Организационный момент.
Цель активация учащихся. • Мотивировать к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к домашним животным | Формировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу. | Самоопределение к деятельности. - Ребята, прежде чем мы начнём с вами нашу работу, давайте возьмём друг друга за руки и закроем глазки. Оставим все свои тревоги за дверью, почувствуем, как тепло передаётся друг другу, подумаем о чём-нибудь хорошем и добром. А теперь передадим это чувство всем окружающим нас людям и пожелаем им всего самого хорошего в жизни. Откроем глазки. Садимся за парты. - Расскажите правила поведения на уроке.
Личностные УДД. |
| Ι этап. Организационный момент. Почему эти правила надо соблюдать каждому из вас?
Коммуникативные УДД.
Планируемый результат: Сформирована положительная мотивация к деятельности.
Личностные умения: Проявлять: — интерес к жизни домашних животных; — желание позитивно общаться с домашними животными. |
Актуализация знаний. Цели: Актуализировать знания о домашних животных. Мотивировать к изучению темы. Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к домашним животным | Анализируют свои поделки; Проводят анализ самостоятельно составленных планов работ; Работают с материалом представленным в виде стихотворения и изображений животных.
| Организует фронтальную работу по проведению анализа поделок учащихся и самостоятельно составленных планов. | Учебно-познавательная деятельность. В начале урока проводится выставка поделок учащихся, выполненных дома. Необходимо проверить планы работы, самостоятельно составленные учащимися, чтобы проконтролировать усвоение навыка самостоятельного планирования. Путешествуем во времени. Учитель: «Сегодня мы продолжим путешествие по деревне, которое начали на прошлом уроке, и заглянем на деревенский двор. Послушайте внимательно стихотворение „Деревенский двор“ Юрия Саакяна и ответьте на вопрос: Кого можно встретить на деревенском дворе?» Сначала учитель читает стихотворение целиком, чтобы учащиеся поняли его смысл. После этого стихотворение читается еще раз. При этом учащиеся называют животных, а учитель вывешивает на доску их изображения. Деревенский двор Задумчиво глядит собака: «Что ж получается, однако? Кот молоко из блюдца пьет, А курица зерно клюет. Но где же, где корова наша? Вернулось стадо, вот барашек, Телята все до одного... Уж не случилось ли чего?» Кот размышляет у колодца: «Пес лает, курица несется, Свинья под деревом пасется. А где же, где корова наша? Вернулось стадо, вот барашек, Телята все до одного... Уж не случилось ли чего?» Лежит и думает свинья: «Ах, очень беспокоюсь я. Наседка делом занята, Ворчит собака на кота. Но где же, где корова наша? Вернулось стадо, вот барашек, Телята все до одного... Уж не случилось ли чего?» Но тут услышал первым кто-то Мычанье из-за поворота. Довольная бредет корова: — M - му, я пришла, жива - здорова. Простите, милые друзья, Сегодня опоздала я — Так много на лугу травы... Напрасно волновались вы! |
Эта работа поможет развить у учащихся внимательность и чувство прекрасного, настроит их на работу, связанную с материалом о домашних животных. |
| Актуализация знаний. - Что мы выполняли на прошлом уроке? - Какие поделки вы сделали? - Какие виды животных вам известны? - Перечислите домашних животных.
