Рабочие программы для детей с ОВЗ (2 класс)
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению для детей с ОВЗ (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannye_programmy_dlya_detey_s_ovz.rar | 88.93 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень изучения корекционно - развивающий /5 часов в неделю/170 за год
Класс: 2
Учитель начальных классов
2017/2018 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку и развитию речи во 2 классе составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций
Цели и задачи:
Цель программы: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.
Задачи рабочей программы:
- выработать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;
- развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
- познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слова, синонимами;
- выработать навыки грамотного письма;
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники; период их дошкольной речевой практики более короткий. Процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы успешное освоение знаний и навыков в области языка.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю):
Основные содержательные линии курса:
- Повторение- 15 ч.
- Звуки и буквы-74 ч
- Слово—49 ч.
- Предложение-17ч.
- Повторение- 14 ч.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному пользованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальные представления о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации их личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь»
Звуки и буквы.
Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
Связная речь.
Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом.
Графические навыки.
У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л , свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс.
Программа
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»
Учебник:
Э. В. Якубовская, Н.В.Павлова Русский язык .Москва «Просвещение», 2011
Методические пособия:
- В.В. Воронкова Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988.
- Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы – под ред. В.Г. Петровой, Москва «Просвещение», 1982.
Планирование контроля и оценки знаний учащихся
Практическая часть:
- Контрольное списывание № 1 «Повторение»
- Контрольное списывание № 2 «Звуки и буквы»
- Контрольное списывание № 3 « Слог»
- Контрольное списывание № 4 «Парные звонкие и глухие согласные»
- Контрольное списывание № 5 «Гласные буквы Е,Ё,Ю,Я в начале слова или слога»
- Контрольное списывание № 6 «Мягкий знак на конце слова»
- Контрольное списывание № 7 «Предмет»
- Контрольное списывание № 8 «Предложение»
- Контрольное списывание № 9 «Предложение»
- Контрольная работа № 1 Входящая контрольная работа
- Контрольная работа № 2 Контрольная работа за 1 триместр
- Контрольная работа № 3 Контрольная работа за 2 тримест
- Контрольная работа № 5 Контрольная работа за год
Критерии оценивания письменных работ учащихся.
Оценка «5» ставится за правильно выполненную работу, допускается 2 исправления, работа написана аккуратно.
Оценка «4», если в работе допущены 1-2 орфографические ошибки, допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3», если в работе допущены 3-5 ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка «2», если в работе допущены более 6 ошибок, работа написана неряшливо.
Ошибки идентичного характера считаются за одну.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия, при контрольном списывании – зрительного внимания:
- пропуски букв и слогов;
- перестановки букв и слогов;
- недописывание букв и слогов;
- наращивание слов лишними буквами и слогами;
- искажения слова – «наотух» (на охоту);
- слитное написание слов и их произвольное деление;
- слитное написание предложений;
- замена одной буквы на другую;
- нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «смали» (смяли).
Русский язык. 2класс (5 часов в неделю)
№ п\п | Кол. ур. | Тема урока | Дата | Словарь | Наглядность | ||
П | Ф | ||||||
1-3 | 3 | Звуки и буквы | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
4-5 | 2 | Соотношение звуков и букв. | карандаш | лента букв, «Школьник – 1» | |||
6-7 | 2 | Гласные ударные и безударные | горох | лента букв, карт. словарь | |||
8-9 | 2 | Различие гласных и согласных в сложных словах | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
10-11 | 2 | Звуковой состав слов | Москва | слоги – слияния, карт. словарь | |||
12-14 | 3 | Упражнение в выполнении звукобуквенного анализа | капуста | слоги – слияния, карт. словарь | |||
15-16 | 2 | Контрольная работа. Р.Н.О. | дифференцированные.карт. | ||||
17 | 1 | Гласные и согласные звуки. | ребята | лента букв, карт. словарь | |||
18-19 | 2 | Гласные звуки. | пенал | лента букв, карт. словарь | |||
20 | 1 | Согласные звуки. | лента букв, карт. словарь | ||||
