Лекция на тему:" Причина и следствие: как помочь ребёнку выстраивать причинно-следственные связи на уроках в начальной школе".
статья на тему

Володина Светлана Ильинична

           Сознавать и размышлять свойственно разуму, значит устанавливать причины и следствия, отвечать на вопросы, устанавливать закономерности, выявляя причину  и следствие. В педагогической науке проблеме формирования умения устанавливать причину и следствие посвящены исследования Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина. Они утверждают, что в процессе обучения умение устанавливать причину и следствие осуществляется в несколько этапов.Система  заданий развивает понимание причинно-следственной установки  у учащихся. В процессе упражнений вырабатывается навык, умение выявлять эти установки, которые каждый раз требуют  осмысленности.Учёные поясняют, что связь причины и следствия - необходимость. На современном этапе важно ребёнку помочь развивать это умение. Как помочь ребёнку в этом? В установлении причины и следствия дети испытывают затруднения, хотя понимают явления и события. По всем учебным предметам на изучаемом  материале идёт формирование умения выявлять причину и следствие у школьников в младших классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст лекции31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Причина и следствие. Как помочь ребёнку находить их при организации уроков

в начальной школе.

                                                                                                                                                     С.И. Володина,

учитель начальных классов,

«Школа №64».

           Сознавать и размышлять свойственно разуму, значит устанавливать причины и следствия, отвечать на вопросы, устанавливать закономерности, выявляя причину  и следствие.

           В педагогической науке проблеме формирования умения устанавливать причину и следствие посвящены исследования Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина. Они утверждают, что в процессе обучения умение устанавливать причину и следствие осуществляется в несколько этапов. Сначала приём логического действия для ученика становится объектом усвоения, потом - средством нахождения связей между явлениями и предметами, затем - частью общеучебных умений, которые в начальных классах усваиваются для успешного интеллектуального развития ребёнка.

           Учёные выделяют этапы научения умению устанавливать причину и следствие – это освоение простых умений: обозначать в предметах свойства; знать общие и отличительные признаки предметов; выявлять их существенные, несущественные свойства; различать их значимые детали и родовидовые отношения;  делать умозаключения.

           Они рекомендуют использовать на уроках дидактическую игру – эффективный приём формирования причинно-следственных умений, развивающую интеллектуальную активность, создающую проблемно-поисковые  ситуации, требующих волевых усилий. Необходима система наглядности, потому что  установление причины и следствия основано на понятиях абстрактных. Превратить знания учащихся в убеждения  возможно с помощью эксперимента.

          Система  заданий развивает понимание причинно-следственной установки  у учащихся. В процессе упражнений вырабатывается навык, умение выявлять эти установки, которые каждый раз требуют  осмысленности.

           Учёные поясняют, что связь причины и следствия - необходимость. С точки зрения педагогики, причина - это существующая связь между двумя явлениями, когда она  вызывает следствие.

            По выводам Л.С.Выгодского ясно, что образованием элементарных понятий завершается процесс обучения в начальной школе. Ученику проще установить от причины к следствию связь, нежели от следствия к причине. А формирование познавательных логических ууд в образовательном процессе становится потребностью,  развивающей интеллект и  мыслительные операции ученика. Одна из задач учителя - научить  ученика мыслить, размышлять. Осуществление принципа причинно-следственных связей способствует развитию у школьников навыков научно-исследовательской работы, помогает формировать материалистическое мировоззрение. Этот принцип заложен в основе развивающего, проблемного обучения, проектирования и технологии

критического мышления. На современном этапе важно ребёнку помочь развивать это умение. Как помочь ребёнку в этом?

           В установлении причины и следствия дети испытывают затруднения, хотя понимают явления и события. У детей не всегда есть понимание необходимости  причинно-следственной связи, они могут перепутать причину события во  времени. Школьнику  легче ответить на вопрос «Если растение не поливать, что будет?», чем на вопрос «А почему же растение засохло?». Сначала  формируется у ребёнка представление о том, что у любого следствия есть причина. Потом - понимание того, что у любого факта своя причина есть.

