Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya-1_kl.zankov_dambieva_ats.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии (2011г.) и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик (Сборник программ к комплекту учебников по системе Л. В. Занкова. – изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.-320с.)
Целями обучения технологии являются:
- развитие зрительно- пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств,
- развитие сенсорики, мелкой моторики рук, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
- освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи:
- развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребёнка;
- развитие умения ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
- развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
- знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
- знакомство с происхождением материалов, ручных ремёсел, видов художественного труда.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Начальное технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.
Цель обучения в 1 классе:
- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств.
- ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса отводится 33 часа, 1 час в неделю.
- ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.
Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.
Технология по своей сути является комплексным и интегрированным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи со всеми предметами начальной школы.
Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.
Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека. Хорошо развитый «практический интеллект» (Л.С. Выготский) необходим людям многих профессий.
Формы организации учебного процесса
Основная форма работы на уроке технологии - поисково-творческая беседа учителя с детьми: различные упражнения, вопросы, логические задания на развитие мышления, аргументированные ответы учеников с последующим обсуждением их и обоснованием.
1.Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа – диалог, полилог;
- работа в малых группах;
- работа в статистических парах;
- индивидуальная работа
- нетрадиционная форма урока:
- урок-игра (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры )
- урок-экскурсия
2. Используемы методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемно-поисковый;
- метод стимулирования интереса к учению;
- метод самоконтроля;
- метод самостоятельной деятельности учащихся:
- различие самостоятельных работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный, конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
3. Используемые технологии:
- игровые технологии
- технология создания ситуации успеха на уроке
- личностно-ориентированные (разноуровневые задания)
- здоровьесберегающие ( приём зрительных меток; интерактивные физминутки, коррекционная гимнастика (самомассаж));
ИКТ (видеопрезентации к темам, видеофрагменты)
Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, в малых группах, коллективная работа.
- ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;
– первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
– интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения;
– знания о гигиене учебного труда и организации рабочего места
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;
– представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы;
– первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;
– проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;
– обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться:
– продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– основам смыслового восприятия познавательных текстов;
– выделять существенную информацию из познавательных текстов;
– на основе полученной информации принимать несложные практические решения;
– под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
– научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;
– понимать важность коллективной работы;
– контролировать свои действия при совместной работе;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;
– следить за действиями других участников совместной деятельности;
– принимать другое мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
– воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
– называть профессии своих родителей;
– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами;
– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
– уважительно относиться к труду людей;
– называть некоторые профессии людей своего региона.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;
– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;
– выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;
– применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять последовательность реализации предложенного учителем замысла;
– комбинировать художественные технологии в одном изделии;
– изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
– выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
– изменять вид конструкции;
– анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;
– изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Правила безопасности труда при работе с ножницами, швейными иглами. Организация рабочего места.
Виды художественной техники
Лепка (3 часа)
«Печатание» узоров и рисунков на плоской пластилиновой основе.
«Рисование» жгутиками из пластилина.
Лепка конструктивным способом несложных фигур.
Лепка из снега.
Аппликация (3 часа)
Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе (аппликация из кругов). Аппликация из пластилина.
Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов (листьев). Детали можно дорисовывать.
Аппликация с использованием «косичек».
Мозаика (3 часа)
Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.
Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, ракушек, гальки) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.
Художественное складывание (3 часа)
Складывание приемом гофрирования полоски и прямоугольника.
Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.
Плетение (3 часа)
Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.
Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).
Простейшее узелковое плетение.
Шитье и вышивание (3 часа)
Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.
Конструирование и моделирование
Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических фигур (2 часа)
Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.
Геометрическая мозаика.
Объемное моделирование из готовых геометрических форм (4 часа)
Создание технических моделей из готовых геометрических форм.
Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.
Объемное моделирование и конструирование из бумаги (3 часа)
Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.
Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.
Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.
Художественное конструирование из природного материала (4 часа)
Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.
Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.
