Конспект занятия по ручному труду 3 класс "Кукла -оберег"
план-конспект занятия по технологии (3 класс) на тему

 

 

 

 

 

 

Конспект

занятие по ручному труду 3 класс.

 

 

Тема: «Кукла – оберег».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кукла – оберег».

 

Цели:

1.     Образовательная: научить выполнять «куклу-оберег» из кусочков ткани, научить приемам работы над материалом, закрепить правила обращения с ножницами.

2.     Развивающая: развивать мышцы пальцев, координацию движения руки при резании, при выполнении физминуток  и гимнастики для пальцев.

3.     Воспитательная: ответственность, аккуратность, усидчивость,  дисциплинированность, бережливость, экономное отношение к материалу, коллективизм.

 

 

 

Для учащихся:

- кусочки ткани.

- ножницы.

- тесьма.

-нитки.

 

Ход занятия.

 

I.                  Организация занятия.

 

Приветствие. Настрой на хорошее настроение.

- Дорогие ребята, уважаемые гости. Я спешу сказать вам  «Здравствуйте!»

- Чтоб пожелать  здоровья доброго Я спешу сказать вам «Благости!»

- Чтоб пожелать вам счастья нового Я спешу сказать вам «Радости!» Удач, успехов и везенья!

- Чтоб пожелать всем в классе прекраснейшего настроения.

     Давайте, ребята покажем нашим  гостям, что мы умеем себя хорошо вести, что вы к концу учебного года стали намного взрослее и умнее.

 

 

 

     Учитель:  Я хочу проверить  все ли у вас готово к занятию. Посмотрите, пожалуйста.

-  ножницы, нитки, кусочки тканей, тесьма.

Техника безопасности при работе с ножницами.

- Ребята, скажите, пожалуйста, с какой стороны мы должны расположить ножницы?  (справа)

- Правильно! А как должны лежать ножницы? (закрытыми лезвиями вверх, кольцами к себе).

- А что должно лежать слева?  (материалы: ткань, нитки, тесьма)

 

 

(Вступительная беседа, история появления куклы-оберега, работа с выставкой, аудиозапись, показ куклы, инсценирование)

 

     Учитель: показ презентации про куклу – оберег.

Послушайте ребята, расскажу вам былину давнюю историю родины нашей. Из глубины веков пришли к нам традиции – куклы сделанные  из лоскутков ткани. Игрушки придавалось магическое значение. Самодельные тряпочные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала  душу и могла навредить ребенку. Поэтому  безликая  кукла являлась  и оберегом. Она оберегала человека от всяческих  бед. Всегда была с ним, всю жизнь с самого его рождения.

     Русские  крестьяне очень тщательно готовились  к появлению в семье ребенка. Вместе с пеленкой с уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему  малышу сооружали куклу.

     В этот талисман вкладывалась материнская сила и забота,  которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в  пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся  на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Она как бы отвлекала на себе злые силы, оберегала своих хозяев, так её и называли  оберег-бережня (пополнение активного словаря) Оберег – талисман, который оберегает ребенка  от всяческих бед.

     Ребята, давайте  еще раз проговорим  приговорку вместе. (Повторение приговорки вместе) Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой. (Сообщение темы урока). Скоро ребята заканчиваются учебный  год, и вы поедете в лагерь отдыхать. Вы должны будете набраться сил, крепкого здоровья. И поэтому сегодня мы будем изготавливать на всякий случай,  «куклу-оберег».

 

(Правила по технике безопасности)

 

     Ребята, давайте с вами повторим самые основные правила по технике безопасности работы с ножницами.

1.     Не держи ножницы лезвиями вверх.

2.     Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

3.     Передай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

 

 

Физкультминутка

Работа над развитием мелкой моторики рук. Игры на пальцах. (В.Цвентарский).

- Пальцы обоих рук соединяются в замок.

- Ритмичное касание  пальцев обоих рук.

- Поочередное касание пальцев на обоих руках, начиная с мизинца.

 

     Ребята, нам предстоит большая работа. Давайте разомнем наши пальчики.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики с вами мы подружимся маленькие пальчики 1-2-3-4-5. Начинай считать опять 1-2-3-4-5. Мы закончили считать.

