Методическая разработка "Карточки поурочного планирования по развитию устной речи для учащихся подготовительного класса (2 вариант обучения)".
методическая разработка по окружающему миру по теме
Материал предназначен для обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная(коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №46 «Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)» Калининского административного района Санкт- Петербурга.
Методическая разработка
Карточки поурочного планирования по развитию устной речи для учащихся 0(подготовительного) класса
(2 вариант обучения)
Составитель:
Учитель Платонова
Татьяна Александровна
Санкт-Петербург
Тема: «Сад. Фрукты».
Цель: формировать обобщающее понятие « Фрукты».
Задачи:
1 уровень
- формировать первичные представления о фруктах;
-расширять представления детей об отличительных признаках 2-3 фруктов (цвет, форма, величина).
2 уровень
- расширять представления детей о фруктах;
-учить соотносить форму фруктов с геометрическими фигурами;
-учить правильно, произносить слоговые ряды: ма-ма-ма, му-му-му.
3 уровень
-систематизировать знания учащихся о фруктах;
-учить использовать в речи предлог «на»;
-учить отгадывать загадки;
-составлять описательный рассказ о своём любимом фрукте.
Оборудование:
Натуральные фрукты, муляжи, иллюстративный материал «Фрукты», карточки, на которых изображены несколько фруктов и один овощ, опорные листы, презентация «Овощи».
Задания:
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание натуральных фруктов (муляжей), нахождение таких же на картинках;
- выполнение простейших словесных инструкций педагога: покажи яблоко, дай, возьми и т.п.;
- пальчиковая гимнастика « Компот»;
- обводка трафарета фрукта.
2 уровень
- «Найди по описанию»;
Перед детьми на столах располагаются картинки с изображением фруктов, ученикам предлагается рассмотреть их и внимательно прослушать загадку – описание какого-нибудь фрукта: угадать, показать, назвать;
- «Скажи, как я»;
Ма-ма-ма, му-му-му.
-На доске прикреплены картинки с изображением фруктов и геометрические фигуры в произвольном порядке. Детям предлагается соединить линиями фрукты с фигурами соответствующей формы. Назвать фрукт и его форму по образцу: « Яблоко круглое»;
- «Что лишнее?» Карточки, на которых изображены фрукты и один овощ. Ребенок находит лишний предмет.
3 уровень
- «Какой фрукт я не назвала?»;
Выставляются три-четыре картинки с изображением фруктов, а называются только 2 фрукта. Какие фрукты не назвала? Дети показывают и называют.
- «Что лишнее?». (Задание то же, что и для 2 уровня, добавляется объяснение, почему лишний?)
- «Где мы растём?»
Картинки с изображением фруктов, на вопрос: «Где мы растем?» ученики должны ответить: «Мы яблоки, растём на яблоне».
- «Отгадай и раскрась»
Педагог загадывает загадку, про какой - либо фрукт. Дети отгадывают, называют фрукт, находят в опорном листе и раскрашивают его.
-Составление описательного рассказа.
Я люблю… грушу.
Она (он) … цвета.
Она (он) … формы.
Она (он) … растет …
Из неё (него) можно приготовить …
Я её (его) люблю кушать…
- Работа в опорных листах.
Тема: « Огород. Овощи ».
Цель: формировать обобщающее понятие «Овощи».
Задачи
1 уровень
- обобщать первичные представления детей об овощах (узнавать, показывать, по - возможности называть);
- учить образовывать существительные множественного числа;
- развивать координацию слова с движениями;
- развивать мелкую моторику.
2 уровень
- учить соотносить овощи по 4 основным цветам;
- развивать фонематический слух;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- учить составлять предложения из 2-3 слов.
3 уровень
- систематизировать знания детей об овощах;
- учить согласовывать существительные мужского рода с числительными один, два, три;
- учить различать овощи на ощупь, по вкусу;
- учить составлять рассказ – описание.
Оборудование:
Натуральные овощи (по необходимости). Муляжи овощей. Картинки с изображением овощей в разном количестве. Разрезные картинки овощей, разноцветный круг (с частями красного, синего, желтого, зеленого цвета), крупные изображения овощей, грядок, «чудесный мешочек», трафареты овощей, опорные листы, презентация «Фрукты».
Задания:
1 уровень
-игровые упражнения на подвижность органов речи;
-рассматривание натуральных овощей или муляжей, нахождение их на картинках (узнать, показать, по – возможности, назвать);
- «Один - много».
Перед детьми предметы или картинки с изображением овощей в количестве один или много. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы (картинки), показать (сказать), где один овощ, а где много? (покажи где огурец, а где огурцы);
- Пальчиковая гимнастика. «Однажды хозяйка с базара пришла».
- «Что спряталось в комочке?»
Дети разворачивают скомканные в шарики комочки бумаги с контурными изображениями овощей, называют, что за овощ «спрятался».
- Обводка трафарета овоща.
2 уровень
- «Разложи по цветам»
Ребенок раскладывает муляжи овощей по соответствующим цветовым зонам круга, расположенного на настольном основании. Ребенку задается вопрос:
« Какого цвета овощ? Куда ты его положишь?».
-Подними руку, когда услышишь звук [о]. Педагог громко и четко произносит гласные звуки [а], [у], [о]. Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [о].
- «Большой - маленький» (большие и маленькие овощи)
Педагог говорит: «У меня большой помидор, а у тебя маленький ….» (помидорчик)
- «Сложи картинку»
Ребенку предлагается картинка с изображением целого овоща и картинка, разрезанная на 2-4 части. Сложи картинку так, чтобы получился целый овощ.
Если ребенок справляется, то можно не использовать образец.
- работа в опорных листах.
3 уровень
- «Найди по описанию»
Детям предлагается послушать загадку или описание какого-либо овоща, угадать, назвать овощ (найти предмет или картинку)
- «Один, два, три»
Перед ребенком располагаются карточки с разным количеством овощей, ученику предлагается сосчитать. Сколько овощей на карточке: одна морковка, две морковки…
- «Огород»
Педагог предлагает детям пойти на огород «собирать» урожай овощей. Каждый ребенок берет картинку и отправляется к своей грядке. Картинки овощей лежат на грядке перевернутыми изображениями вниз. Дети начинают собирать «овощи». Они сообщают, какой овощ нашли. Например: «Я собрал свеклу». Педагог может задать несколько дополнительных вопросов: «где растет свекла?» и т.д.
