"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."
материал
Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления на МО. | 21.84 КБ |
Презентационный материал для выступления. | 673.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика.
Князева К.И.
ГБПОУ ВО "Губернский педагогический колледж"
Учитель начальных классов
Тема: Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика.
Цель: Рассмотреть, как использование межпредметных связей на уроках в начальной школе влияет на познавательный интерес учащихся.
Задачи:
- Рассмотреть проблему отсутствия познавательного интереса младших школьников и использование межпредметных связей на уроках, как способ ее решения.
- Сформировать представление о межпредметных связях и их влияние на учащихся.
- Доказать необходимость введения интеграции на уроках в начальной школе.
План выступления:
- Проблема отсутствия познавательного интереса у младших школьников.
- Что такое межпредметные связи, и почему их следует учитывать при построении современного урока?
- Интеграция на уроках в начальной школе.
- Выводы по выступлению.
Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. С этой целью рассматривается содержание школьного образования, создаются новые учебные планы, программы и учебники, совершенствуются методы и формы организации обучения.
С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения. А самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира.
Объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями могли бы способствовать естественному установлению межпредметных связей с целью интеграции знаний при рассмотрении определенных объектов, явлений, процессов.
В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации.
На мой взгляд, наиболее точное определение категории «межпредметные связи» дано Г.Ф. Федорцом: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве».
В определении обращается внимание на цель установления межпредметных связей, исходя из этого, отмечается необходимость иного подхода к отбору содержания, выбору методов и форм обучения. В свою очередь изменения в содержании и методах обучения обеспечивают качественно новый уровень в решении задач образования, развития и воспитания младшего школьника.
Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:
- «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
- «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»,
- «развивается умственная деятельность»,
- «появляется желание учиться»,
- «формируются положительные нравственные качества».
Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. А мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения».
Интеграция выполняет ряд функций в обучении:
- Методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин.
- Образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания.
- Развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора.
- Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.
- Конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.
Представляется важным деление интегрирования на вертикальное и горизонтальное.
- Горизонтальное интегрирование предусматривает объединение школьных предметов данного класса обучения.
- Вертикальное интегрирование охватывает однородный материал из программы разных лет обучения.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокапятиминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это «кусок истории личностной судьбы ребенка.
Я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности. За методикой интегрированного преподавания большое будущее.
Список используемой литературы:
- https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/ispol_zovaniie_miezhpriedmietnykh_sviaziei_v_formirovanii_poznavatiel_noi_samost
- https://uchitelya.com/pedagogika/158520-mezhpredmetnye-svyazi-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи выступления: Цель: Рассмотреть, как использование межпредметных связей на уроках в начальной школе влияет на познавательный интерес учащихся. Задачи: 1. Рассмотреть проблему отсутствия познавательного интереса младших школьников и использование межпредметных связей на уроках, как способ ее решения. 2. Сформировать представление о межпредметных связях и их влияние на учащихся. 3. Доказать необходимость введения интеграции на уроках в начальной школе.
План выступления: Проблема отсутствия познавательного интереса у младших школьников. Что такое межпредметные связи, и почему их следует учитывать при построении современного урока ? Интеграция на уроках в начальной школе . Выводы по выступлению.
Определение межпредметных связей. « Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитательную функции в их органическом единстве » Г.Ф. Федорец
«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения ». Функции в обучении : • Методологическая функция • Образовательная функция • Развивающая функция • Воспитывающая функция • Конструктивная функция
Интеграция:
Выводы: Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности. За методикой интегрированного преподавания большое будущее.
Список используемой литературы: https:// kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/ispol_zovaniie_miezhpriedmietnykh_sviaziei_v_formirovanii_poznavatiel_noi_samost https:// uchitelya.com/pedagogika/158520-mezhpredmetnye-svyazi-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html Межпредметные связи в процессе обучения : Учеб. пособие / Г. Ф. Федорец . - Л. : ЛГПИ, 1983. - 88 с.; 22 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»
Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...
межпредметные связи на уроках в начальной школе
Межпредметные связи на уроках в начальной школе Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целост...
Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...
Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"
В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...
Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"
Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...