     Ребята, давайте разомнем наши пальчики. Я буду рассказывать  вам стихотворение, и показывать движения. А затем вы вместе  со мной  должны  будете их повторить.

(Объяснение предстоящей работы)

II этап  Практический.

    

Итак, ребята у вас на партах лежат кусочки ткани, тесьма из  которых вы должны  будете  выполнить куклу-оберег.

(Работа с технологической картой, показ каждого этапа)

     Посмотрите  на доску. Здесь  показано поэтапное  выполнение  т.е. технология изготовления оберега. Первое, что мы будем делать – это туловище. Для этого нужно взять лист бумаги, какую  геометрическую фигуру он вам  напоминает?  (прямоугольник) взять и скатать в трубочку. Получившуюся трубочку наложить  на белую ткань, чтобы  по краям осталось одинаковое количество ткани и скатать. Оставшуюся ткань  мы просто засовываем внутрь трубочки. Получилось туловище. Затем делаем  руки. Скатываем белую ткань в тонкую трубочку. А затем  завязываем  с двух концов нитками. Один узелок  будет мал, сделайте два. Оставшиеся  нитки отрезаем. Теперь  нужно закрепить  руки к туловищу. Для этого нам понадобиться тесьма. Ребята, а кто знает, что такое тесьма? Тесьма – узкая тканная или плетеная полоса материи, употребляемая для  обшивки,  украшения, скрепления чего-нибудь.

     Берем туловище оберега, зрительно отмеряем середину и чуть выше середины прикладываем руки. С помощью тесьмы крест на крест прикрепляем туловище. Завязываем концы  тесьмы со стороны спины.

 

 Снятие усталости. Повышение активной деятельности детей (аудиозапись).

 

Алый шелковый платочек.

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука

Прямо малышам в бока

Не хотели мы плясать

Стояли стеснялися

А гармошка заиграла

Мы не удержалися

 

 

     Учитель:А теперь ребята нам нужно сделать юбку. Юбка должна  быть красивой, пестрой. Для этого берем кусок цветной ткани, отгибаем  немного и в это сгиб просовываем тесьму. Затем прикладываем к туловищу  и завязываем сзади.

     В старину поверх юбки носили фартук. Берем  кусок  ткани для фартука, подгибаем, просовываем тесьму и завязываем. Фартук готов.

     Теперь нам нужно  сделать волосы. В старину волосы сплетали в косы, чем длиннее и толще  была коса, тем длиннее была жизнь у человека.

     Возьмем пряжу. Найдем середину  и завяжем узелок. Узелком вверх закрепим волосы на макушке и завязываем сзади  головы. А затем переплетаем и завязываем получившуюся косу ленточкой.

imageimage     Еще одним из важных элементов в старину считался и платок. Платки и шали занимают особое место. Они могут дополнять  деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.

- Ребята, какие формы платков вы знаете?  (       ,          )

Будем завязывать платок. Сейчас  я вам покажу, как завязывать платок на себе, а вы проделаете это на кукле-обереге.  

 

III этап Заключительный.

 

Работа наша подошла к концу. И теперь у вас у каждой есть своя  кукла-оберег. Давайте положительно зарядим наши обереги. Возьмем их в руки, и три раза повернем против часовой  стрелки и проговорим: «Отвернись злом, повернись добром» (положительный заряд куклы на каждого ребенка)

(Вопросы к группе)

Давайте  вспомним, с какими материалами вы сегодня работали?

Какое изделие вы сегодня выполнили? (куклу оберег)

Давайте, еще раз  вспомним  и скажем, что такое  оберег.

- Что нового узнали?

- Понравилось ли вам  занятие?

- Что именно понравилось?

На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruchnoy_trud_sharipova_nn.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Конспект

занятие по ручному труду 3 класс.

Тема: «Кукла – оберег».

 

 

«Кукла – оберег».

Цели:

  1. Образовательная: научить выполнять «куклу-оберег» из кусочков ткани, научить приемам работы над материалом, закрепить правила обращения с ножницами.
  2. Развивающая: развивать мышцы пальцев, координацию движения руки при резании, при выполнении физминуток  и гимнастики для пальцев.
  3. Воспитательная: ответственность, аккуратность, усидчивость,  дисциплинированность, бережливость, экономное отношение к материалу, коллективизм.

 

Для учащихся:

- кусочки ткани.

- ножницы.

- тесьма.

-нитки.

Ход занятия.

  1. Организация занятия.

Приветствие. Настрой на хорошее настроение.

- Дорогие ребята, уважаемые гости. Я спешу сказать вам  «Здравствуйте!»

- Чтоб пожелать  здоровья доброго Я спешу сказать вам «Благости!»

- Чтоб пожелать вам счастья нового Я спешу сказать вам «Радости!» Удач, успехов и везенья!

- Чтоб пожелать всем в классе прекраснейшего настроения.

     Давайте, ребята покажем нашим  гостям, что мы умеем себя хорошо вести, что вы к концу учебного года стали намного взрослее и умнее.

     Учитель:  Я хочу проверить  все ли у вас готово к занятию. Посмотрите, пожалуйста.

-  ножницы, нитки, кусочки тканей, тесьма.

Техника безопасности при работе с ножницами.

- Ребята, скажите, пожалуйста, с какой стороны мы должны расположить ножницы?  (справа)

- Правильно! А как должны лежать ножницы? (закрытыми лезвиями вверх, кольцами к себе).

- А что должно лежать слева?  (материалы: ткань, нитки, тесьма)

 

(Вступительная беседа, история появления куклы-оберега, работа с выставкой, аудиозапись, показ куклы, инсценирование)

 

     Учитель: показ презентации про куклу – оберег.

Послушайте ребята, расскажу вам былину давнюю историю родины нашей. Из глубины веков пришли к нам традиции – куклы сделанные  из лоскутков ткани. Игрушки придавалось магическое значение. Самодельные тряпочные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала  душу и могла навредить ребенку. Поэтому  безликая  кукла являлась  и оберегом. Она оберегала человека от всяческих  бед. Всегда была с ним, всю жизнь с самого его рождения.

     Русские  крестьяне очень тщательно готовились  к появлению в семье ребенка. Вместе с пеленкой с уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему  малышу сооружали куклу.

     В этот талисман вкладывалась материнская сила и забота,  которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в  пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся  на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Она как бы отвлекала на себе злые силы, оберегала своих хозяев, так её и называли  оберег-бережня (пополнение активного словаря) Оберег – талисман, который оберегает ребенка  от всяческих бед.

     Ребята, давайте  еще раз проговорим  приговорку вместе. (Повторение приговорки вместе) Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой. (Сообщение темы урока). Скоро ребята заканчиваются учебный  год, и вы поедете в лагерь отдыхать. Вы должны будете набраться сил, крепкого здоровья. И поэтому сегодня мы будем изготавливать на всякий случай,  «куклу-оберег».

(Правила по технике безопасности)

     Ребята, давайте с вами повторим самые основные правила по технике безопасности работы с ножницами.

  1. Не держи ножницы лезвиями вверх.
  2. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
  3. Передай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

Физкультминутка

Работа над развитием мелкой моторики рук. Игры на пальцах. (В.Цвентарский).

- Пальцы обоих рук соединяются в замок.

- Ритмичное касание  пальцев обоих рук.

- Поочередное касание пальцев на обоих руках, начиная с мизинца.

     Ребята, нам предстоит большая работа. Давайте разомнем наши пальчики.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики с вами мы подружимся маленькие пальчики 1-2-3-4-5. Начинай считать опять 1-2-3-4-5. Мы закончили считать.

     Ребята, давайте разомнем наши пальчики. Я буду рассказывать  вам стихотворение, и показывать движения. А затем вы вместе  со мной  должны  будете их повторить.

(Объяснение предстоящей работы)

II этап  Практический.

     

Итак, ребята у вас на партах лежат кусочки ткани, тесьма из  которых вы должны  будете  выполнить куклу-оберег.

