Программа кружка учащихся начальных классов "Наглядная геометрия"
рабочая программа (1 класс) по теме
Наглядная геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.
Цель программы: формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Пояснительная записка.
Наглядная геометрия в начальных классах представляет собой дополнительный к учебнику математики материал, который может быть использован в сочетании с любым существующим учебником.
Цель программы:
- формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи программы:
- формировать некоторые практические умения, связанные с построением геометрических фигур и измерениями;
- развивать мелкую моторику у учащихся;
- развивать конструктивное и пространственное мышление.
Для проведения занятий по наглядной геометрии учитель может использовать 1 час в неделю.
Программа и содержание курса «Наглядная геометрия» находятся в полном согласовании с системой изучения геометрического материала в средней школе.
Методической особенностью курса является разработка системы учебных заданий для каждого урока и для всего курса в целом. Задания непосредственно адресованы ученику, обусловливая характер его учебных действий. Поэтому содержание, формулировка и система учебных заданий в данном курсе имеют целый ряд отличительных особенностей по сравнению с системой заданий, реализованных в привычных учителю пособиях по математике. Последовательность заданий выстраивается таким образом: в начале предлагается организационно-подготовительное задание, цель которого – подготовить ребенка к той деятельности, которую он будет выполнять в следующих – основных – заданиях (это может быть активизация внимания и восприятия, развитие зрительно-моторной координации, разработка мелких мышц руки и т.п.), затем предлагается задание, обязательно носящее частично поисковый характер или содержащее элементы творчества. Процесс выполнения такого задания связан с необходимостью проведения зрительного анализа или синтеза, активизацией пространственного анализа, активизацией интуиции ребенка, опирающейся на его опыт и продуцирующей догадку или на ранее усвоенные знания, умения и навыки, позволяющие включить в активную познавательную деятельность всех учеников класса. Цель такого задания – организация осознания детьми той учебной задачи, на решение которой должна быть направлена их последующая деятельность. Форма подачи задания – проблемно-поисковая, реализованная посредством вещественной или графической модели, воспринимаемой ребенком визуально, что позволяет максимально привлечь внимание и обеспечить принятие учебной задачи всеми учениками класса.
Далее следует этап закрепления, на котором также предлагаются задания, в определенной мере отличные от привычных «тренировочных» заданий. Во-первых, они, как правило, уже оформлены так чтобы позволить максимально опираться на зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, что немаловажно для ребенка этого возраста; во-вторых, они отличаются вариативностью способов выполнения, необходимостью активно привлекать ранее усвоенные знания, умения, навыки, а также требуют использования приемов умственных действий. Иными словами, даже тренировочные задания в приведенном курсе имеют продуктивный характер.
Таким образом, любое задание в предлагаемой системе является одновременно и обучающим, и развивающим. Ту же функцию выполняет и система дополнительных практических (конструктивных) и логических (логико-конструктивных) заданий. Они могут выполняться как фронтально, так и отдельными детьми – самостоятельно, по их выбору. Но при этом учитель не занимает позицию объясняющего или контролирующего субъекта – он сам активно включается в процесс выполнения заданий.
Предложенные упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
- на классификацию фигур;
- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
- на построение геометрических фигур;
- на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур;
- на формирование умения читать геометрические чертежи;
- вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
Использование простейшей (но максимально вариабельной) предметной наглядности на уроках наглядной геометрии позволяет реализовать этот курс в любых условиях. В качестве раздаточного материала используются счетные палочки и стандартный «Дидактический набор», содержащий двусторонние фигурки трех основных форм: круг, треугольник, равный половине квадрата, и квадрат, затем простейшая геометрическая мозаика (размер фигур – 16 х 16 см). Из этих основных форм дети конструируют как фигуры, так и различные композиции по образцу, по заданию, по замыслу, развивая конструктивное и пространственное мышление. Для работы в тетрадях дети используют специальную рамку-трафарет с геометрическими прорезями. Такие рамки заводского изготовления имеются в продаже. Используемая рамка позволяет организовать не только работу по распознаванию геометрических форм, но и разработку моторики, а также является основой для формирования конструктивной моделирующей деятельности через прием конструктивного рисования и конструктивной аппликации
1-4 класс
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ (35 часов)
Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).
Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.
Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.
Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (68 часов)
Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.
Сходство и различие прямой и кривой.
Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.
Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.
Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.
Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.
Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.
Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.
Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.
Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).
Симметричный орнамент в круге и квадрате. Представление о проекции, оси координат. Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник. Нахождение их площади, периметра.
РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)
Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).
Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.
Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.
Понятие о техническом задании и техническом рисунке.
Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).
Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).
Решение простых конструктивных задач. Соединение «под углом». Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).
Знакомство с понятием «план». План комнаты: расстановка мебели.
ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ (16часов)
Представление о геометрическом теле.
Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина. Построение развертки объемных тел.
Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке».
Тематический план программы «Наглядная геометрия» 1класс | |||||
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика | Сроки проведения |
Геометрические фигуры (11ч) | |||||
1 | Вводное занятие. Проверочная работа. | 1 | |||
2,3 | Сравнение фигур по различным признакам. | 2 | |||
4 | Классификация фигур по размеру и форме. | 1 | |||
5 | Классификация фигур по форме. | 1 | |||
6 | Треугольник. | 1 | |||
7 | Геометрические фигуры. | 1 | |||
8 | Сравнение фигур. Круг. | 1 | |||
9 | Сравнение фигур. Квадрат. Логические игры со счетными палочками. | 1 | |||
10 | Геометрические фигуры. | 1 | |||
11 | Форма геометрических фигур. | 1 | |||
Начальные геометрические понятия (16ч) | |||||
12 | Точка, прямая. | 1 | |||
13-14 | Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. | 2 | |||
15-16 | Линии на плоскости. Ломанная. Отрезок. | 2 | |||
17 | Отрезок. Длина отрезка. Отрезок как элемент фигуры. | 1 | |||
18 | Квадрат. Диагональ квадрата. | 1 | |||
19 | Геометрические фигуры (повторение) | 1 | |||
20 | Конструирование букв. | 1 | |||
21 | Конструирование лесенки. | 1 | |||
22 | Прямоугольник. | 1 | |||
23 | Треугольник.. | 1 | |||
24 | Ромб. Параллелограмм. | 1 | |||
25 | Трапеция. | 1 | |||
26 | Внутри и снаружи. | 1 | |||
27 | Замкнутая и незамкнутая. | 1 | |||
Работа с конструктором (6ч) | |||||
28 | Конструирование букв. | 1 | |||
29 | Конструирование лесенки. | 1 | |||
30,31 | Конструирование на основе многоугольника. | 2 | |||
32 | План. Конструирование мебели. | 1 | |||
33 | Что я знаю. | 1 | |||
Итого | 33ч |
2 класс
Тематический план программы «Наглядная геометрия» 2класс | |||||
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика | Сроки проведения |
Геометрические фигуры(14 часов) | |||||
1-2 | Изменение геометрических фигур по трем признакам: форма, цвет, размер. | 2 | |||
3 | Определение признаков у измененных геометрических фигур. | 1 | |||
4-5 | Построение фигур, больших, меньших данной, на клетчатой разлиновке. | 2 | |||
6-7 | Квадрат. Свойства диагоналей квадрата. | 2 | |||
8-9 | Треугольник. Классификация треугольников по типу углов. | 2 | |||
10 | Прямоугольник. Его свойства. | 1 | |||
11-12 | Нахождение периметров плоских фигур меркой-посредником. | 2 | |||
13-14 | Сравнение периметров плоских фигур. | 2 | |||
Начальные геометрические понятия(10 часов) | |||||
15 | Понятие оси симметрии. | 1 | |||
16-17 | Симметричные фигуры, рисунки. | 2 | |||
18-19 | Нахождение осей симметрии у цифр, букв, геометрических фигур. | 2 | |||
20-21 | Построение геометрических фигур, симметричных данным | 2 | |||
22-23 | Построение симметричных фигур в круге, квадрате. | 2 | |||
24 | Составление симметричных рисунков. | 1 | |||
Геометрический конструктор(10часов) | |||||
25 | Игра «Танграм». Конструирование фигур из деталей «Танграма» | 1 | |||
26-27 | Игра «Волшебный круг». Конструирование фигур из деталей «Волшебного круга», «Вьетнамского круга» | 2 | |||
28-29 | Составление геометрических фигур из нескольких деталей логических игр. | 2 | |||
30-32 | Игры на воссоздание фигур-силуэтов из наборов «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» | 3 | |||
33-34 | Конструирование рисунка паркета из многоугольников. | 2 | |||
Итого: | 34 |
Тематический план программы «Наглядная геометрия» 2класс | |||||
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика | Сроки проведения |
1-2 | |||||
3 | |||||
4-5 | |||||
6-7 | |||||
8-9 | |||||
10 | |||||
11-12 | |||||
13-14 | |||||
15 | |||||
16-17 | |||||
18-19 | |||||
20-21 | |||||
22-23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26-27 | |||||
28-29 | |||||
30-32 | |||||
33-34 | |||||
Тематический план программы «Наглядная геометрия» 2класс | |||||
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика | Сроки проведения |
1-2 | |||||
3 | |||||
4-5 | |||||
6-7 | |||||
8-9 | |||||
10 | |||||
11-12 | |||||
13-14 | |||||
15 | |||||
16-17 | |||||
18-19 | |||||
20-21 | |||||
22-23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26-27 | |||||
28-29 | |||||
30-32 | |||||
33-34 | |||||
В конце первого года обучения дети должны:
1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;
2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;
3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;
4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;
5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;
6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;
7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;
8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.
Литература:
- Белошистая А.В. Наглядная геометрия в 1 классе.- М.: Классикс Стиль, 2007.
- Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Программа курса математики для четырехлетней школы. – М.: Баласс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для учащихся начальной школы "Разговор о правильном питании"
Данная программа для учащихся начальной школы. Для 1-3 класса даны темы для занятий кружка, для 4 класса - темы по спецкурсу (1 час в неделю), занятий кружка (2 часа в неделю)....
Сценарий музыкально-игровой программы для учащихся начальных классов ко дню Защитника Отечества "Армейский калейдоскоп"
В данном сценарии представлена литературно - музыкальная композиция ко дню Защитника Отечества. В нее включены песни современных композиторов, стихи и танцы на военную тему, которые исполняют учащиеся...
Рабочая программа кружка 4 класс. Наглядная геометрия.
Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Геометрии отводится ведущая...
Программа кружка для начальной школы "Комикс-класс"
Программа занятий «Комикс-класс» разработана для развития творческого воображения младших школьников, снятия их эмоционального и физического напряжения.Выбор данной программы был не случаен, так как в...
Программа кружка в начальной школе "Умники и умницы"
Представляю Вашему вниманию программу кружка с календарно-тематическим планированием для 1, 2 классов....
Программа кружка в начальной школе «АНГЛИЙСКИЙ С ДРУЗЬЯМИ» 1-2 кл.
для доп. образования...
Программа кружка для начальной школы "Грамотеи"
Курс способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений младших школьников с использованием современных средств обучения. Данная...