Технологическая карта урока технологии "Порт" изделие "Канатная лестница" 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления об использовании веревки в быту ознакомление с особенностями работы порта
Задачи урока:
Дидактические:
· познакомить с технологией крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного, «восьмёрка»;
· раскрыть содержание особенностей профессиональной деятельности людей, работающих в порту (лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач);
Развивающие:
· развивать логическое мышление при составлении алгоритма;
· развивать внимание при выполнении учебных заданий;
Воспитательные:
· формирование интереса к материалу урока
· формирование эстетического отношения к миру
· получение удовольствие от своей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_tehnologiya_port._izdelee_kanatnaya_lestnitsa.doc | 133.5 КБ |
shema.docx | 666.39 КБ |
dopolnitelnyy_material.docx | 314.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Дата: 02.02.2021 Школа: МАОУ № 148 Класс: 4 «М» Урок: 4 Время: 15.40 – 16.20 Кабинет: 212 | Студент: Симакова Вероника Анатольевна Группа: 36 Учитель: Плотникова Наталья Андреевна Методист: Бондарь Елена Борисовна |
Тема урока «Порт»
Изделие канатная лестница
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представления об использовании веревки в быту ознакомление с особенностями работы порта
Задачи урока:
Дидактические:
- познакомить с технологией крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного, «восьмёрка»;
- раскрыть содержание особенностей профессиональной деятельности людей, работающих в порту (лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач);
Развивающие:
- развивать логическое мышление при составлении алгоритма;
- развивать внимание при выполнении учебных заданий;
Воспитательные:
- формирование интереса к материалу урока
- формирование эстетического отношения к миру
- получение удовольствие от своей работы
Оборудование для учителя: Образец, карта изготовления изделия, презентация, учебник
Оборудование для ученика: материалы: верёвка; инструменты: ножницы, линейка ручка или чёрный фломастер
Схема доски: план выполнения работы, критерии оценивания изделий
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | Проверяет готовность к уроку Создание эмоционального настроя Приветствует детей. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок технологии. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.) | Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу | М: личностное включение в учебную деятельность (Р) | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | Подводит учеников к формулировке темы урока Показывает детям ребус, отгадка которого является темой урока - Посмотрите внимательно на экран и попробуйте решить ребус. - Кто догадался, что это за слово? - Верно. А кто-нибудь знает, что такое порт? - Были ли вы когда-нибудь в порту? - Что вы там видели? - Для чего предназначен порт? - А знаете ли вы кто работает в порту? - На сегодняшнем уроке я предлагаю вам это узнать. | Отгадывают ребус - Порт. - Место для стоянки кораблей. - Да. - Яхты, корабли, суда. - Для провозки товаров. - Нет. Открывают учебник на странице 101 Читают текст готовятся отвечать на вопросы Желающий читает текст вслух - Порт – это участок берега моря, озера или реки, специально оборудованный для стоянки и обслуживания судов (кораблей). В порту имеются причалы для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки кораблей топливом, продовольствием и пресной водой, а также краны, склады и площадки для хранения грузов, различные служебные здания. В состав порта входят также вокзалы (морские, речные) для обслуживания пассажиров, доки для технического обслуживания и ремонта судов. В международных портах имеются карантины, где располагают прибывшие корабли для предупреждения распространения инфекционных заболеваний. Отвечают на вопросы - О порте. - Порт – это участок берега моря, озера или реки, специально оборудованный для стоянки и обслуживания судов (кораблей). - Карантин – это санитарный пункт для осмотра лиц, судов, товаров, прибывающих из мест, охваченных эпидемией. - Из причла, крана и доков. | М: личностное включение в учебную деятельность | Учебная презентация |
Просит детей прочитать текст учебника - Откройте свои учебники на странице 101, прочитайте второй абзац. - Кто хочет прочитать текст вслух?
- Итак, ребята, вы прочитали текст. О чем он? - Как вы поняли, что такое порт? - Как вы думаете, что такое карантин у кораблей? - Как вы поняли из текста, из чего состоит порт? | ||||||
Проводит работу с карточками - Итак, для того чтобы узнать, что такое причал, кран, док и карантин, нужно прочитать карточку. - На карточках у вас есть определения, но у каждого ряда они разные. Прочитайте их про себя. После прочтения мы с вами обсудим вместе. - Итак, первый ряд, какое определение у вас? - Кто хочет рассказать, что это такое? - Молодцы, всё верно. Второй ряд, какое определение досталось вам? - Есть желающий рассказать о том, что такое кран?
