Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по курсу Математика
рабочая программа
В.В. Эк. Математика. Рабочие программы. Авторская программа М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Называевская Гимназия» Омской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей_______________ Руководитель ШМО _______ О.В. Мельникова Протокол № ___ от «____»__________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора гимназии по УВР _____ И.Н. Бендюкова «____»__________2019 г. | «Утверждаю» Директор гимназии _______ Т. А. Понамарёва Приказ № ___ от «___»________2019 г. |
Адаптированная рабочая программа
для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
по курсу «Математика»
Класс 4 В
Учитель Курочкина Галина Борисовна
В.В. Эк. Математика. Рабочие программы. Авторская программа М.Н. Перова, В.В. Эк под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2009г.
- Пояснительная записка
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, а также формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Цель программы: расширение у обучающихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач. Задачи программы обучения: - формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут обучающимся в дальнейшей трудовой деятельности; - повышение уровня общего развития обучающихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств; - воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение математике носит практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому на уроках математики используются как демонстрационные пособия, так и раздаточный материал для каждого ученика.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики дети учатся повторять речь учителя, вводится хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов по программе 136
Количество часов в неделю 4
Количество учебных недель 35
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП
Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и жизни, опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по математике на конец обучения в младших классах.
Минимальный уровень:
знать числовой ряд 1-100 в прямом порядке; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части);
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
знать названия элементов четырехугольников;
откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
различать числа, полученные при счете и измерении;
записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
знать числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления;
знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимать связь таблиц умножения и деления; знать переместительное свойство сложения и умножения; знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года; знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
знать названия элементов четырехугольников.
считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100;
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя) Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Требования к знаниям и умениям обучающихся 4 класса:
Обучающиеся должны знать:
- различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
- таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0; деления 0 и деления на 1, на 10;
- название компонентов умножения и деления;
- меры длины, массы и их соотношения;
- меры времени и их соотношения;
- различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- название элементов четырехугольников.
Обучающиеся должны уметь:
- выполнять устные и письменные вычисления сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- практически пользоваться переместительным свойством умножения;
- определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные арифметические задачи;
- самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
- вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.
Примечания.
- Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6 – 9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе для нахождения как произведения, так и частного.
- Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.
- Определение времени по часам хотя бы одним способом.
- Решение составных задач с помощью учителя.
- Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
- Планирование контроля и оценки знаний обучающихся на учебный год.
№ п/п | Форма контроля | Планир. дата |
1. | Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд». | |
2. | Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд». | |
3. | Контрольная работа № 3 «Умножение и деление на 2, 3, 4». | |
4. | Контрольная работа № 4 «Умножение и деление на 5, 6» | |
5. | Контрольная работа № 5 «Умножение и деление на 7». | |
6. | Контрольная работа № 6 «Умножение и деление на 8, 9». | |
7. | Контрольная работа № 7 «Взаимное положение на плоскости геометрических фигур». | |
8. | Контрольная работа № 8 «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». | |
9. | Итоговая контрольная работа № 9 «Все действия в пределах 100». |
- Источник контрольно-измерительных материалов
«Математика» 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Автор - составитель: М. Н. Перова Москва «Просвещение», 2017 год, 13-е издание, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Нормы оценки ЗУН обучающихся начальных классов по математике.
Знания и умения, обучающихся по математике, оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ.
I. Оценка письменных работ
Учитель проверяет и оценивает все письменные работы обучающихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.
При оценке письменных работ грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушения в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках (название компонентов и результатов действий, величин и др.)
II. Оценка комбинированных работ
- «5» - работа выполнена без ошибок;
- «4» - 2-3 негрубые ошибки;
- «3» - ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
- «5» - работа выполнена без ошибок;
- «4» - 1-2 негрубые ошибки;
- «3» - ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
III. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он: дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решать задачи, объяснять ход решения; умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ, в основном, соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в промежуточных записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образцы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнении вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью правильно называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающий внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится ученику, если он: при незначительной помощи учителя или учащихся дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; понимает и записывает после обсуждения решения задачи под руководством учителя; узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя или других учащихся.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний, так и овладение им практическими умениями и навыками.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
- Содержательный раздел
2.1 Программа формирования базовых учебных действий
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
2.2 Содержание учебного курса
Раздел | № | Краткое содержание раздела | Кол-во часов |
Сотня Сотня | |||
Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). | 6 | ||
Меры длины: метр, дециметр, сантиметр (повторение). | 2 | ||
Миллиметр. | 2 | ||
Умножение и деление (повторение). | 4 | ||
Меры массы: килограмм, центнер. | 9 | ||
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. | 12 | ||
Умножение и деление.