- «Узнай на вкус»
На тарелке лежат ломтики овощей. Каждый ребенок берет ломтик, пробует на вкус, говорит, что он съел.
- «Чудесный мешочек».
Ребенок на ощупь определяет, какой овощ находится в мешочке.
- Составление описательного рассказа о своем любимом овоще.
Я люблю…
Она (он) … цвета.
Она (он) … формы.
Она (он) … растет …
Из неё (него) можно приготовить …
Я её (его) люблю кушать.
- Работа в опорных листах.
Тема: « Посуда».
Цель: формировать обобщающее понятие «посуда».
Задачи:
1 уровень
- обобщать первичные представления учащихся о посуде;
- учить понимать простые словесные конструкции;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять знания детей о посуде;
- учить согласовывать существительные мужского и женского рода с числительными один, два и прилагательными;
- развивать фонематический слух.
3 уровень
- систематизировать знания учащихся по теме «посуда»;
- учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже;
- учить составлять предложения по картинке;
- учить составлять рассказ – описание.
Оборудование:
Настоящая посуда или кукольная, карточки с разным количеством посуды, карточки, на которых изображена посуда без какой – либо части, трафареты посуды, геометрические фигуры, предметные картинки с изображением кухонной, столовой, чайной посуды, картинки на которых изображены контуры предметов посуды, наложенные друг на друга, опорные листы, презентация «Посуда».
Задания:
1 уровень
- упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
- рассматривание посуды (что это?);
- «выполни задание»
Педагог предлагает каждому ребенку выполнять различные действия: возьми чашку, поставь на блюдце…
- Пальчиковая гимнастика:
«Раз, два, три, четыре
Мы посуду перемоем»…
- Обводка посуды по трафарету.
2 уровень
- «Один, два»
Перед учащимся располагаются карточки с разным количеством посуды. Ребенку предлагают сосчитать, сколько посуды на карточке, например: «один чайник – два чайника»…
- «Чего не хватает»?
Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, на которых изображены предметы посуды без какой – либо части (чайник без носика).
- «Какой-какая?»
- Чашка, из стекла - какая? (стеклянная)
- «Как кипит чайник?» с-с-с-с
- «Красивая посуда??» - заполнение объёма трафарета посуды готовыми геометрическими фигурами.
- Работа в опорном листе.
- «Разложи по группам».
Перед детьми наборы предметных картинок с изображениями различных видов посуды. Дети должны разложить картинки по видам:
«Чайная, столовая, кухонная»
- «Один - много».
Ребята, давайте скажем: «Один чайник - много чайников» и. т. п.
- «Какие предметы посуды спрятались на картинке?» (см. оборудование)
- «Расскажи о посуде!»
Рассказ по плану:
- Что это?
- Из чего сделан (а)?
- Какого цвета, формы, величины?
- К какому виду посуды относится?
- Для чего нужен, (нужна)?;
- Работа в опорных листах.
Тема: «Мебель».
Цель: формировать обобщающее понятие «мебель».
Задачи:
1 уровень
- развивать слуховое внимание;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять представления детей о мебели, её назначении;
- учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными;
-учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
3 уровень
- систематизировать представления детей о мебели: ее отдельных частях, видах, назначении;
- учить употреблению предлогов в, на, с, из, в сочетании с названиями мебели;
- учить составлять предложения из 2-3 слов по картинке;
- учить составлять описательный рассказ по плану.
Оборудование:
Предметные, сюжетные картинки с изображением предметов мебели, кукольная мебель, трафаретная мебель, опорные листы, мяч, презентация «Мебель».
Задания:
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов;
- рассматривание настоящих и кукольных предметов мебели (покажи).
- упражнение на координацию слова с движением: «Раз, два, три, четыре,
много мебели в квартире».
- пальчиковая гимнастика «Шкаф»;
- обводка по трафарету предметов мебели, раскрашивание.
2 уровень
- рассматривание сюжетных картин с изображением предметов мебели: нахождение, показ, называние;
- «Весёлый счет»- пересчет мебели от одного до пяти: один стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев;
- «Назови ласково»- дети называют предметы мебели ласково: стол – столик, шкаф – шкафчик;
- Работа в опорном листе.
3 уровень
- рассматривание предметов мебели с выделением ее частей; материала, из которого мебель изготовлена, назначения;
- выполнение действий с мячом: положи мяч на …, в …, возьми из … и т.д.
- составление предложений из 2-3 слов с опорой на картинку;
- составление описательного рассказа по плану;
- Что это? (стол)
- Какого цвета, формы, величины? (коричневый, круглый, большой)
- Из чего сделан? (из дерева-деревянный)
- Его части (ножки - четыре и крышка)
- Для чего нужен? (за этим столом обедают - обеденный)
- Где можно купить? (в магазине)
- Работа в опорных листах.
Тема: «Части тела и лица».
Цель: формировать обобщающее понятие «тело, лицо, их части».
1 уровень
- формировать первичные представления о частях тела и лица человека (узнавать, показывать, по возможности, называть);
- развивать слуховое восприятие;
- развивать координацию движений.
2 уровень
- расширять представления о частях тела и лица человека, их назначениях;
- учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа;
- развивать внимание.
3 уровень
- систематизировать знания учащихся о частях тела и лица человека, их назначении;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- учить согласовывать числительные один, два с существительными родит, падежа;
- учить использовать в речи слова-действия для объяснения назначения той или иной части тела или лица человека;
- учить составлять описательный рассказ по картинке или о предмете (кукле).
Оборудование: кукла, картинки с изображением людей, трафарет фигуры человека, карточки с изображением одной части лица или тела и двух ( один глаз, два глаза), картинки, на которых изображены куклы без каких – либо частей лица, тела, опорные листы, презентация «Части тела и лица».
Задания:
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание ребенка с показом его частей тела и лица, затем рассматривание куклы или картинки, на которой изображен человек или кукла;
- пальчиковая гимнастика «голова»;
- игра на координацию движений «Девочки и мальчики»;
- обводка фигуры человека по трафарету с помощью педагога.
2 уровень
- «Один - много»
- Подбери слова по образцу: глаз - глаза,
- «Чего не хватает?»
Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображениями кукол, у которых не хватает какой - либо части тела или лица, например, уха.
Ребёнок должен показать, чего не хватает.
- Работа в опорном листе.
3 уровень:
-«Скажи ласково».
Ребёнок должен назвать ласково части тела и лица куклы по образцу: нос-носик…
Можно использовать кукол разных размеров: большую и маленькую (у большой куклы - нос, у маленькой - носик…)
- «Скажи сколько?»
Карточки, на которых изображены части тела и лица в количестве один и два.
Скажи, сколько рук?
Перенос на ребёнка: сколько у тебя голов: (одна), сколько ушей (два)?
- «Для чего нужен (нужна)?»
Ребеёок должен ответить на вопрос: «Для чего нужны глаза?» Чтобы видеть (смотреть) и т.д.
Составление описательного рассказа о частях туловища и лица куклы (человека) по плану:
- это кто? (кукла, человек)
- из каких частей состоит тело куклы (человека)?
- из каких частей состоит лицо куклы (человека)?
- какого цвета глаза у куклы (человека)?
- что делает кукла (человек)?
- Работа в опорных листах.
Тема: «Дикие животные и их детёныши».
Цель: формировать обобщающее понятие: «дикие животные».
Задачи:
1 уровень
- формировать первичные представления о диких животных и их детёнышах;
- развивать фонематический слух;
-развивать координацию речи с движением.
2 уровень
- расширять представления о диких животных и их детёнышах;
- активизировать словарь детей за счет слов: медведь, белка, волк, лиса, заяц, ёж, медвежонок, бельчонок, волчонок, лисёнок, зайчонок, ежонок;
- учить подбирать определения.
3 уровень
- систематизировать знания о диких животных, их детёнышах: образе жизни, питании, внешнем виде;
- учить составлять предложения из 2-3 слов по картинке, используя глаголы настоящего и прошедшего времени мужского и женского рода;
- учить составлять описательный рассказ по плану.
Оборудование:
Сюжетные предметные картинки с изображением диких животных и их детёнышей, фигурки диких животных, разрезные картинки, трафареты фигур диких животных, опорные листы, презентация «Дикие животные».
Задания:
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание фигурок диких животных (покажи, дай), нахождение таких же животных на картинках;
- пальчиковая гимнастика «Бурый мишенька»;
- упражнения на координацию речи с движением «Весёлые зайчата»;
- обводка по трафарету фигуры дикого животного, раскрашивание.
2 уровень
- рассматривание с детьми картинок с изображением диких животных в разное время года, выделить особенности внешнего вида;
- «У кого кто?»
Детям предлагается подобрать к взрослым диким животным детёнышей, по возможности назвать: у медведя – медвежонок…;
- «Подбери признак» (медведь какой?) - большой, коричневый…;
- «Собери целое» - сложить картинку дикого животного;
- Работа в опорных листах.
3 уровень
- рассматривание изображения диких животных с названием частей тела, где живут, чем питаются?;
- составление предложений с опорой на картинки с использованием глаголов настоящего и прошедшего времени:
Что делает заяц? (Заяц скачет).
Что делал медведь? (Медведь ел малину).
- составление описательного рассказа по плану:
- Это кто?
- Внешний вид (признаки, части тела)
- Чем питается?
- Кто у него детёныш?
- Где живёт?
- Как мы назовём это животное?
- Работа в опорных листах.
Тема: « Осень».
Цель: формировать обобщающее понятие «осень».
Задачи:
1 уровень
- формировать первоначальные представления о времени года «Осень» и её основных признаках;
- развивать слуховое восприятие;
- развивать координацию речи с движением;
2 уровень
- расширять представление об осени;
- познакомить с названиями осенних месяцев;
- активизировать пассивный и активный словарь за счет слов-определений, слов-действий.
3 уровень
- систематизировать знания учащихся об осени;
- учить составлять предложения из 2-3 слов по картинке;
- учить составлять рассказ-описание по плану;
Оборудование:
Иллюстративный материал: картины, картинки, трафареты листьев, опорные листы, презентация «Осень».
Задания:
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание картинок с изображением осени;
- пальчиковая гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять - будем листья собирать»;
- упражнения на координацию речи с движением: «Листья осенние тихо кружатся»;
- обводка трафаретов листьев, раскрашивание с помощью красного и жёлтого карандашей;
2 уровень
- выбрать картинку с изображением осени, выделить характерные признаки ;
- заучивание осенних месяцев;
-«Подбирай, называй, запоминай» - детям предлагается назвать как можно больше слов - определений, слов-действий: небо какое (хмурое), осенью листья что делают? (желтеют);
- работа в опорных листах.
3 уровень
- составить картинку «Осень»;
- составить предложения по картинкам;
- составить рассказ-описание по плану. Какое время года изображено на картинке? (на картинке изображена осень). Какие листья на деревьях? (листья жёлтые). Какое небо? (серое, хмурое). Почему лужи? (идёт дождь).
Куда улетают птицы? На юг (в тёплые края).
- Работа в опорных листах.
Тема: «Я и моя семья».
Цель: формировать обобщающее понятие «Семья».
Задачи:
1 уровень
- формировать первичные представления о семье: узнавать, называть себя, наиболее близких родственников (мать, отца, бабушку, дедушку);
- развивать слуховое восприятие;
- развивать координацию речи с движением;
2 уровень
- расширять представления о семье;
- учить согласовывать существительное с прилагательным;
- учить правильно образовывать и употреблять притяжательные прилагательные;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
3 уровень
- систематизировать представления о семье;
- учить составлять предложения из 2-3 слов;
- учить составлять описательный рассказ по картинке;
Оборудование:
Сюжетная картина «Семья», предметные картинки, фотографии, опорные листы, презентация «Моя семья».
Задания:
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание фотографий, картинок (покажи, где ты, мама, папа, бабушка, дедушка);
- пальчиковая гимнастика «Семья»;
- упражнения на координацию слова с движением;
- показать в опорном листе маму…
2 уровень
- рассматривание сюжетной картинки «Семья», беседа по вопросам:
- Кого вы видите на картинке?
- Как можно назвать всех этих людей одним словом?
- «Подбери признак»:
Мама какая? – добрая.
