Рабочая программа по трудовому обучению у детей с ГУО
рабочая программа по технологии

Карзунина Ольга Сергеевна

Рабочая программа по трудовому обучению у детей с ГУО 7 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол № 1

«23» августа 2021 г.

Руководитель МО

____________А.С. Лосева

Утверждено

Приказом директора КГБОУ

«Барнаульская общеобразовательная

 школа- интернат №5»

«____» ___________2021 г.

     Приказ №________

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

________ О.Н. Безбородова

«26» августа 2021 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Трудовое обучение» 

7 класса

на 2021-2022 учебный год

Разработчик рабочей программы:

      Карзунина О.С.,

          учитель начальных классов

Барнаул, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» разработана на основе:

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития  КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5»;

«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР Косоножкиным И. М., 30 мая 1983г.;

Учебного плана образовательной организации.

Цели и задачи обучения и коррекции

Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук на уроках труда.
Задачи:

  1. Способствовать формированию элементарных знаний по видам труда.
  2. Выработка практических умений и навыков, необходимых для повседневной жизни.
  3. Способствовать развитию умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).  
  4. Коррекция речемыслительной деятельности в процессе разнообразных видов труда.
  5. Формирование положительного отношения и интереса к труду, воспитание привычки к личной гигиене; чистоте и аккуратности; привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Трудовое обучение имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки труда оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности ребёнка с глубокой умственной отсталостью.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Общая характеристика организации учебного процесса:

Технологии:

разноуровневого  и дифференцированного подхода;

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

информационно-коммуникативные.

Методы:

1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

словесные методы (беседа, объяснение);

практический метод;

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся);

работа с учебником.

2.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

устные или письменные методы контроля;

фронтальные, групповые или индивидуальные;

итоговые и текущие.

Формы обучения:

урок;

фронтальная работа;

индивидуальная работа;

работа в парах и группах;

коллективная работа.

   Виды деятельности:

работа с пластилином;

работа с природным материалом;

работа с бумагой;

работа с нитками.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Трудовое обучение» входит в общеобразовательную область и является трудовой подготовкой учебного плана.

Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в 7 классе выделяется 3 часа в неделю - 99 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изготавливать по образцу поделки из природного материала.

Лепить по представлению детали макетов на темы сказок, бытовых сюжетов.

Лепить плоскостные фигуры.

Вырезать детали аппликаций ножницами.

Намазывать клеем и приклеивать.

Сортировать, разрывать, наматывать на катушку нитки.

Завязывать узлом и бантом нить.

Пришивать пуговицы.

Содержание программы учебного предмета

Работа с природными материалами

Организация рабочего места при работе с природными материалами. Сведения о природных материалах (где используют, где находят, физические свойства, виды природных материалов). Правила работы с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями

(аппликация, объемные изделия). Изготовление аппликации с использованием скорлупы

грецких орехов. Изготовление объемных изделий с использованием сухой тростниковой

травы. Комбинированные работы: пластилин, бумага, проволока и природные материалы.

Работа с пластилином

Совершенствование приёмов лепки: прищипывание, примазывание, оттягивание, лепка мелких деталей: шарики, листочки, работа со стекой.

Составление сюжетных картин из нескольких деталей. Выполнение коллективных работ, действие по словесному указанию учителя.

Работа с бумагой и картоном

Организация рабочего места при работе с бумагой.  Повторение сведений о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.

Работа с бумагой и пластилином

Размазывание - самый упрощенный способ. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.

Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Работа с текстильными материалами

Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как

работать с нитками. Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку и

связывание ниток в пучок (кисточки).

Повторение сведений о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека.

Производство ткани. Свойства ткани: мнется, утюжится, режется ножницами. Шероховатая, скользкая, гладкая, толстая, тонкая. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения и устройство игл.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Уроков

Практи-ческих работ

Контроль-ных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

Экскурсии

1.

Работа с природными материалами

27

26

0

0

0

1

2.

Работа с пластилином

9

9

0

0

0

0

3.

Работа с бумагой и картоном

13

13

0

0

0

0

4.

Работа с бумагой и пластилином

20

16

4

0

0

0

5.

Работа с текстильными материалами

30

29

0

0

0

1

Итого

99

93

4

2

Тематическое планирование

№ п/п

№ п/п темы

Тема

Кол-во часов

  1. Работа с природными материалами

27

1.

1.1.

Правила поведения и содержания рабочего места. Техника безопасности

1

2.

