КТП Технология по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___от___.__.2017 г. Руководитель ШМО ________/О.В.Комаревских/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Л.В.Трофименко/ ___. ____.2017 года. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №5 __________С.Ф.Прокопенко Приказ №___од от __.__.2017. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Технология» для 1 класса учителя начальных классов Целиковой Натальи Владимировны 2017-2018 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1 класса составлена на основании следующих документов:
- приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 (в редакции от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования.
- Примерной программы по учебным предметам: Технология 1 – 4 классы.
- Учебного плана МАОУ СОШ№5 г. Ишима на 2017-2018 учебный год.
- Положения о Рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин и курсов внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Ишима».
- На основе авторской программы Е. А. Лутцевой (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»). Используется учебник «Технология», 1 класс. Автор: Е. А. Лутцева.
Программа по технологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса технология.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
• духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
• формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
• стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
• формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
• формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
• формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
• формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для учащихся 1-го класса рассчитана в начальной школе на 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебных недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметными результатами обучения являются:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
Ученик научится: определять особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.
Ученик получит возможность научиться:
реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.
По трудовой (технико-технологической) деятельности:
Ученик научится:
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
Ученик получит возможность научиться:
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий, реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета, курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Основное содержание | 1 класс Номер урока в тематическом планировании |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание | 1-6 |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 7-23 |
Конструирование и моделирование | 24-33 |
Использование информационных технологий. | 1,2,7,8,9,10,11,12,13,16,19,20,21,23,24,25,28,29,30,33 |
Реализация регионального национального компонента
Наименование темы регионального компонента | Порядковый номер урока, где реализуется региональный компонент | Время, отводимое на реализацию регионального компонента на уроке ( в минутах) |
Ишимское ковроткачество | 10 | 22 |
Деревянная резьба тюменских умельцев | 11 | 25 |
Национальный акцент тюменского региона в создании куклы. | 17 | 25 |
Народные мастерицы нашего края. | 19 | 25 |
Зарождение градостроительства в Сибири | 14 | 22 |
Сибирский валенок | 23 | 25 |
Ремёсла Тюменского края. | 22 | 25 |
Декоративные изделия тюменских мастеров из лоскута | 28 | 23 |
История ручного вышивания тюменского региона. | 30 | 25 |
Особенности гончарного дела Западной Сибири | 13 | 23 |
ИТОГО: | 240минут=4 часа |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 час в неделю – 33 часа
№ урока | Наименование раздела программы/ Количество часов | Тема урока | Формы контроля учащихся | Проектная деятельность | Дата проведения |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание 6 часов | Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Мир профессий. ИКТ по теме урока. | Текущий | ||
2 | Мир природы. Урок – игра. ИКТ по теме урока. | Текущий | Проект по теме: «Изделия из природного материала». | ||
3 | Мир рукотворный. Экскурсия. | Сам.работа | |||
4 | Окружающий мир надо беречь. Экскурсия. | Текущий | |||
5 | Кто где живёт. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём. Урок-игра. | Практический | Проект по теме: «Интерьер комнаты» | ||
6 | Помогаем дома. Экскурсия на пришкольный участок. | Самоконтроль | |||
7 8 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты 17 часов | Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Знакомство с материалами. ИКТ по теме урока. | Текущий | ||
9 | Готовим праздник. Урок – ролевая игра. ИКТ по теме урока. | Практический | |||
10 | Какие свойства у разных материалов. ИКТ по теме урока. РНК, Ишимское ковроткачество. | Практический | Проект по теме: «Изделие из солёного теста» | ||
11 | Как устроены разные изделия? ИКТ по теме урока. РНК, Деревянная резьба Тюменских умельцев. | Текущий | |||
12 | Изделие и его детали. ИКТ по теме урока. | Текущий | |||
13 | Как соединяют детали? ИКТ по теме урока. Особенности гончарного дела Западной Сибири. | Текущий | Проект по теме: «Гончарное искусство» | ||
14 15 | Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? РНК, Зарождение градостроительства в Сибири. | Текущий | |||
16 | Работа с бумагой Нужны ли нам бумага и картон? ИКТ по теме урока. | Текущий | Проект по теме: «Удивительный квиллинг» | ||
17 | Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой? РНК, Национальный акцент тюменского региона в создании куклы. | Исследовательский, практикум | |||
18 | Помощники мастера Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник | Практический | |||
19 20 | Какие бывают аппликации. ИКТ по теме урока. РНК, Народные мастерицы нашего края. | Исследовательский | |||
21 | Сначала нарисуем Какие бывают ножницы у мастеров. ИКТ по теме урока. | Практический | |||
22 | Какие бывают линии? Чем они помогают мастерам? РНК. Ремёсла Тюменского края. | Практический | Проект по теме: «Панно из круп» | ||
23 | Как нарисовать разные фигуры. ИКТ по теме урока. РНК, Сибирский валенок. | Практический | |||
24 | Конструирование и моделирование 4 часа | Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Много и ровно Как точно резать ножницами по линиям? ИКТ по теме урока. | Исследовательский, практикум | ||
25 | Шаблон Как разметить круги, треугольники и прямоугольники. ИКТ по теме урока. | Практический | |||
26 27 | Как правильно сгибать и складывать бумажный лист? | Практический | |||
28 | Технология обработки ткани 6 часов | Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? ИКТ по теме урока. РНК Декоративные изделия тюменских мастеров из лоскута. | Творческий | Проект по теме: «Лоскутное панно» | |
29 | Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки. ИКТ по теме урока. | Практический | |||
30 | Что умеет игла? Прямая строчка. ИКТ по теме урока. РНК, История ручного вышивания тюменского региона. | Исследовательский, текущий | Проект по теме: «Народная вышивка» | ||
31 32 | Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани? | Практический | |||
33 | Бант-заколка. ИКТ по теме урока. | Практический |
[1] В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по технологии по программе «Школа 2100» 2 класс
Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Рабочая программа по технологии по УМК "Школа 2100". 1 класс.
Рабочая программа по технологии построена в соответствии с требованиями ФГОСа, примерной основной образовательной программы «Школа 2100»...
Пояснительная записка по технологии по программе "Школа России" 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторс...
КТП по технологии по программе "Школа России", 3 класс
Календарно - тематическое планирование по технологии (3 класс, "Школа России") рассчитано на 1 час в неделю...
Конспект урока по технологии "Яхта"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока...