Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Ручной труд» 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс)

Чернышова Ольга Ивановна
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по ручному труду в 1 классе рассчитана на 66 ч, 2 ч в неделю, 33 учебных недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_trud_ovz.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Константина Григорьевича Мохова    р.п. Башмаково

Башмаковского района Пензенской области

«Рассмотрено»

на заседании МО

учителей начальных классов

МБОУСОШ №1

им. К.Г.Мохова

 р.п. Башмаково                          

Протокол №____

_____________

« Одобрено»

педагогическим советом

МБОУСОШ  № 1

им. К.Г.Мохова

 р.п. Башмаково

Протокол №____

________________

« Утверждаю»

Директор МБОУСОШ № 1

им. К.Г.Мохова

 р.п. Башмаково

__________/ Н.А. Кутырчева/                        

Приказ № ___

от  «       »  ________ 20__ г.    

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1)

по учебному предмету «Ручной труд»

1 класс

                                                                                                         

                                       

                                               Башмаково, 2018

                                           

Рабочая программа  составлена на основе адаптированной образовательной программы  МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1)

Рабочая программа по ручному труду в 1 классе рассчитана на 66 ч, 2 ч в неделю, 33 учебных недели. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

-осознание себя как гражданина России;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,

-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

 Минимальный уровень:

знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

знание видов трудовых работ;  

знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать и металлоконструктора)

выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень:

знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

знание об исторической, культурной  и эстетической ценности вещей;

знание видов художественных ремесел;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;  

отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действии и корректировка хода практической работы;      

оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Регулятивные БУД

-входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

-работать с учебными принадлежностями(инструментами)

-организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

-оценивать действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные БУД

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными материалами, клеем, бумагой;

-наблюдать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные БУД

Коммуникативные базовые учебные действия:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов    по учебному предмету «Ручной труд»

на конец обучения в 1 классе:

 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Вводное занятие.(1ч.)

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда. Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

Работа с пластилином. ( 15 ч.)

Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.

 Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске  «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях - «скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика».

Соединение плоских деталей приемами «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).

Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.

Выполнение заготовок для букв и цифр.

Работа с природными материалами. ( 7 ч.)

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.

Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.

Работа с бумагой. ( 32 ч.)

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

1.Разметка бумаги.Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

-разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

-разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

-разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.

2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

5.Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Работа с нитками.( 11 ч.)

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками.

Виды работы с нитками:  (упражнения в разрывании и резании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

Изготовление плоских игрушек, кисточки из цветных ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку, закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» на полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Основные виды учебной  деятельности обучающихся

1

Человек и труд. Урок труда. Правила работы на уроках труда.

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

умение ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-умение пользоваться учебной мебелью

уметь выполнять элементарные работы с пластилином;

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Работа с пластилином

2

Пластилин. Свойства, правила работы с пластилином, инструменты для работы.

3

Приём работы с пластилином –

размазывание. Аппликация «Яблоко».

4

Приём работы с пластилином – раскатывание столбиков.  «Домик».  «Ёлочка».

5

Приёмы работы с пластилином – скатывание шара. Лепка предметов шаровидной формы: бусы, мяч, кукла- неваляшка.

6

Лепка овощей и фруктов в форме шара: яблоко, апельсин, помидор.

7

Приёмы работы с пластилином –раскатывание шара до овальной формы. Лепка овощей и фруктов: огурец, слива, картофель, виноград.

Работа с природными материалами.

уметь выполнять элементарные работы с природными материалами

Умение проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий;

8

Где используют природные материалы.

9

Экскурсия. Сбор природного материала.

10

Наклеивание на подложку листьев различной формы.

11

Аппликация из природных материалов «Бабочка».

Работа с бумагой

уметь выполнять элементарные работы с ножницами, бумагой

12

Что надо знать о бумаге. Виды и свойства бумаги.

13

Сгибание бумаги треугольной формы. Изготовление изделия «Елочка».

14

Сгибание бумаги квадратной формы. Складывание бумажного стаканчика «Поймай пуговицу».

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства

15

Сгибание бумаги прямоугольной формы. Изготовление наборной линейки.

16

Инструменты для работы с бумагой. Правила работы с ножницами. Шаблон.

17

Приемы резания ножницами по прямой линии. Сложение орнамента из квадратов.