21-22 | 2 | Звонкие и глухие согласные. | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
23 | 1 | Звуки б - п. | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
24 | 1 | Звуки в - ф. | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
25-26 | 2 | Звуки д - т. | тетрадь | лента букв, карт. словарь | |||
27 | 1 | Звуки г - к. | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
28-30 | 3 | Звуки з - с. | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
31 | 1 | Звуки ж - ш. | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
32 | 1 | Упражнение в написании слов с парными согласными | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
33-34 | 2 | Контрольная работа. Р.Н.О. | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
35-36 | 2 | Свистящие и шипящие согласные. | машина | лента букв, карт. словарь | |||
37-38 | 2 | Согласные р, л. | собака | лента букв, карт. словарь | |||
39-40 | 2 | Правописание слов с согласными р, л. | дифференцированные.карт. | ||||
41-43 | 3 | Свистящие и шипящие согласные | лента букв, «Школьник – 1» | ||||
44 | 1 | Упражнение в написании слов с шипящими и свистящими согласными | заяц | лента букв, карт. словарь |
45-46 | 2 | Упражнение в написании слов с согласными ц, ч, щ. | улица | лента букв, карт. словарь | ||||||
47 | 1 | Твёрдые и мягкие согласные. | тарелка | таблица № 14, карт. словарь | ||||||
48-52 | 5 | Буквы е, ё, и, ю, я для обозначения мягкости согласного. | помидор, огурец | лента букв, карт. словарь | ||||||
124-125 | 2 | Контрольная работа. Р.Н.О. | дифференцированные.карт. | |||||||
126-127 | 2 | Правописание слов – действий предметов. | дидактич. раздат. материал |
128-129 | 2 | Правописание слов – действий предметов. | дидактич. раздат. материал | |||
130 | 1 | Обобщение знаний по теме «Действия предметов». | дидактич. раздат. материал | |||
131 | 1 | Предлог как часть речи. | табл., к/и «Смешарики» | |||
132-133 | 2 | Раздельное написание предлога и слова. | дидактич. раздат. материал | |||
134-137 | 4 | Упражнение в написании слов с предлогами. | лопата | карт. слов. | ||
138-139 | 2 | Контрольная работа. Р.Н.О. | дифференцированные.карт. | |||
140-142 | 3 | Предложение – единица речи. | табл., к/и «Смешарики» | |||
143-145 | 3 | Интонационное выделение предложений. | к/и «Смешарики» | |||
146-148 | 3 | Знаки препинания в конце предложения. | барабан | карт. слов. , к/и «Смешарики» | ||
149-151 | 3 | Большая буква в начале предложения. | топор | карт. слов. | ||
152-154 | 3 | Упражнение в написании, различении, составлении предложений. | молоток | карт. слов., к/и «Смешарики» | ||
155-156 | 2 | Контрольная работа. Р.Н.О. | дифференцированные.карт. | |||
157-158 | 2 | Повторение пройденного. Звуки и буквы. | дидактич. раздат. материал | |||
159-160 | 2 | Повторение пройденного. Предмет. | дидактич. раздат. материал | |||
161-162 | 2 | Повторение пройденного. Действия предметов. | дидактич. раздат. материал | |||
163 | 1 | Повторение пройденного. Словарные слова. | дидактич. раздат. материал | |||
164-165 | 2 | Повторение пройденного. Предлог. | дидактич. раздат. материал | |||
166-167 | 2 | Повторение пройденного. Правописание большой буквы. | дидактич. раздат. материал | |||
168-169 | 2 | Контрольная работа. Р.Н.О. | дифференцированные.карт. | |||
170 | 1 | Повторение пройденного. Предложение. | дидактич. раздат. материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса , адаптированная для детей с ЗПР. Образовательная программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для ученика 3 класса, обучающегося по индивидуальной адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР составлена на основе авторской ...
Рабочая программа для детей с ОВЗ 4 класс
Рабочая программа для детей с ОВЗ 4 класс...
Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Лепка". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Рабочая программа "Лепка" для детей с ОВЗ 1 класс соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ для детей с ОВЗ....
Рабочая программа для детей с ОВЗ 1 класс "Весёлый карандаш"". Дополнительное образование. Составитель Захарина Нина Леонидовна
Рабочая программа "Весёлый карандаш" 1 класс для детей с ОВЗ соответствует требованиям ФГОС по составлению рабочих программ....
Рабочая программа для детей с ОВЗ. 1 класс.
Рабочая программа для детей с ОВЗ....
БРИОП, обучающий семинар «Современная практика организации и обновления содержания образовательного процесса детей с ОВЗ» республиканский - тема выступления: «Новые ориентиры в содержании рабочей программы для детей с РАС в 1 классе».
программа обучающего семинара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям» по курсу «Обучение грамоте» для детей 6-7 лет срок реализации программы 7 месяцев
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптация детей к школьным условиям»по курсу «Обучение грамоте»для детей 6-7 лет...