Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса
методическая разработка по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_._po_tr._dlya_slaboslyshashchih_uch-sya1kl.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 23 II, III, IV и VI видов г. Белгорода
«Согласовано» Руководитель МО учителей нач. классов Мизернова И.Г. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Беликова Е.Г. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 Годин А.Е. Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Трудовое обучение»
для учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
на 2012-2013 учебный год
Составитель:
Мизернова И.Г.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Белгород, 2012 г.
«Трудовое обучение»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) учреждений II вида, 1 класс, 2-е отделение (вариант II). Составители сборника К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова. (Допущено Министерством образования Российской Федерации, Москва: «Просвещение», 2006г.).
Программа рассчитана на 66часов в год (по 2 часа в неделю).
Целью учебного предмета является формирование фундамента общей трудовой подготовки учащихся. Правильно поставленное трудовое обучение и воспитание младших школьников, непосредственное и систематическое их участие в посильном труде являются незаменимыми факторами выработки на этой этапе обучения осознанного отношении к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. Трудовое обучение в начальных классах является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.
В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
- воспитание у младших школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;
- формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых дли вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
- нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
- развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.
Учащиеся начальной школы овладевают элементарными приемами ручной работы с различными материалами, выращивания растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготовления игрушек, различных полезных предметов для школы, детского сада, дома и т.д.
Трудовое обучение носит практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде. Во время практической работы младшие школьники закрепляют полученные знания, осваивают первоначальные приемы обработки различных материалов; у них формируются общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда), воспитывается культура труда.
При организации учебной деятельности на уроках трудового обучения учитываются и особые задачи, которые определяются специфичностью состава учащихся школы слабослышащих, ограниченностью их речевого развития. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением. Учитель стимулирует учащихся к пользованию речью, ни в коем случае не удовлетворяясь молчаливым выполнением ими практических заданий.
На уроках трудового обучения в процессе общественно полезного труда, внеклассной работы по техническому творчеству принимают все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы.
Для расширения технического кругозора младших школьников, закрепления знаний, полученных на уроках математики, ознакомления с окружающим миром и природоведения, изобразительного искусства, организовывают занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в планировании предстоящей трудовой деятельности, организации рабочего места, проводили в процессе работы необходимые измерения, расчеты, пользовались техническими рисунками, чертежами, инструкционными картами, самостоятельно контролировали свои действия.
Содержание тем учебного курса
Обработка бумаги (24 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с бумагой, клеем, ножницами, кисточкой.
Технико-технологические сведения. Ознакомление с видами бумаги (писчая, рисовальная, газетная, оберточная). Бумага белая, цветная. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги (карандаши, шаблон, гладилка, ножницы, кисть для Шаблон и его назначение (разметка и контроль)- Экономия материала.
Технология обработки бумаги (разметка, складывание, резание бумаги ножницами, соединение деталей клеем).
Опыты и наблюдения. Свойства бумаги (отношение к влаге, прочность).
Практические работы. Анализ образца, коллективное составление плана предстоящей трудовой деятельности; подбор материалов и инструментов; организация рабочего места, экономное использование материала, разметка сгибанием, по шаблону; сгибание бумаги, резание бумаги ножницами по линиям разметки, соединение деталей из бумаги клеем.
Изготовление изделий (по образцам).
Примерный перечень изделий. Обложка для тетрадей и книг, пособие «Наборное полотно», конверты, пакеты для храпения семян, пакеты для дидактических материалов, закладки для книг, дидактические материалы для обучения грамоте и счету, подарочные открытки, игрушки, дорожные знаки.
Обработка ткани (6 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.
Технико-технологические сведения. Общее знакомство с тканями. Инструменты и приспособления для работы с тканью (швейные иглы, ножницы, наперсток). Стежок «вперед иголку».
Практические работы. Подготовка иглы к вышиванию, определение длины нитки, вдевание ее в иголку, завязывание узелка. Выполнение стежка «вперед иголку».
Примерный перечень изделий. Игольница в виде папочки. Закладка с вышивкой.
Уход за одеждой (2 ч)
Правила пришивания пуговиц.
Основы художественной обработки различных материалов (26 ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе
с бумагой, глиной (пластилином), природным материалом (шишки, желуди, мох и др.).
Инструменты и приспособления, применяемые при обработке бумаги, глины, природных материалов. Техника безопасности труда. Аппликации из бумаги.
Приемы работы с глиной (пластилином).
Способы обработки природных материалом.
Практические работы. Планирование, организация трудовой деятельности. Подготовка материалов к работе. Изготовление (по образцам) различных изделий из бумаги, глины (пластилина), природных материалов.
Игры и упражнения, развивающие фантазию: «Кто спрятан в куске пластилина?», «На что похоже?» и т.д. Изготовление изделий по образцу, рисунку, собственному замыслу.
Осенние работы (2 ч)
Правила безопасности труда при работе с граблями, носилками.
Личная гигиена во время работы на пришкольном участке.
Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с ручным садовым инструментом (грабли, носилки), приемы работы с ним. Знакомство с осенними работами на учебно-опытном участке.
Практические работы. Удаление мусора, сгребание листьев, веток, сбор природных материалов для уроков труда (листья, цветы, ветки, корни, семена и др.).
Весенние работы (2 ч)
Правила безопасности труда при работе с граблями, лейкой. Личная гигиена.
Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с весенними работами на учебно-опытном участке, правилами посева семян и ухода за ними (полив, прополка, установка опорных колышков).
Практические работы. Подготовка и посев семян в грунт (душистый горошек, бархатцы, мак, ноготки, настурции и др.). Уход за растениями.
Работа в классе (4 ч)
Сведения по сельскохозяйственному труду. Знакомство с видами комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Подготовка семян к посеву (отбор наиболее крупных и здоровых семян, замачивание, проращивание).
Практические работы. Уход за растениями: полив, удаление пыли, сухих листьев. Выращивание растений (бальзамин, ипомея). Выращивание лука на перо.
Тематический план
1 четверть
№ | Тема | Количество часов |
Обработка бумаги | 8 | |
Уход за одеждой | 2 | |
Основы художественной обработки различных материалов | 4 | |
Осенние работы | 2 | |
Итого | 16 |
2 четверть
№ | Тема | Количество часов |
Обработка бумаги | 6 | |
Обработка ткани | 6 | |
Основы художественной обработки различных материалов | 4 | |
Итого | 16 |
3 четверть
№ | Тема | Количество часов |
Обработка бумаги | 6 | |
Основы художественной обработки различных материалов | 12 | |
Итого | 18 |
4 четверть
№ | Тема | Количество часов |
Обработка бумаги | 5 | |
Основы художественной обработки различных материалов | 4 | |
Весенние работы | 2 | |
Работа в классе | 5 | |
Итого | 16 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу I класса учащиеся должны знать:
- название и назначение материалов (бумага, ткань, глина);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: гладилка, ножницы, кисточки для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами;
- правила ухода за комнатными растениями.
Учащиеся должны уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов,
- сгибать листы бумаги вдвое и вчетверо, пользоваться гладилкой, резать бумагу и ткань ножницами по линии разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, беречь киши и тетради, обертывать их;
- вышивать стежками «вперед иголку»;
- ухаживать за комнатными растениями, поливать, удалял, пыль с листьев;
- контролировать правильность своих действий.
Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся:
- правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
- осознанное выполнение задания;
- трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
- положительное отношение к общественно полезному труду;
- экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений,
- соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены;
- основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности (при планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете);
- активное пользование связной речью (в диалогической и описательно-повествовательной формах);
- знание названий инструментов, материалов, трудовых операций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида....
Рабочая программа по трудовому обучению для 1 класса коррекционной школы восьмого вида
Обучение труду в младших классах направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элем...
Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Поясниткльная записка...
Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 2 класса
Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...
Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).
Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...