Познавательные УДД |
Изучение нового материала Цель: • Ввести понятия, «конструкция», «конструирование», «доярка», «птичница», «пастух», «коневод», «конюх», «верховые, скаковые лошади», «пейзаж». •Стимулировать бережное отношение к домашним животным. • Научить: — формулировать правила общения с домашними животными; — формулировать речевые высказывания в рамках учебного диалога; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — составлять отчёт о своей деятельности по «Вопросам юного технолога». | Выполнять задания представленные в учебнике. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Организовать фронтальную работу по учебнику, работу с дидактическим материалом. | Изучение нового материала Учитель: «Мы выяснили, что на деревенском дворе можно встретить очень многих домашних животных. Как вы думаете, смогут ли они выжить без помощи человека? Что делают для домашних животных люди? Откройте учебник на странице 41 и рассмотрите иллюстрации. Кто изображен на фотографиях? Что можно рассказать о профессиях этих людей?» (Конюх — работник, ухаживающий за лошадьми, пастух — работник, пасущий скот (четвероногих домашних животных) и отвечающий за его сохранность, особенно во время летнего выпаса; доярка — работница, которая доит коров и ухаживает за ними; птичница — работница, ухаживающая за домашней птицей.) Можно попросить учащихся подробно рассказать о том, как они представляют себе деятельность людей этих профессий, или даже изобразить их в деле. Задание 1 (З) Рабочая тетрадь, с. 16—18. И Рассмотрите фотографии с изображениями домашних животных на фотографиях. Назовите: — домашних животных, которые живут в городской квартире; — домашних животных, которые живут в сельской местности. Расскажите, как вы ухаживаете за своим домашним животным. Задание 2 (П) И Можно ли утверждать, что домашнее животное сможет выжить в лесу без помощи людей? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 (У) П Выберите из предложенного списка только домашних животных и подчеркните их названия. Корова, собака, волк, заяц, кролик, свинья, кабан, вол, кошка, лиса. Задание 4 (З) Учебник, с. 33. П Назовите значение слова «пейзаж». (Картина, изображающая природу.) Задание 5 (У) Учебник, с. 33. Г Нарисуйте карандашом сельский пейзаж «Деревня». Составьте композицию сельского пейзажа «Деревня». Выполните работу в технике «живопись», используя план, данный в учебнике.
|
| Диагностические задания: Рабочая тетрадь, с. 19. 1. Найдите на рисунке домашнее животное и раскрасьте его изображение соответствующим цветом. 2. Допишите предложения: • Для изготовления изделия в технике «живопись» надо взять основу картон, акварельные краски, баночку с водой, тряпочку для вытирания кисти).
Личностные умения: — проявлять интерес к жизни домашних животных; — бережное отношение к домашним питомцам. Познавательные умения: — определять значимость домашних животных в жизни человека и обосновывать своё мнение; — использовать в активном словаре новые понятия; — анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение; — презентовать готовое изделие. Предметные умения: — использовать технику «живопись», для выполнения фоновой заставки «Деревня»; — формулировать правила общения с домашними животными. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие, используя план; — распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности; — оценивать результат выполненного задания; — проводить презентацию проекта. Коммуникативные умения: — формулировать монологическое высказывание для представления проекта. Предметные умения: — выполнять разметку деталей с помощью копировальной бумаги по алгоритму; — выполнять конструирование объемных изделий на основе развёртки. |
Цели: • Стимулировать интерес к участию в общем проекте. • Актуализировать знания о профессиях «доярка», «конюх», «пастух», «птичница». • Ввести понятия «развёртка», «конус», «куб», «призма», «параллелепипед», «пирамида», «цилиндр», «шар». • Научить: — выполнять конструирование объёмных изделий на основе развёртки при помощи копировальной бумаги; — выполнять самостоятельный анализ изделий; — распределять обязанности в процессе проектной деятельности; — выполнять учебное действие, используя план; — проверять и оценивать результат выполненного задания; — проводить презентацию проекта по заданной схеме; — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Работать с информацией, представленной в виде развертки. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе) Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. Заполняют три графы таблицы на с. 25 рабочей тетради |
Организовать работу по группам, обеспечить контроль за выполнением задания. Организовать фронтальную работу по учебнику. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Учитель демонстрирует им разные виды геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, ромб, пятиугольник и т. д.), называя их; объясняет, что в первой графе надо нарисовать эскиз проекта, т. е. сделать предварительный рисунок того, как будет выглядеть вся композиция их общего проекта, а во второй графе написать план презентации проекта или какой-либо ее вариант: например, можно придумать какую-то сказку с участием отдельных фигурок животных. Важно, чтобы работа по заполнению таблицы была именно групповой, что подготовит ребят к групповой работе над самим проектом. Таблицы должны быть проверены учителем.
| Учитель: «Сегодня мы попробуем создать свой деревенский двор из бумаги в нашем классе».
