Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 4 класса с нарушенным слухом
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Шаповалова Анастасия Юрьевна

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_pr-ma.docx39.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудовое обучение»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Трудовое обучение» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Специфика курса «Трудовое обучение» состоит в том, что данный предмет закладывает фундамент общетрудовой подготовки учащихся.

На изучение курса отводятся 68 часов: 2 часа в неделю.

Курс «Трудовое обучение» направлен на  непосредственное и систематическое участие школьников в посильном труде.

Данный  учебный предмет имеет свои цели: выработка на этом этапе обучения осознанного отношения к учебе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития. Трудовое обучение в начальных классах является составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся.

В процессе трудового обучения должны решаться следующие задачи:

  • воспитание у младших школьников трудолюбия, уважительного отношения к труду и к людям труда, бережного, экономного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;
  • формирование основ трудовой культуры, первоначальных знаний и умений, необходимых дли вовлечения младших школьников в общественно полезный труд;
  • нравственное, эстетическое и физическое воспитание;
  • развитие творческих способностей в сочетании с готовностью к исполнительной деятельности.

Курс трудового обучения в специальной (коррекционной) школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

- овладеть элементарными приемам ручной работы с различными материалами;

- овладеть приемами выращивания растений;

- овладеть приемами ремонта учебно-наглядных пособий;

- познакомиться с приемами изготовления игрушек, различных полезных предметов;

- познакомиться с профессиями;

- сформировать общетрудовые умения (планирование, организация, контроль труда);

- воспитать культуру труда.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержание программы носит коррекционный характер.

При проведении уроков используются практическая работа, экскурсии, беседы, инструктаж по технике безопасности труда и личной гигиене учащихся, интегрированные уроки, работа в группах, в парах, прием «маленький учитель», демонстрация действия и т.п.

Методическими особенностями изучения данного курса является то, что в программе выделены виды труда:  технический труд, бытовой труд, основы художественной обработки различных материалов и сельскохозяйственный труд. Трудовое обучение должно носить практический характер. А все этапы урока должны быть насыщены речевым общением. Учитель должен стимулировать учащихся к пользованию  речью.

Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, технические рисунки, чертежи, инструкционные карты, мультимедийные пособия (мультимедийные презентации по темам).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу IV класса учащиеся должны знать

по техническому труду:

правила безопасности труда и личной гигиены при обработке с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;

название и назначение ручного инвентаря;

способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой;

правила планирования и организации труда;

по сельскохозяйственному труду:

правила безопасности труда и личной гигиены;

особенности выращивания рассады (томатов, свеклы, капусты)  и ухода за ней;

правила высадки рассады в грунт и ухода за ней, уборки урожая.

Учащиеся должны уметь

по техническому труду:

выполнять правила безопасности труда

самостоятельно изготовлять изделия (по техническому рисунку, эскизу);

планировать и организовывать свой труд;

контролировать правильность выполнения работы;

экономно расходовать материалы;

по сельскохозяйственному труду:

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с ручным садовым инвентарем и удобрениями;

проверять семена на всхожесть;

во время работы на учебно-опытном участке;

выращивать  рассаду (томатов, свеклы, капусты)  и пересаживать ее в открытый грунт;

выращивать указанные растения от посадки до уборки урожая.

Учебно-тематический план

I четверть

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Обработка бумаги  картона.

Изготовление плоских изделий из бумаги и картона. (Открытка)

Изготовление объемных изделий из бумаги и картона.(коробки от спичек)

Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов. (коробка с сюрпризом)

Переплетные работы. (коврик)

Основы художественной обработки различных материалов.

Панно-коллаж.

Изделия народного промысла из соленого теста.

Работа в классе.

Пересадка  комнатных растений.

Уход за посажанными растениями: полив и рыхление почвы.

Подкормка и опрыскивание растений комнатных.

Мытье вазонов и подоконников.

8

2

2

2

2

4

2

2

4

1

1

1

1

Итого

16

II четверть

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Осенние работы.

Сбор семян цветов.

Уборка урожая.

Удаление остатков растений и мусора.

Сгребание опавшей листвы и веток.

Подготовка к зиме плодовых деревьев.

Перекопка почвы.

Основы художественной обработки различных материалов.

Мозаика.

Способы конструирования выкроек для мягкой игрушки.

Плетение из нитей.

Образ и конструкция открытки.

Уход за одеждой.

Пришивание кнопок и крючков.

Мелкий ремонт одежды: наложение заплат.

6

1

1

1

1

1

1

8

2

3

2

1

2

1

1

Итого

16

III четверть

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Основы художественной обработки различных материалов.

Игрушки из различных материалов.

Техническое моделирование.

Экскурсия в столярную мастерскую.

