Конспект занятия по ручному труду 3 класс "Кукла -оберег"
план-конспект занятия по технологии (3 класс) на тему
Конспект
занятие по ручному труду 3 класс.
Тема: «Кукла – оберег».
«Кукла – оберег».
Цели:
1. Образовательная: научить выполнять «куклу-оберег» из кусочков ткани, научить приемам работы над материалом, закрепить правила обращения с ножницами.
2. Развивающая: развивать мышцы пальцев, координацию движения руки при резании, при выполнении физминуток и гимнастики для пальцев.
3. Воспитательная: ответственность, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность, бережливость, экономное отношение к материалу, коллективизм.
Для учащихся:
- кусочки ткани.
- ножницы.
- тесьма.
-нитки.
Ход занятия.
I. Организация занятия.
Приветствие. Настрой на хорошее настроение.
- Дорогие ребята, уважаемые гости. Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»
- Чтоб пожелать здоровья доброго Я спешу сказать вам «Благости!»
- Чтоб пожелать вам счастья нового Я спешу сказать вам «Радости!» Удач, успехов и везенья!
- Чтоб пожелать всем в классе прекраснейшего настроения.
Давайте, ребята покажем нашим гостям, что мы умеем себя хорошо вести, что вы к концу учебного года стали намного взрослее и умнее.
Учитель: Я хочу проверить все ли у вас готово к занятию. Посмотрите, пожалуйста.
- ножницы, нитки, кусочки тканей, тесьма.
Техника безопасности при работе с ножницами.
- Ребята, скажите, пожалуйста, с какой стороны мы должны расположить ножницы? (справа)
- Правильно! А как должны лежать ножницы? (закрытыми лезвиями вверх, кольцами к себе).
- А что должно лежать слева? (материалы: ткань, нитки, тесьма)
(Вступительная беседа, история появления куклы-оберега, работа с выставкой, аудиозапись, показ куклы, инсценирование)
Учитель: показ презентации про куклу – оберег.
Послушайте ребята, расскажу вам былину давнюю историю родины нашей. Из глубины веков пришли к нам традиции – куклы сделанные из лоскутков ткани. Игрушки придавалось магическое значение. Самодельные тряпочные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась и оберегом. Она оберегала человека от всяческих бед. Всегда была с ним, всю жизнь с самого его рождения.
Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе с пеленкой с уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему малышу сооружали куклу.
В этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Она как бы отвлекала на себе злые силы, оберегала своих хозяев, так её и называли оберег-бережня (пополнение активного словаря) Оберег – талисман, который оберегает ребенка от всяческих бед.
Ребята, давайте еще раз проговорим приговорку вместе. (Повторение приговорки вместе) Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой. (Сообщение темы урока). Скоро ребята заканчиваются учебный год, и вы поедете в лагерь отдыхать. Вы должны будете набраться сил, крепкого здоровья. И поэтому сегодня мы будем изготавливать на всякий случай, «куклу-оберег».
(Правила по технике безопасности)
Ребята, давайте с вами повторим самые основные правила по технике безопасности работы с ножницами.
1. Не держи ножницы лезвиями вверх.
2. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
3. Передай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Физкультминутка
Работа над развитием мелкой моторики рук. Игры на пальцах. (В.Цвентарский).
- Пальцы обоих рук соединяются в замок.
- Ритмичное касание пальцев обоих рук.
- Поочередное касание пальцев на обоих руках, начиная с мизинца.
Ребята, нам предстоит большая работа. Давайте разомнем наши пальчики.
Дружат в нашем классе девочки и мальчики с вами мы подружимся маленькие пальчики 1-2-3-4-5. Начинай считать опять 1-2-3-4-5. Мы закончили считать.
Ребята, давайте разомнем наши пальчики. Я буду рассказывать вам стихотворение, и показывать движения. А затем вы вместе со мной должны будете их повторить.
(Объяснение предстоящей работы)
II этап Практический.
