Рабочая программа по трудовому обучению, обучение по VIII виду 4 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (РУЧНОЙ ТРУД)
Пояснительная записка
В педагогике придаётся особое значение ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Он является благоприятным условием обучения и воспитания, формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков; способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде.
Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии.
Целью обучения труду является формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья трудовой культуры через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизнью.
Обучение труду в 4 классе направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде (выполнение правил безопасной работы, соблюдение санитарно-гигиенических требований и т.п.)
Однако решению указанных задач препятствуют такие особенности детей, как сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, ослабленность словесной регуляции деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.
Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Программа по ручному труду в 4 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработке материалов (бумаги, картона, ткани, природных и других материалов), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. На трудовое обучение в 4-ом классе отводится 4 часа в неделю.
На занятиях по ручному труду учебные задачи решаются в практической деятельности учащихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения.
Программой предусмотрены следующие виды труда:
Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью, текстильными материалами (ватой, пряжей, нитками и др.)
Работа с металлом и древесиной
Работа с пластическими материалами (пластилин, глина, цемент, гипс, алебастр)
Работа с разными материалами (комплексные работы)
Уроки труда строятся на принципах взаимосвязи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
В программе представлен обязательный минимум требований к основным знаниям и умениям учащихся в виде двух уровней усвоения: базовый и сниженный.
Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий возможно лишь при усвоении учеником предыдущего материала.
Учебно-тематическое планирование
4 часа в неделю – 4*34=136 часов в год
№ | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Работа с бумагой и картоном | 29 |
2 | Работа с тканью, текстильными материалами | 31 |
3 | Работа с металлом и древесиной (проволока, жесть и тонколистовой металл, конструктор, природный материал, выстроганные заготовки, фанера) | 23 |
4 | Работа с пластическими материалами и растворами (пластилин, солёное тесто, глина, гипс, цемент, алебастр) | 18 |
5 | Работа с разными материалами (комплексные работы) | 32 |
Беседы
1.Работа с бумагой и картоном. Вводное занятие. Урок-беседа о профессии переплётчика или др..
2.Виды бумаги и их свойства.
3.Краткие сведения об изготовлении бумаги.
4.Виды бумаги для изготовления ёлочных украшений.
5.Сведения о получении картона.
6.Работа с тканью. Вводное занятие. Урок-беседа о профессии швеи или др.
6.Применение тканей, Краткие сведения о получении тканей.
7.Работа с металлом и древесиной. Вводное занятие. Урок-беседа о профессии столяра или др.
7.Виды проволоки.
8.Работа с пластическими материалами. Вводное занятие. Урок-беседа «Значение производства товаров в жизни человека».
9.Работа с конструктором. Вводное занятие. Урок – беседа о профессии конструктора.
Опыты
1.Свойства бумаги (повторение)
2.Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов.
3.Свойства картона (повторение).
4.Свойства проволоки (повторение).
Экскурсии
1.Работа с тканью. Экскурсия в швейную мастерскую
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения учащиеся должны усвоить следующие знания и умения:
I уровень (базовый)
Знать:
названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы с ними.
Уметь:
анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения;
планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
II уровень (сниженный)
Знать:
названия и основные свойства материалов, название и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.
Уметь:
организовать свою работу по устной инструкции учителя;
называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
составлять простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
давать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия)
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
основные свойства материалов, используемых при выполнении поделок;
правила безопасности работы и личной гигиены;
как сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец.
Учащиеся должны уметь:
организовывать своё рабочее место;
называть последовательность выполнения работы;
составлять простейшую композицию, аппликацию по образцу.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I полугодие (60 ч)
Вводное занятие (1 ч)
Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы.
