Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»
рабочая программа по технологии
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажное чудо»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_pr.docx | 66.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
РАССМОТРЕНО Протокол заседания ШМС ________________________ ____________________ От________2019г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________________________________________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 2 Александрова Е.В. ________________________ Приказ от___ .2019 №___ |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Бумажное чудо»
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации: 1 год
Составила: Ибрагимова ЖасминаАлимирзоевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 2
г. Покачи
2019 г.
Аннотация
к адаптированной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
художественной направленности
«Бумажное чудо»
Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Федеральные государственные образовательные стандарты и личностно-ориентированная модель образования ставят в центр внимания ребёнка с ОВЗ, с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и поэтому данная программа востребована родителями, заинтересованными в развитии своих детей с отклонениями здоровья. Одним из ведущих направлений развития ребёнка с ОВЗ является художественно-эстетическое, в которое входит образовательная область декоративно - прикладного творчества. Прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью и привлекательностью для детей.
Программа направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Актуальность заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и лучше всего это делать в младшем школьном возрасте. Занятия ручным трудом располагают к развитию мелкой моторики рук, ребенок учится четкости, точности выполнения работы, развиваются эстетические качества, появляется потребность в самосовершенствовании.
Цель:
Правила Создание специальных переходе условий обучения и закон воспитания, позволяющих настоящее учитывать особые творчества образовательные потребности уроках детей с ограниченными целенаправленность возможностями здоровья недостатки посредством индивидуализации и методов дифференциации образовательного психологического процесса.
Задачи:
техникиЛичностные : формировать
- активизирующими установку на первостепенную безопасный, здоровый проявления образ жизни, Режим наличие мотивации к которое творческому труду, большого работе на возрастными результат, бережному Принципы отношению к материальным и прочность духовным ценностям;
- умений социально-бытовые умения, работоспособностииспользуемые в повседневной зрительного жизни;
- навыки не сотрудничества сохудожественно взрослыми и сверстниками в Трудности разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Отличительные особенности программы является то, что онаадаптирована к определенной категории детей с ОВЗ с учетом их психологических, возрастных и индивидуальных особенностей. Адаптированная программа определяет пути решения таких коррекционных задач как диагностика проблемы, разработка плана решения проблемы.
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы «Бумажное чудо» включает:
- Своевременное выявление трудностей у детей с ОВЗ.
- Определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
- Создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ дополнительной общеобразовательной программы.
Планируемые результаты освоения курса
Метапредметные: формировать
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- умения работать с учебной книгой для решения
коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными психологическими особенностями обучающихся;
- умения использования элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Предметные: формировать
- навыки самообслуживания; усвоения правил техники безопасности;
- навыки трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах,
- навыки использования приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.
- В результате обучения по программе, ребенок
- -будет знать и соблюдать правила техники безопасности;
- - научится работать с различными инструментами;
- - будет уметь подготавливать все необходимое для работы с бумагой; - будет уметь читать
- схему изготовления поделок;
- -будет уметь подбирать подходящие формы для изделий;
- -будет уметь создавать различные изделия из бумаги в технике: простая и обрывная
- аппликация, оригами;
- - будет уметь оформлять поделки;
- -будет знать, и называть геометрические фигуры.
- В результате обучения по программе у ребенка:
- будут сформированы простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
- благодарить;
- -улучшается координации и точность движений рук, концентрация внимания;
- -улучшаются коммуникативные навыки, повышается степень адаптации ребёнка в
социуме;
- - раскрываются потенциальные способности;
- - развивается интерес к предмету через результаты своего труда;
- - будут развиты творческие способности.
Содержание программы:
- Организационное занятие.
- Теоретическая работа.
Знакомства с ребёнком, родителями. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правил техники безопасности, ПДД,.
- Обрывная аппликация.
- Теоретическаяработа.
- Ознакомить с обрывной аппликацией.
- Практическая работа.Изготовление работ в технике обрывная аппликация. Изготовление открыток в технике аппликация.
- Простая аппликация.
- Теоретическая работа.
- Ознакомить с простой аппликацией. Дать понятие шаблон, контур. Практическая работа.
- Изготовление работ в технике простая аппликация. Изготовление работ из кругов. Оформление открыток к различным праздникам в технике простая аппликация.
- Оригами.
- Теоретическая работа.
- Дать понятие оригами. История возникновения оригами. Рассказ о технике, основных приемах изготовления, базовых формах.
- Практическая работа.
- Изучение схем. Изучение геометрических форм: деление отрезка пополам, деление угла пополам. Изготовление несложных фигурок. Изготовление деталей орнамента в традиционной форме оригами с подбором цветового решения
- Итоговое занятие.
- Методы учащиеся обучения, способствующие правилам организации и реализации месте программы являются эмоциональностью методами, активизирующими вербальные творческое мышление:
- геометрическихвербальные методы: содержания рассказ, беседа, социокультурными дискуссия;
- наглядные образовательныхметоды: демонстрация, материалы наблюдение, работа недоразвиваютсяпо схемам, Достаточно образцам;
- практическиепризнаков методы;
- метод высших упражнений, который интеллектуальноепомогает отрабатывать стандарты действия и приемы высших выполнения отдельных построения операций, исправления младших допущенных ошибок.
мышлениеЭти методы фиксирующая побуждают познавательную мир активность воспитанников, Обрывная содействуют становлению качества самостоятельности в мышлении и аномалией умении выполнять наибольшую различные поделки Концепция из бумаги.
педагога Методы используются ввзаимоотношений комплексе. Приальбомыэтом на являетсякаждом этапе стандарты те или они иные методы творчества играют первостепенную мир роль.
Занятия Цель проводятся 1 раз в Поделки неделю. Продолжительность повседневной занятия 30 минут, с соленого обязательным включением в привлекательностью структуру занятия личности двух физкультминуток, самоконтроля используются здоровьесберегающиеАдаптированнаяпедагогические технологии (34учитываются часа в год).
Методы отслеживания результативности:
- творческаяработа;
- выставка;
- конкурс;
- педагогическоенаблюдение;
- педагогический анализ результатов: выполнения обучающимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, спектаклях), активности обучающихся на занятиях.
- мониторинг: для отслеживания результативности используются дневники достижений воспитанников, портфолио, учащихся с ОВЗ и т.д.
Оценка результативности для обучающихся с ЗПР
Технология определения обученностиребенка по программедополнительного образования.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
1.Теоретическая подготовка обучающихся. 1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) 1.2.Владение специальной терминологией. | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. | 1-3 балла – обучающийся не овладел знаниями предусмотренных программой и не знает терминологии; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой и избегает употреблятьспециальные термины; 7-9 баллов – объем усвоенных знаний составляет более ½ и сочетает специальную терминологию с бытовой; 10-12 баллов – обучающийся освоил весь объем знаний, предусмотренных программой и применяет специальную терминологию; 13-15 баллов – обучающийся свободно воспринимает теоретическую информацию и умеет работать со специальной литературой. Осмысленность и полнота использованияспециальной терминологии. |
2.Практическая Подготовка обучающихся. 2.1.Практические и умения, и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана образовательной программы) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 2.3. Творческие навыки. | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Отсутствия затруднений в использовании специального оборудования и оснащения. Креативностьв выполнении практических заданий. | 1-3 балла – обучающийся не овладел умениями и навыками предусмотренных программой, не умеет работать с оборудованием и не в состоянии выполнить задания педагога; 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем 1/2 объема умениями и навыками предусмотренных программой, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудование и в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога; 7-9 баллов – объем усвоенных умений и навыков составляет более ½, работает с оборудование с помощью педагога и выполняет в основном задание на основе образца; 10-12 баллов – обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой, работает с оборудованием самостоятельно и в основном выполняет практические задания с элементами творчества; 13-15 баллов – обучающийся свободно владеет умениями и навыками, предусмотренных программой. Легко преобразует и применяет полученные знания и умения. Всегда выполняет практические задания с творчеством. |
3.Учебно-организационные умения инавыки. 3.1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.2. Умение организовать свое рабочее место. 3.3. Умение аккуратно выполнять работу, качественный результат.
| Соответствие реальныхнавыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.
Способность самостоятельно готовить рабочее местои убирать его за собой.
Аккуратность и ответственность в работе. | 1-3 балла –обучающийся не знает правилбезопасности, не умеет готовить рабочее место и не аккуратен в работе. 4-6 балла – обучающийся овладел меньше чем на 1/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, и способностью готовить рабочее место, работы делает не качественно. 7-9 баллов – обучающийся объем усвоенных навыков и способность готовить свое рабочее место составляет более ½, к работе относится старательно, не всегда ответственен. 10-12 баллов – обучающийся освоил практически весь объем навыков правил соблюдения безопасности и готовит свое рабочее место иногда с напоминания педагога, в работе аккуратен. 13-15 баллов – обучающийся освоил весь объем навыков, предусмотренных программой. Самостоятельно готовит свое рабочее место, аккуратен и ответственный при выполнении задания. |
1-3 балла – низкий уровень 4-6 балла – ниже среднего уровня 7-9 балла – средний уровень | 10-12 балла – выше среднего уровня 13-15 балла – высокий уровень |
Мониторинг развития и воспитания обучающихся
1. Самостоятельность | Высокий 13-15 б. – хорошо занимается без контроля со стороны,правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б.– хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей. Средний 7-9 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения. Низкий 1-3 б.– при выполнении работ нуждается в руководстве. |
2.Инициативность и творчество | Высокий 13-15 б. – постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), помогает товарищам при разработке эскизов. Выше среднего 10-12 б. - постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), но не помогает товарищам при разработке эскизов. Средний 7-9 б. – в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету). Ниже среднего 4-6 б. – может сам разработать эскиз, но в основном работает по образцу. Низкий 1-3 б. - выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля. |