           Вопросы: «Если посадить весной в землю ядро фасоли, что осенью вырастет? Свёкла может вырасти? Горох может вырасти?». «Если весной в землю посадить зернышко пшеницы, что осенью вырастет? Рис может вырасти? Кукуруза вырасти может?». Детям необходимо пояснить: чтобы выросла фасоль, надо посадить в землю только фасоль, чтобы выросла пшеница, надо посадить только зерно пшеницы. Поэтому в выявлении причины и следствия нужна точная причина для конкретного факта.

          Сформированным можно считать умение устанавливать причину и следствие тогда, когда дети сами или с незначительной помощью взрослого определяют внешне выраженные обратные и прямые связи; рассуждают, могут установить причину определённых явлений, её объяснить; видят и при помощи взрослого поясняют скрытые связи, рассуждают и делают выводы, умеют логически рассуждать и связывать объекты и явления. Как научить ученика этому умению?

          По всем учебным предметам на изучаемом  материале идёт формирование умения выявлять причину и следствие у школьников в младших классах. В 1 классе на уроках обучения грамоте дети  узнают о слогообразующей роли гласных, выполняют деление слова на слоги, опираются  на причинно-следственную связь - «В слове столько слогов, сколько гласных». По окружающему миру, изучая времена года, дети определяют причину смены времён года - это положение Земли по отношению к Солнцу, следствия – это характерные признаки по временам года. Изучая тему «Смена дня и ночи», детям надо выявить причины данного явления. Проводится мультимедийная практическая работа, где ученики с помощью  наглядности видят, что Солнце освещает одно из полушарий Земли, а другое находится в тени, и как при вращении Земли освещаются разные полушария. Делается вывод о смене дня и ночи на Земле. При изучении тем, посвященных экологическим проблемам, устанавливаются причины экологических проблем и катастроф, следствия неправильного отношения людей к окружающей природе.

           Одним из важнейших познавательных универсальных учебных действий на уроках математики является установление причины и следствия, представление цепочек объектов и явлений. Примером работы по формированию логического универсального умения могут быть задания на установление и знание зависимости между величинами.

          Например, задание из урока во 2 классе: «Найдите значения последующих выражений, не вычисляя примеры»:

      7 + 45 = 52                              70 – 25 = 45

    17 + 45 =                                   68 – 25 =

    27 + 45 =                                   66 – 25 =

    37 + 45 =                                   64 – 25 =

           Фрагмент  урока в 3 классе по теме: «Деление нуля» .

-У меня в руках нет яблок. Какой цифрой обозначим несуществующее число яблок? (0).

- У меня нет в руках яблок, я забыла их дома, но я так хотела их отдать 3 ученикам поровну. Сколько будет яблок  у каждого ученика? (0).

- Запишем эту ситуацию примером. ( 0 : 3 = 0).

- Сколько яблок будет у 3,4,5 учеников в руках, если я захочу им раздать забытые дома яблоки? (Яблок – 0).

- Сформулируйте правило деления нуля на любое число. (Нуль разделить на число – равно нулю.)

- Скажите, можно положить яблоки или что-то другое поровну на несуществующее тарелки?  (Нет, нельзя, тарелок  нет, их-0).

- Можно ли разделить любое число на  нуль?  (Нельзя).

            На уроках русского языка, наблюдая за словообразованием существительных, дети выясняют, что при изменении окончаний по падежам и вопросам можно разбить существительные на три класса (3склонения), определяют, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению, что 4 группа - это несклоняемые существительные.  

           1 скл.                     2 скл.                     3 скл.                  Нескл.

Им.п. вода, земля, дядя   конь, окно, поле   степь, дичь       кофе, пальто, метро..

           Формированию у учащихся умения устанавливать причинно-следственную зависимость дают  уроки чтения. При работе над художественным текстом часто звучат вопросы «Что из этого следует?», «Что поняли?», «Почему? Зачем?», «Чему научились?», «Какие вопросы появились?». Формируется и развивается действие словесно-логического мышления. Это в 1классе: 1.Формирование и развитие умений видеть причину и следствие между  событиями по вопросам педагога  к текстам небольших рассказов «Галка и голуби», «Мама заболела». 2.По указанному следствию выявить возможные причины. Осознание ситуаций, встречающихся в жизненном опыте ученика. «Порвалась тетрадка, разбилась тарелка, упал на пол». 3.Моделирование разных ситуаций, «Что было бы, если …», «Где? Когда? Почему? Зачем? Для чего?» на  социальном и бытовом уровнях. («Зачем надо чистить зубы? Почему надо мыть  руки? Для чего надо проветривать помещение, класс?») 4. Задаётся один компонент, прогнозируется второй. Может быть предъявление на слух или показ сюжетно-ролевых иллюстраций. (Вероника не была вчера в школе,.(потому что заболела.  Игорь и Лена не принесли на урок рисования краски,..).

