Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Журина Людмила Васильевна

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской. Учебник для 3  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края

Краевое государственное образовательное учреждение

«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»

  «Согласовано»                                                                   «Согласовано»                                                         «Утверждаю»

   на заседании МО                                                               Заместитель директора                                             Директор школы-интерната

   Протокол №___ от «______ » 20__                                  по УВР                                                                        ________ Е.В. Шарапова                                                                                                     

   Руководитель МО          ___________________                                                Приказ №_____от        

    ____________________          

         «____»_________20                                                «___»________20

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет: русский язык

образовательная область: филология

начальное общее образование

3 коррекционный класс (8 вида)

Срок реализации программы 2015/2016учебный год

                                                                                                                                                                             Разработчик программы:  Л.В. Журина,                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                               

Барнаул 2015

Пояснительная записка

Библиографический список

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской. Учебник для 3  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.

Обоснование  выбора  УМК

     Рабочие программы  учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»]. Рабочая программа составлена на основе авторской  программы [Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.], допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по русскому языку, созданных коллективом авторов под руководством А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовской,  основной образовательной программы КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденной приказом № 89/1 от 28.08. 2010г., учебного плана КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденного приказом  №141 от 26.08.2015г.

     Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

В третьем классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Цели и задачи обучения предмету

    Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- формирование элементарных навыков грамотного письма;

- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной  и письменной форме.

     Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.

     Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.

     Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.

     Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).                                    
5.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.                                                                                                                                                                    Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. 

Общая характеристика организации учебного процесса

      Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

      На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

      Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.

      Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

      Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

      Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

      Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов  — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

      Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

      Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

      В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

      В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).

      Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

      Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

      Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

      Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

 Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

В 3 классе на изучение русского языка отводится  175 ч (5 ч в неделю, 35учебных недель).

Планируемые результаты

  Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание  и составлять тексты в устной и письменной формах.

2. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.

3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты

1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.

3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

         4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Тематическое планирование.

№ п/п

      Раздел учебного предмета

Количество часов

1

Повторение

2

Звуки и буквы

90ч

3

Слово

40ч

4

Предложение

24ч

5

Повторение

13ч

                                                                    Итого

175 часов

 

                                               Из них:

Контрольные диктанты

Календарно - тематическое планирование

п\п

Наименование разделов и тем

кол-во

часов

дата

Коррекционные   цели

Виды учебной деятельности

Повторение

1

Употребление простого предложения

1

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие фонематического слуха и восприятия

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция связной письменной речи;

коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия;

 развитие самоконтроля

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

 Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составлять предложения из слов.              

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.                                                    Писать слова в предложении раздельно.

Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.                                                

2

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

1

3

Составление по картинкам и дописывание предложений

1

4

Составление предложений из слов данных вразбивку

1

5

Составление предложений по вопросам

1

6

Составление предложений по иллюстрациям к сказкам. Письмо по памяти

1

7

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

8

Контрольное списывание «Хвосты»

1

Звуки и буквы

90ч

9

Звуки и буквы

1

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

10

Выбор сходных по буквам слов

1

11

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком

1

12

Составление рассказа «Умная Кара»

1

13

Упражнение в различении звуков и букв

1

14

Составление предложений по серии сюжетных картинок « Пёс Бобик»

1

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.                  

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

 Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти».

 Планировать учебные действия при письме по памяти.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

15

Контрольное списывание

1

16

Алфавит

1

17

Расположение слов в алфавитном порядке

1

18

Расположение слов в алфавитном порядке

1

19

Запись дней недели и название месяцев в алфавитном порядке

1

20

Контрольное списывание

1

21

Гласные звуки и буквы

1

22

Согласные звуки и буквы.

1

23

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв

1

24

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

25

Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв

1

26

Контрольное списывание «Правила беседы»

1

27

Гласная и в начале слов и после согласных

1

28

Гласная е в начале слова и после согласных

1

29

Гласная ё в начале слова и после согласных

1

30

Гласная ю в начале слова и после согласных

1

31

Гласная я в начале слова и после согласных

1

32

Гласная э в начале слова и после гласных

1

33

Контрольное списывание

1

34

Ударение в слове

1

35

Гласные ударные и безударные

1

36

Постановка ударения в двусложных словах

1

37

Роль ударения в слове.  

1

38

Упражнения в выделении ударных гласных в словах

1

39

Контрольный диктант за 1 четверть

1

40

Работа над ошибками

1

41

Упражнения в выделении ударных гласных в словах

1

42

Контрольное списывание

1

43

Слог как часть слова

1

44

Слогообразующая роль гласных

1

45

Образование новых слов

1

46

 Упражнения в делении слов на слоги

1

47

Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок

1

48

Запись ответов на вопросы.