Папа какой? – сильный.
Бабушка …
- Игра « Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Детям задаются вопросы:
- Ты чей сын? (мамин, папин).
- Это чья сумка? (бабушкина).
- «Назови ласково»
Детям предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от следующих слов:
Сын-сыночек, папа-папочка
Дочка-доченька, дедушка-дедулечка,
Мама-мамочка, бабушка-бабулечка.
- Работа в опорных листах.
3 уровень
-«Кто для кого?»
Детям задаются вопросы:
- Кто для папы и мамы мальчик? (девочка)
- Кто для бабушки и дедушки мальчик? (девочка)
- Кто мальчик (девочка) в семье?
- Составь предложения по картинке.
Детям предлагается составить предложение по картинке из 2-3 слов.
- Составь рассказ о своей семье.
Расскажи, Петя, о своей семье: с кем ты живешь, как зовут маму (папу, сестру, бабушку, дедушку..), чем они занимаются.
- Работа в опорных листах.
Тема: «Домашние животные и их детёныши».
Цель: формировать обобщающее понятие «Домашние животные»
Задачи:
1 уровень
- формировать первичные представления о домашних животных и их детёнышах;
- развивать фонематический слух;
- развивать координацию речи с движением;
2 уровень
- расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах;
Активизировать словарь детей за счёт слов: корова, собака, кошка, лошадь, свинья, телёнок, щенок, котёнок, жеребёнок;
- развивать силу голоса;
- учить образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
3 уровень
- систематизировать знания детей о домашних животных и их детёнышах: установить особенности внешнего вида, образа жизни, пользе;
- учить составлять предложения из 2-3 слов с опорой на картинку;
- учить составлять описательный рассказ по плану.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных, их детёнышах, сюжетные картины, пластмассовые (резиновые) фигурки домашних животных, трафареты домашних животных, опорные листы, разрезные картинки, презентация «Домашние животные».
Задания:
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание фигурок домашних животных (покажи, где кошка), нахождение таких же животных на картинках;
- пальчиковая гимнастика «Ходит, бродит по лужку»;
- координация речи с движением «Наша-то хозяюшка»;
- обводка по трафарету фигуры домашних животного, раскрашивание.
2 уровень
- рассматривание предметных и сюжетных картин с изображением домашних животных и детёнышей, их называние;
-«Один-много»:
Одна кошка – много кошек …
-«Назови ласково»:
Как скажем ласково? Собака-собачка, кошка-кошечка, корова-коровушка.
-«Кто как голоса подает?»
Как говорят домашние животные? (голосоподражение)
-«У кого какой голос?» (изображение голоса домашних животных и детёнышей с разной силой);
-«Собери целое»:
Дети должны собрать из 2-3 разрезных частей какое-либо домашнее животное.
- Работа в опорных листах.
3 уровень
- Рассматривание фигурок домашних животных, с называнием частей тела, где живут, чем питаются, как подают голос, какую приносят пользу,
- составь предложение с опорой на картинку,
- составь рассказ о домашнем животном по плану:
- Кто это?
- Внешний вид?
- Чем питается?
- Какую пользу приносит?
- Кто у него детёныш?
- Где живёт?
- Как мы назовём это животное?
- Работа в опорных листах.
Тема: «Домашние птицы».
Цель: формировать обобщающее понятие «Домашние птицы».
Задачи
1 уровень
-формировать первичные представления о домашних птицах и их детёнышах;
- развивать фонематический слух;
-развивать координацию речи с движением;
2 уровень
- расширять представления детей о домашних птицах;
- активизировать словарь детей за счёт слов: гусь-гусыня-гусёнок, курица-петух-цыпленок, утка-селезень-утёнок, индюк-индюшка-индюшонок;
- развивать силу голоса;
- учить образовывать множественное число существительных.
3 уровень
- систематизировать представления детей о домашних птицах и их детёнышах, образе жизни, питании, пользе для человека;
- учить составлять предложения из 2-3 слов с опорой на сюжетную картинку;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- учить составлять описательный рассказ по плану.
Оборудование
- сюжетные и предметные картинки с изображениями домашних птиц; фигурки домашних птиц; трафареты домашних птиц для обводки, опорные листы, мяч, презентация «Домашние птицы».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание фигурок домашних птиц;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнение на координацию речи с движением;
- «Кто как кричит?»- звукоподражание домашним птицам.
- Обводка фигуры домашней птицы по трафарету, раскрашивание.
2 уровень
- рассматривание картинок с изображением домашних птиц с детёнышами, знакомство с названиями детёнышей;
-«Громко - тихо»- звукоподражание домашним птицам разной силой голоса;
-«Один - много» (с мячом);
Педагог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе (петух), ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе (петухи).
-«У кого кто?» ед. и мн. число.
У курицы - цыплёнок (цыплята)
- Работа в опорных листах.
3 уровень
-рассматривание фигурок (картинок) домашних птиц, их детёнышей с называнием частей тела, с рассказом об образе жизни, питании, пользе;
-«Чья, чей, чьё?» - дети рассматривают картинку с изображением какой-либо домашней птицы. Педагог задаёт вопросы с показом:
- Это чья голова? ( петушиная)
- Это чей хвост? ( петушиный)
- составь предложение с опорой на картинку;
- составь рассказ по плану (о дом. птице):
- Чем питается?
- Где живёт?
- Как кричит?
- Кто у этой птицы детёныш?
- Какую пользу приносит?
- К каким птицам относится?
- Работа в опорных листах.
Тема: «Игрушки».
Цель: формировать обобщающее понятие «игрушки».
Задачи
1 уровень
- упражнения в узнавании игрушек;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- активизировать словарь детей;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа;
- учить составлять предложения из 2-3 слов.
3 уровень
- учить образовывать относительные прилагательные;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
- учить согласовывать существительные мужского и женского рода с числительными один, два, три;
- учить выделять звуки [а], [о], [у] из ряда звуков;
- учить составлять описательный рассказ «Моя любимая игрушка».
Оборудование
Игрушки, картинки с изображением одной, двух, трех игрушек, трафареты игрушек, картинки, на которых изображены машина без колеса, самолёт без крыла и т.д.; карточки с разным количеством предметов – игрушек; карточки, на которых изображены игрушки и один, не относящийся к теме предмет, опорные листы, презентация «Игрушки».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание игрушек, нахождение таких же среди других игрушек, нахождение их изображений на картинке;
- обводка трафарета игрушки.
2 уровень
-«Что изменилось?»
Педагог выставляет перед детьми несколько игрушек (2-3). Дети внимательно рассматривают игрушки, запоминаю их, потом закрывают глаза. Педагог убирает одну игрушку. Ученики должны сказать, какой игрушки не стало?
-«Большая - маленькая игрушка»
Дети рассматривают большие и маленькие игрушки. Педагог спрашивает можно ли назвать эти игрушки одинаково? Как назовем ласково?
(Большая машина, маленькая машинка)
- Хлопаем в ладоши, когда услышим звук [а]… Педагог произносит четко звуки [а], [о], [у].
-«Один - много»
Перед детьми располагаются карточки, на одной из которых изображена одна игрушка, на другой две и больше. Предлагается сказать и показать где одна игрушка, а где много.
-«Что без чего?»
Картинки, на которых изображены машина без колеса, самолет без крыла и т.д.; Ребенок должен показать и сказать, чего не хватает.
- Работа в опорных листах.
3 уровень
-Из чего сделана?
Перед детьми располагаются игрушки, сделанные из резины, дерева, пластмассы, меха. Предлагается показать игрушки, сделанные из …, назвать какая игрушка? (Резиновая утка)
-«Один, два, три…»
Перед детьми карточки с разным количеством игрушек, предлагается сосчитать, сколько игрушек на карточке.
-«Что лишнее?»
Карточки, на которых изображены игрушки и один, не относящийся к теме предмет. Показать, назвать, что лишнее.
-«Найти по описанию»
Предлагается послушать загадку – описание о какой-либо игрушке. Дети должны угадать, показать, назвать.
- Составь рассказ «Моя любимая игрушка» по плану:
- Что это?
- Из каких частей состоит?
- Какой формы?
- Какого цвета?
- Из какого материала сделана?
- Как с ней можно играть?
Тема: «Зима»
Цель: формировать обобщающее понятие «зима».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления детей о зиме и её основных признаках;
- развивать слуховое внимание;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять представления детей о зиме как о времени года;
- познакомить с названиями зимних месяцев;
- активизировать пассивный и активный словарь детей за счёт слов-определений, слов-действий.
3 уровень
- систематизировать знания детей о зиме;
- учить составлять предложения из 2-3 слов по картинке;
- учить составлять рассказ-описание о зиме по плану.
Оборудование
Иллюстративный материал: картины, предметные картинки; трафареты ёлки, снежинки, бумага, вата, опорные листы, презентация «Зима».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание сюжетных картин с изображением зимы;
- пальчиковая гимнастика «Снежок»;
- упражнение на координацию слова с движением «Снежная баба»;
- «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями;
- работа в опорных листах.
2 уровень
- выбрать картинку с изображением зимы среди картинок с изображением других времён года, выделить характерные признаки;
- заучивание зимних месяцев
- «Подбирай, называй, запоминай»- детям предлагается назвать слова- определения: снег какой? (белый, холодный, пушистый…) ; зима какая? (холодная, морозная…); снег что делает? (идёт, падает, метёт…);
- «Снег идёт» - наклеивание на готовый трафарет ёлки мелких ватных комочков.
3 уровень
- составить картину «Зима» на доске (ковролинографе);
- составить предложения по картинкам;
- составить рассказ-описание по плану:
- Какое время года изображено на картинке?
- Какие зимние месяцы знаешь?
- Что лежит на земле?
- Куда спрятались звери?
- Что делают дети зимой?
- работа в опорном листе.
Тема: «Семья»
Цель: формировать обобщающее понятие «семья».
Задачи
1 уровень
- формировать первоначальные представления о семье;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять знания по теме;
- закреплять в речи существительные с обобщающим понятием «семья»;
3 уровень
- систематизировать знания о семье;
- учить правильно употреблять глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа.
Оборудование: сюжетная картина «Семья»; картинки с изображением членов семьи; набор деревянного строительного материала; фотографии членов семьи учащихся, презентация «Семья».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание сюжетной картины «Семья»;
- лото «Семья» - дети находят и соотносят членов семьи, изображённых на карточке, с маленькими картинками;
- пальчиковая гимнастика «Семья»;
- упражнение на координацию слова с движением «Если был бы я девчонкой…».
2 уровень
- рассматривание фотографий членов семьи детей с узнаванием и называнием;
- работа в опорных листах.
3 уровень
- игра «Кто старше?» - дети располагают, изображённых на картинках членов семьи, по возрасту, начиная с самого старшего;
- игра «Кто что делает?» - с опорой на картинку дети говорят, что делает тот или иной член семьи: что делает мама? (мама готовит) и т.п.
- составление картины «Семья» на ковролинографе.
Тема: «Весна»
Цель: формировать обобщающее понятие «весна».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления детей о весне и её основных признаках;
- развивать слуховое внимание;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять представления детей о весне как о времени года, её признаках;
- познакомить с весенними месяцами;
- активизировать пассивный и активный словарь за счёт слов-определений, слов-действий;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
3 уровень
- систематизировать знания детей о весне как о времени года, её признаках;
- учить составлять предложения из 2-3 слов по картинке;
- учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа;
- учить составлять рассказ-описание о весне.
Оборудование: иллюстративный материал, опорные листы, песок, краски, бумага, презентация «Весна».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание сюжетных картин с изображением весны;
- пальчиковая гимнастика «Весёлые льдинки»;
- упражнение на координацию слова с движением «Цвет весны»;
- «Потекли ручейки»- рисование пальчиками ручейков на песке, (красками на листе бумаги).
2 уровень
- выбрать картинку с изображением весны среди картинок с изображением других времён года;
- заучивание весенних месяцев;
- «Подбирай, называй, запоминай» - детям предлагается назвать слова-определения: весна какая? (ранняя, тёплая…), солнце что делает (греет…), ручьи (бегут…) и т. п.
- «Назови ласково» - ручей-ручеёк, солнце-солнышко и т. п.
3 уровень
- составить картину «Весна» на доске (ковролинографе): детям предлагается отобрать картинки с изображением весенней тематики;
- составить предложения по картинкам;
- «Один-много»- к словам в единственном числе придумать слова во множественном числе (одна сосулька – много… сосулек) и т. п.