Моделирование несложных объектов из деталей конструктора (2 часа)
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
экскурсии | Обобщающие и творческие работы | |||
1 | Виды художественной техники Лепка | 3 ч | ||
2 | Аппликация | 3 ч | 1 | |
3 | Мозаика | 3 ч | ||
4 | Художественное складывание | 3 ч | 1 | |
5 | Плетение | 3 ч | ||
6 | Шитье и вышивание | 3 ч | 1 | |
7 | Конструирование и моделирование Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических фигур | 2 ч | ||
8 | Объемное моделирование из готовых геометрических форм | 4 ч | ||
9 | Объемное моделирование и конструирование из бумаги | 3 ч | 1 | |
10 | Художественное конструирование из природного материала | 4 ч | ||
11 | Моделирование несложных объектов из деталей конструктора | 2 ч | 1 | |
Итого: | 33 ч | 5 ч |
Формы и средства контроля
Контроль за уровнем достижений учащихся по предмету «Технология» производится в форме обобщающих творческих работ, при выполнении которых необходимо использовать все изученные техники и применить освоенные приемы в новой ситуации, а также представить и продемонстрировать ) свою работу.
Обобщающие работы рассчитаны на 1 урок и проводятся в конце изучения каждого раздела. Всего таких уроков - 5.
Содержание обобщающих работ:
Выбор понравившегося изделия или изготовление нового с использованием всех изученных техник. Применение освоенного приёма в жизненных ситуациях через участие в выставках детских работ.
В соответствии с задачами, обозначенными в программе Н.А. Цирулик по курсу «Технология», необходимо изучить успешность обучения по трем линиям:
1) развитие ручной умелости,
2) развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу,
3) развитие умения планировать.
Предлагаем детям два вида заданий. Первое - на точное повторение образца, второе - на создание собственного образца по заданным условиям.
Работы выполняются полностью самостоятельно без коллективного анализа и планирования
ЗАДАНИЕ 1
Выполнить фигурку в технике мозаики, точно повторив расположение деталей.
Цель задания
1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец, точно его восприняв
и контролируя свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.
Организация работы
Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Чтобы дети могли рассмотреть детали, между ними необходимо оставлять промежутки. Во время урока он прикреплен к доске, чтобы учащиеся могли провести анализ и постоянно контролировали свою работу. У детей на парте бумажная основа для приклеивания, бумага одного цвета для деталей, шаблон квадрата со стороной 3 см, карандаш, ножницы, клей. Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой бумаги одного цвета.
Оценка умения планировать
Учитель наблюдает за процессом работы детей на этапе, когда они самостоятельно провели анализ и приступили к практической работе.
4й уровень - ученик разметил с помощью шаблона на цветной бумаге шесть квадратов. Это значит, он увидел, что треугольники равны половине квадрата (планирование полное и рациональное);
3й уровень - ученик разметил два квадрата, восемь треугольников нарисовал от руки (планирование полное, но нерациональное);
2й уровень - разметил два квадрата, вырезал их, наклеил. Потом разметил треугольники, вырезал и их наклеил (планирование неполное);
1й уровень - размечал по одной детали: разметил один квадрат, вырезал, наклеил. Затем другой квадрат и т.д. (планирование отсутствует).
Оценка умения повторить образец (ориентировка и контроль)
Оцениваем готовую работу.
4й уровень - работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;
3й уровень - один элемент расположен неверно;
2й уровень - два элемента расположены неверно;
1й уровень - готовая работа полностью не соответствует предложенному образцу.
Оценка ручной умелости
Оцениваем по готовой работе ее качество, в данном случае умение обвести шаблон, точно вырезать по прямой линии, аккуратно приклеить.
4й уровень - детали вырезаны точно по линии контура и аккуратно приклеены;
3й уровень - детали имеют небольшие отклонения от заданного размера, приклеены аккуратно;
2й уровень - качество работы ниже среднего;
1й уровень - качество работы на низком уровне.
ЗАДАНИЕ 2
Придумать свою рыбку и «раскрасить» её пластилином.