18

Резание ножницами по прямым линиям. Сложение орнаментов из треугольников и парусника.

Работа с пластилином

Умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

организовывать рабочее место;

19

Приемы вытягивания одного конца столбика. Лепка по образцу предметов конической формы: морковь, свекла, репка.

20

Прием сплющивания шара. Лепка пирамидки.

21

Лепка по образцу грибов.

Работа с природными материалами

22

Изготовление ежа из пластилина и еловой шишки

23

Изготовление по образцу цветка из крылаток клена и пластилина

24

Изготовление по образцу рыбки из шишек и пластилина

Работа с бумагой

уметь выполнять элементарные работы с клеем, бумагой

Положительное отношение к окружающей действительности,

25

Аппликация из обрывных кусочков бумаги. «Осеннее дерево».

26

Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складным цветком».

27

Складывание фигурок из бумаги. «Открытка со складной фигуркой кошечки».

Работа с пластилином

способность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию

28

Приёмы работы с пластилином – прищипывание, примазывание. Лепка животных «Цыплёнок».

Работа с бумагой

Умение  адекватно

передавать информацию и отображать предметное

содержание и условия деятельности в речи. Умение

ориентироваться  в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя

29

Резание по прямым коротким линиям. Конструирование «Бумажный фонарик».

30

Резание по прямым коротким линиям. Конструирование  «Декоративная веточка».

31

Резание по прямым наклонным линиям. Конструирование «Флажки».

32

Резание по прямым длинным линиям. Конструирование  «Бумажный цветок».

Работа с пластилином

Умение работать с учебными принадлежностями

33

Лепка по образцу рельефов букв и цифр.

34

Лепка многодетальных фигурок животных «Котик».

Работа с бумагой

Уметь наблюдать, слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Умение обращаться за помощью и принимать помощь

35

Приемы резания ножницами по изогнутым линиям.

36

Изготовление листочков из бумаги.

37

Сминание и скатывание бумаги. Аппликация «Веточка рябины».

38

Приемы резания по кривым линиям. Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине».

Работа с нитками

 уметь работать с нитками;           адекватно использовать

ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

39

Откуда берутся нитки. Свойства ниток.

40

Сматывание ниток в клубок.

41

Наматывание ниток на картонку. «Бабочка».

42

Изготовление кисточки из ниток.

Работа с бумагой

Положительное отношение к окружающей действительности, способность к организации взаимодействия с ней.

умение договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу)

43

Аппликация «Фрукты на тарелке»

44

Вырезание из бумаги круга. Изделие «Снеговик».

45

Вырезание из бумаги круга. Изделие «Гусеница».

46

Вырезание из бумаги овала. Изделие «Цыпленок в скорлупе».

47

Складывание фигурок из бумаги. Изделие «Пароход».

48

Сгибание углов. Изделие «Стрела»

49

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Плетеный коврик».

50

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. «Птица».

51

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам.  «Закладка для книги».

52

Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам.   «Самолет в облаках».

Работа с пластилином

Умение вступать в контакт и работать в коллективе, работать в парах.

53

Лепка из пластилина макета

54

«Девочка в лесу».

55

Изготовление ежа из пластилина и природных материалов.

Работа с бумагой

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей

по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий

56

Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Изготовление цветка из бумаги.

57

Коллективная аппликация «Букет цветов».

58

Складывание бумаги. Приемы сгибания бумаги.

59

Изготовление декоративной птицы из бумаги.

Работа с нитками

Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;  

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;

Умение проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

60

Инструменты для швейных работ. Приёмы шитья.

61

Шитьё по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям) способом «игла вверх – вниз».

62

Шитьё по проколам способом «игла вверх – вниз» геометрических фигур.

63

Как работать с нитками. Вышивание.

64

Вышивание способом «в два приема»

65

Вышивание по проколам (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям).

66

Вышивание по проколам способом «в два приема» контуров ягод, букв и других предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1 ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, 6класс

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1,  6класс...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 2 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана во 2 классе на 136 часов...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Чтение» 1 класс

Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ№1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по чтению рассчитана в 1 классе на 99 часов, 3...

Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по курсу Математика

В.В. Эк. Математика. Рабочие программы. Авторская программа М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009г....

Доклад: «Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста на уроках ручного труда»

       В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)

Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...