Учитель должен разделить ребят на группы и объяснить, что каждая группа будет выполнять свой проект по собственному замыслу, который нужно самостоятельно разработать в группе.
Проектная деятельность уже не новая для учащихся, но на этом уроке она будет самостоятельной, что значительно усложняет задачу и помогает развить и закрепить навыки такой деятельности.
Учитель: «Каждому предстоит выполнить работу по созданию одного животного, после чего вы соберете свои поделки, и у вашей группы получится настоящий деревенский двор».
При создании данного проекта учащимся предстоит познакомиться с новым видом работы — с изготовлением изделия на основе развертки. Поэтому перед работой необходимо объяснить детям, что развертка — это развернутая конструкция предмета. Если ее собрать и склеить по выделенным частям, то получится объемная конструкция. Учитель демонстрирует сборку развертки. Развертки к проекту «Деревенский двор» предлагаются на с. 24 рабочей тетради.
Г После теоретической подготовки учащихся к работе они по группам заполняют три графы таблицы на с. 25 рабочей тетради. Перед этим учитель демонстрирует им разные виды геометрических фигур (круг, овал, прямоугольник, ромб, пятиугольник и т. д.), называя их; объясняет, что в первой графе надо нарисовать эскиз проекта, т. е. сделать предварительный рисунок того, как будет выглядеть вся композиция их общего проекта, а во второй графе написать план презентации проекта или какой-либо ее вариант: например, можно придумать какую-то сказку с участием отдельных фигурок животных. Важно, чтобы работа по заполнению таблицы была именно групповой, что подготовит ребят к групповой работе над самим проектом. Таблицы должны быть проверены учителем. Г Следующий этап работы над проектом — составление плана. Учитель: «В какой последовательности вы будете выполнять работу над своей поделкой? Составьте план работы, прочитав предварительно план работы в учебнике на странице 40». (1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Раскрой. 3. Сборка. 4. Отделка.) И Учащиеся приступают к практической работе. Каждый склеивает одну фигурку для проекта. Учитель помогает, советует, одобряет взаимопомощь. И Подготовка материалов и инструментов. Подготовить для работы цветную бумагу, калькированную бумагу, ножницы, клей, тряпочку; вспомнить правила работы ножницами и клеем (памятки № 2, 8 из приложения), разметки деталей с помощью калькированной бумаги (памятка № 7 из приложения). И Раскрой. Вырезать из рабочей тетради развертку. Перевести шаблон с помощью калькированной бумаги на цветную бумагу и вырезать деталь. И Сборка. Нанести клей на места, намеченные графическим обозначением (место склеивания заштриховано), и склеить деталь. Приклеить к получившемуся телу остальные детали, вырезанные из рабочей тетради. И Отделка. Оформить, украсить фигурку с помощью цветной бумаги и цветных карандашей. Г Последний этап самостоятельной работы учащихся — составление общей композиции из получившихся фигурок животных. Это делает вся группа.
|
| Диагностические задания: Допишите предложения: 1. Напишите названия нескольких объёмных геометрических фигур: … (конус, куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, шар). 2. Для изготовления объёмной игрушки из бумаги используют … (развёртку). Личностные умения: — проявлять интерес и готовность к участию в проекте; — проявлять интерес и бережное отношение к домашним питомцам. Познавательные умения: — находить различия в профессиях «доярка», «конюх», «пастух», «птичница» и обосновывать своё мнение; — соотносить объёмную фигуру с подобной ей развёрткой; — использовать в активном словаре новые понятия; — формулировать правила общения с домашними животными; — анализировать ситуацию, соотносить её с общепринятой нормой общения с домашними животными и обосновывать своё мнение;
— выполнять анализ готового изделия. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие, используя план; — распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности; — оценивать результат выполненного задания; — проводить презентацию проекта. Коммуникативные умения: — формулировать монологическое высказывание для представления проекта. Предметные умения: — выполнять разметку деталей с помощью копировальной бумаги по алгоритму; — выполнять конструирование объемных изделий на основе развёртки.
