ПРОГРАММА КРУЖКА «ТВОРЦЫ 21 ВЕКА» 1 – 4 КЛАСС
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «ТВОРЦЫ 21 ВЕКА»1 – 4 КЛАСС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvortsy_21_veka.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «ТВОРЦЫ 21 ВЕКА»
1 – 4 КЛАСС
(1 КЛАСС - 33 ЧАСА, 2 – 4 КЛАСС – 34 ЧАСА)
Пояснительная записка
Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.
Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.
Технологическое образование включает в себя информационно- познавательный и деятельностный компоненты.
Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.
Деятельностный компонент — это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами« - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз — развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Данная программа кружка художественного творчества «Творцы 21 века» рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 6 — 11 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Краткая характеристика процесса обучения.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном, нитками, спичками, клеенкой. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования нового.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Программа кружка художественного творчества:
- представляет широкие возможности для ознакомления с традиционными народными промыслами;
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности;
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами кружка являются:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
- овладение детьми элементарными обобщенными технико- технологическими, организационно - экономическими знаниями;
- расширение и обогащение личного жизненно — практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Условия реализации образовательной программы
Программа рассчитана на детей 6—11 лет (1—4 класса):
33 учебные недели х 1 час в неделю = 33 часа в учебный год (1 класс),
34 учебные недели х 1 час в неделю = 34 часа в учебный год (2—4классы)
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, ее структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в разных ситуациях, способов типизации взаимодействия, понимания партнёров.
Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта в сфере художественного творчества. Для этого обучающийся владеет инструментом межличностного взаимодействия. Здесь осваиваются умения представить зрителям и экспертам собственные работы.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы. Например, организация тематической выставки, коллективных трудовых игр, походов в музеи.
Календарно— тематическое планирование 1 класс
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1. | Вводное занятие. Правила «Пуговки» | 1 | ||
Простые фигуры | ||||
2. | «Советы «Пуговки»» | 1 | ||
3. | «Шишечка» | 1 | ||
4. | «Пуговка» | 1 | ||
5. | «Елка» | 1 | ||
6. | «Жираф» | 1 | ||
7. | «Яблоня» | 1 | ||
8. | «Лягушка» | 1 | ||
9. | «Звезда» | 1 | ||
10. | «Бабочка» | 1 | ||
11. | «Кролик» | 1 | ||
12. | «Черепаха» | 1 | ||
Изготовление фонов | ||||
13. | Мозаичный полосочный фон (наклонные полосы) | 2 | ||
14. | Мозаичный полосочный фон (вертикальные полосы ) | 1 | ||
15. | Мозаичный полосочный фон (горизонтальные полосы ) | 1 | ||
16. | Сложный геометрический фон | 1 | ||
17. | Шахматный фон | 1 | ||
Сложные фигуры | ||||
18. | «Домик» | 1 | ||
19. | Открытка для папы | 1 | ||
20. | «Груша» | 1 | ||
21. | Открытка для мамы | 1 | ||
22 | «Горох» | 1 | ||
23. | «Клубника» | 1 | ||
24. | «Ананас» | 1 | ||
25. | «Арбуз» | 1 | ||
26. | «Пальма» | 1 | ||
27. | «Мухомор» | 1 | ||
28. | «Болото» | 1 | ||
29. | «Цветочная поляна» | 1 | ||
