Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой
рабочая программа по технологии (3 класс) по теме
Данная рабочая программа используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_trudovomu_obucheniyu__3_klass_po_programme_t.n.prosnyakovoy.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МОКУ «Владимировская средняя общеобразовательная школа
Октябрьского района»
Рабочая программа
по трудовому обучению 3 класс
по программе Т.Н. Просняковой
Составитель: Попова Е.В.
учитель начальных классов
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Заместитель директора Директор:
начальных классов по УВР
Протокол №
От
Пояснительная записка
Статус документа
Предмет «Труд» играет значимую роль в формировании фундаментального общего образования, в развитии психики, интеллекта и духовного мира школьников, в углублении их общей культуры. Весь курс обучения раскрывает многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.
Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников по программе Т.Н. Просняковой, опираясь на учебник для 3 класса «Уроки мастерства». Автор учебника: Т.Н. Проснякова.
Место предмета в базисном учебном плане
На предмет «Трудовое обучение» в 3 классе отводится 51 час (3 раза в 2 недели), так как добавился ещё предмет «Информатика» (1 раз в 2 недели), который тоже входит в учебный модуль «Технология».
Общая характеристика предмета
Рабочая программа 3 класса направлена на формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматрива ется как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
В 3 классе руководство учителя распространяется уже на обучение распо знаванию способов соединения деталей и их размеров, и опериру ют учащиеся не только материальными предметами, но и их гра фическими изображениями: дети учатся читать уже более сложные эски зы прямоугольной и круглой заготовок.
При обсуждении технологии изготовления изделия третьеклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения опера ций во II классе, самостоятельно составляют технологическую це почку.
В части теоретического рассмотрения вопросов материалове дения в 3 классе предусмотрены наблюдения и опытное исследование некоторых физических и механических свойств бу маги, ткани, полиэтилена в сравнении друг с другом и измене ния этих свойств в зависимости от разного вида воздействия на материал: сминание, смачивание, растяжение, нагревание, по крытие защитной оболочкой из другого материала.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Трудового обучения» определены стандартом начального образования и представлены в примерной программе 5 разделами: «Бумага и картон», «Текстильные материалы», «Пластилин», «Комбинированные работы из различных материалов», «Самостоятельный труд».
Цели программы
- овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда;
- способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- развитие сенсорики, мелкой моторики, пространственного воображения;
Социокультурная цель изучения технологии включает:
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании
окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о мире профессий;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
- практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
Задачи программы
- Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.
- Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира.
- Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
- Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
- Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, моторики и прочих) через формирование практических умений.
- Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции;
создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха
и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
В результате изучения труда учащиеся должны
знать/понимать
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- распространённые виды профессий;
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначения инструментов, различных машин, технических устройств;
уметь
- выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
- соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
- создавать модели несложных объектов из различных материалов;
- осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
- выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
- соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
- осуществления сотрудничества в совместной работе.
Календарно-тематическое планирование уроков трудового обучения в 3 классе
№ п/п | Дата проведения | Тема раздела и урока | Требования к уровню подготовки обучающихся |
I четверть | Бумага и картон (18 часов + 1 час самост. труд) | ||
1. | Техника безопасности и приёмы работы с ножницами, шилом, канцелярским ножом, иглой, клеем. Способы разметки детали. Знакомство с книгой. Из истории возникновения бумаги, современные виды бумаги, её свойства. Знакомство с условными обознач. | Знать: т/б на уроках трудового обучения; способы разметки детали (на глаз, по трафарету, по шаблону, складыванием, на просвет, через копировальную бумагу, с помощью линейки, прямоугольного треугольника, циркуля; свойства известных материалов, проявляющихся в новых видах работы; | |
2. | Художественное моделирование из бумаги путём складывания Конструируем из модулей. Складывание плоского модуля и «звезды» из модулей. | Знать: приёмы разметки деталей из бумаги; Уметь: симметрично вырезать детали; | |
3. | Модульное оригами. Бумажный конструктор «цветок», «человечек», «рак». | ||
4. | Складываем из прямоугольника. Изготовление закладки «стрелочка». | ||
5. | Складываем, а затем вырезаем. Оригами «Золотая рыбка». | ||
6. | Оригами из базовой формы «блин». Старинное японское изделие «Сундучок санбо». | ||
7. | Вырезывание и аппликация Беседа «Из истории ножниц». Т/б при работе с ножницами. Просмотр слайдов. Выпуклая аппликация из бумажных полосок. Торцевая аппликация «Петух». | Самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение; самостоятельно планировать последовательность выполнения действий; | |
8. | Симметричное вырезание. Ажурная аппликация «Насекомое». | Знать: приёмы разметки дет. из бумаги; Уметь: симметрично вырезать детали; | |
№ п/п | Дата проведения | Тема раздела и урока | Требования к уровню подготовки обучающихся |
9. | Аппликация с использованием симметричного и контурного вырезывания. Тематическая аппликация «У реки». | Знать: новые приёмы работы в уже известной технике аппликации. | |
10. | Техника симметричного вырезывания. «Наряд для баночки». | ||
11. | Выпуклая прорезная аппликация. Работа с канцелярским ножом. «Петушок». | ||
12. | Выпуклая прорезная аппликация. Прорези по криволинейному контуру. Работа с канцелярским ножом. «Клоун». | ||
13. | Прорезная аппликация. «Чёрно-белый мишка из Красной книги». | ||
14. | Самостоятельный труд. Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями. | ||
15. | II четверть | Художественное конструирование с использованием разных видов соединений Соединяем в цепочку без клея. Гирлянда «Ёлочка». | .Уметь вырезать бумажные узоры на глаз, без предварительного нанесения контура. |
16. | Соединение деталей с помощью прорезей. Праздничный наряд для салфеток «Дед Мороз и Снегурочка». | Умение работать по плану. | |
17. | Склеиваем объёмные фигуры. Подарочные упаковки. | Умение анализировать свои действия. | |
18. | Соединяем с помощью проволоки. Человечек на проволочных шарнирах. Выполнение заготовок. | Уметь соединять детали с помощью клея, проволоки (ниток). | |
19. | Соединяем с помощью проволоки. Человечек на проволочных шарнирах. Завершение работы. | ||
Текстильные материалы (22 часа + 1 час самост. труд) | |||
20. | Аппликация Аппликация из цельных нитей. | ||
21. | Аппликация из распущенного трикотажа. «Бабочка». | Уметь ориентироваться в заданиях, выполняемых по образцу. | |
22. | Аппликация из резаных нитей. Заготовки круглой и прямоугольной формы. | ||
№ п/п | Дата проведения | Тема раздела и урока | Требования к уровню подготовки обучающихся |
23. | Самостоятельный труд. Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями. | ||
24. | III четверть | Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик». | Уметь создавать образы по собственному замыслу с использованием известной техники. |
25. | Аппликация из резаных нитей. Радуга цвета. «Африканская хижина» | Уметь комбинировать в одном изделии нити различных цветов. | |
26. | Аппликация из резаных нитей. Радуга цвета. «Африканская хижина».Завершение работы. | ||
27. | Аппликация из скрученных нитей. «Улитка». | Уметь планировать последовательность выполнения действий при повторении образца. | |
28. | Аппликация из жатой ткани. «Грибы». | Уметь контролировать свою работу на всех этапах выполнения. | |
29. | Нитяная графика Натяжение нитей на поверхности (пенопласте). Знакомство с техникой. | Уметь выполнять инструкции при решении учебных задач. | |
30. | Натяжение нитей через сквозные отверстия. Заполнение нитью угла. | ||
31. | Натяжение нитей через сквозные отверстия. Заполнение нитью окружности. | ||
32. | Макраме и другие виды плетения Беседа «Из истории узлов». Вязание узлов. «Геркулесов узел». | ||
33. | Макраме. Двойной плоский узел. Брелок из сутажа. | Уметь контролировать свою работу на всех этапах выполнения. | |
34. | Макраме. Одинарный плоский узел. Наряд для карандаша. | ||
35. | Спиральное плетение с использованием медной проволоки, пряжи. «Вьюнок». | ||
36. | Спиральное плетение с использованием медной проволоки, пряжи. «Вьюнок». Завершение. | ||
37. | Плоское полотняное плетение. «Футляр для ножниц». | ||
38. | Обработка ткани Виды тканей, подготовка тканей к работе. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой. Виды швов. | Знать т/б при работе с иглой. Уметь осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за её ходом и результатами. | |
39. | Самостоятельный труд. Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями. | ||
№ п/п | Дата проведения | Тема раздела и урока | Требования к уровню подготовки обучающихся |
40. | IV четверть | Виды швов. Отделочные швы. Пришивание пуговиц с ушком. | |
41. | Шов ручная строчка. Шьём по вы-кройке. Шитьё кошелька. | ||
42. | Шитьё и украшение кошелька. Завершение работы. | ||
Пластилин (4 часа) | |||
43. | Беседа «Из истории глиняной игрушки». «Расписной» пластилин, полученный раскатыванием. Барельеф, как один из древнейших видов искусства. | Знать т/б при работе с пластилином. Уметь соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия. | |
44. | Расписной пластилин, полученный способом раскатывания. «Барыня». | ||
45. | Расписной пластилин, полученный способом резания. «Курочка». | ||
46. | Расписной пластилин, полученный смешиванием. Картина из пластилина «Осенний ветер». | ||
Комбинированные работы из различных материалов (4 часа + 1 час самост. труд) | |||
47. | Беседа «Из истории матрёшки». Коллаж «Матрёшка» (для девочек), «Богатырь» (для мальчиков). | Уметь переводить выкройки на бумагу и ткань, опираясь на полученный опыт 2 класса. | |
48. | Деревянное зодчество. Коллаж. Дом из гофрированного картона и других материалов. | Знать т/б при работе с дыроколом. | |
49. | Коллаж. «Слоёный пирог» (из гофрированной цветной бумаги и ваты). | ||
50. | Театральные гримёры и костюмеры. Коллаж. Персонаж по выбору. | Уметь применять в самостоятельной работе полученные знания. | |
51. | Самостоятельный труд. Уборка классной комнаты, уход за комнатными растениями. |
Список литературы по реализации программы
- Концепция и программы начальных классов.
- Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса «Уроки мастерства».
- «Технология 3 класс». Поурочные планы по учебнику «Уроки творчества»
Т.Н. Просняковой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс.
Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под редакцией В.В....
Рабочая программа по трудовому обучению, 4 класс
Программа составлена на основе данных требований.Начинается программа с титульного листа, поснительной записки.Содержание программы, тематическое планирование, основные требования к знаниям и умениям,...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс VIII вид.
Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...
Рабочие программы по трудовому обучению 4 класс
Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида представляет собой пропедевтический (подготовительный) этап общей трудовой подготовки школьников. Трудовое обучение в че...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...