Программа кружка "Заниматика" (3 класс)
рабочая программа (3 класс) по теме

Черникова Ольга Борисовна

Данная программа позволит учащимся познакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmazanimatika_3_klass.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Заниматика»

Срок реализации 1 год

Возраст детей 3 классы

                         

                                                               

                                                                                             Автор: Черникова Ольга Борисовна

                                                      учитель начальных классов

г. Нижний Новгород



Пояснительная записка

      Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

     Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

     Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

     Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

     Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

      Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

     Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

     Программа кружка рассчитана на 1 год (3 классы). Занятия 1 раз в неделю.

      Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

 (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Цель:  привитие интереса учащимся к математике, систематизация и углубление знаний по математике

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь:

     Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач

Виды контроля знаний

      В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск математических газет

Содержание учебного материала

      Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

Календарно-тематическое планирование кружка «Заниматика»

                

№п/п

Содержание

Кол-во

часов

1

Угадывание чисел. Необычные приёмы устных вычислений

2

Любопытные свойства чисел. Умножение на пальцах. Умножение на 11.

3

Занимательные комбинаторные задачи

4

Спички и палочки. Задачи с перекладыванием

5

Объём. Решение задач на переливание

6

В мире ребусов и шарад

7

Составление математических ребусов

8

Инсценирование задач на деление с остатком

9

Открытие нуля. Загадки-смекалки, обманки.

10

Выпуск математической газеты№1

11

Логические задачи на раскрашивание

12

Рисование картинок без отрыва карандаша от бумаги

13

Чертежи на нелинованной бумаге. Игра "Скопируй рисунок"

14

Игра "Точный маршрут", " Точно по курсу"

15

Симметрия фигур. Создание мини-альбома "Узоры геометрии"

16

Конструирование предметов из геометрических фигур

17

Работа над проектом "Наша детская площадка"

18

Выпуск математической газеты№2

19

Задачи логического характера. Задачи на противоречия

20

Задачи с неполными, лишними, нереальными данными

21

Задачи с многовариантными решениями

22

Математический калейдоскоп. Решение занимательных задач разного вида

23

Денежные знаки. Решение занимательных задач

24

Старинные меры длины. Решение задач

25

Задачи на разрезание

26

Математические головоломки

27

Китайские головоломки (танграмы). Построение животных

28

Китайские головоломки (танграмы). Построение предметов мебели

29

Компьютерные математические игры

30

Выпуск математической газеты№3

31

Числа-великаны. Действия с многозначными числами. Игра "Знай свой разряд"

32

Составление суперпримеров (защита работ "Мой суперпример-самый лучший!")

33

Проектная деятельность "Великие математики"(конкурс буклетов)

34

Нестандартные задачи (решение задач из международных конкурсов)

35

Отважные путешественники. Занимательные задачи на нахождение скорости, времени, расстояния

36

Интеллектуальный марафон

37

Математические фокусы

38

Итоговое занятие. Математика в жизни

Всего

38ч

Список литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
  • Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
  • Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  • Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  • Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  • Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  • Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  • Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  • Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  • Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  • Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  • «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....

рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"

данные рабочие программы соответствуют ФГОС...