1.2.

Экскурсия в школьный сад

1

3.

1.3.

Осенний венок (из пластилина, листьев, цветов)

1

4.

1.4.

Звери (из шишек, пластилина и крылаток вяза)

1

5.

1.5.

Звери (из шишек, пластилина и крылаток вяза)

1

6.

1.6.

Воробьи на ветке (из скорлупы грецкого ореха,  пластилина)

1

7.

1.7.

Воробьи на ветке (из скорлупы грецкого ореха,  пластилина)

1

8.

1.8.

Стрекоза (из пластилина, крылаток ясеня)

1

9.

1.9.

Лесная поляна. Композиция  из листьев и цветов

1

10.

1.10.

Лесная поляна. Композиция  из листьев и цветов

1

11.

1.11.

Птицы из засушенных листьев, цветов

1

12.

1.12.

Птицы из засушенных листьев, цветов

1

13.

1.13.

Составление композиции из засушенных листьев и цветов

1

14.

1.14.

Попугай

1

15.

1.15.

Попугай

1

16.

1.16.

Птичка из листьев клена

1

17.

1.17.

Лепка посуды, составление композиции «Накрываем на стол»

1

18.

1.18.

Лепка посуды и составление композиции «Мы накрываем на стол»

1

19.

1.19.

Изготовление декоративной вазочки

1

20.

1.20.

Изготовление декоративной вазочки

1

21.

1.21.

Груша  (мозаика из разрывных  кусочков)

1

22.

1.22.

Груша  (мозаика из разрывных  кусочков)

1

23.

1.23.

Помидор (мозаика из крупы)

1

24.

1.24.

Огурец (мозаика из крупы)

1

25.

1.25.

Новогодний шар из открыток

1

26.

1.26.

Новогодний букет

1

27.

1.27.

Новогодний букет

1

  1. Работа с пластилином

9

28.

2.1.

Лепка с натуры игрушки. Медвежонок

1

29.

2.2.

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц. Цыплёнок

1

30.

2.3.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных. Кошка

1

31.

2.4.

Лепка по образцу стилизованных фигур животных. Белка

1

32.

2.5.

Лепка с натуры игрушки. Медведь

1

33.

2.6.

Лепка с натуры игрушки.  Заяц

1

34.

2.7.

Лепка с натуры игрушки.  Лиса

1

35.

2.8.

Оформление коллективной композиции на тему: «В гостях у лесовичка»

1

36.

2.9.

Оформление коллективной композиции на тему: «В гостях у лесовичка»

1

  1. Работа с бумагой и картоном

13

37.

3.1.

Правила поведения и содержания рабочего места. Техника безопасности

1

38.

3.2.

Повторение. Материалы, применяемые в картонажном деле. Бумага разных видов. Внешний вид, свойства и назначение. Клей разных видов, его практическое приготовление и хранение

1

39.

3.3.

Картон. Изготовление, внешние признаки и назначение картона. Составление учащимися коллекции картона разного вида и разного качества: белый (древесный), желтый (соломенный), серый (макулатурный), желто-бурый (тряпичный)

1

40.

3.4.

Сравнение свойств бумаги и картона (прочность, толщина, гибкость, ломкость, отношение к влаге). Инструменты, применяемые для работы с картоном и их назначение

1

41.

3.5.

Разметка картона по шаблонам. Фальцовка картона по рискам, по линиям разметки, по надрезу; резание тонкого картона ножницами по рискам, оклеивание картона цветной бумагой с обеих сторон.  Наклеивание полосок бумаги на картон с полями и без полей

1

42.

3.6.

Аппликация. Вырезывание из бумаги и наклеивание на картон. Составление сюжетных композиций и геометрического орнамента

1

43.

3.7.

Изготовление дидактических материалов для обучения счету (цифры 1-10)

1

44.

3.8.

Изготовление из картона плоских елочных украшений в форме различных стилизованных  изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных с раскрашиванием

1

45.

3.9.

Арифметическое лото и домино

1

46.

3.10.

Арифметическое лото и домино

1

47.

3.11.

Аппликация. Разноцветная мозаика (из треугольников)

1

48.

3.12.

Аппликация в квадрате из геометрических фигур (кругов и треугольников)

1

49.

3.13.

Аппликация в квадрате из геометрических фигур (кругов и треугольников)

1

  1. Работа с бумагой и пластилином

20

50.

4.1.

