Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Журина Людмила Васильевна

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Живой мир», Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова.  Учебник для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2014г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»

  «Согласовано»                                                                   «Согласовано»                                                         «Утверждаю»

   на заседании МО                                                               Заместитель директора                                             Директор школы-интерната

   Протокол №___ от «______ » 20__                                  по УВР                                                                        ________ Е.В. Шарапова                                                                                                     

   Руководитель МО          ___________________                                                Приказ №_____от        

    ____________________          

         «____»_________20                                                «___»________20

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет: развитие речи

образовательная область: обществознание и естествознание

начальное общее образование

4 коррекционный класс (8 вида)

Срок реализации программы 2015/2016учебный год

                                                                                                                                                                             Разработчик программы:  Л.В. Журина,                                               учитель начальных классов

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                               

Барнаул 2015

Пояснительная записка

Библиографический список

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Живой мир», Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова.  Учебник для 4  класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2014г.

Обоснование  выбора  УМК

     Рабочие программы  учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»]. Рабочая программа составлена на основе авторской  программы [Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.], допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по развитию речи, созданных коллективом авторов под руководством Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова , основной образовательной программы КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденной приказом № 89/1 от 28.08. 2010г., учебного плана КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденного приказом  №141 от 26.08.2015г.

     Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.  Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.                                                                                                  В четвёртом классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Цели и задачи обучения предмету

Изучение курса «Развитие речи» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

      — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

      — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

  • коррекция и  развитие  познавательной и  речевой деятельности.                                                                                                                               

         Развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Основными задачами являются: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.           У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

         Изучение предмета « Развитие речи» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Основные направления коррекционной работы

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4.  Развитие речи, овладение техникой речи.
5.  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.

Общая характеристика организации учебного процесса

           Специфика курса «Развитие речи» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.                                                                                Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.                                                                                                                                                                 В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.        Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.                                                                                  Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.                                                                                                                                                                  Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.                         На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.        Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа

             В 4 классе на изучение развитие речи отводится 70  ч (2 ч в неделю, 35учебных недель). 

Планируемые результаты

Освоение курса «Развитие речи» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Изучение курса «Развитие речи» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

2) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

3) активное использование речевых средств и средств информационных  для решения коммуникативных и познавательных задач;

4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

5) готовность слушать собеседника и вести диалог;

6) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи»;

7) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

            При изучении курса «Развитие речи» достигаются следующие предметные результаты:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение, классификация и др.);

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Тематическое планирование

№ п/п

      Раздел учебного предмета

Количество часов

1

Сезонные изменения.

20ч

2

Неживая природа.

3

Живая природа:

Растения

14ч

Животные

14ч

Человек.

4

Повторение.

                                                                    Итого

70 часов

Календарно - тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов и тем

кол-во часов

дата

Коррекционные      цели

Виды учебной деятельности

Сезонные изменения

5 ч

    ---

1

Осень.  Признаки осени.

1

Коррекция и развитие устной речи.

Формирование грамматического строя речи.

 Развитие познавательной деятельности.

Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;

наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

2

Растения осенью.

1

3

Животные осенью.

1

4

Труд людей осенью.

1

5

Золотая осень. Экскурсия.

1

Неживая природа

8 ч

---

6

Что такое почва.

1

 Расширение и активизация пассивного и активного словаря.

Развитие связной речи.      

Коррекция логического мышления.

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи. 

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

высказывать предложения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

сравнивать и различать свойства песка, глины, камня;

                                                                                          сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника;

различать холмистые и плоские равнины.

7

Состав        почвы.

1

8

Способы обработки почвы.

1

9

Песок. Свойства песка.

1

10

Глина. Свойства глины.

1

11

Камни. Свойства камня.

1

12

Горы. Холмы.

1

13

Равнины. Овраги.

1

Живая природа

14 ч

---

14

Растения огорода.

1

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Коррекция связной устной речи.

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения.

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие устной связной речи, творческих способностей.  

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания.

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие познавательной деятельности.

 Формирование грамматического строя речи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

устанавливать по схеме различия между группами растений;

 называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

классифицировать культурные растения по определённым признакам;

использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге;

формулировать выводы из изученного материала.

15

Растения леса.

1

16

Растения сада.

1

17

Растения леса, сада – их сравнение.

1

18

Уход за цветами в саду.

1

19

Растения культурные и дикорастущие.

1

20

Семена цветковых растений.

