Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 4 класс | 74.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное образовательное учреждение
«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор школы-интерната
Протокол №___ от «______ » 20__ по УВР ________ Е.В. Шарапова
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________20 «___»________20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: русский язык
образовательная область: филология
начальное общее образование
4 коррекционный класс (8 вида)
Срок реализации программы 2015/2016учебный год
Разработчик программы: Л.В. Журина, учитель начальных классов
Барнаул 2015
Пояснительная записка
Библиографический список
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Русский язык», А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2011г.
Обоснование выбора УМК
Рабочие программы учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»]. Рабочая программа составлена на основе авторской программы [Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.], допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по русскому языку, созданных коллективом авторов под руководством А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова , основной образовательной программы КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденной приказом № 89/1 от 28.08. 2010г., учебного плана КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденного приказом №141 от 26.08.2015г.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. В четвёртом классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Цели и задачи обучения предмету
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- формирование элементарных навыков грамотного письма;
- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Общая характеристика организации учебного процесса
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
В 4 классе на изучение русского языка отводится 140 ч (4 ч в неделю, 35учебных недель).
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров: строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной формах.
2. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения.
3. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Предметные результаты
1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел учебного предмета | Количество часов |
1 | Повторение | 7ч |
2 | Звуки и буквы | 59ч |
3 | Слово | 34ч |
4 | Предложение | 25ч |
5 | Повторение | 15ч |
Итого | 140 часов | |
| Из них: Контрольные диктанты | 4 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | дата | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности |
Повторение. | 7ч | -- |
| ||
1 | Повторение о предложении. Деление текста на предложения. | 1 | Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция связной письменной речи | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. | |
2 | Распространённые предложения. | 1 | |||
3 | Связь слов в предложении. | 1 | |||
4 | Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме | 1 | |||
5 | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 | |||
6 | Составление рассказа из данных предложений. | 1 | |||
7 | Закрепление по теме «Предложение». Самостоятельная работа. | 1 | |||
Звуки и буквы. | 59ч | -- | |||
8 | Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. | 1 | Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания; Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания | Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Распознавать среди данных пар слов антонимы. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Переносить слова с мягким знаком Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Работать с предложением и текстом. Составлять предложения, записывать составленный текст. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения Различать ударные и безударные слоги. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. | |
9 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | |||
10 | Расположение в алфавитном порядке ряда слов. | 1 | |||
11 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | |||
12 | Упражнения в написании слов с Ь знаком на конце и в середине слова. | 1 | |||
13 | Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Родственные слова. | 1 | |||
14 | Правописание Ь для обозначения мягкости согласных. Слова с противоположным значением. | 1 | |||
15 | Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. | 1 | |||
16 | Развитие речи. Работа с деформированным текстом « Ежик». | 1 | |||
17 | Разделительный мягкий знак. | 1 | |||
18 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |||
19 | Разделительный Ь перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | |||
20 | Упражнения в написании слов с разделительным Ь знаком. | 1 | |||
21 | Различение смягчающего и разделительного мягкого знака | 1 | |||
22 | Упражнения в написании слов с разделительным мягким и Ь знаком. | 1 | |||
23 | Перенос слов с мягким и разделительным мягким знаком. | 1 | |||
24 | Составление и запись рассказа по серии картинок по вопросам учебника. | 1 | |||
25 | Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). | 1 | |||
26 | Сочетания гласных с шипящими. | 1 | |||
27 | Упражнения в написании гласных после шипящих. | 1 | |||
28 | Развитие речи. Составление рассказа по самостоятельно составленному плану « Котенок». | 1 | |||
29 | Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |||
30 | Контрольный диктант за 1четверть | 1 | |||
31 | Работа над ошибками. | 1 | |||
32 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |||
33 | Упражнения в правописании звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |||
34 | Звонкие и глухие согласные в середине слова | 1 | |||