      1

49

Контрольное списывание «Чем кормят птиц»

      1

50

Перенос слов при письме

      1

51

Деление слов на слоги и для переноса

      1

52

Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса

      1

53

Повторение по теме « Ударение и перенос слов при письме»

      1

54

Контрольное списывание

      1

55

Твёрдые и мягкие согласные

      1

56

Обозначение твёрдости –мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я,

      1

57

Различение твёрдых и мягких согласных на слух и при письме

      1

58

Употребление гласных букв для обозначения твёрдости –мягкости согласных

      1

59

Контрольное списывание

      1

60

Мягкий знак на конце слова

      1

61

Правописание слов с мягким знаком на конце

      1

62

Мягкий знак на конце и в середине слова

      1

63

Объяснение написания мягкого знака в словах

      1

64

Объяснение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё, Ю, Я, Ь

      1

65

Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными

      1

66

Контрольное списывание

      1

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция фонематического слуха

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция связной письменной речи

Коррекция слухового восприятия и внимания;

 коррекция звукопроизношения

Развитие связной письменной речи;

 

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция связной письменной речи;

коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

 Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция связной письменной речи;

коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе

Коррекция зрительного внимания и восприятия;

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие связной

устной и письменной речи.

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Коррекция связной письменной речи;

коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Коррекция слухового восприятия и внимания

 Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

 коррекция мышления на основе упражнений

Развитие фонематического слуха и восприятия

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля

Коррекция связной письменной речи;

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной устной и письменной речи.

 Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие фонематического слуха и восприятия

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимани

Коррекция слухового восприятия и внимания

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Коррекция зрительного восприятия; самоконтроля

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

 Развитие связной устной и письменной речи.

 Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция связной письменной речи;

Развитие связной устной и письменной речи.

 Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля

Развитие фонематического слуха и восприятия

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении

Коррекция фонематического слуха

Развитие самоконтроля; произвольного внимания

Коррекция слухового восприятия и внимания;

Коррекция фонематического слуха и восприятия

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении

Коррекция связной письменной речи;

Коррекция грамматического строя речи

Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Развитие связной

устной и письменной речи.

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

 

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. 

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

 Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

 Подбирать примеры слов с разделительным

мягким знаком. 

Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь).

 Объяснять написание разделительного ь в словах.

67

Гласные после шипящих. Правописание жи-ши

      1

68

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши

      1

69

Контрольный диктант за 2четверть

70

Работа над ошибками

71

Правописание ча -ща

      1

72

Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща

      1

73

Правописание чу-щу

      1

74

Правописание жи –ши, чу-щу, ча-ща

      1

75

Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу

      1

76

Звонкие и глухие согласные

      1

77

Контрольное списывание

      1

78

Парные звонкие и глухие согласные

      1

79

Различие парных согласных

1

80

Контрольное списывание

1

81

Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных

1

82

Звонкие и глухие согласные на конце слова

1

83

Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова

1

84

Проверка написания путем изменения формы слова

1

85

Изменение слова для проверки

1

86

Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова

1

87

Проверка написания путём изменения слова

1

88

Упражнения в подборе проверочных слов

1

89

Повторение изученных орфограмм

1

90

Контрольное списывание

1

91

Разделительный ь знак

1

92

Объяснение правописания слов с разделительным ь знаком

1

93

Упражнения в правописании слов с ь знаком

1

94

Правописание слов с разделительным ь

1

95

Упражнения в правописание слов с разделительным ь

1

96

Упражнения в правописание слов с разделительным ь

1

97

Составление рассказа по сюжетным картинкам

 « Зима», « Семья»

1

98

Контрольное списывание

1

Слово

40ч

99

Слова, обозначающие предмет

1

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.                    

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп

Различать  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.                                                     Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.    

 Писать с заглавной буквы имена собственные.  

               

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.                                                

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.                                  

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.                    

 Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.                    

 Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.                          

 Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.                                                

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Раздельно писать предлоги со словами.

 

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами. 

Составлять рассказ по вопросам.

100

Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что?

1

101

Группировка предметов по их назначению.

1

102

Употребление названий предметов в различных формах

1

103

Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам

1

104

Упражнения в изменении слов по вопросам

1

105

Употребление слов в речи в различной форме

1

106

Большая буква в именах собственных

1

107

Большая буква в именах людей, кличках животных.

1

108

Большая буква в названиях населённых пунктов

1

109

Большая буква в названиях городов, сёл, улиц.

1

110

Контрольное списывание

1

111

Слова, которые обозначают действия предметов

1

112

Определение предмета по действию

1

113

Слова, отвечающие на вопросы

 Что сделал?  что сделает?

