Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе
статья на тему
В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе. Поделюсь профессиональными хитростями, которые я применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле. Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_obratnoy_svyazi.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация принципа обратной связи на уроках
в начальной школе
Педагогическая техника - это владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в работе.
Рассмотрим один из принципов педагогической техники - принцип обратной связи.
Его формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет не возможен. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т. д. Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.
В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе. Поделюсь профессиональными хитростями, которые я применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле. Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.
«ЛОВИ ОШИБКУ!»
Суть приёма: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Например: на уроке математики, работая с темой «Порядок действий», записываю на доске математическое выражение: 2+2∙2=8. Ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. Могу подсказать детям "опасные места" интонацией или жестом. Важно приучать детей мгновенно реагировать на ошибки, поощрять внимание и готовность вмешаться.
Данный приём можно применить и на этапе контроля знаний и умений. Если все ошибки в самостоятельной работе исправлены рукой учителя, интерес к ней пропадает. Как быть? Часто, проверяя письменную работу, я не исправляю ошибки, а просто пишу общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого ученика.
Приём «Лови ошибку!» использую и во время проведения групповой работы. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и его решение перед всем классом.
Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.
«ВВЕДИТЕ РОЛЬ»
Это один из приемов управления классом и организации обратной связи на уроке.
Выполняя некоторую роль, учащиеся участвует в управлении обучением.
Например, на уроке усвоения новых знаний я ставлю перед учащимися проблему, и вдруг из класса раздаётся: « А я не верю! Докажите …" Это действует «Фома неверующий». Непростая роль. Но зато помогает оживить урок и лучше усвоить новый материал.
К концу урока слово берет "связник". Его роль – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями.
А можно на уроке ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль на уроке была, по его мнению, главной, сделает вывод, подведёт итог урока.
Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик.
Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу. Конечно, по согласованию с учителем. Пусть дети сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.
Очень моим детям полюбилась роль «дежурного по словарю». Перед уроком он выходит к доске и повторяет с одноклассниками слова, правописание которых можно проверить только по словарю.
Роли нужно вводить постепенно. Какую роль вводить первой?
Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно чтобы на всех уроках использовались роли.
«МОРДАШКИ»
Еще один простой прием организации обратной связи – "Мордашки".
Суть его: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками.
Например, вот таких:
хорошее среднее плохое
Можно начать урок с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!
«ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»
Суть приёма: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
На начальном этапе необходим контроль и помощь со стороны учителя. Очень хорошо этот приём работает на уроках окружающего мира и литературы. Ученик выступает в роли учителя, а детям это очень нравится. Можно сочетать приём «повторяем с контролем» с приёмом «введите роль» и назначить ученика, подготовившего вопросы «почемучкой».
Поговорим о приёмах устного опроса.
«СВЕТОФОР»
Я использую в качестве «светофора» круг с ручкой. С одной стороны круг красный, с другой – зелёный. Изготовили такие пособия дети сами на уроках технологии.
Суть приёма: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Способ применения светофора зависит от типа опроса.
Например, на уроке русского языка провожу опрос по базовым вопросам темы «Имя существительное». Учащиеся ОБЯЗАНЫ знать ответы назубок. И здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" и это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – "Знаю!" Данный приём помогает учителю контролировать знания всех детей, и каждый ученик осуществляет самоконтроль.
Или задаю творческие вопросы. И тогда зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить", а красный – "не хочу". Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается.
Польза от "светофора" в активной позиции ученика.
«ВЗАИМООПРОС»
Суть приёма: ученики работают в парах, опрашивают друг друга по базовым листам.
Например, проходит опрос по теме «Части речи». Дети формулируют правила, подкрепляя их примерами. Если у ребят возникают затруднения, на помощь приходят «спонсоры знаний».
Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. Ребята учатся работать в парах, объективно оценивать своего товарища.
«ТИХИЙ ОПРОС»
Суть приёма: Беседа учителя с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.
Например, на уроке русского языка контролирую знание орфограмм у двух отстающих ребят с помощью карточек, в которые они поочерёдно вставляют пропущенные буквы, называя орфограмму. Ответы оцениваю выставлением отметки.
Рассмотрим приёмы письменного контроля.
«БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ»
Суть приёма»: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
В блиц-контрольную входит владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. Даю 7-10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание.
Технология проведения блиц-контрольной:
Задания по вариантам записываю на доске или распечатываю каждому ученику. По моей команде ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия учащиеся выполняют на листе, ответ выделяют рамкой. Если работа состоит из задач, то в целях экономии времени разрешаю детям не писать условие, пояснение, ответ, а только решение. По истечении времени работа прекращается по четкой команде учителя.
После выполнения работы либо собираю на проверку, либо применяю вариант самопроверки или взаимопроверки: показываю на слайде правильные ответы, ученики отмечают знаками "+" или "-" свои результаты. Далее показываю критерии по выставлению отметки. По желанию учащихся отметки выставляю в журнал.
Во время проверки блиц-контрольной можно применить и следующий приём.
«РЕЙТИНГ»
Суть приёма: завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например: 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя.
Работа с приёмом «рейтинг» приучает учащихся к объективному оцениванию своего труда.
«ЦВЕТОГРАММА»
На этапе рефлексии я часто использую приём «цветограмма». В конце урока прошу ребят оценить этапы своей деятельности. В тетради на полях они рисуют кружочки разного цвета. Например: зеленый - у меня всё получилось, урок прошёл удачно, я доволен собой; желтый - у меня были ошибки, но я всё понял и исправил, я вполне доволен собой; красный - мне было очень трудно, мне нужна помощь.
Применение педагогических приёмов на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание интереса к предмету «Наш мир» через процесс обобщения знаний путём реализации принципа интерактивности в УМК «Перспективная начальная школа».
Небольшая статья и разработка урока по предмету "Окружающий мир" (УМК "Перспективная начальная школа")....
Принцип природосообразности на уроках в начальной школе.
Принцип природосообразности - воспитание должно не исправлять природу, а помогать ей. Правильно организовать воспитательный процесс требует принцип природосообразности воспитания, ошибок в воспитании ...
Презентация для "круглого стола" на тему: "Принципы обратной связи"
Главные принципы обратной связи. Проверка знаний по ФГОС НОО второго поколения....
Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе
РЕФЕРАТ на тему: «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...
Осуществление принципа обратной связи
Обратную связь можно разделить на две группы: содержательную и эмоциональную. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала.Эмоциональная обратная...
«Особенности реализации принципов инклюзивного образования в условиях современной школы»
Материал для конференции...
Принципы обучения иностранному языку в начальной школе и их реализация на базе УМК «Английский в фокусе»
В статье рассмотрены психологические особенности ученика начальной школы, специфику предмета - иностранный язык, принципы обучения иностранному языку и проанализируем УМК «Английский в фок...