Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 3 класс | 65.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное образовательное учреждение
«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор школы-интерната
Протокол №___ от «______ » 20__ по УВР ________ Е.В. Шарапова
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________20 «___»________20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: русский язык
образовательная область: филология
начальное общее образование
3 коррекционный класс (8 вида)
Срок реализации программы 2015/2016учебный год
Разработчик программы: Л.В. Журина, учитель начальных классов
Барнаул 2015
Пояснительная записка
Библиографический список
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.
Обоснование выбора УМК
Рабочие программы учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»]. Рабочая программа составлена на основе авторской программы [Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.], допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по русскому языку, созданных коллективом авторов под руководством А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской, основной образовательной программы КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденной приказом № 89/1 от 28.08. 2010г., учебного плана КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденного приказом №141 от 26.08.2015г.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В третьем классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Цели и задачи обучения предмету
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- формирование элементарных навыков грамотного письма;
- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Общая характеристика организации учебного процесса
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
В 3 классе на изучение русского языка отводится 175 ч (5 ч в неделю, 35учебных недель).
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
2. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Тематическое планирование.
№ п/п | Раздел учебного предмета | Количество часов |
1 | Повторение | 8ч |
2 | Звуки и буквы | 90ч |
3 | Слово | 40ч |
4 | Предложение | 24ч |
5 | Повторение | 13ч |
Итого | 175 часов | |
| Из них: Контрольные диктанты | 4 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | дата | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности |
Повторение | 8ч | ||||
1 | Употребление простого предложения | 1 | Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | |
2 | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | 1 | |||
3 | Составление по картинкам и дописывание предложений | 1 | |||
4 | Составление предложений из слов данных вразбивку | 1 | |||
5 | Составление предложений по вопросам | 1 | |||
6 | Составление предложений по иллюстрациям к сказкам. Письмо по памяти | 1 | |||
7 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
8 | Контрольное списывание «Хвосты» | 1 | |||
Звуки и буквы | 90ч | ||||
9 | Звуки и буквы | 1 | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. | ||
10 | Выбор сходных по буквам слов | 1 | |||
11 | Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком | 1 | |||
12 | Составление рассказа «Умная Кара» | 1 | |||
13 | Упражнение в различении звуков и букв | 1 | |||
14 | Составление предложений по серии сюжетных картинок « Пёс Бобик» | 1 | Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Оценивать свои достижения при выполнении заданий Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). | ||
15 | Контрольное списывание | 1 | |||
16 | Алфавит | 1 | |||
17 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |||
18 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |||
19 | Запись дней недели и название месяцев в алфавитном порядке | 1 | |||
20 | Контрольное списывание | 1 | |||
21 | Гласные звуки и буквы | 1 | |||
22 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |||
23 | Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | |||
24 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
25 | Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | |||
26 | Контрольное списывание «Правила беседы» | 1 | |||
27 | Гласная и в начале слов и после согласных | 1 | |||
28 | Гласная е в начале слова и после согласных | 1 | |||
29 | Гласная ё в начале слова и после согласных | 1 | |||
30 | Гласная ю в начале слова и после согласных | 1 | |||
31 | Гласная я в начале слова и после согласных | 1 | |||
32 | Гласная э в начале слова и после гласных | 1 | |||
33 | Контрольное списывание | 1 | |||
34 | Ударение в слове | 1 | |||
35 | Гласные ударные и безударные | 1 | |||
36 | Постановка ударения в двусложных словах | 1 | |||