Итак, ребята у вас на партах лежат кусочки ткани, тесьма из которых вы должны будете выполнить куклу-оберег.
(Работа с технологической картой, показ каждого этапа)
Посмотрите на доску. Здесь показано поэтапное выполнение т.е. технология изготовления оберега. Первое, что мы будем делать – это туловище. Для этого нужно взять лист бумаги, какую геометрическую фигуру он вам напоминает? (прямоугольник) взять и скатать в трубочку. Получившуюся трубочку наложить на белую ткань, чтобы по краям осталось одинаковое количество ткани и скатать. Оставшуюся ткань мы просто засовываем внутрь трубочки. Получилось туловище. Затем делаем руки. Скатываем белую ткань в тонкую трубочку. А затем завязываем с двух концов нитками. Один узелок будет мал, сделайте два. Оставшиеся нитки отрезаем. Теперь нужно закрепить руки к туловищу. Для этого нам понадобиться тесьма. Ребята, а кто знает, что такое тесьма? Тесьма – узкая тканная или плетеная полоса материи, употребляемая для обшивки, украшения, скрепления чего-нибудь.
Берем туловище оберега, зрительно отмеряем середину и чуть выше середины прикладываем руки. С помощью тесьмы крест на крест прикрепляем туловище. Завязываем концы тесьмы со стороны спины.
Снятие усталости. Повышение активной деятельности детей (аудиозапись).
Алый шелковый платочек.
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука
Прямо малышам в бока
Не хотели мы плясать
Стояли стеснялися
А гармошка заиграла
Мы не удержалися
Учитель:А теперь ребята нам нужно сделать юбку. Юбка должна быть красивой, пестрой. Для этого берем кусок цветной ткани, отгибаем немного и в это сгиб просовываем тесьму. Затем прикладываем к туловищу и завязываем сзади.
В старину поверх юбки носили фартук. Берем кусок ткани для фартука, подгибаем, просовываем тесьму и завязываем. Фартук готов.
Теперь нам нужно сделать волосы. В старину волосы сплетали в косы, чем длиннее и толще была коса, тем длиннее была жизнь у человека.
Возьмем пряжу. Найдем середину и завяжем узелок. Узелком вверх закрепим волосы на макушке и завязываем сзади головы. А затем переплетаем и завязываем получившуюся косу ленточкой.
Еще одним из важных элементов в старину считался и платок. Платки и шали занимают особое место. Они могут дополнять деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.
- Ребята, какие формы платков вы знаете? ( , )
Будем завязывать платок. Сейчас я вам покажу, как завязывать платок на себе, а вы проделаете это на кукле-обереге.
III этап Заключительный.
Работа наша подошла к концу. И теперь у вас у каждой есть своя кукла-оберег. Давайте положительно зарядим наши обереги. Возьмем их в руки, и три раза повернем против часовой стрелки и проговорим: «Отвернись злом, повернись добром» (положительный заряд куклы на каждого ребенка)
(Вопросы к группе)
Давайте вспомним, с какими материалами вы сегодня работали?
Какое изделие вы сегодня выполнили? (куклу оберег)
Давайте, еще раз вспомним и скажем, что такое оберег.
- Что нового узнали?
- Понравилось ли вам занятие?
- Что именно понравилось?
На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud_sharipova_nn.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятие по ручному труду 3 класс.
Тема: «Кукла – оберег».
«Кукла – оберег».
Цели:
- Образовательная: научить выполнять «куклу-оберег» из кусочков ткани, научить приемам работы над материалом, закрепить правила обращения с ножницами.
- Развивающая: развивать мышцы пальцев, координацию движения руки при резании, при выполнении физминуток и гимнастики для пальцев.
- Воспитательная: ответственность, аккуратность, усидчивость, дисциплинированность, бережливость, экономное отношение к материалу, коллективизм.
Для учащихся:
- кусочки ткани.
- ножницы.
- тесьма.