1

114

Подбор слов-действий по вопросу

1

115

Согласование слов-предметов и слов-действий

1

116

Составление коллективного рассказа по картине по вопросам.

1

117

Упражнения в определении предмета по его действию.

1

118

Выделение в предложениях названий предметов и действий

1

119

Контрольное списывание

1

120

Контрольный диктант за 3 четверть

121

Работа над ошибками

122

Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов

1

123

Определение предметов по цвету, вкусу и форме

1

124

Определение предметов по материалу, из которого они сделаны

1

125

Подбор названий признаков предметов по смыслу

1

126

Сравнение предметов по признакам

1

127

Подбор названия признаков предметов по смыслу.

1

128

Составление предложений по картинке и схеме

1

129

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

130

Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов

1

131

Контрольное списывание

1

132

Предлоги. Предлог как отдельное слово

1

133

Раздельное написание предлогов со словами

1

134

Выделение предлогов в тексте

1

135

Составление предложений по вопросам Выделение предлогов

1

136

Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы.

1

137

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

1

138

Контрольное списывание

      1

Предложение

24ч

139

Предложение. Правила оформления простого предложения.

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Изменять  имена существительные по падежам.

Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Составлять рассказ по вопросам.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Изменять  имена существительные по падежам.

Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Определять начальную форму имени существительного.                                           

Изменять  имена существительные по падежам.

Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. 

Изменять  имена существительные по падежам.

Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

140

Дополнение предложений

1

141

Работа с деформированным предложением

1

142

Согласование слов в предложении

1

143

Определение порядка слов в предложении

1

144

Предложение как часть текста. Деление текста на предложения

1

145

Составление письменных ответов на вопросы текста

1

146

Составление предложений с употреблением формы винительного падежа

1

147

Слова, отвечающие на вопросы кого? что?

1

148

Составление предложений с употреблением формы родительного падежа

1

149

Слова, отвечающие на вопрос кого? чего?

1

150

Составление предложения с употреблением формы дательного падежа

1

151

Слова, отвечающие на вопросы кому? чему?

1

152

Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу

1

153

Составление предложений с употреблением формы творительного падежа

1

154

Слова, отвечающие на вопрос кем? чем?

1

155

Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей

1

156

Составление предложений с употреблением формы предложного падежа

1

157

Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где?

1

158

Закрепление упражнений  на изученные орфограммы

1

159

Работа с деформированными предложениями

1

160

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

161

Составление письменных ответов на вопросы к тексту

1

162

Годовой контрольный диктант

163

Работа над ошибками

164

Контрольное списывание

1

Повторение

13ч

165

Повторение. Предложение Составление ответов на вопросы

1

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Писать с заглавной буквы имена собственные

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Различать звуки и буквы.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Составлять рассказ по вопросам.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

166

Повторение изученных орфограмм

1

167

Заглавная буква в именах собственных.

1

168

Расположение слов в алфавитном порядке

1

169

Закрепление  изученных орфограмм

1

170

Выделение в предложении слов, отвечающие на вопросы кто? что?

1

171

Составление предложений по картинкам. Выделение слов-предметов, и слов-действий

1

172

Определение предмета по признакам

1

173

Изменение слов по образцу слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков

1

174

Составление и запись письменных ответов на вопросы

1

175

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

Описание учебно-методического обеспечения

Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе

  1. А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2005г.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2005г.

Литература, использованная при подготовке программы  

  1. Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»
  2. А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык»: Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2005г.
  3. Сборника рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных  учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М. « Просвещение», 2011год.

Критерии и нормы оценок.

Оценка письменных работ учащихся

         Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

                       «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

                       «3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

                       «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

                       «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

При оценке грамматического разбора

         Оценка  «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил; умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора;  работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

                       «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала; умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

                       «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала; затрудняется в применении своих знаний; допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

                       «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала; не справляется с большинством грамматических заданий.

                       «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

Ошибкой в диктанте следует считать:

   — нарушение правил орфографии при написании слов;

   — пропуск и искажение букв в словах;

   — замену слов;

   — отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

     ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие     орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

За одну ошибку в диктанте считаются:

   — два исправления;

   — две пунктуационные ошибки;

   — повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

   — повторение одной и той же буквы в слове;

   — недописанное слово;

   — перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

   — дважды записанное одно и то же слово в предложении;

    2 негрубые ошибки = 1 ошибке.

    Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

    При трех поправках оценка снижается на 1 балл

К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:

— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;

   — ошибки по графическому сходству;

   — нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова);

   — единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...