Пояснительная записка по технологии по программе "Школа России" 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по технологии для 2 класса раз­работана в соответствии с требованиями Федерально­го государственного образовательного стандарта на­чального общего образования, на основе авторской программы Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П.  по технологии (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Про­свещение, 2014), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования.

Место предмета:

На изучение предмета «Технология» во 2 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено во 2 классе 34 ч (1 ч в неделю). Согласно программе по технологии Е.А. Лутцевой предмет «Технология» может изучаться 34 ч (1ч в неделю) или 68 ч (2 ч в неделю). В данной рабочей программе представлен вариант - 34 ч (1 ч в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit_tehnolog.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П.  по технологии (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014), концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования.

Место предмета:

На изучение предмета «Технология» во 2 классе в Федеральном базисном учебном плане предусмотрено во 2 классе 34 ч (1 ч в неделю). Согласно программе по технологии Е.А. Лутцевой предмет «Технология» может изучаться 34 ч (1ч в неделю) или 68 ч (2 ч в неделю). В данной рабочей программе представлен вариант - 34 ч (1 ч в неделю). 

Используемый учебно-методический комплекс:

1.         Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014 (Школа России).

2.         Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Просвещение. 2014 (Школа России).

3. Методические рекомендации к учебникам технологии Лутцевой Е.А., Зуевой Т.П. , 2 класс, М.: Просвещение, 2014

Цель изучения курса «Технология» — развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

Задачи обучения

  •  Стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
  •  формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
  •  формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
  •  формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
  •  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
  •  развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  •  формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

развитие коммуникативной  компетентности  младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  •  ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Технология» является комплексным и интегративным. В содержательном плане он пред-полагает следующие взаимосвязи с основными дисциплинами начальной школы:

•         с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;

•         с математикой - моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;

•         с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем;

•         с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности, повествование о ходе действий и построении плана деятельности;

•         с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.

Общая характеристика курса

В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции - процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замыслов, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отраженных в народном быту, творчестве.

Программа «Технология» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. В программу включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов. Результатом учебной деятельности ребенка становится изменение самого ученика, его развитие.

Изготовление изделий не является целью урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Любое изготовляемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы. Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенных знаний и умений.

При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Содержание программы.

Распределение учебных часов по разделам программы

Название раздела

Количество часов

Проверочная работа «Проверим себя»

Проект

Изделия

Художественная мастерская

9

1

1

9

Чертежная мастерская

8

1

-

6

Конструкторская мастерская

10

1

1

9

Рукодельная мастерская

7

1

-

5

Всего

34

4

2

29

1.         Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

2.         Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

3.         Конструирование и моделирование.

4.         Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 2 класса

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

•         воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций;

•         бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;

•         внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка;

•         учебная и социальная мотивация.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•         учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•         учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

•         проговаривать последовательность действий на уроке;

•         высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника;

•         самостоятельно объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

•         самостоятельно организовывать рабочее место;

•         под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;

•         выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

•         выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

•         учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

•         определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

•         наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, сравнивать их;

•         сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;

•         группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

•         анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

•         понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

•         ориентироваться в материале на страницах учебника;

w находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и ин-формацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

•         делать выводы о результате совместной работы всего класса;

•         преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы;

•         самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

•         учиться слушать и слышать учителя и одноклассников          совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;

•         уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

•         развивать навыки сотрудничества;

•         учиться выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.

Предметные результаты

1.         Общекультурные и обще-рудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

Знать (на уровне представлений):

•         о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

•         об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;

•         о профессиях, знакомых детям.

Уметь:

•         самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;

•         готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы;

•         самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения - свое или высказанное другим;

•         соблюдать правила гигиены труда;

•         применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские).

2.         Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Знать:

•         общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, картон, ткань) и их свойства;

•         последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

•         способы разметки по шаблону;

•         способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

•         названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Уметь:

•         различать материалы и инструменты по их назначению;

•         качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:

•         экономно размечать сгибанием, по шаблону;

•         точно резать ножницами;

•         собирать изделия с помощью клея;

•         эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);

•         с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на технологическую карту, образец, используя шаблон.

3.         Конструирование и моделирование

Знать:

•         неподвижный и подвижный способы соединения деталей;

•         отличия макета от моделей.

Уметь:

•         конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, с опорой на технологическую карту;

•         определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.

4.         Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

Знать назначение ПК, его возможности в учебном процессе.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•         выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта ит. п.);

•         соблюдения безопасных приемов работы с материалами, инструментами;

•         создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

•         осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;

•         поиска нужной информации в Интернете.

Форма организации образовательного процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: здоровье сбережения, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития критического мышления, личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные, проблемно-диалогического обучения, элементы технологии групповой проектной деятельности, поэтапного формирования умственных действий и др.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль — в форме устного фронтального опроса, выставка готовых изделий (индивидуальных и коллективных); тематический контроль «Проверим себя» по окончании каждого раздела; проектные работы.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.

Оцениваются:

•         качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

•         степень самостоятельности;

•         уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические технологические решения.

Дополнительно используются:

  1. Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. М: «Просвещение» 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка по технологии, автор Лутцева Е., 4 класс

Пояснительная записка по программе Е.Лутцевой  "Технология" для 4 класса....

Пояснительная записка по технологии для 1-4 классов по ПНШ

Пояснительная записка по технологии по перспективной начальной школе...

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов

Пояснительная записка по технологии для 1 и 4 классов...

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС

Пояснительная записка по технологии (девочки) 5 класс по ФГОС....

Пояснительная записка по технологии 1 класс УМК "Гармония"

В материале содержится пояснительная записка к рабочей программе по технологии для 1 класса УМК "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....