Работа с бумагой и картоном (22 ч)
Практические работы
Аппликация – орнамент (коврик). Предметные аппликации (дом, автомобиль и т. д.). Изготовление закладок, пакетика для семян. Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и аппликацией. Складывание развёрток. Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка. Развёртка коробки по шаблону и по линейке (по заданным размерам). Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, склеивание полосой бумаги. Изготовление раскладного конверта. Модели парашюта и планера, макет комнаты. Игрушки – оригами, игрушки из конусов, трубочек, обрезков бумаги и картона. Знакомство с техникой бумагокручения – «Квилинг». Изготовление фигурок – заготовок. Подготовка ёлочных украшений. Сборка сложных конструкций из трубочек на нитку, сборка объёмной подвески из конусов, изготовление гирлянд, снежинок, ажурных фонариков. Контроль правильности изделия.
Лабораторная работа «Бумага - материал волокнистый. Свойства бумаги»
Технические сведения
Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Применяемые виды бумаги и их свойства. Свойства и различия бумаги и картона. Выбор способа выполнения объекта в зависимости от свойств материала. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз. Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Оригами. Базовые формы: «Треугольник», «Воздушный змей», «Катамаран». Понятия «шаблон», «линия разметки», «рицовка», «фальцовка», «развёртка».
Приёмы работы
Разметка развёрток по шаблонам и линейке, с помощью циркуля. Надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объёмных изделий. Приёмы складывания изделий по схемам, способ отгибания элемента детали, приёмы вырезания внутренних углов, способ деления окружности на 3 части циркулем. Вписывание в круг равностороннего треугольника. Применение шила при скручивании бумаги. Продавливание фальцовкой по разметке ребра для гофрирования. Вырезание симметричных деталей из «гармошки». Правила подгонки парных деталей при склеивании. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям.
Работа с тканью, текстильными материалами (11 ч)
Практические работы
Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Изготовление помпонов, игрушек из помпонов. Объёмные работы из нитяных помпонов. Аппликация из ваты «Снегурочка». Фигурки из тканей.
Технические сведения
Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани – полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Особенности волокнистых материалов. Их свойства, происхождение, использование. Фальц на ткани.
Приёмы работы
Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Разметка по шаблону. Приёмы изготовления помпона. Приёмы отделки изделия деталями. Наклеивание ваты. Складывание фигур из тканевых салфеток, не заламывая фальца. Контроль выполненной работы.
Работа с металлом и древесиной (6 ч)
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Сортировка и закладка материалов. Изготовление объёмных игрушек («Птичка», «Человечек»). Составление композиции из природного материала (засушенные листья, шишки, семена и т.п.). Изготовление подсвечника из металлической банки.
Технические сведения
Свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений, особенности сушки листовых и объёмных природных материалов. Композиция. Эскиз. Способы соединения материала с основой. Клеящие составы: БФ, ПВА. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Свойства металла. Правила безопасности при резании металла ножницами. Свойства и применение жести, тонколистового металла (кровельной стали). Инструменты и приспособления: чертилка, ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личневый, оправки, тиски. Правила бузопасной работы чертилкой и ножницами.
Приёмы работы
Способы заготовки природных материалов для использования их в работе. Закрепление засушенных листьев. Использование эскиза при работе над композицией. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек. Способ разрезания на полоски стенки банки, отгибание полос вниз.
Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно-малярного дела) (7 ч)
Практические работы
Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
Изделия из пластилина. Геометрические тела. Посуда. Модели овощей, фруктов.
Технические сведения
Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям.
Работа с разными материалами (комплексные работы) (13 ч)
Практические работы
Изготовление тетради-малышки, блокнота для записей, способы сшивания изделий нитками, скобами. Работы степлером, ножом, иглой, шилом.
Изготовление игрушек с элементами движения («Заяц-попрыгун»).
Изготовление игольницы - мышки из кожи, ткани и ваты.
Изготовление новогодних сувениров.
