КТП по Технологии 4 класс
календарно-тематическое планирование по технологии
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по предмету «Технология»
Рабочая программа курса «Технология» для учащихся 4 классов разработана на основе:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
-Федерального образовательного стандарта начального общего образования, утверждённому приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
-Приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.№ 373»
-Образовательной программы начального общего образования;
- Учебного плана ОУ;
- Авторской программы по предмету «Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М: Просвещение, 2014. — 157 с.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
1. .Лутцева Е. А., Зуева Т. П.Технология.Учебник.4класс. М: Просвещение, 2018.
2. Лутцева Е. А., Зуева Т. П.Технология. Рабочая тетрадь.4 класс. М: Просвещение, 2018
Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе.
В учебном плане МБОУ ОСОШ № 6 на изучение технологии в каждом классе начальной школы отводится час в неделю, всего 135 часов, из них в 1 классе 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 ч (1ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Фактически 33 часа, 1 час выпадает на праздничные дни. Программа выполнена за счёт уплотнения программы.
Обоснование выбора авторской программы
Выбрана авторская программа по технологии Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой, так как она является завершенной предметной линией «Технология». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.
Цель изучения курса технологии - развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний, умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных конструкторско- технологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, книгах, интернете.
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:
1. В 1 и 2 классах темы уроков отражают не только названия изделий, но и технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность развивают творческие способности.
2. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические изделия, базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.
3. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий.
4.Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия - лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за определенный период времени и исключает домашние задания.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Это сегодня гораздо важнее, чем просто запоминать и накапливать знания. Для этого необходимо развивать у учеников способность к рефлексии своей деятельности, умение самостоятельно идти от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение сформулировать проблему, наметить пути её решения, выбрать один из них, проверить его и оценить полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Оцениваются:
• качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
• степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребёнка на уроке: его личным творческим находкам в процессе обсуждений и самореализации.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
• с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
• с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
• с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
• с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
4. Практика работы на компьютере.
Информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Соблюдение
безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD/DVD).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера. Освоение программ Word, PowerPoint.
4 КЛАСС (33 ч)
Информационная мастерская (4 часов)
Вспомним и обсудим! Информация. Интернет. Создание текста на компьютере. Создание презентаций. Программа РowerPoint. Проверим себя.
Проект «Дружный класс» (3 часа)
Презентация класса. Эмблема класса. Папка «Мои достижения».Проверим себя
Студия «Реклама» (4 часа)
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для сюрприза. Проверим себя.
Студия «Декор интерьера» (6 часов)
Интерьеры разных времён. Художественная техника«декупаж» Плетённые салфетки. Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров. Проверим себя.
Новогодняя студия (3 часа)
Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля. Проверим себя.
Студия «Мода» (7 часов)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.
Студия «Подарки» (3 часа)
День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы. Проверим себя.
Студия «Игрушки» (3 часов)
История игрушек. Игрушка – попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Проверим себя.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)',
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Формы учебных занятий:
- урок-экскурсия;
- урок-исследование;
- урок-практикум;
- проект.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном), развития исследовательских навыков, критического мышления, здоровьесбережения и т. д.
В курсе предусмотрено использование разнообразных организационных форм обучения:
- работа в группах и парах;
- коллективное решение проблемных вопросов;
- индивидуальные задания.
Применение элементов различных современных образовательных технологий ведёт к повышению качества обучения учащихся, всестороннему гармоничному развитию личности, развитию условий для формирования у детей высокой познавательной активности.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
- качество выполнения изученных на уроке технологических способов и приёмов и работы в целом;
- степень самостоятельности (вместе с учителем, с помощью учителя, под контролем учителя);
- уровень творческой деятельности (репродуктивный, продуктивный или частично продуктивный), найденные продуктивные конструкторские и технологические решения.
