Рабочая программа по технологии Конышевой Н. М. УМК "Гармония" в 2 классе
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа по технологии Конышевой Н. М. УМК "Гармония" в 2 классе содержит пояснительную записку, календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tehnologiya_2_klass_.docx | 58.01 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
В основе всего курса лежит психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, а его целью является углубление общего образования и развитие личности каждого ученика. В итоге учебный предмет «технология» выводится из разряда второстепенных дисциплин и получает статус важного и незаменимого в системе общего образования – что позволяет приблизить отечественную школу к наиболее прогрессивной мировой практике. Практическая реализация этой концепции находит выражение:
1) в обновлении содержания курса;
Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, который обязательно отражается в материальной культуре. Специальная «технологическая» подготовка, которая традиционно была в этом предмете на первом месте, занимает подчинённое положение по отношению к общеобразовательным знаниям и умениям. В УМК нашёл отражение дизайнерский подход к созданию учебных изделий как части предметной среды; это в наибольшей степени отвечает современному социальному заказу применительно к учебному курсу «Технология».
2) в целенаправленном развитии у школьников мышления и формировании у них универсальных учебных действий;
Содержание изучаемого материала и способы включения учащихся в деятельность по его усвоению выстроены таким образом, чтобы создавались реальные условия для развития мышления и формирования универсальных учебных действий: самостоятельной ориентировки в задании; анализа и отбора информации, необходимой для его выполнения; планирования работы; выбора оптимальных способов деятельности; самоконтроля и корректировки работы; оценки и самооценки выполненной работы.
3) в формировании у детей социально ценных умений и воспитании личностных качеств;
В содержании учебного материала и методическом оснащении авторского курса учитывается также важность формирования у школьников социально ценных практических умений, личностных качеств и общей творческой направленности личности. Задания подобраны таким образом, чтобы ученики имели возможность постепенно приобретать реальный опыт практической преобразовательной деятельности, учиться мастерству в различных видах рукоделия, развивать у себя вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности. Систематизация заданий произведена в учебниках с таким расчётом, чтобы работа над изделиями требовала от школьников усидчивости, терпения, добросовестности и аккуратности. При этом мы учитывали, что все эти качества ученики будут более охотно проявлять ради достижения желаемого результата, в актуальных и привлекательных для них видах деятельности.
Содержание учебников также позволяет целенаправленно формировать положительное отношение к человеку, умеющему что-то сделать своими руками, устроить свой быт творчески и оригинально, способному к яркому самовыражению. Это обеспечивается подбором изделий для изготовления и специально отобранной информацией о мастерах и мастерстве, о красоте и выразительности предметов, созданных руками мастеров (в том числе зрительным рядом, содержащим высокохудожественные образцы декоративно-прикладных изделий).
4) в организации дифференцированного обучения и разноуровневом подходе к освоению содержания;
Возможность дифференцированного обучения и разноуровневого подхода к освоению учебного содержания заключается в том, что в учебниках и рабочих тетрадях для всех классов по каждой теме предлагаются разные варианты выполнения заданий. Эти варианты построены с
учётом того, что отдельные ученики в классе могут иметь разный уровень практических умений или интеллектуальных возможностей, а также несколько разные предпочтения в выборе конкретных изделий для изготовления. Для того чтобы учебная мотивация и познавательная активность у школьников не снижались из-за несоответствия заданий их возможностям и интересам, более сильным ученикам следует предлагать задания повышенной сложности, а более слабым – адаптированные. Кроме того, желательно по возможности предоставлять выбор вариантов и в соответствии с разными вкусовыми предпочтениями детей или учителя, что также учтено в авторском УМК.
5) в системной организации содержания курса и деятельности учащихся по его изучению.
Учебный материал систематизирован с учётом последовательности в овладении и использовании:
– практических умений и технологий;
– теоретических знаний;
– приёмов умственной деятельности.
Системность учебных заданий выражается также:
– в опоре на психологические особенности возраста, на имеющийся у детей опыт и знания об окружающем мире;
– в соединении практической деятельности с умственной, действий с предметными формами и конструкциями и с их моделями (техническими рисунками, схемами, эскизами, чертежами и др.).
Кроме того, содержание и методическое сопровождение авторского УМК создают условия для системной организации творческой и проектной деятельности учащихся. Творческие задания предлагаются в непосредственной связи с изучаемым материалом и требуют от школьников его сознательного использования в поисковых ситуациях, для решения конкретных задач. Такая система в организации творческой деятельности создает надежную основу для выполнения итоговых проектов во 2–4 классах.
В свою очередь тематика и содержание проектных заданий тесно связаны с основным учебным содержанием в каждом классе.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
- снижению дидактических затруднений у учащихся;
- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;
- приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
- деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение технологии в начальной школе выделяется во 2 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели ).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение обучающимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
. Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Направленность образовательного процесса на достижение ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
2. Планируемые результаты освоения программы по технологии
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
- Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей);
- приобретать первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и художественно-конструкторских задач.