Цель задания
1. Оценить уровень творческого воображения.
2. Оценить уровень развития ручной умелости.
Организация работы
Это задание предложите детям после того, как они поучатся «раскрашивать» рисунки с помощью пластилина. В учебнике 1 класса («Технология. Умные руки») на с. 14_15 показаны способы «раскрашивания» цветка и рыбки скалярии. Учащимся нужно придумать рыбку другой формы и «раскрасить» ее по-своему.
У детей на партах _ основа из картона, пластилин разных цветов, карандаш для эскиза, стека.
Оценка уровня творческого воображения
4й уровень - ребенок придумал рыбку другой формы, «раскрасил» ее по-своему (например, пластилиновыми лепешками разных цветов или размазал пластилин нескольких цветов). Работа полностью творческая;
3й уровень - ребенок нарисовал рыбку в форме скалярии, но раскрасил ее по-другому;
2й уровень - ребенок взял рыбку той же формы, а полоски расположил горизонтально;
1й уровень - ученик полностью повторил образец.
Оценка ручной умелости
4й уровень - качественная сторона работы на самом высоком
уровне, пластилин размазан внутри контура;
3й уровень - качество работы имеет небольшие погрешности;
2й уровень - качество работы ниже среднего;
1й уровень - качественная сторона работы на самом низком уровне.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема (раздел) | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/Возможные виды контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | дата | ||
предметные | метапредметные | план | Факт | ||||||
1.
| Мастера своего дела. Материалы. Инструменты и приспособления | 1 | Вводный урок | Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена. По художественно-творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний. По трудовой(технико-технологической) деятельности: знать виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия; конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами; уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий. Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; слушать и понимать речь других. | Знакомство с видами материалов, инструментами, с правилами безопасной работы с инструментами и приспособлениями | 04.09 | 04.09 | |
2. | Конструируем из природного материала и пластилина. | 1 | Урок-игра | Умение наблюдать за объектами природы, понимать их красоту, бережно использовать природные дары, пытаться передать совершенство природных форм, используя различные материалы. Строительство изображений природных объектов на плоскости из простейших пластилиновых форм. | 11.09 | 11.09 | |||
3. | Рисуем пластилином. | 1 | Урок-фантазия | Активизация летних впечатлений детей, а также знаний о конструировании из пластилина и природного материала, которые имелись в дошкольный период. Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов и личных предпочтений. Строительство изображений природных объектов на плоскости из простейших пластилиновых форм. | 18.09 | 18.09 | |||
4. | Мозаика из семян на пластилиновой основе. | 1 | Урок-фантазия | Строительство изображений семенами и косточками, пластилин выступает в качестве вспомогательного связующего материала. | 25.09 | 25.09 | |||
5. | Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, клеем. Аппликация из листьев. | 1 | Урок-сказка | Конструирование из природного материала, но на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. | 02.10 | 02.10 | |||
6. | Вырезанная из бумаги аппликация. Мозаика из бумаги. | 1 | Урок-сказка | Осуществляется переход к технике обрывания бумаги с целью изображения природных объектов. Овладение способом симметричного вырезания | 09.10 | 09.10 | |||
7. | «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе. | 1 | Усвоение нового приема работы с пластилином _ «печатание» на пластилиновой основе. Создание композиции. Пластилин становится основой для печатания. | 16.10 | 16.10 | ||||
8. | Раскрашиваем пластилином. | 1 | Урок-фантазия | Овладение новой техникой рисования с помощью пластилина. Знакомство с цветовой гаммой. Пластилин становится «краской» для раскрашивания. | 23.10 | 23.10 | |||