Тематическое планирование о технологии 4 класс
№ | Название раздела | Кол-во час | Характеристика основных видов деятельности | Дата | Вид контр |
1 | Информационный центр | 4 | Самостоятельно: — анализировать графические изображения по вопросам к ним;наблюдать и сравнивать художественно-конструкторские особенности различных изделий, делать выводы;организовывать свою деятельность:готовить рабочее место, соблюдатьправила безопасного рационального труда, осуществлять сотрудничество вмалой группе;искать, отбирать и использовать необходимую информацию из разныхисточников;использовать свои знания для решения технологических кроссвордов,составлять аналогичные кроссворды;оценивать результаты своей работыи работы одноклассников;обобщать (называть) то новое, чтоосвоено;искать информацию в приложенииучебника, книгах, энциклопедиях,журналах, Интернете Самостоятельно: анализировать способы полученияинформации человеком в сравнении свозможностями компьютера; выполнять правила безопасногопользования компьютером;организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдатьправила безопасного рациональноготруда;осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогатьдруг другу в совместной работе; оценивать результаты своей работыи работы одноклассников;обобщать (называть) то новое, чтоосвоено. С помощью учителя: — исследовать возможности и осваивать приёмы работы с Интернетом дляпоиска необходимой учебно-познавательной информации;обсуждатьи рассуждать с опоройна вопросы учебника и учителя, делать выводы о наблюдаемых явлениях;осваивать способы создания и обработки текстов, тематических таблиц в компьютере, создания простейших презентаций в программе Power Pоint; искать, отбирать и использоватьнеобходимую информацию из разныхисточников;выполнять практическую работу сопорой на инструкцию, рисунки исхемы;обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки | 03.09- 24.09 | |
2 | Проект «Дружный клас | 3 | Самостоятельно: — организовывать свою деятельность:готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда;осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;использовать полученные знания иумения в схожих и новых ситуациях;анализировать предложенные задания, конструктивные особенности итехнологии изготовления изделий;наблюдать и сравнивать дизайнпредложенных образцов страниц, делать выводы о наблюдаемых явлениях;формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения проекта, обосновывать выбор оптимального решения;выполнять правила безопасногопользования компьютером;выполнять практическую работу сопорой на рисунки, схемы, проверятьизделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях,журналах, Интернете; обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: открывать новые знания и умения,решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способыоформления страниц, материалы испособы соединения деталей эмблемы,её крепления на различных поверхностях и др.);планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии сеё целью, задачами, особенностямивыполняемого задания; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки | 01.10 – 15.10 | |
3 | Студия «Реклама | 4 | Самостоятельно: — организовывать свою деятельность:готовить рабочее место, соблюдатьправила безопасного рациональноготруда; осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;использовать полученные знания иумения о развёртках, чертежах, чертёжных инструментах для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности итехнологии изготовления папок, коробок-упаковок;формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии сеё целью, задачами, особенностямивыполняемого задания;выполнять практическую работу сопорой на чертежи, рисунки, схемы,проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления;искать информацию в приложенииучебника, книгах, энциклопедиях,журналах, Интернете; обсуждать и оценивать результатысвоей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: наблюдатьи сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовленияобъёмных упаковок;делать выводы о наблюдаемых явлениях;открывать новые знания и умения,решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы построения форм развёрток, расчёта ихразмеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалови др.);обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки | 22.10 – 19.11 | |
4 | Новогодняя студия | 3 | Самостоятельно: — организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; осуществлятьсотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; использовать полученные знания и умения по обработке бумаги, картона, полимеров для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления игрушек; наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенности изделий, особенности технологий их изготовления; делать выводы о наблюдаемых явлениях; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, технологии их изготовления, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы соединения разных материалов; открыватьновые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдению рассуждения, упражнения, исследования (способ получения объёмной формы из креповой бумаги, способы изготовление призм, пирамид, звёзд из зубочисток и трубочек для коктейля); обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки, формулировать аналогичные задания | 26.11 – 10.12 | |
5 | Студия «Декор интерьера» | 6 | Самостоятельно: — организовывать свою деятельность:готовить рабочее место, соблюдатьправила безопасного рациональноготруда;осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, выполнять разные социальные роли;использовать полученные знания иумения по обработке бумаги, картона,ткани для выполнения практическихработ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности итехнологии изготовления изделий;наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенностиизделий, особенности технологий ихизготовления, делать выводы о наблюдаемых явлениях;формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии сеё целью, задачами, особенностямивыполняемого задания;выполнять практическую работу сопорой на рисунки, схемы, проверятьизделия в действии, корректироватьконструкцию и технологию изготовления;искать информацию в приложенииучебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете;обсуждать и оценивать результатысвоей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать интерьерыразных времён и стилей, свойства изучаемых материалов, способы их обработки, конструктивные и технологические особенности разных художественных техник, приёмы их выполнения;открывать новые знания и умения,решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, пробные упражнения, исследования (понятия «интерьер», «декупаж», «полимеры», приёмы выполнения декупажа, плетения по кругу,свойства и приёмы обработки креповой бумаги, пенопласта, подвижноепроволочное соединение деталей, свойства и приём); обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки,формулировать аналогичные задания | 17.12 – 04.02 | |