| 8 | ||
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии.
| 5 | ||
Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.
| 9 | ||
10 | Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | 2 | |
11 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.
| 8 | |
12 | Длина ломаной линии. | 1 | |
13 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
| 7 | |
14 | Прямая линия. Отрезок. | 3 | |
15 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью.
| 10 | |
16 | Взаимное положение прямых, отрезков.
| 5 | |
17 | Взаимное положение окружности, прямой, отрезка.
| 6 | |
18 | Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. | 7 | |
19 | Меры времени. | 1 | |
20 | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. | 4 | |
21 | Секунда – мера времени. | 2 | |
22 | Взаимное положение геометрических фигур. | 5 | |
23 | Все действия в пределах 100. | 6 | |
24 | Деление с остатком. | 3 | |
25 | Треугольники. | 2 | |
26 | Определение времени по часам. | 6 | |
27 | Четырёхугольники. | 1 |
- Содержание программы
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
Единица (мера) массы - центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
Единица (мера) длины - миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Единица (мера) времени - секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.
Ломаные линии - замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника - замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.
Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.
Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.
- Организационный раздел
3.1 Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во час | Кал. сроки | Факт. сроки | |
I. Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (повторение). (6ч) | |||||
1-2 | Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в пределах 100. | 2 | |||
3 | Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы). | 1 | |||
4 | Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. | 1 | |||
5 | Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. | 1 | |||
6 | Меры стоимости: рубль, копейка. Соотношение 1р.= 100к. | 1 | |||
II. Меры длины: метр, сантиметр, дециметр (повторение). (2ч) | |||||
7 | Меры длины: м, дм, см. Построение отрезков. | 1 | |||
8 | Решение примеров в пределах 100 без перехода через разряд. | 1 | |||
III. Миллиметр. (2ч). | |||||
9 | Миллиметр - мера длины. Соотношение:1см = 10мм | 1 | |||
10 | Проверка сложения вычитанием. Углы. | 1 | |||
IV. Умножение и деление (повторение). (4ч). | |||||
11 | Умножение 2-х и деление на 2. Взаимосвязь деления и умножения. | 1 | |||
12-13 | Умножение чисел 3, 4, 5 и деление на 3, 4, 5. | 2 | |||
14 | Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах. | 1 | |||
V. Меры массы: килограмм, центнер. (9ч). | |||||
15 | Меры массы: кг, ц. Соотношение между единицами массы 1ц= 100 кг Решение задач с мерами массы. | 1 | |||
16-17 | Сложение в пределах 100 без перехода через разряд. (24+6, 24+16) | 2 | |||
18 | Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. (40-12, 30-12, 100-4) | 1 | |||
19 | Порядок действий в примерах со скобками и без скобок. Углы. | 1 | |||
20 | Увеличение и уменьшения числа на несколько единиц. Окружность. | 1 | |||
21 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
22 | Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд». | 1 | |||
23 | Работа над ошибками. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
VI. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. (12ч). А) Сложение с переходом через разряд в пределах 100 | |||||
24 | Сложение с переходом через разряд. Присчитывание и отсчитывание по 5. | 1 | |||
25 | Зависимость между стоимостью, ценой, количеством. Вычисление стоимости. | 1 | |||
26 | Классификация углов. Многоугольник. Присчитывание и отсчитывание по 6. | 1 | |||
27 | Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | |||
В) Вычитание с переходом через разряд | |||||
28 | Вычитание с переходом через разряд. | 1 | |||
29 | Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | |||
30 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд». | 1 | |||
31 | Работа над ошибками. Связь действий сложения и вычитания. | 1 | |||
32 | Составление и решение составных задач по краткой записи. Присчитывание и отсчитывание по 4 | 1 | |||
33 | Прямоугольник. Построение прямоугольника. Присчитывание и отсчитывание по 7. | 1 | |||
34 | Уменьшение числа на несколько единиц. Присчитывание и отсчитывание по 8. | 1 | |||
35 | Увеличение числа на несколько единиц. Присчитывание и отсчитывание по 9. | 1 | |||
| |||||
36 | Умножение и деление числа 2. Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2. | 1 | |||
37 | Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. | 1 | |||
38 | Порядок действий в примерах без скобок. Построение квадрата и прямоугольника. | 1 | |||
39 | Деление на 3 равные части. Таблица деления на 3. | 1 | |||
40 | Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3. | 1 | |||
41 | Решение задач деления на 3 равные части и по3. | 1 | |||