9. | Художественное конструирование из природного материала. | 1 | Урок-сказка | Конструирование из природного материала, но на более сложном уровне, создание и классификация объектов живой природы по разным признакам, используя уже накопленный опыт. | 30.10 | 30.10 | |||
10.II чет. | В мире животных. | 1 | Урок-сказка | Изготовление животных в технике оригами, позволяющее осуществить переход от реалистичного изображения к условному. | 13.11 | 13.11 | |||
11. | Складывание полоски и прямоугольника. | 1 | Урок-сказка | Овладение приемом складывания бумаги «гармошкой». Соблюдение последовательности этапов работы. Изготовление животных в технике оригами, позволяющее осуществить переход от реалистичного изображения к условному. | 20.11 | 20.11 | |||
12. | Оригами. | 1 | Урок-сказка | Знакомство с техникой оригами, приемами и способами складывания бумаги, условными знаками, принятыми в оригами. Изготовление животных в технике оригами, позволяющее осуществить переход от реалистичного изображения к условному. | 27.11 | 27.11 | |||
13. | Презентация. | 1 | Итоговый урок. | Обобщение знаний и умений, полученных при изучении первого раздела учебника. Отвечая на вопросы итогового урока, учащиеся обобщают знания и умения, полученные при изучении первого раздела. | 04.12 | 04.12 | |||
14. | Рисуем жгутиками из пластилина | 1 | Урок-фантазия | Овладение приемами работы с пластилином. Анализ конструкции изделия по рисунку. Умение самостоятельно подбирать основу для работы. Детям предлагается придумать буквы из разных материалов для «Праздника Азбуки». | 11.12 | 11.12 | |||
15. | Аппликация из кругов. | 1 | Урок-фантазия | Повторение понятий о геометрических фигурах. Освоение способов разметки деталей. Усвоение правил техники безопасности при работе с ножницами. Учащиеся изготавливают аппликацию из геометрических фигур. | 14.12 | 14.12 | |||
16. | Лепка животных. Лепка из снега. | 1 | Урок-игра | Знакомство с геометрическими телами вращения: шаром, цилиндром, конусом. Распознавание их в окружающих предметах. Овладение различными приемами работы с пластилином (сгибание, вытягивание, примазывание, сплющивание). Из геометрических форм ученики лепят снежные фигуры. | 18.12 | 18.12 | |||
17. | Конструируем из бумаги. Создание художественных образов. | 1 | Урок-игра | Знакомство с понятием «развертка» и способами ее изготовления. Комбинирование различных технологий в одном изделии. Конструирование из бумаги. | 25.12 | 25.12 | |||
18. III чет | Необычные «мягкие» игрушки. Игрушки из скрученных бумажных полосок. | 1 | Урок-игра | Использование таких способов работы с бумагой, как скручивание и сминание. Гофрированная бумага. Создание моделей по предложенным образцам. Конструирование из бумаги. | 15.01 | 15.01 | |||
19. | Конструируем из разных материалов. | 1 | Урок-фантазия | Умение изготавливать изделия в зависимости от изученных материалов и технологических приемов работы с ними. Закрепление правил безопасной работы с инструментами. Создание образа героини многих сказок Бабы-яги способом конструирования из различных материалов (бросовых, природных, текстильных, бумаги, пластилина). | 22.01 | 22.01 | |||
20. | Презентация | 1 | Итоговый урок. | Выделение деталей изделия, нахождение различий в используемых материалах и способах их соединения. Учащиеся наглядно могут убедиться, насколько широки возможности применения различных материалов для создания любых сказочных персонажей и объектов для игр. | 29.01 | 29.01 | |||
21. | Плетение в три пряди. | 1 | Урок игра | Дети осваивают первоначальные навыки шитья, простейшую вышивку, пришивание пуговиц, плетение из шнуров. Освоенные технологии прививают навыки самостоятельности (завязывание шапок и шнурков),самообслуживания (пришивание пуговиц), привлекают внимание к посильной помощи по дому. | 05.02 | 05.02 | |||
22. | Аппликация с использованием косичек.