Технические сведения
Понятие о картонажно-переплётных работах. Окантовка картона – приёмы, назначение операций. Места крепления деталей в зависимости от направления движения в «движущихся» игрушках. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплётчика. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплётных материалов: коленкором, ледерином, тесьмой. Правила безопасной работы степлером, ножом, иглой, шилом. Ажурный нитяной кокон.
Приёмы работы
Разметка изделия по эскизу и шаблону. Сшивание деталей в три прокола. Способы сшивания изделия нитками и скобками.
Приёмы обрезания готового изделия ножом, работа степлером.
Использование шаблона для получения деталей сложной формы. Применение шила для выполнения отверстий в деталях. Крепление деталей на прочную нитку. Приёмы разметки, резания и склеивания за кромки кожаных деталей. Приёмы уплотнения кокона, соединение кокона, отделка изделия разным материалом.
II полугодие (76 ч)
Работа с тканью, текстильными материалами (20 ч)
Практические работы
Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Соединение лоскутов ткани различными видами стежков. Изготовление пальчиковой куколки, «вышитой» салфетки. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц, заплатка, штопка. Изготовление вешалки для пальто. Изготовление панно из ткани, однослойной прихватки. Изготовление грелки на чайник, мягкой игрушки (набивные игрушки готового кроя). Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Раскрой и пошив однослойной прихватки.
Лабораторная работа
Обобщение знаний о свойствах ткани. Получение ткани.
Технические сведения
Цвета тканей и ниток. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Швейная игла. Её назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение напёрстков. Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки. Петельный, стебельчатый, шов через край. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Работа с инструкционной картой. Шов «ручная строчка». Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок, выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Мягкая игрушка. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические плёнки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования к изделиям.
Приёмы работы
Вышивание по линиям рисунка. Правила выполнения штопки, наложения заплат. Пришивание вешалки. Приклеивание деталей и их сушка. Приёмы склеивания лоскутов полиэтиленом. Разметка деталей для прихватки на ткани по выкройке. Приёмы получения шара из круглой заготовки. Способы соединения деталей между собой.
Приёмы сшивания круглых деталей.
Работа с бумагой и картоном (7 ч)
Практические работы
Изготовление открыток. Разработка вариантов оформления открыток к праздникам. Аппликация из бумаги. Объёмные игрушки из картона и бумаги. Выпуклая аппликация. Лепестковые цветы. Игрушки из спичечных коробков («Барбос», «Корова»). Переплётные работы. Объёмные работы в технике «Квилинг».
Технические сведения
Сведения о получении картона. Необходимость рицовки для сгибания развёртки изделия. Названия элементов: развёртка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развёртки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона. Фальцовка бумаги. Её назначение и правила выполнения. Переплётные работы. Гладилка, переплётный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплётным ножом. Технические требования к готовой продукции. Графическая инструкционная карта. Выпуклая аппликация. Открытка, назначение, варианты оформления. Понятие о бумажной пластике. Полуфабрикаты.
Приёмы работы
Способы переплетения частей. Приёмы экономии материала при разметке. Приёмы бумажной пластики. Скручивание бумаги. Изгибание заготовки в двух плоскостях. Разметка выкройки для коробка по заданным размерам и шаблонам. Обтягивание коробка бумагой. Приёмы пробивания отверстия в картоне.
Комплексные работы (работа с разными материалами) (19 ч)
Практические работы
Игрушки из пенопласта («Змейка»), поролона («Поросёнок»), синтепона («Крысуня-красотуля»); полуфабрикатов, ткани и ниток («Куколка»). Опыты с пенопластом, поролоном. Изготовление карандашницы из банки. Изделия из искусственной кожи (брелок для ключей). Изделия из ткани и бумаги («кармашек для мелочей»). Работа с отходами полимерных материалов (с пластиком). Работа с яичной скорлупой и бумагой («Пасхальное яйцо», «Рыбка»). Работа с бумагой и полимерной плёнкой («Жар-птица»). Украшения из природного материала.
Лабораторная работа по сравнению свойств текстильных материалов.