30. | «Гусеница» | 1 | ||
31. | «Пчела» | 1 | ||
32. | «Павлин» | 1 | ||
33. | Заключительное занятие. | 1 | ||
Подведение итогов | ||||
Всего часов: | 33 |
Календарно — тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Вводное занятие. Правила «Пуговки» | 1 | ||
Простые фигуры | ||||
2. | «Советы «Пуговки»» | 1 | ||
3. | «Осенние мотивы» (грибочки) | 1 | ||
4. | Выполнение плоской аппликации «Сорока белобока» | 1 | ||
5. | Выполнение плоской аппликации «Корова» | 1 | ||
6. | Выполнение объемной аппликации «Уточка» | 1 | ||
7. | Выполнение объемной аппликации «Лев» | 1 | ||
8. | Выполнение объемной аппликации «Нарцисс» | 1 | ||
9. | Выполнение объемной аппликации «Снеговик» | 1 | ||
10. | «Заинька» (из ткани) | 1 | ||
11. | «Котик» (из ваты) | 1 | ||
12. | Выполнение объемной комбинированной аппликации «Поздравительная открытка» | 1 | ||
Изготовление фонов | ||||
13. | Мозаичный полосочный фон (наклонные полосы) | 2 | ||
14. | Мозаичный полосочный фон (вертикальные полосы ) | 1 | ||
15. | Мозаичный полосочный фон (горизонтальные полосы ) | 1 | ||
16. | Сложный геометрический фон | 1 | ||
17. | Шахматный фон | 1 | ||
Сложные фигуры | ||||
18. | Выполнение объемной игрушки из бумаги «Волк» | 1 | ||
19. | Открытка для папы | 1 | ||
20. | Выполнение объемной игрушки из бумаги «Лиса» | 1 | ||
21. | Открытка для мамы | 1 | ||
22 | Игольница «Божья коровка» | 1 | ||
23. | Окончательная обработка изделия. | 1 | ||
24. | Игольница «Солнышко» | 1 | ||
25. | Окончательная обработка изделия. | 1 | ||
26. | Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Зайка» | 1 | ||
27. | Окончательная обработка изделия. | 1 | ||
28. | Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Хрюшка» | 1 | ||
29. | Окончательная обработка изделия. | 1 | ||
30. | Выполнение игрушки «Курочка» | 1 | ||
31. | Окончательная обработка изделия. | 1 | ||
32-33. | Выполнение игрушки «Котик» | 2 | ||
34. | Заключительное занятие. | 1 | ||
Подведение итогов | ||||
Всего часов: | 34 |
Календарно — тематическое планирование 3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Вводное занятие. Формирование группы. Знакомство с оригами. | 1 | ||
2. | Беседа по охране труда. Входная диагностика. Правила поведения на занятиях | 1 | ||
3. | Термины, принятые в оригами. | 1 | ||
Простые фигуры | ||||
4. | Изделие «Коробочка» | 1 | ||
5. | Изделие «Тюльпан» | 1 | ||
6. | Изделие «Журавлик» | 1 | ||
7. | Изделие «Зайчонок» | 1 | ||
8. | Сказка оригами «Роза и Нарцисс» | 1 | ||
9. | Изделие «Лягушка» | 1 | ||
10. | Изделие «Слон» | 1 | ||
11. | Изделие «Лебедь» | 1 | ||
12-15. | Изделие «Шар» | 4 | ||
16-17. | Изделие «Рыба» | 2 | ||
Сложные фигуры | ||||
18. | Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. | 1 | ||
19. | Волшебные свойства бумаги. | 1 | ||
20. | Базовая форма модульного оригами «Треугольник». | 1 | ||
21. | Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник» с элементами аппликации | 1 | ||
22 | Композиция «Лебедь». | 1 | ||
23. | Композиция «Змей». | 1 | ||
24. | Изделие «Кактус с цветком» | 1 | ||
25. | Изделие «Попугай» | 1 | ||
26. | Композиция «Снеговик». | 1 | ||
27. | Аппликация «Аквариум». | 1 | ||
28. | Аппликация «Домашние животные» | 1 | ||
29. | Аппликация «Пруд» | 1 | ||
30. | Аппликация «Цветы и бабочки» | 1 | ||
31. | Аппликация «Букет цветов». | 1 | ||
32-33. | Аппликация «Цветы». | 2 | ||
34. | Заключительное занятие. | 1 | ||
Подведение итогов | ||||
Всего часов: | 34 |
Календарно — тематическое планирование 4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Вводное занятие. Формирование группы. Знакомство с оригами. | 1 | ||
2. | Беседа по охране труда. Входная диагностика. Правила поведения на занятиях | 1 | ||
3. | Термины, принятые в оригами. | 1 | ||
Квилинг | ||||
4. | История возникновения техники квилинга. Материалы и инструменты. | 1 | ||
5. | Правила работы с бумагой в технике квилинга | 1 | ||
6. | Изделие «Снежинка» | 1 | ||
7. | Изделие «Бабочка» | 1 | ||
8. | Композиция «Ангелы» | 1 | ||
9. | Композиция «Подсолнухи» | 1 | ||
10. | Изготовление простых, несложных цветов. | 1 | ||
11. | Изготовление бахромчатых цветов. | 1 | ||
12-15. | Коллективная работа. Композиция из цветов. | 4 | ||
16-17. | Аппликация «Зимняя сказка». | 2 | ||
Сложные фигуры | ||||
18. | Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. | 1 | ||
19. | Модульное оригами. Знакомство с модулями. | 1 | ||
20. | Модульное оригами. Куб из модулей «Пирамида» | 1 | ||
21. | Модульное оригами. Куб из модулей «Пирамида» | 1 | ||
22 | Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» | 1 | ||
23. | Базовая форма «Модуль1-3» «Шар из модулей» | 1 | ||
24. | Базовая форма «Модуль1-3» | 1 | ||
25. | Базовая форма «Модуль1-3» | 1 | ||
26. | Модульное оригами. «Ёлочка» | 1 | ||
27. | Модульное оригами. «Солнце» | 1 | ||
28. | Модульное оригами. «Венок» | 1 | ||
29. | Цветы «Колокольчики» | 1 | ||
30. | Цветы «Игольчатая астра» | 1 | ||
31. | Цветы «Космея» | 1 | ||
32-33. | Цветы «Фуксия» | 2 | ||
34. | Заключительное занятие. | 1 | ||
Подведение итогов | ||||
Всего часов: | 34 |
Содержание программы
Раздел 1. Пуговка (30 часов)
Вводное занятие. План работы кружка. Знакомство с инструментами для работы. Инструктаж по технике безопасности. Изготовление поделок по шаблону.
Раздел 2. Бумажная страна (67 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для изготовления бумажных аппликаций. Знакомство с техникой квилинг. Изготовление сложных фонов.
Раздел 3. Оригами (38 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Техника выполнения простых форм. Изготовление поделок из одного листа. Соединение деталей и изготовление поделок из нескольких листов.
Информационно-методическое обеспечение
- Агапова И., Давыдова М. «Школа рукоделия: мягкая игрушка» - М.,2007
- Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие» М., 2005 г.
- Геронимус Т. М. «Я все умею делать сам» - М., 1998 г.
- ГукасоваA.M. «Рукоделие в начальных классах» - М., 1984 г.
- Еременко Т. И. «Оригами» - М., 1987 г.
- Лутцева Е.А. «Технология 1-4 классы. Профамма»- М., 2008 г.
- Молотобарова О.С. «Кружок изготовления сувениров»- М.,1990 г.
- Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» - М., 2008 г.
- Перевертень Г.И. «Самоделки из различных материалов» - М., 1990 г.
- Симоненко В. Д. «Технология» - М., 2001 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.
Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности...
Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс
Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....
Внеурочная деятельность.Программа кружка "Радуга". 1 класс (ФГОС)
Главной целью кружка «Радуга» является раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка, овладение учащимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтения книг и театра....
Программа кружка «Экономика», 3 класс
Программа кружка по «Экономике» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Программа кружка "Эрудит" 1 класс
Программа будет полезна учителям начальных классов для организации кружка по развитию логического мышления у учащихся начальных классов....
Программа кружка учащихся начальных классов "Наглядная геометрия"
Наглядная геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.Цель программы...
Программа кружка "Заниматика" (3 класс)
Данная программа позволит учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...