Изготовление простейших сборных и клеевых коробок. Разметка по шаблону и линейке развертки коробки. Приемы сгибания картона и склеивание по стыкам. Правила оклеивания бумагой объемных изделий. Практическая работа

1

51.

4.2.

Сборная коробка, приемы изготовления. Практическая работа

1

52.

4.3.

Сборная коробка, приемы изготовления. Практическая работа

1

53.

4.4.

Изготовление коробки. Разметка и торцовка. Фальцовка сторон, поправка под плинтуса. Практическая работа

1

54.

4.5.

Коробка открытая и коробка в нахлобучку (четырехугольная). Крой коробки

1

55.

4.6.

Нарезание бумаги для склейки низа и крышки коробки с загибом во внутрь и на дно. Нарезание бумаги для верхушки и поддона. Практическая работа

1

56.

4.7.

Наклейка верхушки и поддона        

1

57.

4.8.

Изготовление прямоугольной коробки по заданному размеру. Практическая работа

1

58.

4.9.

Оклейка низа и крышки коробки бумагой с загибом во внутрь и на дно. Наклейка верхушки на крышку

1

59.

4.10.

Изготовление пакетов различной величины с разделением труда и без разделения труда. Практическая работа

1

60.

4.11.

Изготовление библиотечных кармашков и пакетов для семян. Практическая работа

1

61.

4.12.

Коллективное оформление общешкольной выставки детских изделий, изготовленных на уроках труда

1

62.

4.13.

Изготовление пакетов различной величины с раскладкой «лесенкой» для намазывания клеем и роспуском. Практическая работа

1

63.

4.14.

Изготовление простейших коробок. Практическая работа

1

64.

4.15.

Объемные изделия из картона (сборные и клеевые). Сборная коробка. Ознакомление с образцами

1

65.

4.16.

 Клеевая коробка. Ознакомление с образцами. Разметка по шаблону развертки коробки. Практическая работа

1

66.

4.17.

Склеивание коробки двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полоски бумаги (работа виыполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Практическая работа

1

67.

4.18.

Упаковка готовых коробок (практический счет)

1

68.

4.19.

Оформление выставки поделок (коллективная работа)

1

69.

4.20.

Аппликация.  «Весенние цветы» (коллективная работа)

  1. Работа с текстильными материалами

30

70.

5.1.

Инструктаж по ТБ. Экскурсия в швейную мастерскую

1

71.

5.2.

Инструктаж по ТБ. Изготовление закладки

1

72.

5.3.

Инструктаж по ТБ. Пришивание вешалки

1

73.

5.4.

Пришивание вешалки

1

74.

5.5.

Экскурсия в магазин «Ткани»

1

75.

5.6.

История пуговицы.

1

76.

5.7.

Пришивание пуговиц на ножке

1

77.

5.8.

Пришивание пуговиц на ножке

1

78.

5.9.

Пришивание пуговицы на ножке

1

79.

5.10.

Инструктаж по ТБ. Пришивание пуговиц с дырочками

1

80.

5.11.

Пришивание пуговиц с дырочками

1

81.

5.12.

Пришивание пуговиц с дырочками

1

82.

5.13.

Изготовление кармашка для ножниц

1

83.

5.14.

Изготовление кармашка для ножниц

1

84.

5.15.

Украшение одежды (отделка)

1

85.

5.16.

Украшение одежды (отделка

1

86.

5.17.

Украшение одежды (отделка

1

87.

5.18.

Игрушки из пуговиц

1

88.

5.19.

Игрушки из пуговиц

1

89.

5.20.

Игрушки из пуговиц

1

90.

5.21.

Конструирование браслета из пуговиц

1

91.

5.22.

Конструирование браслета из пуговиц

1

92.

5.23.

Вышивание

1

93.

5.24.

Вышивание

1

94.

5.25.

Вышивание

1

95.

5.26.

Вышивание

1

96.

5.27.

Оформление выставки работ

1

97.

5.28.

Техника безопасности

1

98.

5.29.

Повторение

1

99.

5.30.

Выставка изделий

1

 

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

Список методических и учебных пособий:

Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Оборудование, приборы: ​

оборудование для мультимедийных демонстраций (проектор, компьютер);

презентации по изучаемым темам.

Дидактический материал:

муляжи «Фрукты»;

муляжи «Овощи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой

Данная рабочая программа  используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова....

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....

Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс

Рабочая программа с тематическим планированием...

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...