Технические сведения
Материалы (пенопласт, поролон, синтепон, яичная скорлупа), их свойства. Инструменты. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Торцевая аппликация.
Приёмы работы
Оклеивание банки тканью и тесьмой. Приёмы обработки и склеивания искусственной кожи. Технология выполнения различных видов разметки. Способы соединения деталей изделия. Подготовка скорлупы к работе. Аппликация торцеванием. Разметка изделия на глаз, сшивание и связывание материала, передача формы. Способ сборки деталей изделия на нитку. Оформление изделия разным материалом. Перетяжка поролона. Нанизывание пенопласта на тонкую проволоку.
Работа с металлом и древесиной (17 ч)
Практические работы
Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление дополнительных деталей, раскраска. Подбор сучков и веток для изготовления фигур животных и человека. Сборка путём засверливания отверстия буравчиком, склеивания. Конструирование весов, тележки из металлоконструктора. Перевод рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги. крепление заготовки при ручном выпиливании. Приёмы выпиливания на изгибах контура кромки изделия. Шлифовка изделия шкуркой. Выжигание. Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака.
Технические сведения
Распространённые в данной местности породы деревьев. Свойства их древесины: твёрдость, цвет, рисунок (текстура), запах, обрабатываемость. Лобзик ручной. Устройство, приёмы работы, правила безопасности. Конструирование. Модели. Детали конструктора: скобы, винты, гайки, планки, плато. Инструменты: ключ, отвёртка. Правила безопасной работы.
Приёмы работы
Соединение деталей винтами и гайками, установка скоб. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
Работа с пластическими материалами и растворами (пропедевтика штукатурно-малярного дела) (11 ч)
Практические работы
Выкапывание глины. Определение наличия в глине мелких камней и песка на ощупь просушивание, измельчение и просеивание глины. Заливки водой и удаление примесей. Изделия из пластилина, глины, отливка изделий из алебастра, гипса, цемента. Изготовление инструментов и приспособлений из древесины для работы с глиной. Анализ образцов и технических рисунков изделий. Измерение заготовок и разметка по заданным размерам. Отпиливание заготовок. Обработка ножом, напильником и шкуркой. Покрытие поверхности скалок и лопаток олифой. Пропитка стеков растительным маслом. Разметка мест соединения деталей разборной формы и выпиливание выемок для соединения перегородок. Зачистка деталей шкуркой и отделка олифой. Изделия из глины: кирпич уменьшенного размера, посуда, фигуры птиц и зверей. Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся воды, выкладывание теста в мешковину). Формовка кирпичей с помощью формы, подкладной доски, киянки, лопаточки. Изготовление модели дома. Изготовление других изделий (игрушек по мотивам дымковских) : определение формы основной детали и её изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Просушка и обжиг изделия. Раскрашивание. Отливка изделий из алебастра, гипса, цемента. Барельефы. Фигурки животных и птиц. Приготовление раствора. Подготовка форм: выбор форм в соответствии с изделием, нанесение мастики на стенки формы, заливка формы раствором. Определение готовности отлитых изделий, выемка, установка изделий для просушки. Самостоятельная работа.
Технические сведения
Виды и свойства глины. Применение глины. Оценка качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Приём определения готовности глины к работе. Глиняное тесто и способы его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий. Основные свойства алебастра, гипса, цемента. Растворы для изготовления отливок. Формы для отливок. Правила подготовки форм для выполнения отливок. Требование к сушке изделий. Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его недопущения.
Итоговое занятие (2 ч)
Обобщение и систематизация изученного. Что мы узнали нового в 4-м классе? Оформление выставки «Полёт фантазии».
