Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Живой мир», Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
«Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №6»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель директора Директор школы-интерната
Протокол №___ от «______ » 20__ по УВР ________ Е.В. Шарапова
Руководитель МО ___________________ Приказ №_____от
____________________
«____»_________20 «___»________20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет: развитие речи
образовательная область: обществознание и естествознание
начальное общее образование
4 коррекционный класс (8 вида)
Срок реализации программы 2015/2016учебный год
Разработчик программы: Л.В. Журина, учитель начальных классов
Барнаул 2015
Пояснительная записка
Библиографический список
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.», «Живой мир», Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение», 2014г.
Обоснование выбора УМК
Рабочие программы учебных предметов, разработаны в соответствии с базисным учебным планом коррекционных образовательных учреждений [Приказом Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»]. Рабочая программа составлена на основе авторской программы [Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2006.], допущенной Министерством образования и науки РФ, адаптированной к условиям специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VI вида, реализованной в учебниках по развитию речи, созданных коллективом авторов под руководством Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова , основной образовательной программы КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденной приказом № 89/1 от 28.08. 2010г., учебного плана КГБСКОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат VI вида», утвержденного приказом №141 от 26.08.2015г.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. В четвёртом классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Цели и задачи обучения предмету
Изучение курса «Развитие речи» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- коррекция и развитие познавательной и речевой деятельности.
Развитие речи как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Основными задачами являются: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Изучение предмета « Развитие речи» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Основные направления коррекционной работы
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4. Развитие речи, овладение техникой речи.
5. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Общая характеристика организации учебного процесса
Специфика курса «Развитие речи» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Количество часов, на которое рассчитана Рабочая программа
В 4 классе на изучение развитие речи отводится 70 ч (2 ч в неделю, 35учебных недель).
Планируемые результаты
Освоение курса «Развитие речи» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Развитие речи» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
2) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
3) активное использование речевых средств и средств информационных для решения коммуникативных и познавательных задач;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог;
6) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи»;
7) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
При изучении курса «Развитие речи» достигаются следующие предметные результаты:
1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, опыт, сравнение, классификация и др.);
4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел учебного предмета | Количество часов |
1 | Сезонные изменения. | 20ч |
2 | Неживая природа. | 8ч |
3 | Живая природа: | |
Растения | 14ч | |
Животные | 14ч | |
Человек. | 8ч | |
4 | Повторение. | 6ч |
Итого | 70 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов и тем | кол-во часов | дата | Коррекционные цели | Виды учебной деятельности |
Сезонные изменения | 5 ч | --- | |||
1 | Осень. Признаки осени. | 1 | Коррекция и развитие устной речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие познавательной деятельности. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | |
2 | Растения осенью. | 1 | |||
3 | Животные осенью. | 1 | |||
4 | Труд людей осенью. | 1 | |||
5 | Золотая осень. Экскурсия. | 1 | |||
Неживая природа | 8 ч | --- | |||
6 | Что такое почва. | 1 | Расширение и активизация пассивного и активного словаря. Развитие связной речи. Коррекция логического мышления. Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; высказывать предложения о том, почему почва плодородна, обосновывать их; сравнивать и различать свойства песка, глины, камня; сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; различать холмистые и плоские равнины. | |
7 | Состав почвы. | 1 | |||
8 | Способы обработки почвы. | 1 | |||
9 | Песок. Свойства песка. | 1 | |||
10 | Глина. Свойства глины. | 1 | |||
11 | Камни. Свойства камня. | 1 | |||
12 | Горы. Холмы. | 1 | |||
13 | Равнины. Овраги. | 1 | |||
Живая природа | 14 ч | --- | |||
14 | Растения огорода. | 1 | Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция связной устной речи. Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения. Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи. Развитие устной связной речи, творческих способностей. Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Развитие познавательной деятельности. Формирование грамматического строя речи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливать по схеме различия между группами растений; называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; классифицировать культурные растения по определённым признакам; использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; формулировать выводы из изученного материала. | |
15 | Растения леса. | 1 | |||
16 | Растения сада. | 1 | |||
17 | Растения леса, сада – их сравнение. | 1 | |||
18 | Уход за цветами в саду. | 1 | |||