- составить рассказ-описание по плану:
Какое время года?
Какие весенние месяцы знаешь?
Как греет солнце?
Что происходит со снегом?
На деревьях распускаются…
Прилетают…
- Работа в опорных листах.
Тема: «Транспорт»
Цель: формировать обобщающее понятие «транспорт».
Задачи
1 уровень
- формировать первоначальное представление о транспорте;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять знания о транспорте: классифицировать по видам;
- учить подбирать действия к предметам;
3 уровень
- систематизировать знания детей по теме: «Транспорт»;
- закреплять в речи обобщающее слово «транспорт»;
- учить отвечать на вопросы предложениями;
- учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки с изображением всех видов транспорта; разрезные картинки с изображением транспорта; картинки с недостающими частями машины, самолёта и др.; картинки с изображением людей, управляющих тем или иным видом транспорта; опорные листы; трафареты разных видов транспорта, презентация «Транспорт».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание сюжетных и предметных картинок с изображением видов транспорта;
- пальчиковая гимнастика «Автобус, троллейбус…»;
- упражнение на координацию слова с движением «По городу…».
2 уровень
- игра «Что изменилось?» - на доске картинки (2-3) с видами транспорта, дети закрывают глаза, учитель убирает одну картинку и спрашивает, когда дети открывают глаза, что изменилось?
- игра «Что делает?»:
- машина (что делает?) - едет;
- самолёт (что делает?) – летит и т.п.
- разрезные картинки – составить целое изображение машины, автобуса из частей;
- обводка какого-либо вида транспорта по трафарету.
3 уровень
- игра «Я поеду» - ребёнок с опорой на картинку говорит, на чём, куда и зачем поедет?
- игра «Кто, чем управляет?» - учитель произносит предложения, дети продолжают:
- Автобусом управляет… и т.п. (с опорой на картинку);
- составление описательного рассказа по картине:
- что это?
- какой вид транспорта?
- из каких частей состоит? (форма, цвет, размер, детали)
- назначение данного транспорта.
- Работа в опорных листах.
Тема: «Одежда».
Цель: формировать обобщающее понятие «одежда».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления об одежде;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать координацию слова с движением;
- развивать мелкую моторику.
2 уровень
- расширять представления об одежде, её назначении, видах;
- активизировать пассивный и активный словарь за счёт слов-определений, слов-действий.
3 уровень
- систематизировать знания об одежде;
- учить составлять предложения из 2-3 слов по картинке;
- учить составлять рассказ-описание по плану.
Оборудование: иллюстрации, предметные картинки, кукла, кукольная одежда, трафареты одежды, опорные листы, презентация «Одежда».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание иллюстраций с изображением одежды;
- пальчиковая гимнастика «Это чья рубашка?»;
- упражнение на координацию слова с движением «Голубые варежки»;
- обводка одежды по трафарету.
2 уровень
- поможем кукле Маше одеться;
- рассматривание летней, зимней и демисезонной одежды: подбор определений (одежда какая?);
- работа в опорных листах.
3 уровень
- игра «Что забыл нарисовать художник?» (картинки с изображением людей, которые одеты не полностью).
- составление предложений, состоящих из 2-3 слов с опорой на картинку;
- составление описательного рассказа о каком-либо предмете одежды по плану:
- это что?
- какого цвета?
- кто одевает?
- когда одевает?
- Работа в опорных листах.
Тема: «Школьные принадлежности»
Цель: формировать обобщающее понятие «школьные принадлежности».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления о школьных принадлежностях;
- закреплять в речи существительные, обозначающие школьные принадлежности;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать координацию слова с движением;
- учить выделять предмет из группы предметов.
2 уровень
- расширять знания детей по данной теме;
- учить образовывать антонимы.
3 уровень
- систематизировать знания детей по данной теме;
- учить подбирать действия к предметам;
- учить составлять предложения из 2-3 слов с опорой на картинку;
- учить составлять описательный рассказ по плану.
Оборудование: иллюстрации, предметные картинки с изображением школьных принадлежностей, листы с изображением множества предметов, разрезные картинки, карточки, на которых изображены 3 школьных принадлежности и 1 лишний предмет, опорные листы, трафареты школьных принадлежностей, презентация «Школьные принадлежности».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание картинок с изображением школьных принадлежностей;
- пальчиковая гимнастика «Школа»;
- упражнение на координацию слова с движением «Школьнику на память»;
- игра «Помоги Кате собраться в школу» - дети показывают предметы, которые Кате нужно положить в портфель.
2 уровень
- из набора предметных картинок отобрать и поместить на доску (ковролинограф) картинки с изображением школьных принадлежностей;
- игра «Скажи наоборот»:
книга толстая , а тетрадь…(тонкая)
пенал большой, а ластик…(маленький) и т. п.
- составь картинки с изображением школьных принадлежностей из разрезанных частей;
- игра «Чего не стало?» - на доску выставляются 2-3 картинки с изображением школьных принадлежностей, 1 картинка убирается, дети должны сказать, чего не стало;
- обводка трафаретов школьных принадлежностей и закрашивание.
3 уровень
- упражнение «Подбери слова-действия» - учитель произносит предложение, а ребёнок должен его закончить, подобрав слово-действие: тетрадь нужна, чтобы в ней…(писать) и т. п.
- игра «Четвёртый лишний» - перед детьми карточки, на которых изображены 3 школьных принадлежности и 1 лишний предмет, дети определяют, что лишнее;
- составление предложений из 2-3 слов с опорой на картинку;
- составление рассказа по плану:
- название
- цвет
- форма
- размер
- как используют.
- работа в опорных листах.
Тема: «Насекомые»
Цель: формировать обобщающее понятие «насекомые».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления о насекомых;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать координацию слова с движением;
- развивать мелкую моторику.
2 уровень
- расширять представления детей о насекомых;
- развивать звукоподражание (жук жужжит ж-ж-ж, комар з-з-з и т. п.);
- развивать словарь по данной теме;
3 уровень
- систематизировать знания учащихся о насекомых;
- учить различать слова, обозначающие предмет и действие предмета.