|
Цели: • Мотивировать на успешный результат. • Актуализировать знания о домашних животных. • Научить: — планировать деятельность и распределять обязанности; — сотрудничать в группе при выполнении проекта; — представлять результат деятельности. | Учащиеся приступают к практической работе. Каждый склеивает одну фигурку для проекта. | Учитель помогает, советует, одобряет взаимопомощь | Контрольное задание Г Выполните проект «Деревенский двор», включающий изготовление изделий из бумаги: • объёмные изделия на основе развёртки «Питомцы нашего двора» из бумаги.
|
| Личностные умения: — нести ответственность при создании проекта «Деревенский двор» в рамках групповой деятельности. Познавательные умения: — использовать информацию об изученных техниках работы. Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью и планом; — распределять обязанности при выполнении проекта. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; — представлять результат деятельности группы. Предметные умения: — выполнять изделия из пластилина, бумаги и природных материалов. |
• Мотивировать на успешный результат. • Стимулировать интерес к процессу создания правил «Братья наши меньшие» и оформлять их. • Научить: — планировать деятельность и распределять обязанности; — сотрудничать в группе при выполнении проекта; — представлять результат деятельности.
| Дети заполняют карточки в которых записаны предложения требующих продолжение мысли. Выбирают вариант задания, способ деятельности, планируют деятельность, выполняют задания и представляют результаты деятельности | Учитель разъясняет правила выполнения задания, Предлагает три варианта деятельности (информативный, импровизационный, эвристический) | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает: • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический); • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный); • самоорганизацию по выполнению задания: — планирование деятельности; — выполнение задания; — представление результатов деятельности. Информативный вариант Впишите в текст правил пропущенные слова и оформите рассказ иллюстрацией. Правила «Братья наши меньшие» 1. Перед тем как взять … (домашнее) животное в свой дом, обязательно прочитайте … (книгу) о его особенностях, поведении и условиях содержания. 2. Чтобы домашнее животное чувствовало себя … (уютно) в вашем доме, о нём надо заботиться: … (кормить, мыть, выгуливать, играть). 3. Чтобы домашнее животное было всегда дружелюбно, не стоит его провоцировать: отнимать … (еду), дразнить, пугать, … (угрожать). 4. Чтобы стать другом для своего … (питомца), его надо любить и общаться с ним… (ласково). Импровизационный вариант Составьте текст «Правила», используя знания и умения изученной темы и предложенные вопросы: • Что нужно сделать, перед тем как завести домашнее животное? • Что нужно делать, чтобы ваш питомец чувствовал себя уютно в доме? • Какие ваши действия могут спровоцировать вашего питомца на агрессию? • Что нужно делать, чтобы стать другом для своего питомца? Оформите «Правила» рисунком, расскажите о них своим друзьям. Эвристический вариант Напишите правила «Братья наши меньшие» и оформите их иллюстрациями. |
| Личностные умения: — осознанный интерес к созданию заповедей «Братья наши меньшие»; Познавательные умения: — выбирать вариант выполнения задания. Регулятивные умения: — выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: — адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
Итог урока. Рефлексивная деятельность Цель: Научить: — соотносить полученный результат с поставленной целью; — оценивать результат своей деятельности; — оценивать результат учебной деятельности.
| Провести самоанализ проделанной работе. И
| Организовать работу проведения самоанализа работы учащихся | Самоанализ I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1. Для меня важно бережно относиться к домашним животным, потому что ... 2. Чтобы выполнить групповой проект «Деревенский двор», нужно … Самооценка II. Задание на самооценку. а) Самооценка самостоятельности своей деятельности V
| + | ! | Я полностью справился с заданием самостоятельно.
| Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…
| Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…
|
б) Самооценка собственной деятельности в целом Довольны ли вы своей работой на уроке? • Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие. • Если довольны, поднимите две руки. • Если не очень довольны, то поднимите одну руку. |
|
|