- Отлично. У третьего ряда осталось последнее определение. Расскажите нам, что такое док. - А знаете ли вы какие виды портов бывают? - А для того чтобы нам это узнать давайте снова обратимся к учебнику страница 101 абзац три. - Кто хочет прочитать? - Какие бывают порты? - Как обозначают вход в порт? -Верно. | Читают про себя Отвечают на вопросы - Причал. - Причал – это специальное сооружение, к которому причаливают суда. - Кран. - Кран – это грузоподъемная машина, которая служит для подъема и перемещения груза. - Док – это сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна либо для постройки судов. -Нет. Смотрят текст в учебнике Желающий читает абзац - Порты бывают морские и речные, гражданские (пассажирские, торговые, судоремонтные, рыбные и др.) и военные. Порты для военных кораблей являются частью военно-морских баз. Вход в порт обычно обозначают маяками. Отвечают на вопросы - Морские, речные, гражданские, военные. - Маяком. | |||||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа | Помогает детям сформулировать цель, тему и план урока Задает наводящие вопросы - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - А какую цель мы перед собою поставим? - Давайте попробуем составить план нашего урока. -Какие задачи мы можем поставить перед собой? -А знаете ли вы какие узлы используют моряки на судне? - Какую задачу мы можем ещё добавить в наш план? - Совершенно верно. На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану: 1) узнать профессии людей, работающих портов; 2) узнать, какие узлы используются на суднах; 3) выполнить практическое задание. | Формулирую цель, тему, задачи и план урока, отвечая на вопросы учителя - Темой нашего урока будет «Порт». - Ознакомление с особенностями работы порта. - Узнать профессии людей, работающих портов. - Нет. - Узнать, какие узлы используются на суднах. | М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); М: планирование (П) | Учебная презентация |
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, И Словесный: Рассказ, беседа объяснение, Наглядный: Слайды | Формирует у детей представление о профессиях людей в порту и их вида деятельности - Хорошо. Давайте перейдём к решению первой задачи. - Кто её назовет? - Верно. На порту работает очень много людей и у каждого своя профессия, свои обязанности. Каждая профессия имеет свое значение. - Чтобы узнать какие профессии есть, чем они занимаются, давайте обратимся к учебнику. Откройте страницу 102 и прочитайте таблицу. Проводит блиц опрос - Я вижу вы уже прочитали. Предлагаю вам сыграть в блиц опрос. Я называю вид деятельности, вы профессию. Начинаем: - Кто перемещает и поднимает различные грузы? - Кто выполняет разгрузку и погрузку грузов? - Кто проводит судно при выходе из порта? - Кто проводит контроль гигиенических норм на судне? - Кто закрепляет судно на берегу? - Вы большие молодцы. Отлично справились с заданием. - Что мы сейчас с вами узнали? - Какую задачу мы с вами решили? - Верно. Кто может назвать мне третью задачу нашего плана? - Для того, чтобы грузы можно было без опаски поднимать, переставлять, их нужно очень хорошо закрепить. С помощью чего можно закрепить груз? - Верно. В морском деле с давних времен используются морские узлы. Они бывают нескольких видов: простой узел, узел «восьмерка», прямой узел и другие. - Посмотрите на экран. На нём представлен алгоритм выполнения простого узла. | Называют вторую задачу плана - Узнать профессии людей, работающих портов. Открывают учебник на странице 102 и читают таблицу Отвечают на вопросы - Такелажник. - Докер-механизатор. - Лоцман. - Санитарный врач. - Швартовчик. - Какие профессии есть у людей, работающих в порту. - Первую. - Узнать, какие узлы используются на суднах. - С помощью узлов. Смотрят алгоритм выполнения простого узла | М: выдвижение гипотез и их обоснование (П); М: поиск необходимой информации | Учебная презентация Карточки с определением |
- Смотрите, у меня есть вот такая нить, она крупная, чтобы все видели. Сейчас я выполню простой узел, а вы внимательно смотрите. Простой узел является самым простым из всех узлов, так же он самый маленький. Показывает алгоритм выполнения простого узла - Вы умеете завязывать простой узел? - Хорошо, сейчас давайте посмотрим, как завязывается узел «восьмерка». Я так же буду показывать с помощью крупной нити, но и так же вы можете увидеть схему на слайде. Показывает алгоритм завязывания узла «восьмёрка» - Пробовали ли вы когда-нибудь завязать узел «восьмерка»? - Всем понятно, как вязать узел «восьмерка»? - Знание последовательности завязывания таких узлов поможет вам на следующих уроках технологии, а также в жизни. - Итак, какую задачу мы с вами решили? ПЛАН КАРТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ - Сейчас мы с вами будем выполнять изделие канатная лестница. - Кто может сказать какие инструменты мы будем использовать? Показывает готовое изделие Задаёт наводящие вопросы - Посмотрите внимательно и скажите из какого количества деталей сделана канатная лестница? - Совершенно верно. - Из какого материала будет выполнятся изделие? - Правильно. Каким способом изготовлено изделие? - Молодцы. | Смотрят и пробуют выполнить алгоритм завязывания простого узла - Да/Нет. - Да/Нет. - Да/Нет. - Вторую. - Материалы: бечевка. - Инструменты: линейка, чёрный фломастер. Рассматривают готовое изделие и отвечают на вопросы - Из 8 деталей. - Из бечёвки. - Путём связывания. | |||||