(Работа с технологической картой, показ каждого этапа)

     Посмотрите  на доску. Здесь  показано поэтапное  выполнение  т.е. технология изготовления оберега. Первое, что мы будем делать – это туловище. Для этого нужно взять лист бумаги, какую  геометрическую фигуру он вам  напоминает?  (прямоугольник) взять и скатать в трубочку. Получившуюся трубочку наложить  на белую ткань, чтобы  по краям осталось одинаковое количество ткани и скатать. Оставшуюся ткань  мы просто засовываем внутрь трубочки. Получилось туловище. Затем делаем  руки. Скатываем белую ткань в тонкую трубочку. А затем  завязываем  с двух концов нитками. Один узелок  будет мал, сделайте два. Оставшиеся  нитки отрезаем. Теперь  нужно закрепить  руки к туловищу. Для этого нам понадобиться тесьма. Ребята, а кто знает, что такое тесьма? Тесьма – узкая тканная или плетеная полоса материи, употребляемая для  обшивки,  украшения, скрепления чего-нибудь.

     Берем туловище оберега, зрительно отмеряем середину и чуть выше середины прикладываем руки. С помощью тесьмы крест на крест прикрепляем туловище. Завязываем концы  тесьмы со стороны спины.

 Снятие усталости. Повышение активной деятельности детей (аудиозапись).

Алый шелковый платочек.

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука

Прямо малышам в бока

Не хотели мы плясать

Стояли стеснялися

А гармошка заиграла

Мы не удержалися

 

     Учитель:А теперь ребята нам нужно сделать юбку. Юбка должна  быть красивой, пестрой. Для этого берем кусок цветной ткани, отгибаем  немного и в это сгиб просовываем тесьму. Затем прикладываем к туловищу  и завязываем сзади.

     В старину поверх юбки носили фартук. Берем  кусок  ткани для фартука, подгибаем, просовываем тесьму и завязываем. Фартук готов.

     Теперь нам нужно  сделать волосы. В старину волосы сплетали в косы, чем длиннее и толще  была коса, тем длиннее была жизнь у человека.

     Возьмем пряжу. Найдем середину  и завяжем узелок. Узелком вверх закрепим волосы на макушке и завязываем сзади  головы. А затем переплетаем и завязываем получившуюся косу ленточкой.

     Еще одним из важных элементов в старину считался и платок. Платки и шали занимают особое место. Они могут дополнять  деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.

- Ребята, какие формы платков вы знаете?  (       ,          )

Будем завязывать платок. Сейчас  я вам покажу, как завязывать платок на себе, а вы проделаете это на кукле-обереге.  

III этап Заключительный.

Работа наша подошла к концу. И теперь у вас у каждой есть своя  кукла-оберег. Давайте положительно зарядим наши обереги. Возьмем их в руки, и три раза повернем против часовой  стрелки и проговорим: «Отвернись злом, повернись добром» (положительный заряд куклы на каждого ребенка)

(Вопросы к группе)

Давайте  вспомним, с какими материалами вы сегодня работали?

Какое изделие вы сегодня выполнили? (куклу оберег)

Давайте, еще раз  вспомним  и скажем, что такое  оберег.

- Что нового узнали?

- Понравилось ли вам  занятие?

- Что именно понравилось?

На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.  

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду

Конструирование из природного материала...

Конспект занятия по ручному труду "Изготовление подставки"

Цель: Изготовление подставки под горячее с помощью наклеиванияна круг по спирали шпагата....

Конспект занятия по ручному труду "Новогодние сувенирные тарелки" для учащихся 0-1 класса ОР

Цель занятия: формирование навыков работы с карандашами, фломастерами, ножницами, клеем  при  составлении композиции с помощью трафаретов «Новогодний праздник» и сувенирных тарелок....

Конспект занятия по ручному труду "Наши трудовые достижения" (3 класс)

Конспект занятия составила и провела Мизева С.В....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

Конспект открытого занятия по ручному труду «Пасхальное яичко»

Цель:- Познакомить детей с православным праздником его историей, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.- Изготовить пасхальные яйца (аппликация).Задачи:- воспитывать патриотические ч...