Рабочие программы для детей с ОВЗ (2 класс)
рабочая программа (2 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению для детей с ОВЗ (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannye_programmy_dlya_detey_s_ovz.rar88.93 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  русскому языку

Уровень изучения корекционно - развивающий /5 часов в неделю/170 за год

Класс: 2

Учитель начальных классов

                                           

2017/2018 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по русскому языку и развитию речи  во 2 классе составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством  образования и науки  Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций

 Цели и задачи:

Цель программы: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Задачи рабочей программы:

  • выработать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;
  • развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
  • познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слова, синонимами;
  • выработать навыки грамотного письма;

     

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
      Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На реализацию программы по русскому языку  в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю):

Основные содержательные линии курса:

  1. Повторение- 15 ч.
  1. Звуки и буквы-74 ч  
  2. Слово—49  ч.          
  1. Предложение-17ч.
  1. Повторение- 14 ч.

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь»

Звуки и буквы.

Во 2 классе  звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово.

В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков.

Предложение.
       Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      Связная речь.  

Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.

Графические навыки.

У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

      Учащиеся должны уметь:


      анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л
, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
      списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
      писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
      писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
      составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплекс.

Программа

Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»

Учебник:

 Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык .Москва «Просвещение», 2011

 Методические  пособия:

  • В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988.
  • Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы – под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.

Планирование контроля и оценки знаний учащихся

 Практическая часть:

  1. Контрольное списывание № 1 «Повторение»
  1. Контрольное списывание № 2 «Звуки и буквы»
  1. Контрольное списывание № 3 « Слог»
  1. Контрольное списывание № 4 «Парные звонкие и глухие согласные»
  1. Контрольное списывание № 5 «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога»
  1. Контрольное списывание № 6 «Мягкий знак на конце слова»
  1. Контрольное списывание № 7 «Предмет»
  1. Контрольное списывание № 8 «Предложение»
  1. Контрольное списывание № 9 «Предложение»          
  1. Контрольная работа № 1 Входящая контрольная работа
  1. Контрольная работа № 2 Контрольная работа за 1 триместр
  1. Контрольная работа № 3 Контрольная работа за 2 тримест
  2.   Контрольная работа № 5 Контрольная работа за год

Критерии оценивания письменных работ учащихся.

Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно.

Оценка «4», если в работе допущены 1-2 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «3», если в работе допущены 3-5 ошибок. Работа написана небрежно.

Оценка «2», если в работе допущены более 6 ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибки идентичного характера считаются за одну.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:

  1. пропуски букв и слогов;
  2. перестановки букв и слогов;
  3. недописывание букв и слогов;
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами;
  5. искажения слова – «наотух» (на охоту);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление;
  7. слитное написание предложений;
  8. замена одной буквы на другую;
  9. нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли).


Русский язык.  2класс (5 часов в неделю)

п\п

Кол.

ур.

Тема урока

Дата

Словарь

Наглядность

П

Ф

1-3

3

Звуки и буквы

лента букв, «Школьник – 1»

4-5

2

Соотношение звуков и букв.

карандаш

лента букв, «Школьник – 1»

6-7

2

Гласные ударные и безударные

горох

лента букв, карт. словарь

8-9

2

Различие гласных и согласных в сложных словах

лента букв, «Школьник – 1»

10-11

2

Звуковой состав слов

Москва

слоги – слияния, карт. словарь

12-14

3

Упражнение в выполнении звукобуквенного анализа

капуста

слоги – слияния, карт. словарь

15-16

2

Контрольная работа. Р.Н.О.

дифференцированные.карт.

17

1

Гласные и согласные звуки.

ребята

лента букв, карт. словарь

18-19

2

Гласные звуки.

пенал

лента букв, карт. словарь

20

1

Согласные звуки.

лента букв, карт. словарь

21-22

2

Звонкие и глухие согласные.

