КТП Технология по программе "Начальная школа XXI века" 1 класс
календарно-тематическое планирование по технологии (1 класс) на тему

2017-2018  учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_klass_rp_i_ktp_po_tehnologii_17-18.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол №___от___.__.2017 г.

Руководитель ШМО

________/О.В.Комаревских/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

________/Л.В.Трофименко/

___. ____.2017 года.

«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №5

__________С.Ф.Прокопенко

Приказ №___од от __.__.2017.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Технология» для  1 класса

учителя начальных классов

Целиковой Натальи Владимировны

2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 1 класса составлена на основании следующих документов:

- приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 (в редакции от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

- Примерной программы по учебным предметам: Технология 1 – 4 классы.

- Учебного плана МАОУ СОШ№5 г. Ишима на 2017-2018 учебный год.

- Положения о Рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин и курсов внеурочной деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Ишима».

- На основе авторской программы Е. А. Лутцевой (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»). Используется учебник «Технология», 1 класс. Автор: Е. А. Лутцева. 

Программа по технологии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса технология.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач: 

• духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

• формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;

• стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

• формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

• формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

• формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

• формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для учащихся 1-го класса рассчитана в начальной школе на 33 часа (1 ч в неделю, 33 учебных недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметными результатами обучения являются:

1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

6) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

1 класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

-  самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

Ученик научится: определять особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Ученик  получит возможность научиться:

 реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой (технико-технологической) деятельности:

Ученик научится:

  • виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
  • конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  • названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
  • технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

Ученик  получит возможность научиться:

под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий, реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

Основное содержание

1 класс

Номер урока в тематическом планировании

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

1-6

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

7-23

Конструирование и моделирование  

24-33

Использование информационных технологий.

1,2,7,8,9,10,11,12,13,16,19,20,21,23,24,25,28,29,30,33

Реализация регионального национального компонента

Наименование темы регионального компонента

Порядковый номер урока, где реализуется региональный компонент

Время, отводимое на реализацию регионального компонента на уроке ( в минутах)

Ишимское ковроткачество

10

22

Деревянная резьба тюменских умельцев

11

25

Национальный акцент тюменского региона в создании куклы.

17

25

Народные мастерицы нашего края.

19

25

Зарождение градостроительства в Сибири

14

22

Сибирский валенок

23

25

Ремёсла Тюменского края.

22

25

Декоративные изделия тюменских мастеров из лоскута

28

23

История ручного вышивания тюменского региона.

30

25

Особенности гончарного дела Западной Сибири

13

23

ИТОГО:

240минут=4 часа

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 час в неделю – 33 часа

№ урока

Наименование раздела программы/ Количество часов

Тема урока

Формы контроля

учащихся

Проектная деятельность

Дата проведения

1

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

6 часов

Инструктаж по ТБ на уроках технологии. Мир профессий. ИКТ по теме урока.

Текущий

2

Мир природы. Урок – игра. ИКТ по теме урока.

Текущий

Проект по теме: «Изделия из природного материала».

3

Мир рукотворный.

Экскурсия.

Сам.работа

4

Окружающий мир надо беречь. Экскурсия.

Текущий

5

Кто где живёт. Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём. Урок-игра.

Практический

Проект по теме: «Интерьер комнаты»

6

Помогаем дома. Экскурсия на пришкольный участок.

Самоконтроль

7

8

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

 17 часов

Инструктаж по ТБ на уроках технологии.

Знакомство с материалами. ИКТ по теме урока.

Текущий

9

Готовим праздник. Урок – ролевая игра. ИКТ по теме урока.

Практический

10

Какие свойства у разных материалов. ИКТ по теме урока. 

РНК, Ишимское ковроткачество.

Практический

Проект по теме: «Изделие из солёного теста»

11

Как устроены разные изделия?

ИКТ по теме урока. 

РНК, Деревянная резьба Тюменских умельцев.

Текущий

12

Изделие и его детали. ИКТ по теме урока.

Текущий

13

Как соединяют детали? ИКТ по теме урока. Особенности гончарного дела Западной Сибири.

Текущий

Проект по теме: «Гончарное искусство»

14

15

Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов? РНК, Зарождение градостроительства в Сибири.

Текущий

16

Работа с бумагой

Нужны ли нам бумага и картон?

ИКТ по теме урока.

Текущий

Проект по теме: «Удивительный квиллинг»

17

Как аккуратно наклеить детали?

Как клей сделать невидимкой? РНК, Национальный акцент тюменского региона в создании куклы.

Исследовательский, практикум

18

Помощники мастера

Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник

Практический

19

20

Какие бывают аппликации. ИКТ по теме урока.

 РНК, Народные мастерицы нашего края.

Исследовательский

21

Сначала нарисуем

Какие бывают ножницы у мастеров. ИКТ по теме урока.

Практический

22

Какие бывают линии?

Чем они помогают мастерам? РНК. Ремёсла Тюменского края.

Практический

Проект по теме: «Панно из круп»

23

Как нарисовать разные фигуры. ИКТ по теме урока. РНК, Сибирский валенок.

Практический

24

Конструирование и моделирование

4 часа

Инструктаж по ТБ на уроках технологии.

Много и ровно

Как точно резать ножницами по линиям? ИКТ по теме урока.

Исследовательский, практикум

25

Шаблон

Как разметить круги, треугольники и прямоугольники. ИКТ по теме урока.

Практический

26

27

Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?

Практический

28

Технология обработки ткани

6 часов

Инструктаж по ТБ на уроках технологии.

Как из квадратов и кругов получить новые фигуры? 

ИКТ по теме урока. РНК

Декоративные изделия тюменских мастеров из лоскута.

Творческий

Проект по теме: «Лоскутное панно»

29

Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки. ИКТ по теме урока.

Практический

30

Что умеет игла? Прямая строчка. ИКТ по теме урока. РНК, История ручного вышивания тюменского региона.

Исследовательский,  текущий

Проект по теме: «Народная вышивка»

31

32

Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?

Практический

33

Бант-заколка. ИКТ по теме урока.

Практический


[1] В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративно­прикладном творчестве региона, в котором проживают школьники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по технологии по программе «Школа 2100» 2 класс

Рабочая программа курса «Технология» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ду­ховно-нравственного развити...

Рабочая программа по технологии по УМК "Школа 2100". 1 класс.

Рабочая программа по технологии построена в соответствии с требованиями ФГОСа, примерной основной образовательной программы «Школа 2100»...

Пояснительная записка по технологии по программе "Школа России" 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Рабочая программа по технологии для 2 класса раз­работана в соответствии с требованиями Федерально­го государственного образовательного стандарта на­чального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по технологии для 2 класса раз­работана в соответствии с требованиями Федерально­го государственного образовательного стандарта на­чального общего образования, на основе авторс...

КТП по технологии по программе "Школа России", 3 класс

Календарно - тематическое планирование по технологии (3 класс, "Школа России") рассчитано на 1 час в неделю...