Программа кружка "Эрудит" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа будет полезна учителям начальных классов для организации кружка по развитию логического мышления у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_erudit_1_klass.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
решение педагогического совета
начальная общеобразовательная школа
пгт Оричи Кировской области
от «____»______________2013г.
№_______
Муниципальное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа пгт Оричи Кировской области
Программа кружка
«Эрудит»
Руководитель:
учитель начальных
классов
Корюкова Е.В.
пгт Оричи
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов. Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. К таким "инструментам" можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим школьникам свои знания и умения.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
Содержание программы ориентировано на формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. В начальной школе формируются постоянные интересы к тому или иному предмету.
Начиная с начальных классов, встречаются талантливые, интересующиеся той или иной областью наук дети. Очень важно поддерживать интерес детей к знаниям, выявлять одарённых учеников, развивать познавательные способности.
Большие возможности для развития интереса к учению имеют занятия по внеклассной и внешкольной работе (в кружках).
Решение предлагаемых заданий способствует развитию инициативы и активности учащихся.
К каждой теме занятий готовится цикл из нескольких заданий разной трудности, разного вида. Среди них всегда есть лёгкое, утешительное.. Детям предстоит научиться представлять, предполагать, изображать предлагаемый материал.
В период работы кружка должны произойти заметные изменения в мыслительной деятельности учащихся. Ребятам предстоит стать более самостоятельными в способах оформления работ, нахождения и использования вспомогательных средств и приёмов.
Программа рассчитана на учащихся первого класса.
Место реализации программы: школьный кабинет № 18 МОУ НШ
Режим работы:среда
Возраст участников: младшие школьники (7лет)
Количество часов: 34 часа (по 1 часу в неделю)
Цели программы:
1.Развитие логического мышления и смекалки у детей младшего школьного возраста, то есть умения мыслить самостоятельно.
2.Сформировать индивидуальные творческие и познавательные способности личности.
3. Воспитывать интерес к знаниям.
Задачи программы:
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
- развитие речи;
- развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Приёмы и методы:
- проблемные ситуации;
- самостоятельная работа;
- групповая работа;
- творческие задания;
- викторины, конкурсы;
- использование наглядностей;
-поощрение
Структура занятия:
- « Мозговая гимнастика»
- Разминка.
- Тренировка психических механизмов.
- Веселая переменка.
- Логически – поисковые задания.
- Коррегирующая гимнастика для глаз.
- Графический диктант.
- Рефлексивный анализ.
Предполагаемый результат реализации программы:
1. Повышение уровня развития памяти, внимания, воображения;
2. Активизация познавательной деятельности;
3. Привитие интереса к знанию;
4. Повышение уровня логического мышления;
5. Формирование доброжелательных и терпимых межличностных отношений;
6. Активное, результативное участие в различных марафонах и конкурсах
Формы проверки знаний:
- самостоятельные работы;
2. конкурсы эрудитов;
3. участие в районных, областных конкурсах;
4. Составление заданий творческого характера
Список материалов, оборудования, инструментов:
- Индивидуальные учебные принадлежности;
- Тетрадь для практических занятий, черновики;
- Дидактический материал
- Цветные карандаши, счетные палочки.
«_Эрудит»
на _2013 -2014 год обучения
педагог _Корюкова Е.В
Календарно – тематическое планирование на 2013 – 2014 уч.год
№ занятия | Тема | Коли чество часов | Практика | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Выявление уровня развития познавательных процессов у 1-классников в начале учебного года | 1 | 1 | 4.09 | |
2 | Игры со словами (криптограммы, шарады, метаграммы) | 1 | 1 | 11.09 | |
3 | Игры на эрудицию ("Логические цепочки", "Самый быстрый эрудит", "Надувалочка") | 1 | 1 | 18.09 | |
4 | Творческие игры. ("Наблюдатель", "Буриме", "Коллективное стихотворчество", "Коллективное рисование") | 1 | 1 | 25.09 | |
5 | Интеллектуальные игры. Игры с числами. | 1 | 1 | 2.10 | |
6 | Развивающие игры. (Тренируем внимание. Развиваем речь.) | 1 | 1 | 16.10 | |
7 | Развивающие игры. (Развиваем логическое мышление и сообразительность.) | 1 | 1 | 23.10 | |
8 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | 30.10 | |