42 | Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4. | 1 | |||
43 | Переместительное свойство умножения. | 1 | |||
Ломаные линии. (5ч) | |||||
44 | Прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии. | 1 | |||
45 | Деление на 4 равные части. Таблица деления на 4. | 1 | |||
46 | Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4. | 1 | |||
47 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. | 1 | |||
48 | Решение задач деления на 4 равные части и по 4. | 1 | |||
IХ. Замкнутая незамкнутая кривые. Окружность. Дуга. (9ч) | |||||
49 | Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга. | 1 | |||
50 | Контрольная работа № 3 «Умножение и деление на 2, 3, 4». | 1 | |||
51 | Работа над ошибками. Решение задач на умножение и деление на 2,3,4. | 1 | |||
52 | Умножение числа 5. Таблица умножения числа. | 1 | |||
53 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
54 | Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью. | 1 | |||
55 | Деление на 5 равных частей. Таблица деления на 5. | 1 | |||
56 | Решение задач деления на 5 равных частей и по 5. | 1 | |||
57 | Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5. | 1 | |||
Х. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. (2ч) | |||||
58-59 | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. | 2 | |||
XI. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. (8ч) | |||||
60 | Умножение числа 6. Таблица умножения числа 6. | 1 | |||
61 | Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6. | 1 | |||
62 | Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6. | 1 | |||
63 | Контрольная работа № 4 «Умножение и деление на 5, 6». | 1 | |||
64 | Работа над ошибками. Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |||
65-66 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Граница многоугольника. | 2 | |||
67 | Сравнение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз с простыми задачами на увеличение и уменьшение на несколько единиц. | 1 | |||
XII. Длина ломаной линии. (1ч) | |||||
68 | Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. | 1 | |||
XIII. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. (7ч) | |||||
69 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены Ц = С: К | 1 | |||
70 | Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7. | 1 | |||
71 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
72 | Сравнение выражений. Построение многоугольника и вычисление длины ломаной многоугольника (повторение). | 1 | |||
73 | Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7. | 1 | |||
74 | Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7. | 1 | |||
75 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
XIV. Прямая линия. Отрезок. (3ч) | |||||
76 | Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм. | 1 | |||
77 | Контрольная работа № 5 «Умножение и деление на 7». | 1 | |||
78 | Работа над ошибками. Решение примеров с неизвестными компонентами. | 1 | |||
XV. Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. (10ч) | |||||
79 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. К = С: Ц | 1 | |||
80 | Умножение числа 8. Таблица умножения числа 8. | 1 | |||
81 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
82 | Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок. | 1 | |||
83 | Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8. | 1 | |||
84 | Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8. | 1 | |||
85 | Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9. | 1 | |||
86 | Сравнение выражений. Решение составных задач. | 1 | |||
87 | Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. | 1 | |||
88 | Порядок действий в примерах без скобок. Решение составных задач. | 1 | |||
XVI. Взаимное положение прямых, отрезков. (5ч) | |||||
89 | Взаимное положение на плоскости прямых, отрезков. | 1 | |||
90 | Контрольная работа № 6 «Умножение и деление на 8, 9». | 1 | |||
91 | Работа над ошибками. Увеличение и уменьшение длины заданных отрезков на несколько ед-ц. | 1 | |||
92 | Умножение единицы и на единицу. | 1 | |||
93 | Деление на единицу. | 1 | |||
XVII. Взаимное положение окружности, прямой, отрезка. (6ч) | |||||
94 | Взаимное положение прямой, окружности, отрезка. | 1 | |||
95 | Умножение нуля и на нуль. | 1 | |||
96 | Деление нуля. | 1 | |||
97 | Составление и решение задач на нахождение цены, количества, стоимости. | 1 | |||
98 | Составление и решение примеров на нахождение разности. | 1 | |||
99 | Составление и решение примеров на нахождение суммы. | 1 | |||
XVIII. Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. (7ч) | |||||
100 | Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка. | 1 | |||
101 | Умножение числа 10 и на 10. Деление чисел на 10. | 1 | |||
102 | Контрольная работа № 7 «Взаимное положение на плоскости геометрических фигур». | 1 | |||
103 | Работа над ошибками. Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | |||
104 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
105-106 | Решение примеров с именованными числами. | 2 | |||
ХIХ. Меры времени. (1ч) | |||||
107 | Определение времени по часам с точностью до 1 минуты. Решение задач с мерами времени. | 1 | |||
