Тема: формирование конструкторско -технологических знаний и умений на уроках технологии.
учебно-методический материал по технологии на тему

Романова Ольга Альбертовна

Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре.

 Тема: формирование конструкторско -технологический знаний и учений

на уроках технологии.

        Современный, унифицированный подход к решению образовательных задач в рамках образовательной области «Технология, заключается в следующем: в процессе активной познавательной деятельности младшие школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения «новых» для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями.

      Уроки технологии реализуют выше названный подход в двух направлениях.  Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.

       Вторая – формирование обобщенных конструктивно-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов.

Слайд 2

Конструктивно - технические знания - это знания о конструктивно - технических элементах производственных средств, обеспечивающих взаимодействие рабочего инструмента и предмета труда в рамках определенной технологии.

В содержании обучения той или иной конкретной технологии в общеобразовательных учреждениях конструктивно - технические знания включаются обычно в той мере, в какой они связаны с технологическими знаниями. Конструктивно-технические знания опираются на практические знания.

Слайд 3

Практические знания - это первая простейшая форма технических знаний, в которой главное внимание уделяется действиям человека в процессе производства продукта.

Например, в технологии обработки конструкционных материалов (древесины и металлов) изучается конструктивное устройство и работа сверлильного станка, другие деревообрабатывающие и металлорежущие станки. При изучении обработки тканей рассматривается конструкция и работа швейных машин, других технических устройств.

            На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско-технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем.  

В соответствии с требованиями ФГОС НОО  результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.

Формируются конструкторско-технологические  знания  и технико-технологические умения в работе с технологической документацией (Технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами.

  Слайд 4 -7 автоматически

 Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Уметь:

осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;

выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Познавательные УУД

с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;

Коммуникативные УУД

учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться

Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.

Развитие творческих способностей обеспечивается деятельностным подходом к обучению, стимулирующим поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических и декоративно - художественных задач, опорой на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систему вопросов, советов и задач (рубрика «Советы мастера» в 1—2 классах, рубрика  «Конструкторско-технологические задачи» в 3—4 классах),  активизирующих познавательную поисковую, в том числе проектную, деятельность.  На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.

Слайд 8

В 1 классе формирование первоначальных конструктивно-технологических знаний и умений. Так же  формируется общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертѐж и др.) Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения.

Дети учатся анализировать  устройства и назначения изделия;

выстраивание последовательности практических действий и технологических операций;

учатся экономной  разметке, обработке с целью получения деталей, сборке, отделке изделия;

Называют и выполненяют основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.),

отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

На первом этапе обучения  очень важно,  чтобы ученики имели  базовые умения и  навыки. Умели работать с ножницами, выполнять резанье бумаги с их помощью, уметь работать с пластилином, владеть приемами лепки. Работать с клеем.  Уметь работать с шаблонами. Слушать, слышать  и выполнять инструкции учителя.  Уметь организовать рабочее место во время работы, и в завершении наводить порядок. Так же немаловажное значение играет количество обучающихся в классе. Возможность помочь всем,  остается только желанием учителя. И здесь возникает проблема:  сильные дети пытаются сами справляться с заданием, используя свои умения и навыки;  если в классе очень много учащихся с несформированными базовыми навыками, то здесь о выполнение качественного изделия можно только мечтать.

Во 2 классе понятие «технологическая карта». К 4 классу умения работать с т. картой расширяются. Ученикам дается общее представление о технологическом процессе, технологической документации  (технологическая карта, чертёж и др.); ученики анализируют изделие не только с помощью картинного плана. Учатся  заполнять технологическую карту.

Проводят измерения и построения для решения практических задач.

Узнают виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание).

Открывают для себя новое: назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).

Учатся читать условные графические изображения. Наносить на нелинованную бумагу разметку деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий  уже осуществляется по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

        Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.

   

Провожу инструктаж  о технических знаниях во 2-4 классах, комментируя слайды….Слайд 9-18

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:  отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

 выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к интегрированному уроку технологии - изобразительного искусства на тему: «Деревенский двор»

Технологическая картаинтегрированного урока по технологии и изобразительного искусства и с применением ИКТ. Класс: __2__.УМК«Перспективная начальная школа» Тема урока: Домашние жи...

Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"

Технологическая карта и конспект урока технологии в 4 классе, УМК «Школа России». Тема: изделие "Малахитовая шкатулка"...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Образец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу. Изделие: Закладка для книги

Цель:формирование у обучающихся умений изготовления закладки для книги.Задачи:Дидактические:1.Расширить представление о правилами бережного отношения с книгой;2.Познакомить обучающихся с понятием о за...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 1 класс Тема урока Прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого результата. Аппликация: Подснежники

Цель:формирование у обучающихся умений прогнозирования порядка действий в зависимости от желаемого результата и выполнения аппликации: подснежники, согласно составленному плану.Задачи:Дидактические:1....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: Дед мороз

Цель:освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом.2.Изготовление изделия из бросового материала....

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: Сердце для мамы

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....

Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....