             На уроках чтения даются задания на прогнозирование ситуаций в действиях героев: «Что будет, если…». Работая с текстом художественного произведения, при обдумывании, восприятии (по цепочке «сердце и ум», «умные эмоции» из теории Л.С.Выготского) понимается прочитанное, домысливается и оценивается прочитанное, вырабатывается умение выделять изобразительно-выразительные средства языка текста, воспроизводить картинки из жизни, рассказанные писателем, устанавливать причину и следствие происходящего, понимать авторскую позицию, выделять главную мысль. Помогают работать над этим разные формы работы: 1.Рассказ учителя или ученика (краткий, эмоциональный, доступный и интересный), в том числе в комплексе с беседой: а) об авторе; б) об истории, особенностях написания произведения. 2.Слушание музыки, словесное рисование воображаемых картин, рассматривание иллюстраций, заочные интерактивные экскурсии, обсуждение услышанного, увиденного. 3.Словарная работа (подбор синонимов - антонимов, выделение морфем у слова, постановка логического ударения, определение лексического значения.) 4.Прогнозирование (по иллюстрации; по заголовку; по опорным словам; по фамилии автора).5. Чтение вступительной статьи, диалогов персонажей в учебнике. 6.Демонстрация элементов занимательности, игры (ребусы, кроссворды, викторины, загадки). 7.Тестовая проверка домашнего чтения (на прочитанном тексте). Вопросы: «Что понравилось?», «Что самое  интересное?», «Что запомнилось, взволновало, рассмешило, встревожило?», предлагаются проблемные вопросы  для мотивации  текста.

            Например, читается текст Л.Н.Толстого «Котенок». После первичного чтения рассказ кажется детям вполне понятным, используется обмен впечатлениями, фиксируется  затруднение  между уровнем детского воспроизведения и  авторского повествования. Вопрос «Для чего нужна в рассказе первая часть?» - проблемный, заставляет детей искать причину произошедшему, что стало следствием её. Ставятся вопросы воспроизводящего характера, требующие анализа,  актуализирующие  мыслительные процессы.  Дети часто обращаются к тексту для того, чтобы выявить причину и следствие. Анализ завершается синтезом, когда ученики выясняют отношение автора к поступкам героев и делают вывод.

             Развивать логическое мышление при установлении причины и следствия – значит развивать умение осуществлять мыслительные операции, выражать суждения, строить умозаключения. Как помочь школьнику развивать это умение?

             Большими возможностями в этом открывают уроки русского языка, что развивает речь учащихся, способствует развитию умений излагать мысли определенно, последовательно, непротиворечиво, обосновано.

             Задание1. (Развивается умение устанавливать следствие от причины.)

- Прочитай запись. Среди предложений найди такое, которое по смыслу следует из того, о чем говорится в предложении. 1. Вот наступили теплые и ясные весенние дни. 2. Проснулись насекомые. 3. Река замёрзла. 4. Почки набухли.

            Задание2. Прочитай пары предложений. Выбери пару, где предложения записаны в следующем порядке: сначала предложение, обозначающее причину, затем предложение, смысл которого вытекает из предложения-причины. С помощью подходящего союза (и, но) соедини эту пару в сложное предложение.

 1. Люди часто вырубают леса. Лишаются крова и пищи лесные жители.

 2. После дождя выросли грибы в лесу. Мы любим ходить за грибами.

            Задание3. Прочитай, заполни пропуски, расположи предложения в правильной последовательности (см. справку).

 Праздник осенью приходит в тайгу: спеют кедровые шишки. Бурундуки и белки, медведи и кабаны – кто только вкусными орешками не поживится!