лента букв, «Школьник – 1»

23

1

Звуки б - п.

лента букв, «Школьник – 1»

24

1

Звуки в - ф.

лента букв, «Школьник – 1»

25-26

2

Звуки д - т.

тетрадь

лента букв, карт. словарь

27

1

Звуки г - к.

лента букв, «Школьник – 1»

28-30

3

Звуки з - с.

лента букв, «Школьник – 1»

31

1

Звуки ж - ш.

лента букв, «Школьник – 1»

32

1

Упражнение в написании слов с парными согласными

лента букв, «Школьник – 1»

33-34

2

Контрольная работа. Р.Н.О.

лента букв, «Школьник – 1»

35-36

2

Свистящие и шипящие согласные.

машина

лента букв, карт. словарь

37-38

2

Согласные р, л.

собака

лента букв, карт. словарь

39-40

2

Правописание слов с согласными р, л.

дифференцированные.карт.

41-43

3

Свистящие и шипящие согласные

лента букв, «Школьник – 1»

44

1

Упражнение в написании слов с шипящими и свистящими согласными

заяц

лента букв, карт. словарь

45-46

2

Упражнение в написании слов с согласными ц, ч, щ.

улица

лента букв, карт. словарь

47

1

Твёрдые и мягкие согласные.

тарелка

таблица № 14, карт. словарь

48-52

5

Буквы е, ё, и, ю, я для обозначения мягкости согласного.

помидор, огурец

лента букв, карт. словарь

124-125

2

Контрольная работа. Р.Н.О.

дифференцированные.карт.

126-127

2

Правописание слов – действий предметов.

дидактич. раздат. материал

128-129

2

Правописание слов – действий предметов.

дидактич. раздат. материал

130

1

Обобщение знаний по теме «Действия предметов».

дидактич. раздат. материал

131

1

Предлог как часть речи.

табл., к/и «Смешарики»

132-133

2

Раздельное написание предлога и слова.

дидактич. раздат. материал

134-137

4

Упражнение в написании слов с предлогами.

лопата

карт. слов.

138-139

2

Контрольная работа. Р.Н.О.

дифференцированные.карт.

140-142

3

Предложение – единица речи.

табл., к/и «Смешарики»

143-145

3

Интонационное выделение предложений.

к/и «Смешарики»

146-148

3

Знаки препинания в конце предложения.

барабан

карт. слов. ,

к/и «Смешарики»

149-151

3

Большая буква в начале предложения.

топор

карт. слов.

152-154

3

Упражнение в написании, различении, составлении предложений.

молоток

карт. слов.,

к/и «Смешарики»

155-156

2

Контрольная работа. Р.Н.О.

дифференцированные.карт.

157-158

2

Повторение пройденного. Звуки и буквы.

дидактич. раздат. материал

159-160

2

Повторение пройденного. Предмет.

дидактич. раздат. материал

161-162

2

Повторение пройденного. Действия предметов.

дидактич. раздат. материал

163

1

Повторение пройденного. Словарные слова.

дидактич. раздат. материал

164-165

2

Повторение пройденного. Предлог.

дидактич. раздат. материал

166-167

2

Повторение пройденного. Правописание большой буквы.

дидактич. раздат. материал

168-169

2

Контрольная работа. Р.Н.О.

дифференцированные.карт.

170

1

Повторение пройденного. Предложение.

дидактич. раздат. материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса , адаптированная для детей с ЗПР. Образовательная программа "Школа России"

Рабочая программа по  русскому языку для ученика 3 класса, обучающегося по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР   составлена на основе авторской ...

Рабочая программа для детей с ОВЗ 4 класс

Рабочая программа для детей с ОВЗ 4 класс...

Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ....

Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Весёлый карандаш"". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна

Рабочая программа "Весёлый карандаш" 1 класс для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ....

Рабочая программа для детей с ОВЗ. 1 класс.

Рабочая программа для детей с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...