Тема: формирование конструкторско -технологических знаний и умений на уроках технологии.
учебно-методический материал по технологии на тему
Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре.
Тема: формирование конструкторско -технологический знаний и учений
на уроках технологии.
Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.
Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
Вторая – формирование обобщенных конструктивно-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов.
Слайд 2
Конструктивно - технические знания - это знания о конструктивно - технических элементах производственных средств, обеспечивающих взаимодействие рабочего инструмента и предмета труда в рамках определенной технологии.
В содержании обучения той или иной конкретной технологии в общеобразовательных учреждениях конструктивно - технические знания включаются обычно в той мере, в какой они связаны с технологическими знаниями. Конструктивно-технические знания опираются на практические знания.
Слайд 3
Практические знания - это первая простейшая форма технических знаний, в которой главное внимание уделяется действиям человека в процессе производства продукта.
Например, в технологии обработки конструкционных материалов (древесины и металлов) изучается конструктивное устройство и работа сверлильного станка, другие деревообрабатывающие и металлорежущие станки. При изучении обработки тканей рассматривается конструкция и работа швейных машин, других технических устройств.
На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Формируются конструкторско-технологические знания и технико-технологические умения в работе с технологической документацией (Технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами.
Слайд 4 -7 автоматически
Создание условий для формирования следующих умений:
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться
Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно - художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах), активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Слайд 8
В 1 классе формирование первоначальных конструктивно-технологических знаний и умений. Так же формируется общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертѐж и др.) Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения.
Дети учатся анализировать устройства и назначения изделия;
выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;
учатся экономной разметке, обработке с целью получения деталей, сборке, отделке изделия;
Называют и выполненяют основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.),
отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
На первом этапе обучения очень важно, чтобы ученики имели базовые умения и навыки. Умели работать с ножницами, выполнять резанье бумаги с их помощью, уметь работать с пластилином, владеть приемами лепки. Работать с клеем. Уметь работать с шаблонами. Слушать, слышать и выполнять инструкции учителя. Уметь организовать рабочее место во время работы, и в завершении наводить порядок. Так же немаловажное значение играет количество обучающихся в классе. Возможность помочь всем, остается только желанием учителя. И здесь возникает проблема: сильные дети пытаются сами справляться с заданием, используя свои умения и навыки; если в классе очень много учащихся с несформированными базовыми навыками, то здесь о выполнение качественного изделия можно только мечтать.
Во 2 классе понятие «технологическая карта». К 4 классу умения работать с т. картой расширяются. Ученикам дается общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); ученики анализируют изделие не только с помощью картинного плана. Учатся заполнять технологическую карту.
Проводят измерения и построения для решения практических задач.
Узнают виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание).
Открывают для себя новое: назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).
Учатся читать условные графические изображения. Наносить на нелинованную бумагу разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий уже осуществляется по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.
Провожу инструктаж о технических знаниях во 2-4 классах, комментируя слайды….Слайд 9-18
Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться: отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к интегрированному уроку технологии - изобразительного искусства на тему: «Деревенский двор»
Технологическая картаинтегрированного урока по технологии и изобразительного искусства и с применением ИКТ. Класс: __2__.УМК«Перспективная начальная школа» Тема урока: Домашние жи...
Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"
Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги
Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники
Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз
Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....
Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы
Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....
Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....