Нормативно-правовая база
- Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 363; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373».
Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Технология».
Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным в самом глубоком смысле. Он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания образа изделия);
математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и проч., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной
среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).
Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.
3. Содержание начального общего образования по учебному предмету «Технология»
2 КЛАСС
- Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях [1]1 (8 часов).
- Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
- Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.
- Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
- Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов)
- Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
- Изделия по мотивам народных образцов (4 часа)
- Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы.
- Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
- Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)
- Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
- Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов)
- Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила
- изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов.
- Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза.
- Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).
- Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
2 класс
Учащиеся должны знать:
- простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
- способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
- способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
- что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки;
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
- способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
- что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
- что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
- как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
- что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
- как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
- о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;
Учащиеся должны уметь:
- правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
- читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
- выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
- чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
- выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- выполнять разметку по предмету;
- выполнять изображения в технике барельефа;
- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой
- и стекой;
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
- создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
- выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
- выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
- выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
- выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
- придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.
Учащиеся могут знать:
- что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
- что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
- что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
- что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся могут уметь:
- планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
- выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
- вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
- создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.
4. Материально-техническое обеспечение программы по технологии
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.
Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы:
1) наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, бисер, природные и утилизированные материалы, гуашь;
2) инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.
- Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. Смоленск «Ассоциация XXI век»
- 2012 г.
- Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 г.
- Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2012 г.
- Электронная версия Н. М. Конышева. Технология. Методические
- рекомендации к учебнику 2 класса. – 2010 г.
- Электронная версия Н. М. Конышева. Программа. Поурочное и тематическое планирование 2 класс – 2010 г.
Образовательные ресурсы сети Интернет.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru
- Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
- Портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
- Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
- Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru
- Издательство УМК «Гармония» http://www.umk-garmoniya.ru
- "Страна мастеров"http://stranamasterov.ru
- Виртуальная школа http://vschool.km.ru
- Начальная школа - детям, родителям, учителям. http://www.nachalka.com/
5. Календарно-тематическое планирование по технологии
2 класс
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата (плани-руемая) | Дата (факти-ческая) |
1 | Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год. С. 3–13 плюс общий обзор всего материала учебника. | Рассматривать, читать учебник и рабочие тетради. Рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Выполнять отдельные опыты с материалами. Наблюдать изменения свойств материалов, обсуждать наблюдения. | 05.09.2016 | |
2 | Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами (рыбка). С. 14–23. | Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Читать и анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Упражняться в изготовлении базовой формы треугольник. Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы. | 12.09.2016 | |
3 | Новые формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками оригами. С. 24–31. | Рассматривать образцы изделий и композиций. Читать, слушать новую информацию по изучаемой теме, обсуждать её. Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы треугольник. Обсуждать варианты работы с товарищами. Создавать коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости. | 19.09.2016 | |
4 | Приёмы разметки и вы- резания симметричных форм с зеркальной сим- метрией. Орнамент. С. 32–35. | Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать симметричные формы (образцы изделий, формы природы). Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Упражняться в использовании различных приёмов дополнительного декорирования симметричных форм. Создавать орнамент из симметричных фигур. | 26.09.2016 | |
5 | Симметрия и асимметрия в композиции. Картина для сказочного героя. С. 36–39. | Читать, слушать информацию о симметрии как средстве художественной выразительности, обсуждать её; рассматривать образцы. Вообразить композицию – картину для сказочного героя. Подбирать материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции. Создавать смысловую композицию в технике художественной аппликации. | 03.10.2016 | |