1

21

Лекарственные растения: календула, зверобой.

1

22

Редкие растения, животные и их охрана.

1

23

Парк (сквер).

Создание человеком парков.

1

24

Полевые растения и их использование для производства продуктов питания.

1

25

Культурные растения: рожь, пшеница.

1

26

Строение полевых  растений.

1

27

Культурные растения: овёс, гречиха и их использование.

1

Сезонные изменения

5 ч

---

28

Зима.  Признаки зимы.

1

Коррекция и развитие устной речи.

Формирование грамматического строя речи.

 Развитие познавательной деятельности. 

Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;

наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

29

Растения зимой.

1

30

Животные зимой.

1

31

Труд людей зимой.

1

32

Сезонные изменения в природе. Экскурсия.

1

Живая природа

14 ч

---

33

Разведение человеком домашних животных.

1

Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

Коррекция связной устной речи.

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения.

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие устной связной речи, творческих способностей.  

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания.

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

 Развитие познавательной деятельности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

 соотносить группы животных и их существенные признаки;

знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

сравнивать и различать диких и домашних животных;

рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

34

Уход человека за домашними животными.

1

35

Домашнее животное - лошадь.

1

36

Домашнее животное -  корова, свинья, овца.

1

37

Птицы – защитники растений.

1

38

Охрана птиц.

1

39

Разнообразие птиц.

1

40

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. 

1

41

Домашние птицы: утка, гусь.

1

42

Дикие, домашние птицы - их сравнение.

1

43

Домашние птицы: куры.

1

44

Насекомые  полезные. Насекомые - вредители.

1

45

Разведение и использование человеком пчёл.

1

46

Пасека.

1

Сезонные изменения

5 ч

---

47

Весна.  Признаки весны.

1

Коррекция и развитие устной речи.

Формирование грамматического строя речи.

 Развитие познавательной деятельности. 

Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;

наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

48

Растения весной.

1

49

Животные весной.

1

50

Труд людей весной.

1

51

Сезонные изменения в природе весной. Экскурсия.

1

Живая природа 

8 ч

---

52

Голова и мозг человека.

1

Коррекция связной устной речи.

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения.

Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие устной связной речи, творческих способностей.  

Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания

Развитие познавательной деятельности.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. 

53

Профилактика травматизма головного мозга.

1

54

Режим дня школьника.

1

55

Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

1

56

Состояние природы и её влияние на здоровье человека.

1

57

Забота человека о чистоте воздуха, воды, забота о земле.

1

58

Охрана редких растений и исчезающих животных. Заповедник.

1

59

Лесничество. Зоопарк.

1

Сезонные изменения

5 ч

---

60

Лето.  Признаки лета.

1

Коррекция и развитие устной речи.

Формирование грамматического строя речи.

 Развитие познавательной деятельности.

Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;

наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

оценивать результаты своих достижений на экскурсии.

61

Растения летом.

1

62

Животные летом.

1

63

Труд людей летом.

1

64

Сезонные изменения в природе летом. Экскурсия.

1

Повторение

6 ч

---

65

Что мы узнали о неживой природе.  

1

Коррекция и развитие устной речи.

Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения.

Развитие познавательной деятельности.

Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять;

приводить примеры  живой и неживой природы, сезонных явлений;

подготовить сообщение о  животном из Красной книги;

формулировать выводы из изученного материала.

66

Что мы узнали о растениях.  

1

67

Что мы узнали о животных.  

1

68

Что мы узнали о человеке.  

1

69

Что мы узнали о сезонных изменениях в неживой и живой природе.

1

70

Экскурсия в природу.

1

Описание учебно-методического обеспечения

Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе

  1. Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова., Живой мир: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2014г.

Литература, рекомендованная для учащихся

  1. Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова., Живой мир: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2014г.

Литература, использованная при подготовке программы  

  1. Программы специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»
  2. Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова., Живой мир: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида     М. «Просвещение»,2014г.
  3. Сборника рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных  учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М. « Просвещение», 2011год.

Критерии и нормы оценок

Оценка«5» ставится, если ученик понимает материал; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.

Оценка «4» ставится, если ученик  при ответе допускаются неточности, ошибки в речи;  ошибки исправляет только с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет при постоянной помощи учителя и учащихся.

Оценка «2» ставится, если ученик не знает большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. 3 класс школы 8 вида.

Рабочая программа по развитию речи с подробным календарно-тематическим планированием....