Занятие по ручному труду: «Осенний пейзаж» для учащихся подготовительного класса с ОВЗ (1 вариант обучения)
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

Гладун Ирэна Петровна

Цель занятия: формирование навыков работы с природным материалом (пшеном, кофе, манкой), красками, клеем  при  составлении композиции с помощью трафаретов «Осень».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osenniy_peyzazh.docx29.97 КБ
Файл prez._osenniy_peyzazh.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ручному труду: «Осенний пейзаж»

в подготовительном классе (1 вариант обучения).

                                                                          Воспитатель ГПД: Гладун И. П.

                                                                                                        02.10.2015г.

Тема: «Осенний пейзаж».

Цель: формирование навыков работы с природным материалом (пшеном, кофе, манкой), красками, клеем  при  составлении композиции с помощью трафаретов «Осень».

Задачи:

Обучающие:

- закрепление представлений об осени и ее приметах в последовательности – ранняя, золотая, поздняя;

- уточнение, расширение и активизация  словаря  по теме «Осень»;

-  углубление знаний о жизни растений осенью, в частности, о деревьях  - изменение цвета листвы  деревьев (березы, клена, дуба, ели);

-  закрепление  понятия названий деревьев и названий листьев;

-закрепление  понятия: «Лиственные и хвойные деревья»;

- закрепление умений соотносить  картинки  деревьев и листьев в дидактической игре;

-  правильно называть их при игре с мячом;

- формирование умение составлять композицию с помощью трафаретов;

- формирование умений при работе с природным материалом (пшеном, кофе, манкой), красками, клеем  при  составлении композиции с помощью трафаретов «Осень».

 Коррекционно-развивающие:

- формирование понятия о сыпучих природных материалах (пшене, кофе, манки);

- формирование знаний особенностей и  последовательности работы с этими материалами;

- уточнение   и закрепление  знаний о цвете;

- уточнение   и закрепление   особенностей цвета осенних листьев;

- формирование приёмов  работы с красками;

-  развитие мелкой и общей моторики;

- развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве и  на  листе  бумаги;

- формирование связной речи:  учить отвечать на вопросы полными предложениями с помощью наводящих вопросов и самостоятельно;

-  закрепление  автоматизации звуков в слове, предложении (продолжать работу над четкостью дикции,  интонационной выразительностью речи).

- формирование  элементов  логического мышления:  учить  устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, развивать процессы сравнения,  обобщения, конкретизации,  элементы  суждения,  умозаключения.

 Оздоровительные: (при проведении физминуток, д/игры с мячом).

- развитие  активности  работы мышц,

- усиливание  кровообращения, повышение  интенсивности  работы сердца, активизирование деятельности   нервной системы,

-  повышение  тонуса организма,  восстанавливание  работоспособности;

 - работа над дыханием при произнесении речи с движением.

Воспитательные:  задачи совместной деятельности взрослого и ребенка.

- развитие  интереса к занятиям об окружающем мире, рисованию, ручному труду;

- воспитание умения работать в коллективе и помогать друг другу;

- воспитание трудолюбия, аккуратности;

- развитие навыков самообслуживания (дежурство, уборка своего рабочего места, класса мытье рук).

Планируемые интегративные качества:

-  активность, эмоциональность, общительность,

-  воспитание  коллективизма,  взаимовыручки,

-  усидчивость, дисциплинированности.

Оборудование:

- картины художника  с использованием янтаря по теме «Осенний пейзаж»;

- интерактивная доска, компьютер;

- музыкальное сопровождение «Осень наступила» (Физминутка);

- слайды об осени с музыкальным сопровождением;

- презентация «Осенний пейзаж»;

- картинки с изображением осени (ранней, золотой, поздней);

-  трафареты листьев, грибов, деревьев, облаков, солнышко;

-  картинки деревьев с листьями;

- классный настенный календарь природы;

- лист бумаги (ватмана);

- клей ПВА;

- пшено, кофе, манка в прозрачных контейнерах;

- чистые тряпочки, мусорное ведро, совок и детская швабра;

- мяч;

 - фартуки.

