секреты картона.

Древесина, солома, упаковка, картон,  гафрокартон.

3 четверть- 18 ч

33

18.01

Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?

Оригами, искусство, художественная техника, ребро ладони, сгиб, композиция.

34

19.01

Изделия «Мышка» и «Лисичка».

Оригами, ребро ладони, сгиб, композиция.

35

25.01

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изделие «Рыбка».

Аппликация, детали композиции, основа композиции, базовая основа «двойной треугольник».

36

26.01

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изделие «Лягушка».

37

1.02

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Изделие «Пингвин».

Животные, редкие виды, зоопарк, базовая основа «рыбка», пингвин, морж, тюлень.

38

2.02

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Изделия «Морж», «Тюлень».

39

40

8.02

9.02

Наша армия родная. Изделия «Кораблик», «Открытка».

Защитник Отечества, техника, военные, войска, базовая основа «блинчик», борта корабля.

41

22.02

Ножницы. Что ты о них знаешь? Секреты ножниц.

Инструмент, конструкция, ножницы, детали ножниц: кольца, лезвия, болтик.

42

23.02

Аппликация - резаная мозаика «Рыбка».

Футляр, аппликация, мозаика, смыкать.

43

29.02

Весенний праздник 8 Марта.

Инструмент, конструкция, ножницы, детали ножниц: кольца, лезвия, болтик.

44

1.03

Изделие «Подарок - портрет».

Портрет, кудри, причёска, приёмы изготовления.

https://dzen.ru/video/watch/6284b3d687757c14600f15be

45

7.03

Шаблон. Для чего он нужен?

Шаблон, приспособление, деталь.

46

8.03

Аппликация «Праздник цветов».

Шаблон, круг, композиция.

47

14.03

Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?

Бабочки: капустница, павлиний глаз, лимонница, глянцевые.

48

15.03

Изделие «Бал бабочек».

Гармошкой, детали.

49

21.03

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

Орнамент, элементы узоров, геометрические фигуры, ткачество.

«Традиционные художественные промыслы и ремесла. Ткачество и ковроткачество»Челябинская область: энциклопедия/гл.ред. К.Н.Бочкарев- Челябинск: Каменный пояс, 2008,Т.5,  с.405-406.

50

22.03

Изделие «Закладка с орнаментом».

Орнамент, крупные детали, мелкие детали, конструкция.

4четверть- 16ч

51

52

4.04

5.04

Образы весны. Какие краски у весны? Изделия «Подснежник» и «Тюльпан».

Чудесное время, одуванчик, тюльпан, нарцисс, мать-и-мачеха, ландыш.

53

11.04

Настроение весны. Что такое колорит? Изделие «Рамка для картины»

Рамка, колорит, спокойствие, грусть, восторг, радость.

54

55

12.04

18.04

Праздники весны и традиции. Какие они?

Изделие «Праздничное яйцо».

Художественные техники, коллаж, роспись, аппликация, тесьма, петелька, пресс.

56

19.04

Проверь себя.

Использование в речи изученных понятий.

Текстильная мастерская (10 ч )

57

58

25.04

26.04

Мир тканей. Для чего нужны ткани? Завязывание узелка.

Ткань, лоскут, материал, ткани: тонкие, плотные, цветные, однотонные, канва, ситец, драп, бумага, узелок.

59

2.05

Игла-труженица. Что умеет игла?

Швейные инструменты, швейные приспособления, игла: швейная, штопальная, для вышивания, для швейной машины, булавка, английская булавка,  напёрсток, нитковдеватель, пяльцы,  игольница, стежок, строчка, строчка прямого стежка.

60

3.05

Секреты швейного мастерства.  

61

62

9.05

10.05

Вышивка. Для чего она нужна? Мережка.

Вышивка, изделия, мережка.

«Традиционные художественные промыслы и ремесла. Ткачество и ковроткачество»Челябинская область: энциклопедия/гл.ред. К.Н.Бочкарев- Челябинск: Каменный пояс, 2008,Т.5,  с.405-406.

63

64

16.05

17.05

Прямая строчка и перевивы.

Перевивы: «волна», «змейка», «цепочка».

65

23.05

Проверь себя

Использование в речи изученных понятий.

66

24.05

Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе.

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса , адаптированная для детей с ЗПР. Образовательная программа "Школа России"

Рабочая программа по  русскому языку для ученика 3 класса, обучающегося по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР   составлена на основе авторской ...

Рабочая программа для детей с ОВЗ 4 класс

Рабочая программа для детей с ОВЗ 4 класс...

Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ....

Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Весёлый карандаш"". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Рабочая программа "Весёлый карандаш" 1 класс для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ....

Рабочие программы для детей с ОВЗ (2 класс)

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению для детей с ОВЗ (2 класс)...

Рабочая программа для детей с ОВЗ. 1 класс.

Рабочая программа для детей с ОВЗ....