9 | Развитие быстроты реакции. Конкурс смекалистых. | 1 | 1 | 6.11 | |
10 | Решение занимательных задач. Задачи -смекалки. | 1 | 1 | 13.11 | |
11 | Решение заданий конкурсов "Русский медвежонок" прошлых лет | 1 | 1 | 27.11 | |
12 | Графический диктант. | 1 | 1 | 4.12 | |
13 | Игры на внимание. | 1 | 1 | 11.12 | |
14 | Разгадывание математических ребусов. | 1 | 1 | 18.12 | |
15 | Олимпиадные задания по математике. Геометрия на плоскости | 1 | 1 | 25.12 | |
16 | Математический КВН. | 1 | 1 | 8.01 | |
17 | Решение заданий интеллектуального марафона прошлых лет. | 1 | 1 | 15.01 | |
18 | Математические фокусы. | 1 | 1 | 22.01 | |
19 | Решение олимпиадных задач. Комбинаторика. | 1 | 1 | 29.01 | |
20 | Олимпиадные задания по математике. Задачи на взвешивания. | 1 | 1 | 5.02 | |
21 | Графический диктант. | 1 | 1 | 12.02 | |
22 | Нестандартные задачи (с лишними и недостающими данными). | 1 | 1 | 26.02 | |
23 | Решение заданий конкурса "Кенгуру" прошлых лет. | 1 | 1 | 5.03 | |
24 | Интересные приёмы устных вычислений | 1 | 1 | 12.03 | |
25 | В царстве смекалки. | 1 | 1 | 19.03 | |
26 | Игра «Грамотейка» | 1 | 1 | 26.03 | |
27 | Олимпиадные задания по русскому языку. Морфемика | 1 | 1 | 2.04 | |
28 | Математический тренажер. | 1 | 1 | 9.04 | |
29 | Логические цепочки, магические квадраты. | 1 | 1 | 23.04 | |
30 | Забавная геометрия. | 1 | 1 | 30.04 | |
31 | Игра «Сто к одному» | 1 | 1 | 7.05 | |
32 | Волшебные превращения цифр. | 1 | 1 | 14.05 | |
33 34 | Выявление уровня развития познавательных процессов у 1-классников в конце учебного года Конкурс эрудитов. Чаепитие. | 1 1 | 1 1 | 21.05 28.05 |
Всего часов 34 ч 1ч
Литература для педагога:
- Айзенк Г. «Проверьте свои способности». СПб, 1996, 30с.
- Винокурова Н.К. «Подумаем вместе: Развивающие задачи, упражнения, задания». Ч.1-6.-М.:РОСТ, 1997,1999.120с.
- Винокурова Н.К. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей».- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999,52с.
- Разумовская О.К. «Игры со словами в школе и дома» - М.: ТЦ Сфера, 2002, 18с.
- Степанова С.Ю. «Сборник задач по математике для учащихся 1-4 классов» - Ижевск: 1998, 157с.
- Холодова О.А. «Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/методическое пособие». 3-е изд, перераб. – М.: Росткнига, 2010.- 276с.
Тематическое планирование составлено на основе следующей литературы.
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.4 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей.3 класс. Рабочая тетрадь. - М.:РОСМЭН.-2004.
3. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа.2-4 классы-М. : Айрис-пресс,2008.
4. Дробышев Ю.А.Олимпиады по математике:1-4 классы - М.: Первое сентября,2006.
5. Кенгуру-2006.Задачи, решения, итоги. - СПб.-2006.
6. Керова Г.В.Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. - М.:ВАКО,-2008.
7. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. - М.:Илекса,-2005.
8. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 3 классе. - М.:Илекса,-2005.
9. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу "Окружающий мир". - М.:ВАКО,-2008.
10. Сухин И.Г.Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО,2005.
11. "1000 заданий для умников и умниц". - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, -2005.
Список группы объединения «___4г____» _2012- 2013учебного года
Начальная школа пгт.Оричи Кировской области.
№ п/п | ФИО учащегося | Дата, год рождения | Класс | Возраст |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | Втюрина Валентина Гагаринов Данил Дмитриева Агата Зеленцов Никита Конышев Иван Комаровских Кирилл Конышев Павел Косых Алексей Лепустин Артем Мартынова Татьяна Милевский Сергей Минчакова Ксения Пивоваров Денис Питиримова Василиса Попова Юлия Ситников Дмитрий Сморкалова Елена Суставов Владислав Тимкин Сергей Торгашов Михаил Царегородцев Дмитрий Целищева Полина Че Карина Шевелева Екатерина Шихова Анна Смирнов Сергей | 14.02.02 16.09. 02 19.06.02 15.04.02 16.07.02 09.05.02 17.07.02 15.10.02 19.10.01 25.01.03 11.04.02 18.06.02 24.07.02 25.11.02 22.05.02 14.12.01 16.08.02 22.11.01 13.05.02 22.11.01 21.05.02 14.03.02 06.05.02 03.05.02 26.02.02 18.02.01 | 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г 4г | 10лет 10лет 10лет 10лет 10лет 10лет 10лет 10лет 11лет 9лет 10лет 10лет 10лет 10лет 10лет 11лет 10 лет 11 лет 10лет 11 лет 10 лет 10лет 10лет 10лет 10 лет 10 лет
|
Количество мальчиков – 15
Количество девочек – 11
Педагог :_Корюкова Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....
рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"
данные рабочие программы соответствуют ФГОС...