-нитки.
Ход занятия.
- Организация занятия.
Приветствие. Настрой на хорошее настроение.
- Дорогие ребята, уважаемые гости. Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»
- Чтоб пожелать здоровья доброго Я спешу сказать вам «Благости!»
- Чтоб пожелать вам счастья нового Я спешу сказать вам «Радости!» Удач, успехов и везенья!
- Чтоб пожелать всем в классе прекраснейшего настроения.
Давайте, ребята покажем нашим гостям, что мы умеем себя хорошо вести, что вы к концу учебного года стали намного взрослее и умнее.
Учитель: Я хочу проверить все ли у вас готово к занятию. Посмотрите, пожалуйста.
- ножницы, нитки, кусочки тканей, тесьма.
Техника безопасности при работе с ножницами.
- Ребята, скажите, пожалуйста, с какой стороны мы должны расположить ножницы? (справа)
- Правильно! А как должны лежать ножницы? (закрытыми лезвиями вверх, кольцами к себе).
- А что должно лежать слева? (материалы: ткань, нитки, тесьма)
(Вступительная беседа, история появления куклы-оберега, работа с выставкой, аудиозапись, показ куклы, инсценирование)
Учитель: показ презентации про куклу – оберег.
Послушайте ребята, расскажу вам былину давнюю историю родины нашей. Из глубины веков пришли к нам традиции – куклы сделанные из лоскутков ткани. Игрушки придавалось магическое значение. Самодельные тряпочные куклы были безликими: лицо заменял узор в виде креста, ромба, квадрата. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась и оберегом. Она оберегала человека от всяческих бед. Всегда была с ним, всю жизнь с самого его рождения.
Русские крестьяне очень тщательно готовились к появлению в семье ребенка. Вместе с пеленкой с уголком от дурного глаза и одеяльцем будущему малышу сооружали куклу.
В этот талисман вкладывалась материнская сила и забота, которые должны были оберегать младенца. Игрушку сворачивали из цветных тряпок и клали в пустую пока колыбельку: обжить, обогреть. А когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, приговаривая: «Сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!» Она как бы отвлекала на себе злые силы, оберегала своих хозяев, так её и называли оберег-бережня (пополнение активного словаря) Оберег – талисман, который оберегает ребенка от всяческих бед.
Ребята, давайте еще раз проговорим приговорку вместе. (Повторение приговорки вместе) Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой. (Сообщение темы урока). Скоро ребята заканчиваются учебный год, и вы поедете в лагерь отдыхать. Вы должны будете набраться сил, крепкого здоровья. И поэтому сегодня мы будем изготавливать на всякий случай, «куклу-оберег».
(Правила по технике безопасности)
Ребята, давайте с вами повторим самые основные правила по технике безопасности работы с ножницами.
- Не держи ножницы лезвиями вверх.
- Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.
- Передай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.
Физкультминутка
Работа над развитием мелкой моторики рук. Игры на пальцах. (В.Цвентарский).
- Пальцы обоих рук соединяются в замок.
- Ритмичное касание пальцев обоих рук.
- Поочередное касание пальцев на обоих руках, начиная с мизинца.
Ребята, нам предстоит большая работа. Давайте разомнем наши пальчики.
Дружат в нашем классе девочки и мальчики с вами мы подружимся маленькие пальчики 1-2-3-4-5. Начинай считать опять 1-2-3-4-5. Мы закончили считать.
Ребята, давайте разомнем наши пальчики. Я буду рассказывать вам стихотворение, и показывать движения. А затем вы вместе со мной должны будете их повторить.
(Объяснение предстоящей работы)
II этап Практический.
Итак, ребята у вас на партах лежат кусочки ткани, тесьма из которых вы должны будете выполнить куклу-оберег.
