Реализация принципа обратной связи на уроках в начальной школе
статья на тему

Тишина Татьяна Александровна

В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе.  Поделюсь профессиональными хитростями, которые я применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле.   Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_obratnoy_svyazi.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

Реализация принципа обратной связи на уроках

в начальной школе

Педагогическая техника -   это  владение комплексом приёмов, которые дают учителю возможность глубже, ярче, талантливее обнаружить свою позицию и достичь успехов в   работе. 

Рассмотрим один из принципов педагогической техники   - принцип обратной связи.

Его формулировка: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней механизмов обратной связи. Летчик в полёте отслеживает приборами ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет  не возможен. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т. д. Учитель не имеет «термометра настроения» или «высотомера понимания», но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

В своём выступлении я хотела бы поделиться некоторыми приемами педагогической техники, которые позволяют реализовать принцип обратной связи на уроках в начальной школе.  Поделюсь профессиональными хитростями, которые я применяю, а, возможно, и вы будете использовать в своём педагогическом ремесле.   Приёмы, о которых пойдёт речь, можно применять на разных этапах урока.

«ЛОВИ ОШИБКУ!»

 Суть приёма: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.

 Например:  на уроке математики,  работая с темой «Порядок действий»,  записываю  на доске математическое выражение: 2+2∙2=8. Ученики должны заметить ошибку и доказать, что правильным ответом будет число 6. Могу   подсказать детям "опасные места" интонацией или жестом. Важно приучать детей мгновенно реагировать на ошибки, поощрять внимание и готовность вмешаться.

Данный приём можно применить и на этапе контроля знаний и умений. Если все ошибки в самостоятельной  работе исправлены рукой учителя, интерес к ней пропадает. Как быть?   Часто, проверяя письменную работу, я  не исправляю ошибки, а просто пишу   общее число ошибок в данной работе. Найти и исправить их – задача самого ученика.

Приём «Лови ошибку!» использую и во время проведения групповой работы. Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Приходя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и  его решение перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, нужно заранее определить на него время.

                                                   «ВВЕДИТЕ РОЛЬ»

 Это один из   приемов управления классом и организации обратной связи на уроке.

Выполняя некоторую роль, учащиеся участвует в управлении обучением.  

Например, на уроке  усвоения новых знаний я ставлю перед учащимися проблему, и вдруг из класса раздаётся: « А я не верю! Докажите …" Это действует «Фома неверующий». Непростая роль. Но зато помогает оживить урок и лучше усвоить новый материал.

 К концу урока     слово берет "связник". Его роль – найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями.

А можно на   уроке   ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль   на уроке была, по его мнению, главной, сделает вывод, подведёт итог урока.

Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик.

Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль  подготовить серию вопросов к фронтальному  устному опросу.  Конечно, по согласованию с учителем. Пусть дети сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.

 Очень моим детям полюбилась роль «дежурного по словарю».   Перед уроком он выходит к доске и повторяет с  одноклассниками  слова, правописание которых можно проверить только по словарю.

Роли нужно вводить постепенно.  Какую роль   вводить первой?

Какую вы считаете нужной. В процессе работы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно чтобы на всех уроках использовались роли.

«МОРДАШКИ»

Еще один простой прием организации обратной связи – "Мордашки".

Суть его: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии  с помощью карточек со стилизованными рисунками.

Например, вот таких:

                                           

                                       хорошее        среднее           плохое

        Можно начать урок   с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем. Дети видят внимание к себе. А учителю этот приём дает возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше – урок удался!

                                 

                                       

                                 «ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ»

 Суть приёма: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

  На начальном этапе  необходим контроль и помощь со стороны учителя. Очень хорошо этот приём работает на уроках окружающего мира и литературы. Ученик выступает в роли учителя, а детям это очень нравится. Можно сочетать приём «повторяем с контролем» с приёмом «введите роль» и назначить ученика, подготовившего вопросы   «почемучкой».

Поговорим о приёмах устного опроса.

«СВЕТОФОР»

Я использую в качестве «светофора»   круг с ручкой. С одной стороны круг красный, с другой – зелёный. Изготовили такие пособия дети сами на уроках технологии.