Оборудование: фигурки насекомых (бабочка, божья коровка, жук, пчела, муха, стрекоза, комар, кузнечик), предметные картинки с изображением насекомых, разрезанные картинки, листы картона, на которых изображены насекомые с какой-либо недорисованной частью туловища, трафареты насекомых, пластилин, опорные листы, презентация «Насекомые».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание фигурок насекомых и соотнесение их с картинками;
- выполнение простейших инструкций педагога: «Дай бабочку!» и т. п.;
- пальчиковая гимнастика
- упражнение на координацию слова с движением
- обводка трафарета насекомого.
2 уровень
- рассмотреть картинки с изображением насекомых, назвать их.
- игра «Что изменилось?» - на доске (ковролинографе) картинки с изображением насекомых, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, учащиеся должны сказать, что изменилось?
- игра «Что забыл нарисовать художник?» - на картинках с изображением насекомых не дорисованы какие-либо части насекомого (голова, крыло, ножка…). Дети должны назвать, чего не хватает.
- упражнения на звукоподражание;
- заполнение объёма трафарета насекомого пластилином по образцу.
3 уровень
- рассматривание изображений насекомых с называнием частей тела;
- игра «Сложи картинку» - картинка с изображением насекомого разрезана на несколько частей (до 10), нужно сложить целое изображение;
- игра «Кто, что делает?» - ребёнок с опорой на сюжетную картинку говорит, что делает то или иное насекомое;
- работа в опорных листах.
Тема: «Новый год»
Цель: формировать обобщающее представление о празднике «Новый год.
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления о новогоднем празднике;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать координацию слова с движением;
- развивать мелкую моторику.
2 уровень
- расширять представления о новогоднем празднике;
- уточнять последовательность смены времён года;
- учить выполнять задания по словесной инструкции.
3 уровень
- систематизировать знания учащихся о зиме и новогоднем празднике;
- учить детей заканчивать предложение;
- учить составлять рассказ о новогоднем празднике с опорой на картинки.
Оборудование: иллюстрации и предметные картинки с изображением зимы,
Нового года; декоративная ёлка, ёлочные игрушки; конверты с разрезными картинками, презентация «Новый год».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание иллюстраций, картинок с изображением зимы, новогодней атрибутики;
- пальчиковая гимнастика
- упражнение на координацию слова с движением
- «Заснеженная ёлка» - на трафарете зелёной ёлки закрепить ватные комочки (снег).
2 уровень
- беседа о празднике «Новый год»:
У нас в классе красивая ёлочка, почему мы её нарядили?
В какое время года мы празднуем Новый год?
Кто приходит на новогодний праздник?
- игра «Составь целое» - детям предлагается собрать из частей снеговика, ёлку, ёлочную игрушку и т. п.;
- игра «Наряжаем ёлку» - дети по словесной инструкции наряжают маленькую искусственную ёлочку;
- «Украсим ёлочные игрушки «блёстками» - плоскостные ёлочные игрушки, вырезанные из цветного картона, дети украшают кусочками блестящей бумаги (приклеивают).
3 уровень
- выкладывание картины «Новый год» на ковролинографе, беседа по ней;
- упражнение «Скажи наоборот» (закончи предложения):
- Летом дни жаркие, а зимой…(холодные).
- Снег мягкий, а лёд …(твёрдый).
- Работа в опорных листах.
Тема: «8 Марта» («Мамин день»).
Цель: формировать обобщающее представление о празднике «8 Марта».
Задачи
1 уровень
- обобщать первичные представления о празднике «8 Марта»;
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- закреплять названия весенних месяцев;
- расширять представления о празднике «8 Марта»;
3 уровень
- систематизировать знания детей о празднике «8 Марта»;
- разучивание стихотворения;
- учить составлять рассказ о празднике 8 Марта с опорой на картинки.
Оборудование: сюжетные, предметные картинки, фотографии мам детей, речевой материал – стихотворение «Мамин день», разрезные открытки, опорные листы, презентация «8 Марта».
Задания
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание сюжетных картинок на весеннюю тематику;
- пальчиковая гимнастика «Моя семья»;
- упражнение на координацию слова с движением «Мамин праздник»;
- «Мимоза» - приклеивание скатанных из жёлтой гофрированной бумаги комочков.
2 уровень
- рассматривание фотографий мам, бабушек, сестёр;
- беседа по сюжетным картинкам:
- выберите картинку о весне;
- выберите картинку о празднике 8 Марта;
- как называется этот праздник?
- чей это праздник?
- «Собери открытку» - собрать открытку из 4-6 частей;
- рисуем цветы пальчиками по обводке.
3 уровень
- беседа:
- какие вы знаете времена года?
- какое сейчас время года?
- какой месяц?
- какой праздник отмечают в первый весенний месяц?
- игра с мячом «Какая?» - подобрать определения к словам: мама, бабушка, сестра.
- составление картины «8 Марта» на ковролинографе;
- составление рассказа о празднике 8 Марта по опорным картинкам;
- работа в опорных листах.
Тема: «Мой город».
Цель: формировать обобщающее понятие «мой город».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления о городе, в котором живём;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять представления о Санкт-Петербурге;
- учить образовывать существительные множественного числа именительного падежа;
- учить согласовывать существительные среднего рода с числительными один, два, три.
3 уровень
- систематизировать знания по теме: «Мой город»;
- учить детей пересказу.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки, фотографии с видами Санкт-Петербурга, разрезные картинки с изображением домов, картинки, на которых один дом, много домов, одно окно, много окон и др.; опорные листы; палочки, презентация «Санкт-Петербург».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание картинок, фотографий, на которых изображены виды города, дома;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнение на координацию слова с движением «На экскурсию мы едем…».
- игра «Построй дом» - из разрезных картинок дети «строят» дома;
- упражнение «Один-много» - дети показывают и говорят, на каких картинках изображены один дом и одно окно, а где много;
- игра «Большой-маленький» - сравнить картинки с изображением маленького и большого домов;
- выложить дом из палочек.
3 уровень
- игра «Выбери нужное» - дети выбирают фотографии с видами Санкт-Петербурга;
- беседа по рассказу: «Город, в котором я живу»:
- в каком городе ты живешь?;
- какие здания есть в городе?;
- как называется главная улица города?;
- любишь ли ты свой город?;
- за что любишь?
