Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_lepka.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Ковернинского муниципального района Нижегородской области
«Скоробогатовская средняя школа»
Принято на педсовете УТВЕРЖДАЮ
приказом по школе от
О.В.Кострова, директор школы
Дополнительная общеобразовательная программа
«Лепка»
Возраст детей::8 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Захарина Нина Леонидовна,
педагог дополнительного образования
д. Сухоноска
2016 год
Пояснительная записка
1. Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с ОВЗ.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ОВЗ на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Необходимо научить ребёнка видеть прекрасное в простом, тогда у него появится желание создать красоту своими руками. И если это сделано своими руками, то это приносит ещё большее чувство удовлетворения, что ведёт к развитию положительных качеств души. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Успехи в простом придают уверенность в своих силах и ведут к сотворению более сложного. И не всегда для этого необходимы дорогостоящие материалы и инструменты. Лепка из пластилина позволяет реализовать и развить творческие способности детей, даст возможность увидеть окружающий мир другими глазами. Ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом с нами, идут по улице, живут в книгах, сказках. Кроме этого работа с пластилином имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребёнка, воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное.
Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
2.Направленность программы: художественная
3.Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Лепка» заключается в том, что она обеспечивает благоприятные условия для социального и культурного самоопределения детей с ОВЗ и отвечает потребностям детей, родителей, общества.
4.Актуальность предлагаемой программы определяется возможностью вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления здоровья, преодоления комплекса неполноценности.
Она даёт возможность каждому ребенку реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства и возможность общения и творческой деятельности, развивает коммуникативные навыки.
5.Педагогическая целесообразность данной программы определяется применением разработок современных педагогов при работе с детьми с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей таких детей: доступность теоретического и практического материала, небольшие материальные затраты, зримые результаты работы.
6.Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ОВЗ в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
7.Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с основными видами лепки;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- развивать конструктивное мышление и сообразительность;
- формировать эстетический и художественный вкус.
- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Отличительной особенностью данной программы является лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий.
4. Контроль исполняемого учащимся с ОВЗ действия.
8.Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лепка» для детей с ОВЗ – 8 лет
9.Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лепка» для детей с ОВЗ
Программа составлена на 1 год обучения, для детей 8 лет с ОВЗ.
Работа организована по заявлению опекуна.
10.Форма и режим занятий
Форма занятий индивидуальная.
Основной вид занятий – практический.
Проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.
34 занятия в год.
11.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Предметные результаты
Знать:
-правила организации рабочего места;
-правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
-названия и назначение инструментов;
-названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
-исходные формы изделий;
-последовательность технологических операций.
-культуру поведения и труда.
-правильно организовать рабочее место;
-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
-выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
-правильно использовать приемы доработки исходных форм;
-использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
-пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
-самостоятельно выполнять несложное изделие;
-оформлять готовое изделие;
Личностными результатами изучения дополнительной общеобразовательной программы «Лепка» для детей с ОВЗ являются:
- развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимания, воображение, речь)
- формирование личностных качеств: трудолюбия, терпения, аккуратности, усидчивости.
Метопредметные результаты
Коммуникативные УУД:
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- участвовать в обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Способами определения результативности успешности овладения содержания программы являются следующие методы:
педагогический мониторинг (наблюдение, опрос).
мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка, оформление фотоотчёта).
Виды контроля
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начало учебного года | Определение уровня развития, способностей | Беседа, опрос |
В течение учебного года | Определение степени усвоения материала и готовности к восприятию нового материала | Педагогическое наблюдение, опрос |
По окончании изучения темы | Определение степени усвоения материала | Педагогическое наблюдение, опрос |
В конце учебного года | Определение уровня развития детей | Педагогическое наблюдение, опрос, фотоотчёт |
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лепка» для детей с ОВЗ являются самостоятельные работы репродуктивного характера, защита творческих работ.
Диагностика результативности
Методика Н. И. Гуткиной "Домик".
Задания А. Л. Венгера "Дорисуй мышкам хвосты" и "Нарисуй ручки для зонтиков".
Методика Д. Б. Эльконина - А. Л. Венгера: графический диктант и "образец и правило".
Методика А. Л. Венгера "Лабиринт"
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | ||
Всего часов | Теория | Практика | |||
1 | Вводный блок | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение |
2 | Выполнение изделий самых простых объёмных форм | 3 | 1,5 | 1,5 | Опрос |
3 | Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм. | 15 | 7,5 | 7,5 | Педагогическое наблюдение Опрос |
4 | Выполнение сложных изделий | 14 | 7 | 7 | Педагогическое наблюдение Опрос |
Итого: | 33 |
Содержание учебного плана
Вводный блок(1час)
Теория. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — пластилин.
Выполнение изделий самых простых объёмных форм (3 часа)
Теория. Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра.
Практика
2. Изделие «Неваляшка».
3. Изделие -дерево.
4. Изделие-пирамидка.
Выполнение более сложных изделий.
Доработка исходных форм (15 часов)
Тема: « Урожай»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
5. Изделия «Апельсин», и «Лимон»
6. Изделия «Вишня» и «Виноград»
7. Изделие «Корзина». Композиция
Тема: «Большой праздник»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
8. Изделия «Торт»
9. Изделия « Пирог
Тема: « Дары леса»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
10. Изделия «Подосиновик» и «Травка»
11. Изделия «Мухомор» и «Лисичка». Композиция по теме
Тема: «Подарок маме»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
12. Изделия «Ваза» и
« Нарцисс»
13. Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». Композиция по теме.