Ход занятия:

I. Организационный момент: дети стоят в круге.

- Назовите свои имена (я – Саша, я – Вова и т. д.)

- Сели те дети, у которых в одежде есть белый, зеленый, и т.д. цвет.

Объявление темы занятия:

- Сегодня мы с вами будем делать объемную  картину из природного материала (воспитатель показывает пшено, кофе, манку; объясняет их свойства, предназначение как пищевых продуктов и применение их на уроках труда);

- Воспитатель показывает картины, написанные художником с использованием янтаря. Дети разглядывают картины,  ощупью  исследуют их.

- А мы вместо камней будем использовать пшено;

-  Что такое объемная  картина? (объяснение воспитателем и показ образца);

-  На какую тему будет наша картина? (с опорой на картинку);

-  Какое здесь изображено время года? (с опорой на картинку);

II.Беседа об осеннем времени года и о его признаках:

- Какая бывает погода осенью? (с опорой на картинки);

- А сегодня, какая погода? (подойти к окну и посмотреть – отметить в календаре погоды);

- Что происходит с деревьями в осеннее время года? (с опорой на картинку);

-  Как меняют цвет береза, клен, дуб, рябина,   ёлка? (с опорой на картинки презентации «Деревья и листья осенью»);

 Д/игра «Назови и покажи правильно»:

-  Прикрепите на доске листья под картинками  с изображением деревьев;

- Назовите деревья  и листья: У дуба лист дубовый и т. д.;

- Когда листья опадают, как это называется? (листопад – с опорой на картинку); 

III. 1.Физминутка «Листопад»:

Листья осенние тихо кружатся -  (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся -  (Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят, -  (Движения руками вправо- влево).

Будто опять закружиться хотят. -  (Поднимаются, кружатся).

2. Физминутка (игра с мячом):

- Дети, стоя в круге, ловят мяч у воспитателя. При этом отвечают на вопрос:

- Лист у клена? – кленовый;

- Лист у дуба? – дубовый;

- Лист у рябины?  - рябиновый;

- Лист у березы? – березовый;

А у ёлки? – иголочки, хвоя.

IV. Дежурство:

- дети и воспитатель сдвигают столы (назначить двух человек по списку);

- накрывают столы клеенками;

- воспитатель выкладывает большой лист ватмана с карандашной готовой  композицией по теме «Осенний пейзаж»;

- дети раздают трафареты грибов, листьев, деревьев;

- дети раздают клеевые кисточки в стаканчиках;

- чистые тряпочки;

- пшено, кофе, манку в прозрачных контейнерах;

-  рядом со столами ставят мусорное ведро, совок, детскую швабру;

- надевают фартуки.

V. Правила безопасности на уроках труда:

-  Какие инструменты используются при аппликации, объёмной картине? Назовите и покажите;

- Какие действия выполняются сначала? (нанесение клея, или рисование контура рисунка, раскрашивание красками, наклеивание пшена, кофе, манки);

-  Как нужно наводить порядок после работы?  (после работы с клеем положить кисточки в стаканчик с мыльной водой; лишнее пшено, кофе, манку после приклеивания высыпать аккуратно в мусорное ведро;  остатки мусора с пола подмести и убрать; протереть столы влажной тряпочкой, её прополоскать, отжать, развесить;  затем вымыть и вытереть руки). Все действия выполняются совместно с воспитателем.