6 | Студия «Подарки» | 3 | Самостоятельно: — организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли; использовать полученные знания о развёртках, чертежах, чертёжных инструментах и умения работать с ними для выполнения практических работ; анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий, делать выводы о наблюдаемых явлениях; формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения. С помощью учителя: — открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (особенности конструкций изделий и их изготовление); планироватьпредстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на чертежи, рисунки, схемы, проверять изделия в действии, корректировать конструкцию и технологию изготовления; искатьинформацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; обсуждатьи оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки | 11.02 – 25.02 | |
7 | Студия «Мода» | 7 | Самостоятельно: — организовывать свою деятельность:готовить рабочее место, соблюдатьправила безопасного рациональноготруда;осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе,исполнять разные социальные роли;использовать полученные знания и умения об обработке текстиля, бумагии картона для выполнения практических работ;исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения, выбирать ткани для своих работ по свойствам и происхождению;анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления изделий изтканей, комбинированных изделий;формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения;планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии сеё целью, задачами, особенностямивыполняемого задания;выполнять практическую работу сопорой на рисунки, схемы, проверятьизделия в действии, корректироватьконструкцию и технологию изготовления;искать информацию в приложенииучебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; обсуждать и оценивать результатысвоей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать конструктивные особенности изделий, свойстваизучаемых материалов, способы их обработки, технологические приёмы, делать выводы о наблюдаемых явлениях; открывать новые знания и умения,решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приёмы оклеивания картонной основы тканью сформированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека, приёмы вышивки крестообразной строчкой и её вариантами, узкимилентами, приёмы изготовления объёмной рамки для композиции и др.); знакомиться с историей костюма,культурой народов России и мира;обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки | 03.03 – 21.04 | |
8 | Студия «Игрушки» | 3 | Самостоятельно: — организовывать свою деятельность:готовить рабочее место, соблюдатьправила безопасного рациональноготруда;осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли;использовать полученные знания иумения по обработке бумаги, картона,ткани и других материалов для выполнения практических работ;анализировать предложенные задания, конструктивные особенности итехнологии изготовления игрушек;формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; планироватьпредстоящую практическую деятельность в соответствии сеё целью, задачами, особенностямивыполняемого задания; выполнять практическую работу сопорой на рисунки, схемы, проверятьизделия в действии, корректироватьконструкцию и технологию изготовления;искать информацию в приложенииучебника, книгах, энциклопедиях,журналах, Интернете;обсуждать и оценивать результатысвоей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки. С помощью учителя: — наблюдать и сравнивать конструктивные и декоративные особенностиизделий, технологии их изготовления,свойства изучаемых материалов, способы их обработки, способы подвижного и неподвижного соединения разных материалов;открывать новые знания и умения,решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения, исследования (конструктивные особенности механизмов игрушек-попрыгушек, качающихся игрушек, игрушек типа «Щелкунчик»,игрушек с рычажным механизмом);знакомиться с традициями и творчеством мастеров-игрушечников родного края и России;обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки,формулировать аналогичные задания. | 28.04 – 19.05 | |
Итого: | 33 |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему к чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
1.2.9. Технология
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на ступени начального общего образования получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека.
В ходе преобразовательной творческой деятельности у обучающихся будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
-называть наиболее распространённые в своём регионе профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурноисторическую ценность традиций, отражённых в предметном мире и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Раздел «Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты»
Выпускник научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия;
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
Раздел «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их развёрток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
4 КЛАСС
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
– описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития
– умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметые
Регулятивные УУД
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Учащийся будет иметь представление:
- о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
- об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
- о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
- организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
- бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
- безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером); выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
Знать:
- названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
- последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью чертежных инструментов;
- основные линии чертежа (осевая и центровая);
- правила безопасной работы канцелярским ножом;
- петельную строчку, ее варианты, их назначение;
- названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
- о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
- об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
- о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
- традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
- стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
- художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
- читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
- выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
- выполнять рицовку;
- оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать:простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
- конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
- выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
- об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
- создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
- оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
- работать с доступной информацией; работать в программах Word, PowerPoint.