35 | Правописание звонких и глухих согласных в середине слов. | 1 | |||
36 | Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | 1 | |||
37 | Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 1 | |||
38 | Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. | 1 | |||
39 | Упражнения в правописании слов со звонкими и глухими согласными. | 1 | |||
40 | Объяснение написания слов со звонким или глухим согласным в конце и в середине слова. | 1 | |||
41 | Проверка написания звонких и глухих согласных путем изменения формы слова. | 1 | |||
42 | Проверка написания парных звонких и глухих согласных в конце и середине слова. | 1 | |||
43 | Ударение в слове. Ударные гласные | 1 | |||
44 | Постановка ударения в словах, состоящих из двух, трёх слогов. | 1 | |||
45 | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | |||
46 | Упражнение в постановке ударения в словах. | 1 | |||
47 | Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | |||
48 | Правописание безударных гласных | 1 | |||
49 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными. | 1 | |||
50 | Подбор проверочного слова к слову с безударной гласной. | 1 | |||
51 | Проверка написания слов с безударной гласной. | 1 | |||
52 | Объяснение правильного написания слов с безударной гласной, проверяемой ударением. | 1 | |||
53 | Упражнения в правописании безударных гласных. | 1 | |||
54 | Правописание безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 | |||
55 | Упражнение в подборе проверочного слова к слову с безударной гласной. | 1 | |||
56 | Контрольный диктант за 2четверть | 1 | |||
57 | Работа над ошибками. | 1 | |||
58 | Развитие речи. Работа с деформированным текстом. Составление плана к тексту. | 1 | |||
59 | Непроверяемые безударные гласные | 1 | |||
60 | Правописание непроверяемых безударных гласных или словарных слов. | 1 | |||
61 | Упражнения в правописании слов с проверяемыми, непроверяемыми безударными гласными. | 1 | |||
62 | Различение слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и с непроверяемой безударной гласной. | 1 | |||
63 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными и звонкими согласными. | 1 | |||
64 | Проверка написания слов с безударной гласной и звонкими согласными. | 1 | |||
65 | Развитие речи. Сжатый пересказ текста « Как Витя опоздал в школу». | 1 | |||
66 | Повторение и систематизация пройденных правил. Обобщение. | 1 | |||
Слово. | 34ч | -- | |||
67 | Слова, обозначающие названия предметов | 1 | Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция фонематического слуха Развитие самоконтроля; произвольного внимания Коррекция слухового восприятия и внимания Коррекция фонематического слуха и восприятия Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении Коррекция связной письменной речи Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция связной письменной речи Коррекция грамматического строя речи | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Изменять имена существительные по падежам. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.
Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.
Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.
Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Составлять предложение, употребляя в нём предлоги. Составлять рассказ по вопросам. Наблюдать над произношением слов с разделительным ъ знаком. Подбирать примеры слов с разделительным твёрдым знаком. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Составлять предложения из данных слов. Составлять рассказ по заданным вопросам. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. | |
68 | Слова, отвечающие на вопрос: кто? что? | 1 | |||
69 | Изменение слов, обозначающие названия предметов, по вопросам. | 1 | |||
70 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | |||
71 | Изменение формы слова, обозначающие названия действий, по вопросам. | 1 | |||
72 | Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их действий. | 1 | |||
73 | Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | |||
74 | Слова, обозначающие признаки предметов. (Какой? Какая? Какое? Какие?). | 1 | |||
75 | Изменение по вопросам слов, обозначающие признаки предметов. | 1 | |||
76 | Упражнения на нахождение в предложениях названий предметов и их признаков. | 1 | |||
77 | Составление описательных рассказов с использованием слов, обозначающие признаки предметов. | 1 | |||
78 | Упражнения в подборе признаков предметов, близких по значению. | 1 | |||
79 | Нахождение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. | 1 | |||
80 | Развитие речи. Использование слов - названий признаков предметов в тексте – описании | 1 | |||
81 | Имена собственные. | 1 | |||
82 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц. | 1 | |||
83 | Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор. | 1 | |||
84 | Упражнения в правописании имен собственных. | 1 | |||
85 | Предлоги. Роль предлогов. | 1 | |||
86 | Правописание слов с предлогами. | 1 | |||
87 | Упражнения в написании слов с предлогами. | 1 | |||
88 | Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до. | 1 | |||
89 | Правильное употребление предлогов в речи. | 1 | |||
90 | Развитие речи. Использование предлогов при составлении предложений. | 1 | |||
91 | Написание слов с разделительным Ъ знаком. | 1 | |||
92 | Понятие о родственных словах. | 1 | |||
93 | Корень – общая часть родственных слов. | 1 | |||
94 | Упражнения в написании и выделении корня в родственных словах. | 1 | |||
95 | Правописание согласных в корне слова. | 1 | |||
96 | Правописание гласных в корне слова. | 1 | |||
97 | Выделение родственных слов из текста | 1 | |||
98 | Подбор родственных слов. Выделение корня. | 1 | |||