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | К-во ч. | Сроки |
план | факт |
I четверть (32 ч.) |
1 | Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы | 1 |
2 | Изготовление закладки. Украшение аппликацией | 1 |
3 | Сбор, сортировка и закладка природного материала | 1 |
4 | Изготовление пакета для семян | 1 |
5 | Изготовление открытой коробки из тонкого картона | 1 |
6 | Аппликация – орнамент (коврик) | 1 |
7 | Предметные аппликации (дом, автомобиль и т. д.) | 1 |
8 | Составление композиции из природного материала (засушенные листья, семена и др.) | 1 |
9 | Изготовление конверта для почтовых отправлений | 1 |
10 | Модель парашюта | 1 |
11 | Модель планера | 1 |
12 | Макет комнаты (изготовление пространственного угла для модели комнаты) | 1 |
1314 | Макет комнаты (изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья) | 2 |
1516 | Изготовление объёмных игрушек из природного материала («Птичка», «Человечек») | 2 |
17 | Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги | 1 |
18-19 | Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край» | 2 |
20 | Другие виды обработки салфеток- прихваток | 1 |
21-23 | Подушечка 10x10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков | 3 |
24 | Изготовление тетради- малышки | 1 |
25 | Блокнот для записей | 1 |
2627 | Изготовление игрушки с элементами движения «Заяц-попрыгун» | 2 |
28 | Изготовление помпонов, игрушек из помпонов | 1 |
29 | Объёмные работы из нитяных помпонов | 1 |
30 31 | Кукла из ткани и картона «Барышня» | 2 |
32 | Украшения из природного материала | 1 |
II четверть (28 ч.) |
1-2 | Изготовление подсвечника из металлической банки | 2 |
3 | Ваза из баночки, украшенная крупой и семенами | 1 |
4 | Знакомство с техникой «Квилинг» (бумагокручение) | 1 |
5-6 | Аппликации из бумаги в технике «Квилинг» | 2 |
7-8 | Изготовление игольницы - мышки из кожи, ткани и ваты | 2 |
9 | Аппликация на ткани «Цветы» | 1 |
10 | Игрушки – оригами «Лягушка» | 1 |
1112 | Сборка сложной подвески из конусов | 2 |
13 | Изделия из пластилина: геометрические тела | 1 |
14 | Посуда из пластилина | 1 |
15 | Модели овощей, фруктов (из пластилина) | 1 |
16 17 | Кирпичи уменьшенного размера из глины и строения из них | 2 |
18 | Посуда из глины (кружка, кувшин) | 1 |
19 | Фигурки птиц из глины | 1 |
20 | Изготовление ёлочных украшений из конусов и трубочек | 1 |
21 | Изготовление гирлянд – цепочек | 1 |
22 | Снежинки из тонкой бумаги | 1 |
23 | Изготовление ажурного фонарика | 1 |
24 | Аппликация из ваты «Снегурочка» | 1 |
25-27 | Изготовление новогодних сувениров «Дракоша» и упаковки для них | 3 |
28 | Новогодние маски (клоун, заяц) | 1 |
III четверть (40 ч.) |
1 | Соединение лоскутов ткани различными видами стежков | 1 |
2-4 | Изготовление пальчиковой куколки | 3 |
5-6 | Вышивание салфетки | 2 |
7 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц | 1 |
8 | Ремонт одежды. Заплатка, штопка | 1 |
9 | Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде | 1 |
10 | Стачивание распоровшегося шва | 1 |
1112 | Изготовление панно из ткани | 2 |
13 14 | Раскрой и пошив однослойной прихватки | 2 |
15 16 | Набивные игрушки из готового кроя (рыбка, гриб и др.) | 2 |
17 | Изготовление открыток, аппликация из бумаги | 1 |
18 19 | Объёмная аппликация. Лепестковые цветы | 2 |
20 | Игрушки из спичечных коробков («Барбос», «Корова») | 1 |
21 | Переплётные работы | 1 |
22 | Игрушка из пенопласта «Змейка» | 1 |
23 | Игрушка из поролона «Поросёнок» | 1 |
24 25 | Игрушка из полуфабрикатов, синтепона, ткани и ниток «Крысуня-красуля» | 2 |