- пересказ рассказа детьми;
- работа в опорных листах.
Тема: «Профессии».
Цель: формировать обобщающее понятие «профессии».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления о профессиях;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять представления о профессиях;
- учить употреблять имена существительные в дательном падеже.
3 уровень
- систематизировать и закреплять знания о профессиях людей;
- учить подбирать действия к предметам;
- учить составлять рассказ-описание по опорным картинкам.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки с изображением представителей разных профессий; опорные листы; предметные картинки с изображением орудий труда; «волшебный мешочек»; мяч, презентация «Профессии».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание сюжетных и предметных картинок с изображением представителей разных профессий;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнение на координацию слова с движением.
2 уровень
- игра «Кому это нужно?» - педагог прячет предметы-орудия труда в «волшебный мешочек». Дети по очереди достают предметы из мешочка, рассказывая, что достали и кому это нужно для работы.
- игра «Третий лишний» - картинки, на которых изображены представители разных профессий и предмет, не относящийся к их профессии. Дети должны определить, что лишнее.
- упражнение «Кто чем работает?» - в опорном листе ученик соединяет линиями представителей профессий с предметами, которые необходимы им для работы.
3 уровень
- игра с мячом «Назови профессию» - педагог бросает мяч ребёнку и спрашивает:
Кто учит детей? и т.п.
Ребёнок бросает мяч учителю и отвечает на вопрос.
- упражнение «Подбери действие» - учитель говорит, например, : ручкой что делают? (пишут) и т.п.
- составление рассказа по серии опорных картинок:
- название профессии;
- какие инструменты нужны для этой профессии?;
- какую работу выполняют люди этой профессии?;
- кем работает твоя мама?;
- кем работает твой папа?;
- кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- работа в опорном листе.
Тема: «Перелётные птицы».
Цель: формировать обобщающее понятие «перелётные птицы».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления о перелётных птицах;
- упражнять в узнавании;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять представления о перелётных птицах;
- учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
3 уровень
- систематизировать знания о перелётных птицах, их значении в жизни людей;
- учить образовывать приставочные глаголы;
- учить пересказу.
Оборудование: картинки с изображением перелётных и домашних птиц; карточки с изображением двух птиц и какого-либо животного; разрезные картинки птиц; опорные листы с изображением перелётных и домашних птиц; сюжетные картинки, на которых птица подлетела к дереву, слетела с ветки и т.д.; рассказ «Прилетели грачи»; зёрна пшеницы, тарелочки, презентация «Перелетные птицы».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание картинок с изображением перелётных птиц, обговаривая название, размер, окраску, питание птицы;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнение на координацию слова с движением;
- «Накормим птиц» - дети раскладывают зёрнышки по тарелочкам.
2 уровень
- Беседа:
- какое сейчас время года?
- назовите осенние месяцы;
- куда улетают осенью птицы?
- как называются одним словом эти птицы?
- игра «Третий лишний» - на карточках изображены две птицы и какое-либо животное, ребёнок должен показать и назвать, кто лишний?;
- упражнение «Узнай и обведи» - зелёным карандашом дети обводят перелётных птиц, а красным – домашних.
3 уровень
- образование приставочных глаголов:
Птичка с веточки (что сделала?) слетела (показать картинку).
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела (показать картинку) и т.п.
- игра «Сложи птицу» - перед детьми разрезанные на части картинки с изображением перелётных птиц, предлагается их сложить и назвать;
- чтение педагогом рассказа «Прилетели грачи»;
- беседа по рассказу:
- какие птицы прилетают весной первыми?
- что сразу начинают делать грачи?
- где они вьют гнёзда?
- когда они выводят птенцов?
- пересказ рассказа детьми.
Тема: «Грибы».
Цель: формировать обобщающее понятие «грибы».
Задачи
1 уровень
- формировать первичные представления о грибах;
- закреплять в речи существительное с обобщающим понятием «грибы»;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию слова с движением.
2 уровень
- расширять знания детей о грибах;
- учить согласовывать числительные с существительными.
3 уровень
- систематизировать знания детей о грибах;
- учить согласовывать существительные с прилагательными;
- разучивание небольшого стихотворения.
Оборудование: муляжи грибов; картинки с изображением разных грибов;
картинки с изображением грибов в количестве от 1 до 5; корзинки; бубен; опорные листы; стихотворение «Грибы», презентация «Грибы».
Задания
1 уровень
- игровые упражнения на подвижность органов речи;
- рассматривание муляжей грибов;
- нахождение грибов на картинках;
- пальчиковая гимнастика;
- упражнение на координацию слова с движением;
- обводка и раскрашивание гриба.
2 уровень
- игра «Весёлый счёт» - дети считают грибы, изображённые на картинках, в количестве от 1 до 5;
- «Чудесный мешочек» - в мешочке муляжи овощей, фруктов, грибов; нужно выбрать грибы;
- в опорном листе найти и обвести в кружок все грибы.
3 уровень
- игра «Назови гриб» (по картинкам);
- игра «Съедобное – несъедобное» - дети по сигналу бубна начинают собирать в корзинки съедобные грибы, по окончании звучания показывают содержимое своих корзинок, объясняя, почему они собрали именно эти грибы. Побеждает тот, кто наберёт больше всего съедобных грибов.
- чтение стихотворения «Грибы» педагогом и заучивание детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс
Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...
Тематическое планирование по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, 4 класс (индивидуальные занятия по специальной (коррекционной) программе VIII вида).
Данный материал разработан для индивидуального обучения по специальной (коррекционной) программе VIII вида. 1 час в неделю....
Обобщение опыта развития мыслительных операций у учащихся 2 класса в процессе обучения решению задач по программе Аргинской И.И. (система Занкова Л.В.)
В данной работе отражен практический опыт по решению задач во втором классе по программе Аргинской И.И....
Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.
Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...
Публикация на форуме "Развитие устной речи у учащихся коррекционной школы на внеклассных занятиях"
Развитие речи - одна из центральных задач всей системы работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе...
Дидактический материал по развитию устной речи (для учащихся 1-4 классов)
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению...
Презентация по развитию устной речи у учащихся с ОВЗ
Материал, раскрывающий акктуальность проблем развития устной речи у детей. Упражнения для развития устной речи....