37 | Роль ударения в слове. | 1 | |||
38 | Упражнения в выделении ударных гласных в словах | 1 | |||
39 | Контрольный диктант за 1 четверть | 1 | |||
40 | Работа над ошибками | 1 | |||
41 | Упражнения в выделении ударных гласных в словах | 1 | |||
42 | Контрольное списывание | 1 | |||
43 | Слог как часть слова | 1 | |||
44 | Слогообразующая роль гласных | 1 | |||
45 | Образование новых слов | 1 | |||
46 | Упражнения в делении слов на слоги | 1 | |||
47 | Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
48 | Запись ответов на вопросы. | 1 | |||
49 | Контрольное списывание «Чем кормят птиц» | 1 | |||
50 | Перенос слов при письме | 1 | |||
51 | Деление слов на слоги и для переноса | 1 | |||
52 | Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса | 1 | |||
53 | Повторение по теме « Ударение и перенос слов при письме» | 1 | |||
54 | Контрольное списывание | 1 | |||
55 | Твёрдые и мягкие согласные | 1 | |||
56 | Обозначение твёрдости –мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я, | 1 | |||
57 | Различение твёрдых и мягких согласных на слух и при письме | 1 | |||
58 | Употребление гласных букв для обозначения твёрдости –мягкости согласных | 1 | |||
59 | Контрольное списывание | 1 | |||
60 | Мягкий знак на конце слова | 1 | |||
61 | Правописание слов с мягким знаком на конце | 1 | |||
62 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 | |||
63 | Объяснение написания мягкого знака в словах | 1 | |||
64 | Объяснение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё, Ю, Я, Ь | 1 | |||
65 | Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными | 1 | |||
66 | Контрольное списывание | 1 | Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе Коррекция связной письменной речи Коррекция слухового восприятия и внимания; коррекция звукопроизношения Развитие связной письменной речи;
Коррекция грамматического строя речи Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция связной письменной речи; коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе Коррекция зрительного внимания и восприятия; Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Коррекция связной письменной речи; коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Коррекция слухового восприятия и внимания Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; коррекция мышления на основе упражнений Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля Коррекция связной письменной речи; Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимани Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция связной письменной речи; Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи; Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. | Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. | |
67 | Гласные после шипящих. Правописание жи-ши | 1 | |||
68 | Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши | 1 | |||
69 | Контрольный диктант за 2четверть | ||||
70 | Работа над ошибками | ||||
71 | Правописание ча -ща | 1 | |||
72 | Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща | 1 | |||
73 | Правописание чу-щу | 1 | |||
74 | Правописание жи –ши, чу-щу, ча-ща | 1 | |||
75 | Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | |||
76 | Звонкие и глухие согласные | 1 | |||
77 | Контрольное списывание | 1 | |||
78 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | |||
79 | Различие парных согласных | 1 | |||
80 | Контрольное списывание | 1 | |||
81 | Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных | 1 | |||
82 | Звонкие и глухие согласные на конце слова | 1 | |||
83 | Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | |||
84 | Проверка написания путем изменения формы слова | 1 | |||
85 | Изменение слова для проверки | 1 | |||
86 | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | |||
87 | Проверка написания путём изменения слова | 1 | |||
88 | Упражнения в подборе проверочных слов | 1 | |||
89 | Повторение изученных орфограмм | 1 | |||
90 | Контрольное списывание | 1 | |||
91 | Разделительный ь знак | 1 | |||
92 | Объяснение правописания слов с разделительным ь знаком | 1 | |||
93 | Упражнения в правописании слов с ь знаком | 1 | |||
94 | Правописание слов с разделительным ь | 1 | |||
95 | Упражнения в правописание слов с разделительным ь | 1 | |||
96 | Упражнения в правописание слов с разделительным ь | 1 | |||
97 | Составление рассказа по сюжетным картинкам « Зима», « Семья» | 1 | |||
98 | Контрольное списывание | 1 | |||
Слово | 40ч | ||||
99 | Слова, обозначающие предмет | 1 | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Писать с заглавной буквы имена собственные.
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Раздельно писать предлоги со словами.
Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Составлять рассказ по вопросам. | ||
100 | Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что? | 1 | |||
101 | Группировка предметов по их назначению. | 1 | |||
102 | Употребление названий предметов в различных формах | 1 | |||
103 | Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам | 1 | |||
104 | Упражнения в изменении слов по вопросам | 1 | |||
105 | Употребление слов в речи в различной форме | 1 | |||
106 | Большая буква в именах собственных | 1 | |||
107 | Большая буква в именах людей, кличках животных. | 1 | |||
108 | Большая буква в названиях населённых пунктов | 1 | |||
109 | Большая буква в названиях городов, сёл, улиц. | 1 | |||
110 | Контрольное списывание | 1 | |||
111 | Слова, которые обозначают действия предметов | 1 | |||
112 | Определение предмета по действию | 1 | |||
113 | Слова, отвечающие на вопросы Что сделал? что сделает? | 1 | |||
114 | Подбор слов-действий по вопросу | 1 | |||
115 | Согласование слов-предметов и слов-действий | 1 | |||
116 | Составление коллективного рассказа по картине по вопросам. | 1 | |||
117 | Упражнения в определении предмета по его действию. | 1 | |||
118 | Выделение в предложениях названий предметов и действий | 1 | |||
119 | Контрольное списывание | 1 | |||
120 | Контрольный диктант за 3 четверть | ||||
121 | Работа над ошибками | ||||
122 | Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов | 1 | |||
123 | Определение предметов по цвету, вкусу и форме | 1 | |||
124 | Определение предметов по материалу, из которого они сделаны | 1 | |||
125 | Подбор названий признаков предметов по смыслу | 1 | |||
126 | Сравнение предметов по признакам | 1 | |||
127 | Подбор названия признаков предметов по смыслу. | 1 | |||
128 | Составление предложений по картинке и схеме | 1 | |||
129 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
130 | Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов | 1 | |||
131 | Контрольное списывание | 1 | |||
132 | Предлоги. Предлог как отдельное слово | 1 | |||
133 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | |||
134 | Выделение предлогов в тексте | 1 | |||
135 | Составление предложений по вопросам Выделение предлогов | 1 | |||
136 | Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы. | 1 | |||
137 | Закрепление упражнений на изученные орфограммы | 1 | |||
138 | Контрольное списывание | 1 | |||
Предложение | 24ч | ||||
139 | Предложение. Правила оформления простого предложения. | 1 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Составлять рассказ по вопросам. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять начальную форму имени существительного. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Изменять имена существительные по падежам. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Оценивать свои достижения при выполнении заданий | ||
140 | Дополнение предложений | 1 | |||
141 | Работа с деформированным предложением | 1 | |||
142 | Согласование слов в предложении | 1 | |||
143 | Определение порядка слов в предложении | 1 | |||
144 | Предложение как часть текста. Деление текста на предложения | 1 | |||
145 | Составление письменных ответов на вопросы текста | 1 | |||
146 | Составление предложений с употреблением формы винительного падежа | 1 | |||
147 | Слова, отвечающие на вопросы кого? что? | 1 | |||
148 | Составление предложений с употреблением формы родительного падежа | 1 | |||
149 | Слова, отвечающие на вопрос кого? чего? | 1 | |||
150 | Составление предложения с употреблением формы дательного падежа | 1 | |||
151 | Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? | 1 | |||
152 | Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу | 1 | |||
153 | Составление предложений с употреблением формы творительного падежа | 1 | |||
154 | Слова, отвечающие на вопрос кем? чем? | 1 | |||
155 | Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей | 1 | |||
156 | Составление предложений с употреблением формы предложного падежа | 1 | |||
157 | Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? | 1 | |||
158 | Закрепление упражнений на изученные орфограммы | 1 | |||
159 | Работа с деформированными предложениями | 1 | |||
160 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |||
161 | Составление письменных ответов на вопросы к тексту | 1 | |||
162 | Годовой контрольный диктант | ||||
163 | Работа над ошибками | ||||
164 | Контрольное списывание | 1 | |||
Повторение | 13ч | ||||
165 | Повторение. Предложение Составление ответов на вопросы | 1 | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Писать с заглавной буквы имена собственные Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Различать звуки и буквы. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Составлять рассказ по вопросам. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | ||
166 | Повторение изученных орфограмм | 1 | |||
167 | Заглавная буква в именах собственных. | 1 | |||
168 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |||
169 | Закрепление изученных орфограмм | 1 | |||
170 | Выделение в предложении слов, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | |||
171 | Составление предложений по картинкам. Выделение слов-предметов, и слов-действий | 1 | |||
172 | Определение предмета по признакам | 1 | |||
173 | Изменение слов по образцу слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков | 1 | |||
174 | Составление и запись письменных ответов на вопросы | 1 | |||
175 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 |
Описание учебно-методического обеспечения
Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе
- А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2005г.
Литература, рекомендованная для учащихся
- А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2005г.
Литература, использованная при подготовке программы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»
- А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2005г.
- Сборника рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М. « Просвещение», 2011год.
Критерии и нормы оценок.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
При оценке грамматического разбора
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил; умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора; работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала; умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала; затрудняется в применении своих знаний; допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала; не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
— повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
— нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова);
— единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...