26 | Изделия из искусственной кожи (брелок для ключей) | 1 |
27 | Изделия из ткани и бумаги («кармашек для мелочей») | 1 |
28 29 | Работа с бумагой и полимерной плёнкой («Жар-птица») | 2 |
30 31 | Конструирование весов (сборка и разборка изделия) | 2 |
32 33 | Конструирование тележки (сборка и разборка изделия) | 2 |
34 | Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру рисунка) из проволоки | 1 |
35 36 | Цепочки из проволоки в 2 и 3 оборота | 2 |
37 | Подставки для книг | 1 |
38 | Изделия из фанеры. Силуэты с преимущественно прямоугольными кромками (грузовая машина и др.) |
3940 | Выпиливание лобзиком из фанеры силуэтов птиц и зверей и выжигание | 2 |
IV четверть (36ч.) |
1-2 | Работа с яичной скорлупой и бумагой «Пасхальное яйцо» | 2 |
3 | Мозаика из яичной скорлупы (торцевая аппликация) «Рыбка» | 1 |
4 | Деревянная скалка | 1 |
5 | Игрушечная мебель (из выстроганных по ширине и толщине заготовок). | 1 |
6 | Модели транспортных средств: грузовой автомобиль | 1 |
7 | Модели транспортных средств: корабль | 1 |
8 | Коробочка из вырезанных по размерам заготовок (изделия из жести и тонколистового металла) | 1 |
9 | Игрушка «Летающий пропеллер» (изделия из жести и тонколистового металла) | 1 |
10- 12 | Игрушки из глины по мотивам дымковских («Барышня», «Индюк», «Карусель») | 3 |
1314 | Барельефы. Отливка изделий из гипса | 2 |
15 16 | Отливка изделий из цемента | 2 |
17 18 | Отливка изделий из алебастра | 2 |
19 20 | Объёмные изделия в технике «квилинг» | 2 |
21 22 | Изготовление панно из различных материалов (бумага, проволока, картон и др.) | 2 |
23 24 | Цветы из корок цитрусовых плодов | 2 |
25 | Аппликация из бисера, пуговиц и др. | 1 |
26 27 | Настенное панно из солёного теста | 2 |
28 29 | Раскрой и пошив однослойной прихватки | 2 |
30 31 | Изготовление грелки на чайник | 2 |
32 | Работа с отходами полимерных материалов (с пластиком) | 1 |
33 | Уход за комнатными цветами (пересадка, рыхление, полив, и др.) | 1 |
34 | Посадка семян цветов (астра, тагетесы и др.) на школьную клумбу | 1 |
35 | Обобщение и систематизация изученного. Что мы узнали нового в 4-м классе? | 1 |
36 | Оформление выставки «Полёт фантазии» | 1 |
Литература:
В. И. Антипов, Н. В. Павлова. Обучение ручному труду. Пособие для учителя. – М.: 1998
И. К. Щеблыкин. Аппликационные работы в начальных классах. Пособие для учителя начальных классов. – М.: 1983
3. С. Л. Мирский. Трудовое обучение в коррекционных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для школы VIII вида.
Данная программа составлена для учащихся 7 класса, обучающихся по программам школы VIII вида....
Рабочая программа по литературному чтению (обучение грамоте) УМК "Перспектива" 1 класс
Азбука Л.Ф. Климанова , С.Г. Макеева...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Обучение грамоте. Литературное чтение" 1 класс По учебнику "Азбука" В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику "Литературное чтение". Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
данная программа включет в себя программу по обучению грамоте и программу по литературному чтению с календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа по литературному чтению(обучение грамоте) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса начальной школы на основе программы Образовательной системы «Перспектива». Тематическое планирование содержит так же уроки внеклассного чтения....
Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по русскому языку (обучение грамоте, русский язык). 1 класс. УМК "Начальная школа XXI века"...