99 | Контрольный диктант за 3четверть | 1 | |||
100 | Работа над ошибками. | 1 | |||
Предложение | 25ч | - | |||
101 | Повторение. Составление предложений из данных слов. | 1 | |||
102 | Составление предложений по заданным вопросам. | 1 | |||
103 | Деление текста на предложения. | 1 | |||
104 | Предложение выражает законченную мысль. | 1 | |||
105 | Смысл предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | |||
106 | Расположение слов в предложении в определенном порядке. | 1 | |||
107 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картинок « Собаки – наши друзья». | 1 | |||
108 | Предложение. Связь слов в предложении. | 1 | |||
109 | Установление связи слов при помощи вопросов. | 1 | |||
110 | Изменение слов в предложении по вопросам. | 1 | |||
111 | Постановка вопросов к словам в предложении. | 1 | |||
112 | Упражнения в дополнении предложений по вопросам. | 1 | |||
113 | Виды предложений (повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения). | 1 | |||
114 | Построение вопросительных предложений. | 1 | |||
115 | Знаки препинания в вопросительных и повествовательных предложениях. | 1 | |||
116 | Знаки препинания в восклицательном предложении. | 1 | |||
117 | Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений. | 1 | |||
118 | Упражнения в правильной постановке знаков препинания в конце предложения. | 1 | |||
119 | Сказуемое – главный член предложения. | 1 | |||
120 | Выделение сказуемого в предложении. | 1 | |||
121 | Подлежащее – главный член предложения. | 1 | |||
122 | Выделение подлежащего в предложении. | 1 | |||
123 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения | 1 | |||
124 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |||
125 | Упражнения в нахождении и выделении главных и второстепенных слов. | 1 | |||
Повторение. | 15ч | -- | |||
126 | Установление слов в алфавитном порядке. | 1 | Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля Развитие фонематического слуха и восприятия Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении Коррекция грамматического строя речи Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении Развитие связной устной и письменной речи Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | Располагать заданные слова в алфавитном порядке Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Писать с заглавной буквы имена собственные. | |
127 | Упражнения в написании корня в родственных словах. | 1 | |||
128 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | |||
129 | Годовой контрольный диктант | 1 | |||
130 | Работа над ошибками. | 1 | |||
131 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |||
132 | Упражнения в правописании гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). | 1 | |||
133 | Правописание предлогов. | 1 | |||
134 | Главные и второстепенные слова в предложении. | 1 | |||
135 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||
136 | Повторение и систематизация пройденных орфограмм. | 1 | |||
137 | Деление текста на смысловые части. | 1 | |||
138 | Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения. | 1 | |||
139 | Правописание имен собственных. | 1 | |||
140 | Повторение пройденного. | 1 |
Описание учебно-методического обеспечения
Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык»: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2011г.
Литература, рекомендованная для учащихся
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык»: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2011г.
Литература, использованная при подготовке программы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»
- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык»: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2011г.
- Сборника рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М. « Просвещение», 2011год.
Критерии и нормы оценок
Оценка письменных работ учащихся
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».
При оценке грамматического разбора
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил; умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора; работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала; умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала; затрудняется в применении своих знаний; допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала; не справляется с большинством грамматических заданий.
«1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Ошибкой в диктанте следует считать:
— нарушение правил орфографии при написании слов;
— пропуск и искажение букв в словах;
— замену слов;
— отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание слов, которые не проверяют правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
За одну ошибку в диктанте считаются:
— два исправления;
— две пунктуационные ошибки;
— повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
— повторение одной и той же буквы в слове;
— недописанное слово;
— перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
— дважды записанное одно и то же слово в предложении;
2 негрубые ошибки = 1 ошибке.
Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
При трех поправках оценка снижается на 1 балл
К числу дисграфических (специфических) ошибок относятся:
— смешение и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
— ошибки по графическому сходству;
— нарушение структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова);
— единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV – 30-35 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочие программы для 2 и 4 класса программы внеурочной деятельности у рок русского языка 4 класс
Содержатся программы с прописанными УУД...