19 | Растения культурные и дикорастущие. | 1 | |||
20 | Семена цветковых растений. | 1 | |||
21 | Лекарственные растения: календула, зверобой. | 1 | |||
22 | Редкие растения, животные и их охрана. | 1 | |||
23 | Парк (сквер). Создание человеком парков. | 1 | |||
24 | Полевые растения и их использование для производства продуктов питания. | 1 | |||
25 | Культурные растения: рожь, пшеница. | 1 | |||
26 | Строение полевых растений. | 1 | |||
27 | Культурные растения: овёс, гречиха и их использование. | 1 | |||
Сезонные изменения | 5 ч | --- | |||
28 | Зима. Признаки зимы. | 1 | Коррекция и развитие устной речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие познавательной деятельности. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | |
29 | Растения зимой. | 1 | |||
30 | Животные зимой. | 1 | |||
31 | Труд людей зимой. | 1 | |||
32 | Сезонные изменения в природе. Экскурсия. | 1 | |||
Живая природа | 14 ч | --- | |||
33 | Разведение человеком домашних животных. | 1 | Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. Коррекция связной устной речи. Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения. Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи. Развитие устной связной речи, творческих способностей. Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Развитие познавательной деятельности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; соотносить группы животных и их существенные признаки; знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; сравнивать и различать диких и домашних животных; рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
34 | Уход человека за домашними животными. | 1 | |||
35 | Домашнее животное - лошадь. | 1 | |||
36 | Домашнее животное - корова, свинья, овца. | 1 | |||
37 | Птицы – защитники растений. | 1 | |||
38 | Охрана птиц. | 1 | |||
39 | Разнообразие птиц. | 1 | |||
40 | Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. | 1 | |||
41 | Домашние птицы: утка, гусь. | 1 | |||
42 | Дикие, домашние птицы - их сравнение. | 1 | |||
43 | Домашние птицы: куры. | 1 | |||
44 | Насекомые полезные. Насекомые - вредители. | 1 | |||
45 | Разведение и использование человеком пчёл. | 1 | |||
46 | Пасека. | 1 | |||
Сезонные изменения | 5 ч | --- | |||
47 | Весна. Признаки весны. | 1 | Коррекция и развитие устной речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие познавательной деятельности. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | |
48 | Растения весной. | 1 | |||
49 | Животные весной. | 1 | |||
50 | Труд людей весной. | 1 | |||
51 | Сезонные изменения в природе весной. Экскурсия. | 1 | |||
Живая природа | 8 ч | --- | |||
52 | Голова и мозг человека. | 1 | Коррекция связной устной речи. Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения. Коррекция умений устанавливать причинно-следственные связи. Развитие устной связной речи, творческих способностей. Коррекция и развитие концентрации и объёма внимания Развитие познавательной деятельности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | |
53 | Профилактика травматизма головного мозга. | 1 | |||
54 | Режим дня школьника. | 1 | |||
55 | Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. | 1 | |||
56 | Состояние природы и её влияние на здоровье человека. | 1 | |||
57 | Забота человека о чистоте воздуха, воды, забота о земле. | 1 | |||
58 | Охрана редких растений и исчезающих животных. Заповедник. | 1 | |||
59 | Лесничество. Зоопарк. | 1 | |||
Сезонные изменения | 5 ч | --- | |||
60 | Лето. Признаки лета. | 1 | Коррекция и развитие устной речи. Формирование грамматического строя речи. Развитие познавательной деятельности. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; оценивать результаты своих достижений на экскурсии. | |
61 | Растения летом. | 1 | |||
62 | Животные летом. | 1 | |||
63 | Труд людей летом. | 1 | |||
64 | Сезонные изменения в природе летом. Экскурсия. | 1 | |||
Повторение | 6 ч | --- | |||
65 | Что мы узнали о неживой природе. | 1 | Коррекция и развитие устной речи. Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения. Развитие познавательной деятельности. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; приводить примеры живой и неживой природы, сезонных явлений; подготовить сообщение о животном из Красной книги; формулировать выводы из изученного материала. | |
66 | Что мы узнали о растениях. | 1 | |||
67 | Что мы узнали о животных. | 1 | |||
68 | Что мы узнали о человеке. | 1 | |||
69 | Что мы узнали о сезонных изменениях в неживой и живой природе. | 1 | |||
70 | Экскурсия в природу. | 1 |
Описание учебно-методического обеспечения
Библиографический список учебных пособий, используемых в образовательном процессе
- Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова., Живой мир: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г.
Литература, рекомендованная для учащихся
- Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова., Живой мир: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г.
Литература, использованная при подготовке программы
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»
- Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Т. О. Куртова., Живой мир: Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М. «Просвещение»,2014г.
- Сборника рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, Л.М.Зеленина, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова.- М. « Просвещение», 2011год.
Критерии и нормы оценок
Оценка«5» ставится, если ученик понимает материал; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4» ставится, если ученик при ответе допускаются неточности, ошибки в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет при постоянной помощи учителя и учащихся.
Оценка «2» ставится, если ученик не знает большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. 3 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по развитию речи с подробным календарно-тематическим планированием....