Тема: «С новым годом!»
Практика
14. Изделие «Снеговик»
15. Изделие «Ёлочка пушистая»
16. Изделие «Снегурочка»
17. Изделие Дед Мороз». Композиция по теме.
Тема: «Кто на листике живёт?»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
18. Изделия «Гусеница» и Сороконожка»
19. Изделия «Улитка» и «Бабочка»
4.Выполнение сложных изделий (14 часов)
Тема: «Озеро»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
20. Изделия «Утка» и «Гусь».
21. Изделие «Лебедь» и «Улитки».
Тема: « Пасха»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
22. Изделие «Кулич»
23. Изделие «Яйцо»
Композиция по теме.
Тема: « Птичий двор»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
24. Изделие «Курица с цыплятами»
25. Изделия «Петушок» и «Индюк».
Композиция по теме.
Тема: « Море»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
26. Изделия «Морская звезда» и «Осьминог».
27. Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Композиция по теме.
Тема: « Джунгли»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
28. Изделие «Слон»
29. Изделие «Черепаха»
30. Изделие «Пальма». Композиция по теме
Тема «Картина из пластилина»
Теория Выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра
Практика
31. «Ночное небо»
32. «Портрет»
33.Экскурсия. Посещение выставки народного творчества
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Вводный блок (1час) | ||||||||
1 | сентябрь | 6 | 13.45-14.30 | Беседа | 1 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | Педагогическое наблюдение, |
Выполнение изделий самых простых объёмных форм (3 часа) | ||||||||
2 | сентябрь | 13 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Неваляшка» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
3 | сентябрь | 20 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Дерево» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
4 | сентябрь | 27 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Пирамидка» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
Выполнение более сложных изделий. Доработка исходных форм(15 часов) | ||||||||
5 | октябрь | 4 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Апельсин» и «Лимон» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | Педагогическое наблюдение | ||
6 | октябрь | 11 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Вишня» и «Виноград» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
7 | октябрь | 18 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Корзина». | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
8 | октябрь | 25 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Торт» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
9 | ноябрь | 8 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Пирог» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
10 | ноябрь | 15 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Подосиновик» и «Травка» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
11 | ноябрь | 22 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Мухомор» и «Лисичка». | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
12 | ноябрь | 29 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Ваза» и « Нарцисс» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
13 | декабрь | 6 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Тюльпан» и «Кувшинка». | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
14 | декабрь | 13 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Снеговик» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
15 | декабрь | 20 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Ёлочка пушистая» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
16 | декабрь | 27 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Снегурочка» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
17 | январь | 9 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Гусеница» и Сороконожка» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
18 | январь | 16 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Улитка» и «Бабочка» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
Выполнение сложных изделий (14 часов) | ||||||||
19 | январь | 23 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Утка» и «Гусь». | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | Педагогическое наблюдение Опрос | ||
20 | январь | 30 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Лебедь» и «Улитки». Композиция по теме. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
21 | февраль | 7 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Кулич» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
22 | февраль | 14 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Яйцо» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
23 | февраль | 21 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Курица с цыплятами» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
24 | февраль | 28 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Петушок» и «Индюк». Композиция по теме. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
25 | март | 7 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Морская звезда» и «Осьминог». | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
26 | март | 14 | Беседа. Практическое занятие | Изделия «Рыбка» и Морской конёк». Коллективная работа. Композиция по теме. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
27 | март | 21 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Слон» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
28 | март | 28 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Черепаха» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
29 | апрель | 4 | Беседа. Практическое занятие | Изделие «Пальма». Коллективная работа. Композиция по теме. | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
30 | апрель | 11 | Беседа. Практическое занятие | Картина «Ночное небо» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
31 | апрель | 18 | Беседа. Практическое занятие | Картина «Портрет» | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
32 | апрель | 25 | Экскурсия | Посещение выставки народного творчества | МОУ «Скоробогатовская средняя школа» каб.№38 | |||
33 | май | 2 | ||||||
33 | ИТОГО |
7.Список литературы
1. Глазова М. «Я леплю из пластилина»
2. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах»
3. Боголюбов Н. С. «Лепка на занятиях в школьном кружке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Олимпиадные задания по математике 4 класс могут использоваться на школьном этапе олимпиады школьников...
Олимпиадные задания по математике 4 класс. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Предлагаемые олимпиадные задания по математике для учащихся 4 класса могут использоваться на школьном этапе олимпиад по любому УМК....
Программа кружка "Росинка" 2-й год обучения. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Программа кружка "Росинка" 2 класс соответствует требованиям ФГОС НОО по составлению программ дополнительного образования....
Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Весёлый карандаш"". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Рабочая программа "Весёлый карандаш" 1 класс для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ....
План работы ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.
План работы ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи, приоритетные направления работы, план работы заседаний ШМО учителей начальных классов....
План ШМО учителей начальных классов. Составитель Захарина Нина Леонидовна.
План ШМО учителей начальных классов содержит в себе цели и задачи работы на год, планирование заседаний ШМО, план работы на год....