VI. Работа с объёмной картиной:

- просмотр презентации «Осенний пейзаж»;

- наблюдение за картиной художника;

- наблюдение за готовой композицией «Осенний пейзаж» - (уточнить, что можно дорисовать с помощью трафаретов);

-раздать детям трафареты листьев, грибов; трафареты деревьев; облаков, солнышка;

-  составление с  помощью воспитателя и самостоятельно коллективной композицию с помощью трафаретов;

- «рисование»  картины клеем (показ способа «рисование клеем»  всей картины);

 -  насыпание пшена, кофе, манки на картину (подождать, когда просохнет поверхность рисунка, аккуратно ссыпать остатки в мусорное ведро);

- наблюдение еще раз при помощи презентации «Осенний пейзаж»  за цветовой композицией (цвет листьев деревьев, ёлки);

- раскрашивание красками путем примакивания объёмной  картины;

- выбор названия объёмной картины (выбрали название «Осенний пейзаж» - воспитатель дал понятие слова «пейзаж»);

- уборка рабочего места дежурными.

 3. Физминутка: «Осенняя песенка под музыку с имитацией движений»:

Осень, осень наступила,
Листья осыпаются.
Солнца нет, и потемнело,
Дождик начинается.

Припев:
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

Паучки, жучки и мошки,
Прячутся, скрываются,
И в далекую дорогу
Птички собираются.

Припев.
Кап-кап на дорожки,
Кап-кап на ладошки.
Дождик землю поливай,
С нами поиграй.

VII. Подведение итогов:

- Что мы сегодня делали на уроке труда? (отвечать с помощью наводящих вопросов односложно или полными предложениями);

- дать анализ деятельности каждого ребенка -  кто, что и как делал (отвечать с помощью наводящих вопросов односложно или полными предложениями);

- похвала за хорошую работу;

- выставка коллективной работы.   

VIII.Самооценка занятия:

Занятие прошло в соответствии с поставленной целью и задачами:

1. Здоровьесберегающая направленность занятия очевидна:

- урок в своём темпе – дети не устают, им комфортно;

(Дети работают с яркими, красочными картинками; сами составляют композицию объёмной картины;  много и активно играют, двигаются);

-  за каждый вид работы получают поощрения;

- гигиенические требования соблюдены.

2. Все задания подобраны с учётом возраста и уровня развития детей.

3. Личностная ориентированность урока положительная.

4.Активация познавательных интересов значительная.

5. Созданы и реализованы условия для совместной деятельности учащихся  и воспитателя.

6. Есть активация социального  интереса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Осенний пейзаж»

Слайд 2

Приготовить для работы лист белого картона, краски, кисточки для рисования, клей ПВА, кисточки для клея, пшено, кофе, манка, тряпочки, простой карандаш

Слайд 3

Приготовить для работы лист белого картона, краски, кисточки для рисования, клей ПВА, кисточки для клея, пшено, кофе, манка, тряпочки, простой карандаш.

Слайд 4

Нанести на картон контур рисунка карандашом

Слайд 5

Нанести на рисунок клей ПВА

Слайд 6

Насыпать крупу на весь рисунок, дать высохнуть

Слайд 7

Ссыпать лишнюю крупу

Слайд 8

Раскрасить изображение, Высушить изделие

Слайд 9

можно сделать рамку для картины

Слайд 10

«Осенний пейзаж» по ручному труду Презентация для учащихся подготовительного 0-1 класса Воспитатель ГБОУ школы № 46 «Центр РиМ» Калининского района Санкт-Петербурга Гладун И.П. от 02.10. 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: аппликация «Осень в парке» для учащихся подготовительного класса

Тема: объемная аппликация -  «Осень в парке».Цель: формирование навыков работы с ножницами, клеем  при  составлении объемной коллективной композиции -  «Осень в парке»....

Конспект занятия по ручному труду "Новогодние сувенирные тарелки" для учащихся 0-1 класса ОР

Цель занятия: формирование навыков работы с карандашами, фломастерами, ножницами, клеем  при  составлении композиции с помощью трафаретов «Новогодний праздник» и сувенирных тарелок....

Конспект занятия по ручному труду 3 класс "Кукла -оберег"

Конспектзанятие по ручному труду 3 класс.  Тема: «Кукла – оберег»....

Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой

Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...