 Справка: Молодыми зелеными ростками покроется тайга. Запасливая птица прячет орехи под древесную кору, в дупла, мох, в лесную подстилку. Прилетит на пиршество и кедровка. Прорастут орешки.

            Задание4. Перестрой предложения или разбей одно из них на несколько предложений так, чтобы между ними была логическая последовательность.

У нас в огороде растёт капуста, а в Сочи живут родственники.

На столе стоит ваза с тюльпанами, а в  лесу  много ландышей.

На прошлой неделе я читал толстую книгу, а на этой неделе – интересную.

По улице бежали два мальчика.  Петя бежал в магазин, а Сеня бежал быстро.

За шкаф провалился портрет, а за городом сейчас хорошо.

           Использование приемов «триз» на уроках в начальной школе, развивают познавательные ууд. Учителям знакомы  приемы из технологии теории решения изобретательских задач и технологии развития критического мышления. Приемы вызывают интерес у учеников, позволяют объективно оценить, провести рефлексию и  формировать предметные умения.

           Приём интерактивного обучения «За шагом шаг» используется для активизации полученных знаний.  Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из пройденного материала. «Назовите сущ. 1склонения», «Назовите числа от 1 до 10», «Назовите компоненты чисел при делении», « Назовите части речи» …                                                                          

           Универсальный приём «триз» «Ложная альтернатива».  Внимание ребёнка  уводится в сторону с помощью слов-альтернативы «или-или», выраженной произвольно. Предлагаемые ответы не является верным.  Например, обычные загадки и ложные загадки. «Столица России – Екатеринбург или Рязань? Слово «машина» - это имя прилагательное или глагол?»                                                                                                                      

            Приём логической цепочки «Причина-факт-следствие» помогает найти связь между причиной и фактом, увидеть его следствия. Это упражнение -исследование, анализ. Например, «Не выучил правило – допустил ошибки в диктанте – получил низкую оценку», «Не знаешь формулу пути – не решишь задачу на движение».          

             Используя приём «Да-нет-ка», у детей сужается поиск искомого предмета посредством задавания вопросов, когда учитель отвечает словами «да-нет», «и да, и нет». Данный прием формирует ууд: умение связывать разные факты в одну картину; умение систематизировать информацию; умение устанавливать и связывать причину и следствие; умение слушать - слышать друг друга.  Например, учитель загадал число 45. Ученики задают вопросы: «Это однозначное число? Нет. В нем больше одного десятка? Да. Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да. Сумма цифр больше 9? Нет».

            Таким образом, с помощью различных методов, способов, форм,  приёмов работы на уроках (дидактические игры, проблемно-поисковые ситуации, определённые вопросы, упражнения и задания, эксперименты, система наглядности, элементы проектно-исследовательской деятельности, приёмы «триз») в начальной школе достигается  наиболее быстрое умение детьми находить причинно-следственные связи, то есть обозначать в предметах свойства, знать общие и отличительные признаки предметов, выявлять их существенные, несущественные детали, различать их значимые признаки и родовидовые отношения, строить простые умозаключения, размышляя, осмысливая, развивая интеллектуальную активность и общеучебные умения. Это научение необходимо  ученику для развития мыслительных операций и интеллекта. В зависимости от содержания конкретного учебного предмета и способов его организации раскрываются возможности для формирования логического универсального учебного действия: анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, подведения под понятие, выявлении причины и следствия - одного из важнейших познавательных ууд. Данная работа в процессе обучения необходима, чтобы ребёнку  младших классов помочь находить и выявлять на уроке эти связи и устанавливать закономерности между явлениями и предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

межпредметные связи на уроках в начальной школе

Межпредметные связи на уроках в начальной школе      Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целост...

Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе

В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе.  Поделюсь профессиональным...

Методические рекомендации по внедрению ЛЕГО-конструирования в рамках межпредметной связи в учебную деятельность начальной школы

Межпредметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных треб...

Статья на тему:" Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС".

Статья на тему:" Особенности организации урока в начальной школе в связи с требованиями ФГОС"....

"Использование межпредметных связей на уроках в начальной школе как способ формирования устойчивого познавательного интереса ученика."

Материал для сообщения на МО или семинаре или педагогическом совете учителя начальных классов....