межпредметные связи на уроках в начальной школе
материал по технологии на тему

Межпредметные связи на уроках в начальной школе

      Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

     Интеграция, на мой взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_no2.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметные связи на уроках в начальной школе

      Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

     Интеграция, на мой взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных.

    Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

    Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

    Одна из важнейших задач современного образования — показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений.

    Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).

     Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый учебный предмет по сути своей несет в себе интеграцию разных областей знаний. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

      В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.

Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

В свою очередь интегрированные уроки позволяют учителю:
-сократить сроки изучения отдельных тем;
-ликвидировать дублирование материала по разным предметам;
- уделить больше внимания тем целям, которые, учитель выделяет в данный момент обучения  (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала)
- снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с    одного вида  деятельности на другой.

Межпредметные связи раздела "Зимние явления в природе"

 №
п/п

Тема

Межпредметные связи

Реализация межпредметных связей

1

Зимняя экскурсия

Чтение

Ф.Тютчев “Чародейкою-зимою”.

ИЗО

Рисование по теме “Зима в моём представлении”.

 

2

Зимние явления в неживой природе

Чтение

И.Никитин “Встреча зимы”.
А.Чехов “Шёл первый снег”.

ИЗО

И.Грабарь “Февральская лазурь”.

Музыка

Н.Римский-Корсаков “Снегурочка”.

 

3

Снег и лёд

Чтение

В.Даль “Старик-годовик” (1-4 абзацы).

Музыка

К.Дебюсси – танцующие снежинки из сюиты “Детский уголок”.

 

4

Растения зимой

ИЗО

Рисование по теме “Зимний парк” или “Зимний лес”.

Чтение

С.Есенин “Берёза”.

Технология

Аппликация “Деревья зимой”.

 

5

Животные зимой

Чтение

В.Чаплин “Лесная кормушка” (выборочное чтение).

ИЗО

Рисунки птиц.

Труд

Лепка животных (кто как зимует), составление композиции.

Музыка

Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”.

6

Зимой (обобщение)

Чтение

Н.Некрасов “Не ветер бушует над бором...”.

Музыка

В. Крутицкий “Зима”.

 

В системе «Школа-2100» интеграция чтения и письма заложена в основу, урок обучения грамоте проводится парой, на протяжении которой письмо и чтение чередуются и дополняют друг друга. Но, кроме этих близких областей знаний, на уроках обучения грамоте в 1 классе интегрируются и материалы по ИЗО, окружающему миру.

     Литературное чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по окружающему миру; возможно интегрирование с русским языком, ИЗО и технологией.

     На интегрированных уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.

И на уроках русского языка и математики прослеживается межпредметная связь. Дети выполняют словарно-орфографическую работу с математическими названиями различных величин: килограмм, тонна, грамм, километр, сантиметр, миллиметр, дециметр, секунда, гектар.

При изучении темы «Слова с сочетаниями ча, ща » (3 класс) обучающиеся работают над написанием слов, которые регулярно употребляются на уроках математики: час, задача, площадь, тысяча

     Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники, астрономии и физики.  Также интегрируются  уроки окружающего мира с экологией и краеведением, ОБЖ, ИЗО, музыкой, технологией.

     Межпредметные связи включаются  в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Тщательно отбираются информации из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала.

Урок русского языка во 2 классе

«Имя существительное»

Цель урока:

Межпредметная: расширить изучение предмета "русский язык" через интеграцию с изобразительным искусством и литературным чтением

Предметная:

Обобщение знаний обучающихся об имени существительном

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся.

Решение учебной проблемы (Интеграция с предметом "Изобразительное искусство")

- Давайте вспомним, какие картины о зиме мы знаем? (Познавательные, коммуникативные, личностные)

А. Пластов «Первый снег»

К.Ф.Юон
"Конец зимы. Полдень"

Вопросы:

-Приведите примеры имён существительных в

1. названии картин,

2. изображениях

-Кто знает, что такое пейзаж?

Работа с источниками информации (со словарём)

Учитель зачитывает текст из толкового словаря (и на доске)

Продолжение работы над темой урока. Развитие кругозора. Интеграция с предметом "Литературное чтение"

- Какие литературные произведения о зиме вы знаете? - Кто их автор?

- Знаете ли вы произведения Александра Сергеевича Пушкина о зиме?

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет
волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась;
клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми
коврами
Среди
полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой
пеленою;
Блеснул
мороз, и рады мы
Проказам
матушки-зимы.

    Выпишете из  стихотворения имена существительные, определите их число.  Взаимопроверка (в парах)

   Уроки на межпредметной основе нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют не только развитию орфографической зоркости, но и развитию логического и образного мышления, глубокому проникновению обучающихся в мир красок и звуков, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, формируют успешность обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Межпредметные связи на уроках русского языка"

Для повышения эффективности преподавания русского языка в начальных классах значительную роль отвожу межпредметным связям....

Межпредметные связи на уроках физической культуры в начальной школе

Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. ...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Лекция на тему:" Причина и следствие: как помочь ребёнку выстраивать причинно-следственные связи на уроках в начальной школе".

         Сознавать и размышлять свойственно разуму, значит устанавливать причины и следствия, отвечать на вопросы, устанавливать закономерности, выявляя причину  и...

Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе

В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе.  Поделюсь профессиональным...

Методические рекомендации по внедрению ЛЕГО-конструирования в рамках межпредметной связи в учебную деятельность начальной школы

Межпредметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных треб...

"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."

Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....