Понятие об основных звеньях электрической цепи.

Понятие об электрической схеме на примере деталей электроконструкторов.

Электроконструктор, его детали, их назначение.

Проводники и изоляторы.

Сборка простейшей электрической цепи.

Модель электрифицированного светофора.

Электровитрина.

Модель электрофицированного автомобиля.

Макет улицы с переходами и перекрестками.

Модель самосвала.

Модель ракеты.

 

2

2

18

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

Итого

20

IV четверть

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Весенние работы.

Проверка семян на всхожесть.

Выращивание рассады овощных и цветочных растений.

Уход за рассадой.

Подготовка почвы к весенним посевам.

Рыхление приствольных кругов подовых деревьев.

Высадка рассады в грунт. Установка этикеток.

Уход за растениями (полив, рыхление, прополка, прореживание).

Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями.

Борьба с вредителями сада и огорода.

Обработка ткани.

Шов «бархатный».

Шов «подрубочный».

Шов «петельный».

Изготовление выкройки. Разметка ткани по выкройки и раскрой ее.

Изготовление изделий из ткани. (Нарукавники)

Уход за одеждой.

Мелкий ремонт одежды: штопка.

10

1

1

1

1

1

1

2

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

Итого

16

Всего 68 часов

Содержание тем учебного курса

(68 ч; по 2 ч в неделю)

Технический труд (26ч)

Обработка бумаги и картона (8 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с режущими колющими предметами.

Технико-технологические сведения. Переплетные работы. Материалы, применяемые в переплетных работах: картон, бумага, марля, коленкор, ледерин. Инструменты и приспособления: переплетный нож, фальцлинейка, шило, канцелярская игла, фальцовка, сшивальный станок.

Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги и картона по образцу, техническому рисунку и эскизу, собственному замыслу. Разметка деталей в масштабах М 1:1, М 1:2 с помощью линейки, угольника, циркуля.

Беседы: «Как изготавливают бумагу и картон?», «Как переплетают книги».

Опыты и наблюдения. Установление причин коробления картона при склеивании его с бумагой.

Практические работы. Анализ образца, технического рисунка, эскиза изготовляемого изделия; составление плана предстоящей работы; организация рабочего места; разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов; резание бумаги и картона ножницами и ножом; сборка изделий; поверка их в действии; самостоятельный контроль правильности выполнения заданий.

Примерный перечень изделий. Настольные игры с фишками по правилам движения; наклейка на картон небольших демонстрационных таблиц и картин, раздаточного дидактического материала; изготовление наборной доски для составления задач по математике, шаблонов для уроков труда, папок с мягким корешком; переплетение небольших брошюр; простейший ремонт книг; самодельные книжки с обложкой из картона; изготовление коробок для хранения раздаточного материала; прямоугольный и круглый пеналы; монтирование коллекции природный материалов в коробках с крышками; игрушки  и украшения с применением аппликации.

        Техническое моделирование (18 ч)        

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с электроконструктором.

Технико-технологические сведения. Электричество в народном хозяйстве. Понятие об основных звеньях электрической цепи: источники тока, провод, потребители тока, выключатель. Понятие об элекричской схеме на примере деталей электрокнструкторов6 батареи, лампочки, выключателя, проводника. Электроконструктор, его детали, их назначение.

Беседы: «Использование электрической энергии на производстве, транспорте, в быту и сельском хозяйстве».

Встреча с изобретателями.

Практические работы. Самостоятельный анализ образца рисунка, планирование трудовых действий; подготовка рабочего места; строгое соблюдение правил безопасности в работе с источниками тока, инструментами. Сборка простейшей электрической цепи. Сборка моделей и макетов, в том числе электрифицированных (от батарейки карманного фонаря), из деталей наборов электроконструктора. Разборка моделей. Изготовление технических моделей из различных материалов по образцу.

Примерный перечень изделий. Модель электрифицированного светофора, электровитрина, автомобиль, макет улицы с переходами и перекрестками (изготавливаются при изучении правил безопасного движения на улицах и дорогах в течение 5 часов).

Модели: весы рычажные, колодец с воротом,  самосвал, бульдозер, ракета, катамаран, различные технические устройства. Сельскохозяйственная техника (трактор, косилка, транспортер).  

изготавливают макеты: «Элементы улицы с остановкой транспорта», «Дорога и ее составные части»; простейшие модели (лебедка, подъемный кран, автопогрузчик, каток); модели весов, волчка, тележки, тачки с колесами, простейшие летающие и плавающие технические игрушки.

Прибор для проверки электричества в цепи (пробник), торшер.

Экскурсии в столярную мастерскую; в кабинет обслуживающего труда.

БЫТОВОЙ ТРУД  (8 ч)

Обработка ткани (5 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с тканью.

Технико-технологические сведения о тканях, изготовленных из синтетических волокон. Сравнение их с хлопчатобумажными, льняными, шерстяными и шелковыми тканями. Разные переплетения нитей в тканях. Нити основы и утка. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Виды стежков и швов: «бархатный», «подрубочный», «петельный».

Беседы: «На прядильной и ткацкой фабриках», «Ткани в быту и технике».

Опыты и наблюдения. Рассматривание тканей различного происхождения (толщина, прочность, гладкость и др.)  Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Рассматривание переплетения нитей в тканях. Опыты на сравнение прочности нитей разного происхождения.

Практические работы. Составление выкроек по самостоятеьно снятым меркам. Выкаивание и сшивание деталей изделия с прямыми и кривыми срезами.

Изготовление мягкой игрушки.

Вышивание и его разновидности.

Примерный перечень изделий. Простейший фартук, персонажи для театра кукол, нарукавники.

Уход за одеждой (3 ч)

Мелкий ремонт одежды: штопка, пришивание кнопок и крючков, наложение заплат.

Основы художественной обработки различных материалов (14 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с резцом.

Способы конструирования выкроек для мягкой игрушки.

Первоначальные приемы резьбы по дереву. Чеканка. Мозаика. Коллаж и его назначение.

Практические работы. Конструирование выкроек для мягкой грушк, рукавиц, передника, раскрой ткани, шитье, декораивное оформление изделий.

Резьба по дереву, чеканка, мозаика.

Примерный перечень изделий. Мягкая игрушка (плоская, объемная), рукавицы для горячей посуды, передник, однофигурная композиция (лепка), декоративная мозаика, кухонная доска (резьба по дереву), коллаж из ткани, игрушки из различных материалов (олень, конь, жар-птица и др.)

Сельскохозяйственный   труд (20 ч)

Осенние работы (6 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе на учебно-опытном участке.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Сбор и учет урожая. Правила хранения. Сбор семян и подготовка их к зимнему хранению. Осенняя обработка почвы. Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев.

 Практические работы. Уборка урожая, осенняя обработка классной делянки, делянки первоклассников, коллекционного участка и цветника (внесение удобрений, перекопка почвы).  Подготовка к зиме ягодных кустарников и плодовых деревьев (удаление отмершей коры со стволов и основных ветвей плодовых деревьев, внесение удобрений в приствольные круги плодовых деревьев и в междурядье ягодников, перекопка их, посадка ягодных и декоративных кустарников).

Весенние работы (10 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены во время работы на учебно-опытном участке.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растении. Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам.

Практические работы. Проверка семян овощных, полевых  цветочно-декоративных культур на всхожесть.

Выращивание рассады овощных и цветочно-декоративных растений (томаты, свекла, капуста, овес, астры и др.)  в ящиках и грунте, уход за рассадой, пикировка.

Подготовка почвы к весенним посевам и посадкам на классной делянке и делянке первоклассников, на коллекционном участке, в цветнике. Рыхление приствольных кругов плодовых деревьев и междурядий ягодников. Посев и посадка растений на коллекционном участке, в цветнике. Подкормка растений. Уход за многолетними цветочно-декоративными растениями, размножение их делением уста. Высадка на постоянное место окорененных розеток земляники.

Полив и подкормка растений. Удаление сорняков. Рыхление почвы. Удаление усов и окоренение розеток у земляники. Борьба с вредителями сада и огорода. Летний сбор и учет урожая на учебно-опытном участке.

Работа в классе (4 ч)

Правила безопасности труда и личной гигиены.

Сведения по сельскохозяйственному труду. Размещение комнатных растений  в зависимости от их отношения к свету, теплу. Полив и рыхление почвы, подкормка и опрыскивание растений, мытье вазонов и подоконников.

Практические работы. Пересадка комнатных растений. Размножение комнатных растений (отводками, корневыми отпрысками, делением куста, луковиуами).

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учащихся

-

Пособия для учителя

  1. Конышева Н. М. Технология: Чудесная мастерская: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/Н. М. Конышева. – 6-еизд., перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
  2. Конышева Н. М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Чудесная мастерская» для 4 класса общеобразовательных учреждений/Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.
  3. Лутцева Е. А. Технология. Учимся мастерству. 3 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Изд. Центр «Вентана –Граф», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по трудовому обучению для 1 класса коррекционной школы восьмого вида

Обучение труду в младших классах направлено на воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элем...

Рабочая программа по трудовому обучению для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса (обучение на дому).

Рабочая прогрпмма составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под ред.И.М.Бгажноковой. Программа расчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю). Прилагается к...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...