| 1 | Урок игра | Формирование умения планировать свою деятельность, преобразовывать данные образцы, создавать композицию. Плетение косичек из шнура. | 12.02 | 12.02 | |||
23. | Плоское прямое плетение. | 1 | Урок игра | Умение выбрать материал для основы и изготовления изделия. Воспитание бережного отношения к книгам. Плетение из бумаги. | 19.02 | 19.02 | |||
24. | Инструктаж по ТБ при работе с иголкой. Пришиваем пуговицы. | 1 | Урок игра | Овладение первоначальными навыками самообслуживания (пришивание пуговиц). Использование приемов безопасной работы с иголкой. Пришивание пуговиц и использованием прозрачной основы. | 04.03 | 04.03 | |||
25. | Вышиваем. Шьем для кукол. | 1 | Урок-игра | Овладение простейшими навыками шитья, моделирования и украшения одежды. Расширение представлений о профессиях швеи, модельера, вышивальщицы. Первоклассники учатся простейшему моделированию и украшению одежды. | 11.03 | 11.03 | |||
26. | Презентация | 1 | Итоговый урок. | Анализ изученного материала, умение делать логические выводы. Итоговые вопросы в конце раздела приучают учащихся анализировать изученный материал, делать логические выводы. | 18.03 | 18.03 | |||
27. | Геометрическая мозаика. | 1 | Урок-фантазия | Дети знакомятся как с конструированием объектов из геометрических фигур на плоскости, так и с созданием объемных моделей видов транспорта из подручных материалов и из тех разновидностей конструкторов, которые у них имеются. | 25.03 | 25.03 | |||
28. IV | Объемное моделирование из готовых геометрических форм. | 1 | Урок-фантазия | Освоение способов конструирования объемных моделей. Расширение представлений о различных видах транспорта. Дети учатся создавать модели из бросовых материалов. | 08.04 | 08.04 | |||
29. | Модели самолетов. Мир конструктора. | 1 | Урок-фантазия | Формирование умения делать выкройку изделия на бумаге в клетку или по шаблону. Изменение вида конструкции. Проведение исследования. Знакомство с видами конструкторов. | 15.04 | 15.04 | |||
30. | Презентация | 1 | Итоговый урок. | Правила безопасной работы на компьютере. Инструктаж по ТБ с бытовой техникой. | Обобщение поученных знаний и умений. Ориентирование в материалах и технологических приемах их обработки для создания изделия. Умение группировать поделки по различным основаниям | 22.04 | 22.04 | ||
31. | Наш помощник –компьютер. | 1 | Понимание смысла слова «информация», значения компьютера в жизни человека. Ребята с помощью взрослых ознакомятся с возможностями компьютера и сети Интернет. Зайдя на сайт одного из авторов учебника Т.Н. Просняковой «Страна Мастеров», школьники видят, какие поделки сделали первоклассники из разных уголков страны. | 29.04 | 29.04 | ||||
32. | Бытовая техника. | 1 | Понимание необходимости бережного отношения к техническим устройствам, узнавание изученных. Знакомство с различными видами бытовой техники. | 06.05 | 06.05 | ||||
33. | Проверь себя. | 1 | Итоговый урок. | Узнавание изученных материалов, определение их свойств, технологических приемов обработки. Отбор необходимых материалов и инструментов в зависимости от видов работы. Повторить и активизировать умения и знания, полученные за год обучения. | 13.05 | 13.05 |
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2кл.- Самара: Издательство«Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»-2008г.- 128
Оборудование индивидуальное:
• инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.
• материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».
Мультимедийные средства обучения
Различные презентации к урокам по темам курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Технология" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной прогр...
Рабочая программа учебного курса «Технология» 1 класс
Рабочая программа учебного курса «Технология»1 класс...
Рабочая программа учебного курса "Технология" (1 класс)
Рабочая программа учебного курса "Технология" (1 класс)...
Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)
Рабочая программы учебного курса "Технология" (4 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...
Рабочая программа Учебного курса «Технология» 1 класс УМК « Школа России».
Программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...
Рабочая программа учебного курса" Технология" 4 класс
Рабочая программа учебного курса" Технология" 4 класс...