6 | Приёмы разметки и вы- резания форм с поворот- ной симметрией. Композиция с лилией. С. 40–43. | Читать, слушать объяснения, рассматривать и анализировать образцы. Рассматривать и анализировать графические схемы и инструкции. Обсуждать приёмы получения симметричных форм с поворотной симметрией. Упражняться в разметке и вырезании фигур с поворотной симметрией. Создавать композицию с симметричными фигурами. | 10.10.2016 | |
7-8 | Композиции на плоскости из засушенных растений (аппликации на плоскости). С. 44–47; 48–51 | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создавать композиции на плоскости. | 17.10.2016 | |
9 | Объёмно-пространственные композиции из природных материалов(скульптуры из природных материалов). С. 52–55 | Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приёмы работы. Создавать композиции в объёме. | 24.10.2016 | |
10 | Построение прямоугольника от двух прямых углов. С. 56–59 | Читать, слушать объяснения учителя, рассматривать графическую инструкцию в учебнике о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в по- строении прямоугольника от двух прямых углов. | 31.10.2016 | |
11 | Развёртка. Построение прямоугольных развёрток. (Подставка для кисти). С. 60–63 | Рассматривать графическую техническую документацию: чертёж, технический рисунок, эскиз; читать, слушать объяснения учителя об их назначении. Ознакомиться с условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации. Решать задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку. Выполнять расчётно-измерительные и вычисли-тельные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с черте- жом. | 14.11.2016 | |
12 | Образ и конструкция открытки (новогодняя поздравительная открытка). С. 64–69 | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Подбирать материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Выполнять построение прямоугольных деталей и разметку деталей декора. Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате. | 21.11.2016 | |
13- 14 | Конструирование прямоугольной развёртки объёмного изделия (коробка – упаковка для подарка). С. 70–73 | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Решать задачи на мысленную трансформацию развёртки в объёмное изделие, на построение развёрток. Подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение прямоугольных деталей. Подбирать детали декора и изготавливать их, используя известные способы работы. Выполнять работу по изготовлению коробочки – упаковки для подарка. | 28.11.2016 05.12.2016 | |
15- 16 | Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики (фонарик – ёлочное украшение). С. 76–79 | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливать фонарик по образцу (по собственному замыслу). | 12.12.2016 19.12.2016 | |
17 | Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики (ёлочка). С. 82–85 | Рассматривать и обсуждать образцы изделий. Осваивать новые приёмы разметки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливать ёлочку заданной конструкции. | 26.12.2016 | |
18 | Изделия по мотивам народных образцов (весеннее печенье «Тетёрки»). С. 86–87 | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать, слушать и обсуждать информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приёмы работы. Сочинять узор для печенья на основе традиционной символики. Изготавливать печенье по мотивам народных образцов. | ||
19 | Изделия по мотивам народных образцов (кукла из ниток). С. 88–91 | Рассматривать и обсуждать образцы. Читать, слушать и обсуждать информацию о народных традициях и их отражении в вещах. Осваивать новые приёмы работы. Изготавливать куклу из ниток по мотивам народных образцов. | ||
20 | Игрушка по мотивам народных образцов (игрушка-свистулька). С. 92–97 | Рассматривать и обсуждать образ-цы. Читать, слушать, оценивать и обсуждать информацию о народных культурных традициях и их отражении в вещах. Изготавливать игрушку по мотивам народных образцов. | ||
21- 22 | Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей (дорожная игольница). С. 105–109 | Рассматривать и обсуждать образцы изделия. Выполнять расчётно-измерительные операции. Выполнять эскизы вариантов изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Изготавливать игольницу. | ||
23 | Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка Продёргиванием нити. Выполнение бахромы (салфетка с бахромой). С. 110–111 | Рассматривать и изучать образцы изделия. Воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей. Упражняться в выкраивании ткани по прямолинейной разметке. Упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани. Изготавливать салфетку из ткани. | ||
24-25 | Шов «вперёд иголку» (салфетка с бахромой; завершение работы). С. 112–113 | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки. Упражняться в разметке ткани способом продёргивания нитей. Упражняться в выполнении прямых стежков и шва «вперёд иголку». Изготавливать салфетку из ткани с вышивкой. | ||
26 | Работа с тканью. Разметка деталей с припуском (декоративная игольница). С. 114–116 | Рассматривать, изучать, обсуждать образцы изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных качеств изделия. Упражняться в разметке деталей из ткани с припуском. Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образцам. | ||
27 | Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край» (декоративная игольница; завершение работы). С. 117–119 | Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор. Упражняться в выполнении швов «вперёд иголку» и «через край». Изготавливать декоративную игольницу по вариативным образцам. | ||
28 29 30 | Мозаика: технология, декоративно- художественные особенности, композиция. С. 120–125; 126–128 | Читать, слушать, обсуждать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления. Рассматривать образцы художественных произведений в технике мозаики. Подбирать необходимые материалы для работы. Изготавливать декоративно-художественную композицию в технике мозаики. | ||
31 | Барельеф. Композиция, стилизация (декоративная пластина из пластилина). С. 129–134 | Читать, слушать, обсуждать информацию о барельефе (горельефе) и технологии изготовления барельефа. Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Изготавливать декоративную пластину – барельеф из пластилина. | ||
32 | Предмет и среда. Декоративная ваза как предмет интерьера (ваза из пластилина). С. 135–140 | Читать, слушать, обсуждать информацию о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы. Рассматривать и обсуждать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений. Изготавливать вазу на основе вариативных образцов и по собственному замыслу. | ||
33-34 | Итоговая самостоятельная работа (книжка-календарь). Подведение итогов года. Итоговая вы- ставка С. 141–144 | Читать информацию и инструкции в учебнике. Рассматривать образцы изделий. Читать чертежи деталей изделия. Выполнять расчёты и эскизы деталей изделия. Самостоятельно планировать этапы работы над изделием. Выполнять разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме. Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для посетителей выставки) об отдельных работах. Обмениваться впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...