(Работа с технологической картой, показ каждого этапа)
Посмотрите на доску. Здесь показано поэтапное выполнение т.е. технология изготовления оберега. Первое, что мы будем делать – это туловище. Для этого нужно взять лист бумаги, какую геометрическую фигуру он вам напоминает? (прямоугольник) взять и скатать в трубочку. Получившуюся трубочку наложить на белую ткань, чтобы по краям осталось одинаковое количество ткани и скатать. Оставшуюся ткань мы просто засовываем внутрь трубочки. Получилось туловище. Затем делаем руки. Скатываем белую ткань в тонкую трубочку. А затем завязываем с двух концов нитками. Один узелок будет мал, сделайте два. Оставшиеся нитки отрезаем. Теперь нужно закрепить руки к туловищу. Для этого нам понадобиться тесьма. Ребята, а кто знает, что такое тесьма? Тесьма – узкая тканная или плетеная полоса материи, употребляемая для обшивки, украшения, скрепления чего-нибудь.
Берем туловище оберега, зрительно отмеряем середину и чуть выше середины прикладываем руки. С помощью тесьмы крест на крест прикрепляем туловище. Завязываем концы тесьмы со стороны спины.
Снятие усталости. Повышение активной деятельности детей (аудиозапись).
Алый шелковый платочек.
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука
Прямо малышам в бока
Не хотели мы плясать
Стояли стеснялися
А гармошка заиграла
Мы не удержалися
Учитель:А теперь ребята нам нужно сделать юбку. Юбка должна быть красивой, пестрой. Для этого берем кусок цветной ткани, отгибаем немного и в это сгиб просовываем тесьму. Затем прикладываем к туловищу и завязываем сзади.
В старину поверх юбки носили фартук. Берем кусок ткани для фартука, подгибаем, просовываем тесьму и завязываем. Фартук готов.
Теперь нам нужно сделать волосы. В старину волосы сплетали в косы, чем длиннее и толще была коса, тем длиннее была жизнь у человека.
Возьмем пряжу. Найдем середину и завяжем узелок. Узелком вверх закрепим волосы на макушке и завязываем сзади головы. А затем переплетаем и завязываем получившуюся косу ленточкой.
Еще одним из важных элементов в старину считался и платок. Платки и шали занимают особое место. Они могут дополнять деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день.
- Ребята, какие формы платков вы знаете? ( , )
Будем завязывать платок. Сейчас я вам покажу, как завязывать платок на себе, а вы проделаете это на кукле-обереге.
III этап Заключительный.
Работа наша подошла к концу. И теперь у вас у каждой есть своя кукла-оберег. Давайте положительно зарядим наши обереги. Возьмем их в руки, и три раза повернем против часовой стрелки и проговорим: «Отвернись злом, повернись добром» (положительный заряд куклы на каждого ребенка)
(Вопросы к группе)
Давайте вспомним, с какими материалами вы сегодня работали?
Какое изделие вы сегодня выполнили? (куклу оберег)
Давайте, еще раз вспомним и скажем, что такое оберег.
- Что нового узнали?
- Понравилось ли вам занятие?
- Что именно понравилось?
На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной группе "Волшебная иголка"
Занятие по ручному труду...
Конспект занятия по ручному труду
Конструирование из природного материала...
Конспект занятия по ручному труду "Изготовление подставки"
Цель: Изготовление подставки под горячее с помощью наклеиванияна круг по спирали шпагата....
Конспект занятия по ручному труду "Новогодние сувенирные тарелки" для учащихся 0-1 класса ОР
Цель занятия: формирование навыков работы с карандашами, фломастерами, ножницами, клеем при составлении композиции с помощью трафаретов «Новогодний праздник» и сувенирных тарелок....
Конспект занятия по ручному труду "Наши трудовые достижения" (3 класс)
Конспект занятия составила и провела Мизева С.В....
Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.
Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...
Конспект открытого занятия по ручному труду «Пасхальное яичко»
Цель:- Познакомить детей с православным праздником его историей, рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.- Изготовить пасхальные яйца (аппликация).Задачи:- воспитывать патриотические ч...