3.Осознание значимости деятельности | Высокий 13-15 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…) и побуждение к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. –уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Средний 7-9 б. – уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Низкий 1-3 б. - не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества. |
Отношение к людям | |
2.Отношениексверстникам | Высокий 13-15 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых. Выше среднего 10-12 б. –отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам. Средний 7-9 б. – не всегда отзывчив и доброжелателен. Ниже среднего 4-6 б. – часто конфликтует со сверстниками. Низкий 1-3 б. – постоянно конфликтует со сверстниками. |
Отношение к себе | |
1.Соблюдение правил культуры поведения | Высокий 13-15 б. – соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других. Выше среднего 10-12 б. –соблюдает правила культуры поведения. Средний 7-9 б. – не всегда соблюдает правила поведения. Ниже среднего 4-6 б. – правила поведения соблюдает при наличии контроля. Низкий 1-3 б. – не соблюдает правила поведения. |
2. Самооценка | Высокий 13-15 б. – адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях) Выше среднего 10-12 б. – в основном адекватная самооценка Средний 7-9 б. – бывает адекватная и неадекватная самооценка Ниже среднего 4-6 б. – часто бывает неадекватная самооценка Низкий 1-3 б. – завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я – лучше всех») заниженная (неуверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях) |
3.Стремление к самосовершенствованию | Высокий 13-15 б. – знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этомдругим. Выше среднего 10-12 б. –знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону. Средний 7-9 б. – знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога. Низкий 1-3 б. – не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств. |
Календарно-тематическое планирование
«Бумажное чудо»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведен | |
1 | Организационное занятие. Материалы, инструменты, ТБ. | 1 | ||
Тема: «Обрывная аппликация» - 11ч. | ||||
2 | Сгибаниелистабумаги. | 1 | ||
3 | Разрывание бумаги по линии сгиба. | 1 | ||
4 | Отрывание мелких кусочков от полоски бумаги. | 1 | ||
5 | Обрывание бумаги по контуру рисунка. | 1 | ||
6 | Сминание и скатывание бумаги пальчиками. | 1 | ||
7 | Скатываниебумагиладошками. | 2 | ||
8 | Соединение частей при помощи клея: | 1 | ||
- «точечное» | ||||
- «сплошное» | ||||
9 | Из предложенных картинок выбрать овощи. | 1 | ||
10 | Из предложенных картинок выбрать фрукты. | 1 | ||
11 | Группировкапредметовпоцветам. | 1 | ||
Тема: «Простая аппликация»- 10 ч. | ||||
12 | Узнавание основных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник). | 1 | ||
13 | Разметка по шаблонам простой конфигурации. | 1 | ||
14 | Разметка по шаблонам сложной конфигурации. | 1 | ||
15 | «Разрез по короткой прямой линии». | 1 | ||
16 | «Разрез по короткой наклонной линии». | 1 | ||
17 | «Разрез по незначительно изогнутой линии». | 1 | ||
18 | «Вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму. | 2 | ||
19 | «Вырезание по совершенной кривой линии (кругу)» | 2 | ||
Тема: «Оригами» - 12 ч. | ||||
20 | Приемы сгибания бумаги: | 2 | ||
21 | «Сгибание треугольника пополам». | 2 | ||
22 | «Сгибание квадрата с угла на угол». | 1 | ||
23 | «Сгибание квадрата пополам». | 1 | ||
24 | «Сгибание сторон к середине». | 2 | ||
25 | «Сгибание углов к центру». | 3 | ||
26 | Итоговое занятие | 1 |
Методические материалы
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала в работе с детьми ОВЗ используются методические разработки, методические пособия и наглядные пособия следующих видов:
- объемный (образцыизделий);
- схематический или символический (схемы, рисунки, шаблоны);
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, фотоматериалы);
- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические
задания).
№ | Раздел или темапрограммы | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1 | Организационное занятие. Инструктаж. | Инструктаж по Технике безопасности, беседа. Игра. | Наглядный материал. | Игра. |
2 | Обрывная аппликация | Рассказ, практическая работа. | Цветная бумага. наглядный материал.
| Выставка изделий.
|
3 | Простая аппликация. | Рассказ, практическая работа. | Цветная бумага. наглядный материал. | Конкурс на лучшее изделие. |
4 | Базовые формы оригами | Рассказ, практическая работа. | Квадраты разного размера, разных цветов, наглядный материал. | Выставка изделий. |
5 | Итоговое занятие. Выставка. | «Путешествие в городмастеров» | Итоговая выставка творческих работ. |
Список литературы для педагога:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами от простых фигурок до сложных форм. -
М., «Оникс», 2008г.
2. Выгонов В. Оригами. - Москва, издательский Дом МСП, 2006 г.
3. Волков И. П. Учим творчеству. М., 1983г.
4. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. - М., 1978г.
5. Иванова Л. В. Цветы оригами для любимой мамы. - Москва, АСТ, Донецк, Сталкер, 2007 г.
6. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги, природных материалов. – М., Мой мир, 2006 г.
7. Подласый И. П. Педагогика. - М., 2000 г.
8. Проснякова Т. Забавные фигурки модульного оригами. - М. «АСТ-Пресс», 2010 г.
9. Способности вашего ребенка. - М., 1974г.
10. Тхоржевский Д. А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда. - Мн., 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.
Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» МБУДО «Дом детского тво...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...