Демонстрирует выполнение образца поэтапно с фиксацией каждого этапа (на презентации) - На столе у вас должны лежать 2 куска бечёвки по 20 см. Покажите их мне. Хорошо. А еще 4 куска длиной 12 см. У всех они есть? Покажите. Хорошо. РАЗМЕТКА - Первым делом нужно отметить места крепления ступеней на заготовках основы. Для этого следует отступить от краёв изделия по 4 см, а оставшуюся по середине часть разделить по 2 см отметить эти места маркером. - Далее следует отступить от деталей ступеней по 4 и 8 см и также сделать отметки. СБОРКА - На деталях ступеней по разметке следует завязать узлы «восьмёрка». - Далее следует прикрепить наши ступени к детали основы, по разметке, простым узлом. - С внешней стороны ступеней закрепить детали узлом «восьмёрка». - Далее точно также прикрепить вторую деталь основы к свободным сторонам ступеней. ОФОРМЛЕНИЕ - Нижние края наше лестницы стоит обрезать так, чтобы они были одной длины. - Верхние края завязать при помощи простого узла. - Перед тем, как приступить к решению последней задачи нашего урока, давайте отдохнём и выполним динамическую паузу | Смотрят и запоминают алгоритм создания изделия | |||||
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Проводит динамическую паузу Что там чудится в тумане? Волны плещут в океане. Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, Ищем ракушки в песке И сжимаем в кулаке. Чтоб побольше их собрать, - Надо чаще приседать. Вверх подтянемся, пройдёмся И на место вновь вернёмся. | Повторяют за учителем Дети вытягивают руки вперёд Дети машут руками, изображая волны Дети вытягивают руки вверх Дети приветственно машут руками Ходьба на месте Наклоны Дети сжимают кулачки Расставляют руки в стороны Приседания Вытягивают руки вверх, ходьба на месте Садятся на место | Учебная презентация | ||
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф Метод: словесный – беседа, диалог Наглядный: пример изготовления изделия, | Повторяет план работы -Теперь давайте повторим план работы. ПЛАН РАБОТЫ 1. разметка 2. сборка 3. оформление - Этот план будет прикреплен на доске, чтобы вы видели и не забывали порядок выполнения задания - Перед тем как работать дальше, давайте вспомним правила работы с ножницами. Их вы можете увидеть на доске. Кто может назвать их? - Работа будет оценена по критериям, которые я прикрепила на доску. Критерии оценивания работы на уроке 1. Аккуратность 2. Законченность 3. Правильность | Повторяют план работы Желающий читает правила работы с ножницами Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед. Не держи ножницами концами вверх. Не оставляй ножницы в раскрытом виде. | М: Понимание и выражение в речи цели задания (Л); Принятие учебной задачи к исполнению (Р); Принимать и осваивать социальную роль обучающегося (Л); Знать ход работы (П) | Учебная презентация Доска |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Методы: словесный: беседа Наглядный: слайд, наглядный материал для работы | Оказывает помощь ученикам, у которых возникли сложности с выполнением Организует взаимопомощь между учащимися -Можете начинать работать, план у вас на доске, сборка и все остальное на слайде | Самостоятельно изготавливают изделие Оказывают взаимопомощь | Учебная презентация Верёвка Ножницы Фломастер | |
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: диалог, беседа Фронтальная форма работы Наглядный слайд | Задаёт вопросы об изученном материале - Наш урок подходит к концу. - О чем мы с вами сегодня разговаривали? - Какое изделие мы с вами выполнили? - Решили ли мы с вами поставленные на урок задачи? - Было ли что то, что показалось вам трудным? - Спасибо вам за работу. Вы большие молодцы. Можете прибирать свои рабочие места. Урок закончен. До свидания. | Отвечают на вопросы - О порте, видах порта, о профессиях людей, работающих в порту, о видах узлов - Изделие «канатная лестница» - Да. -Да/Нет…. | Учебная презентация | |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа, диалог Наглядный: критерии, работы учеников | -Давайте теперь оценим ваши работы, для оценки выходит первый ряд со своими работами, оцениваем работу по критериям, которые прикреплены к доске Молодцы ребята! У кого работа не завершена обязательно доделайте её дома! Оценивание работы учеников по критериям -Далее выходит второй ряд. -Молодцы. Выходит, третий ряд со своими лестницами. Объяснение и запись на доске домашнего задания - Мы сегодня хорошо потрудились, вы большие молодцы. Всем спасибо. Урок окончен. | Проводят самоанализ Проводят взаимоанализ Самооценка Взаимооценка Записывают домашнее задание в дневник | Учебная презентация Критерии оценки на рабочей доске (распечатка) Работы учеников | |
Уборка рабочих мест | Перемена | Контроль за уборкой рабочих мест Организация контроля за уборкой рабочих мест | Уборка рабочих мест Самоконтроль |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Причал – это специальное сооружение, к которому причаливают суда.
. .
Кран – это грузоподъемная машина, которая служит для подъема и перемещения груза.
. .
Док – это сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна либо для постройки судов.
. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку
Решение задач на движение в противоположных направлениях....
Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».
Технологическая карта урока математики, 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач»....
Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)
Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...
Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.
В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Гармония» Тема урока :"Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания"
Технологическая карта урока математики 2 класс УМК" Гармония"...
Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....
Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"
На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...