 Суть приёма: при опросе ученики поднимают "светофор" красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

 Например, на уроке русского языка провожу опрос по базовым вопросам темы «Имя существительное». Учащиеся    ОБЯЗАНЫ знать ответы назубок. И здесь красный сигнал означает "Я не знаю!" и это – сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку – пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал – "Знаю!" Данный приём помогает  учителю контролировать знания всех детей, и каждый ученик осуществляет самоконтроль.

 Или задаю творческие вопросы.   И  тогда зеленый цвет означает только одно: "Хочу ответить", а красный – "не хочу". Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается.

Польза от "светофора"   в активной позиции ученика.

«ВЗАИМООПРОС»

 Суть приёма: ученики работают в парах, опрашивают друг друга по базовым листам.

 Например, проходит опрос по теме «Части речи». Дети формулируют правила, подкрепляя их примерами.  Если у ребят возникают затруднения, на помощь приходят «спонсоры знаний».

 Основная цель такой работы – регулярное проговаривание основных вопросов вслух, их повторение. Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. Ребята учатся работать в парах, объективно оценивать своего товарища.  

«ТИХИЙ ОПРОС»

 Суть приёма: Беседа учителя с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.

Например, на уроке русского языка контролирую знание орфограмм у двух отстающих ребят с помощью карточек, в которые они поочерёдно вставляют пропущенные буквы, называя орфограмму. Ответы оцениваю выставлением отметки.

Рассмотрим приёмы письменного контроля.

                                                «БЛИЦ-КОНТРОЛЬНАЯ»

 Суть приёма»: контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

   В блиц-контрольную   входит владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями.   Даю 7-10 стандартных заданий. Время – примерно по минуте на задание.

 Технология проведения блиц-контрольной:

 Задания по вариантам записываю на доске или распечатываю каждому ученику. По моей команде   ученики приступают к работе. Все расчеты, промежуточные действия  учащиеся выполняют на листе, ответ  выделяют рамкой.  Если работа состоит из задач, то в целях экономии времени разрешаю детям не писать условие, пояснение, ответ, а только решение. По истечении времени работа прекращается по четкой команде учителя.

 После выполнения работы либо собираю на проверку, либо применяю вариант самопроверки или взаимопроверки:  показываю на слайде правильные ответы,  ученики отмечают знаками "+" или "-" свои результаты.    Далее показываю  критерии по выставлению отметки.    По  желанию учащихся отметки выставляю в журнал.

Во время проверки блиц-контрольной можно  применить и следующий приём.

                                                                             «РЕЙТИНГ»

 Суть приёма:  завершая работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу ставит отметку и учитель. Записывается дробь. Например: 5/4, где 5 – отметка ученика, а 4 – отметка учителя.

   Работа с приёмом «рейтинг»   приучает учащихся к  объективному  оцениванию своего труда.

«ЦВЕТОГРАММА»

На этапе рефлексии  я часто  использую приём «цветограмма». В конце урока  прошу ребят оценить этапы своей деятельности.  В  тетради на полях они рисуют кружочки разного цвета. Например: зеленый - у меня всё получилось, урок прошёл удачно, я доволен собой; желтый - у меня были ошибки, но я всё понял и исправил, я вполне доволен собой; красный -  мне было очень трудно, мне нужна помощь.

  Применение педагогических приёмов   на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к предмету, сформировать разносторонне развитую, думающую   личность.   

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип природосообразности на уроках в начальной школе.

Принцип природосообразности - воспитание должно не исправлять природу, а помогать ей. Правильно организовать воспитательный процесс требует принцип природосообразности воспитания, ошибок в воспитании ...

Презентация для "круглого стола" на тему: "Принципы обратной связи"

Главные принципы обратной связи. Проверка знаний по ФГОС НОО второго поколения....

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе

РЕФЕРАТ на тему: «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...

Осуществление принципа обратной связи

Обратную связь можно разделить на две группы: содержательную и эмоциональную. Содержательная обратная связь дает информацию  об уровне усвоения учащимися учебного материала.Эмоциональная обратная...

Принципы обучения иностранному языку в начальной школе и их реализация на базе УМК «Английский в фокусе»

В статье рассмотрены психологические особенности ученика начальной школы, специфику предмета - иностранный язык, принципы обучения иностранному языку и проанализируем  УМК «Английский в фок...