Календарно-тематическое планирование по технологии в 4 классе
№ | Название темы урока | Кол-во час | Вид контроля | Дата план | Дата факт |
Информационный мастерская -4 часа | |||||
1 | Как работать с учебником | 1 | текущий | 03.09 | |
2 | Информация. Интернет. | 1 | текущий | 10.09 | |
3 | Создание текста на компьютере | 1 | текущий | 17.09 | |
4 | Создание презентаций. Программа PowerPoint | 1 | текущий | 24.09 | |
Проект «Дружный класс» - 3 часа
| |||||
5 | Презентация класса | 1 | текущий | 01.10 | |
6 | Эмблема класса | 1 | текущий | 08.10 | |
7 | Папка «Мои достижения» | 1 | текущий | 15.10 | |
Студия «Реклама» - 4 часа | |||||
8 | Реклама | 1 | текущий | 22.10 | |
9 | Упаковка для мелочей | 1 | текущий | 05.11 | |
10 | Коробочка для мелочей | 1 | текущий | 12.11 | |
11 | Упаковка для сюрпризов | 1 | текущий | 19.11 | |
Новогодняя студия – 3 часа | |||||
12 | Новогодние традиции | 1 | текущий | 26.11 | |
13 | Игрушки из трубочек для коктейлей | 1 | текущий | 03.12 | |
14 | Игрушки из зубочисток | 1 | текущий | 10.12 | |
Студия «Декор интерьера» - 6 часа | |||||
15 | Интерьеры разных времён | 1 | текущий | 17.12 | |
16 | Художественная техника «декупаж» | 1 | текущий | 24.12 | |
17 | Плетённые салфетки | 1 | текущий | 14.01 | |
18 | Цветы из креповой бумаги | 1 | текущий | 21.01 | |
19 | Сувениры на проволочных кольцах | 1 | текущий | 28.01 | |
20 | Изделия из полимеров | 1 | текущий | 04.02 | |
Студия «Подарки» - 3 часа | |||||
21 | Плетёная открытка. Открытки с лабиринтом. | 1 | текущий | 11.02 | |
22 | День Защитника Отечества | 1 | текущий | 18.02 | |
23 | Весенние цветы | 1 | текущий | 25.02 | |
Студия «Мода» - 7 часов | |||||
24 | История одежды и текстильных материалов | 1 | текущий | 03.03 | |
25 | Исторический костюм | 1 | текущий | 10.03 | |
26 | Одежда народов России | 1 | текущий | 17.03 | |
27 | Синтетические ткани | 1 | текущий | 31.03 | |
28 | Твоя школьная форма | 1 | текущий | 07.04 | |
29 | Объёмные рамки | 1 | текущий | 14.04 | |
30 | Вышивка лентами | 1 | текущий | 21.04 | |
Студия «Игрушки» - 3 часа | |||||
31 | История игрушек. Игрушка-попрыгушка. | 1 | текущий | 28.04 | |
32 | Качающиеся игрушки. Подвижная игрушка «Шелкунчик» | 1 | текущий | 05.05 | |
33 | Игрушки с рычажным механизмом. | 1 | текущий | 19.05 | |
Итого: | 33 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу технологии. Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога: Матюшенкова А.В.
Рабочая программа учебного курса по технологии для 4 класса составлена на основе программы начального общего образования по технологии для обучающихся четвёртого класса общеобразовательных школ....
Учебно - методический комплект. Технология. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик».
Конспект урока технологии + презентация. Класс: 2. Тема урока: Оригами «Кораблик»...
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС...
Технология. Класс 1 А Тема. Весна. Какие краски у весны?
Цель: изготовить аппликацию «Подснежник».Задачи:образовательные:совершенствовать умение размечать детали по шаблону;закрепление навыка вырезания ножницами по прямым и кривым линиям;п...
Технологическая карта урока литературного чтения (игровые технологии) Класс: 1 Тема: Звуки [к]-[к,]. Буквы «Кк».
Цель: познакомить с согласными звуками [к], [к’] и буквами «Кк»; учить находить звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с новыми звуками, читать слова с буквами К и к; продолж...
Предмет: технология Класс: 2 Тема урока: «Подарок маме – открытка на 8 марта.»
Цели урока: создание условий для развития творческих способностей детей, их наблюдательности, коррекция мелкой моторики рук, внимания, умения аккуратно выполнять цветы из бумаги.Планируемые резул...
КТП по технологии класс
Календарно-тематическое планирование по технологии 4 класс. "Школа России"...