ХХ. Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени. (4ч) | |||||
108 | Числа, полученные при измерении стоимости (рубль, копейка). | 1 | |||
109 | Числа, полученные при измерении длины (м, дм, см, мм). | 1 | |||
110 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении длины | 1 | |||
111 | Решение задач с мерами длины. Построение отрезков заданной длины. | 1 | |||
ХХI. Секунда – мера времени. (2ч) | |||||
112 | Мера времени секунда. 1 мин = 60 с. Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. | 1 | |||
113 | Выполнение действий с числами, полученными при измерении времени. | 1 | |||
ХХII. Взаимное положение геометрических фигур. (5ч) | |||||
114 | Взаимное положение на плоскости геометрических фигур. | 1 | |||
115 | Составление и решение составных задач по краткой записи. | 1 | |||
116 | Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. | 1 | |||
117 | Контрольная работа № 8 «Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени». | 1 | |||
118 | Работа над ошибками. Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | |||
| |||||
119 | Сложение чисел в пределах 100. | 1 | |||
120 | Вычитание чисел в пределах 100. | 1 | |||
121 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100. | 1 | |||
122 | Умножение и деление. | 1 | |||
123 | Увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. | 1 | |||
124 | Составление и решение примеров на нахождение суммы и остатка. | 1 | |||
XXIV. Деление с остатком. (3ч) | |||||
125 | Деление с остатком. Проверка деления с остатком умножением и сложением. | 1 | |||
126-127 | Решение примеров и задач, содержащих действия деления с остатком. | 2 | |||
ХХV. Треугольники. (2ч) | |||||
128 | Треугольник. Построение треугольника. Названия сторон треугольника. | 1 | |||
129 | Действия с числами, полученными при измерении длины, стоимости, времени. | 1 | |||
ХХVI. Определение времени по часам. (6ч) | |||||
130 | Определение времени по часам с точностью до 1 мин разными способами. Решение задач с мерами времени. | 1 | |||
131 | Четные и нечетные числа. | 1 | |||
132 | Итоговая контрольная работа № 9 «Все действия в пределах 100». | 1 | |||
133 | Работа над ошибками. Равенство боковых сторон, верхних и нижних оснований прямоугольника (квадрата). | 1 | |||
134 | Решение составных задач, требующих выполнения 2-3 арифметических действий. | 1 | |||
135 | Порядок выполнения действий I и II ступени в примерах без скобок и со скобками. | 1 | |||
ХХVII. Четырёхугольники. (1ч) | |||||
136 | Прямоугольник и квадрат. Построение прямоугольника и квадрата с помощью чертежного угольника. | 1 |
3.2 Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Учебный комплекс:
* Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой 8-е издание Москва «Просвещение», 2013 год. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
* «Математика» 4 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Автор - составитель: М. Н. Перова Москва «Просвещение», 2017 год, 13-е издание, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
- Учебно – методические пособия:
* Эк В.В. «Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Москва «Просвещение» 2006. * Математика. 1-4 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения. /авт.- сост. Е.П. Плешакова. - Волгоград: Учитель, 2009 - 206 стр.
4.Средства обучения: дидактический материал: предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;
демонстрационный материал - измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел;
видеофрагментов и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики;
настольных развивающих игр;
электронные игры развивающего характера.
цифровые образовательные ресурсы: интернет: http://e-school67.ru/ http://iclass.home-edu.ru/; презентации:
- Дни недели
- Единицы измерения длины
- Задачи для устного счета 3 класс
- Календарь. Меры времени сутки, год.
- Круг. Окружность.
- Круглые десятки. Тренажер.
- Минутки. Часы. Сутки.
- Наглядная геометрия.
- Определяем время по часам.
- Развитие логического мышления на уроках математики.
- Сложение и вычитание в пределах 20.
- Умножение и деление с Незнайкой.
- Умножение. Измерение времени.
- Четные и нечетные числа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдля детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант1 ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, 6класс
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, 6класс...
Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития
Уровень усвоения адаптированной основной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Ручной труд» 1 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по ручному труду в 1 классе рассчитана на 66 ...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по курсу Изобразительному искусству
Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Авторской программы В.В. Воронковой «Математика» / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1...
Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)
Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...