тематическое планирование УМК "ПНШ"
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему

Осипова Людмила Валентиновна

планирование 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_3_klass_2014-15.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №1»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______________/В.С. Овсянникова/

Протокол ____ от

«____» ________ ____2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/С.А. Вербицкая./

«____» ___________ _2014 г.  

«Утверждено»

Директор  МБОУ

« ……..»       В.М. Неверов

Приказ № ____   от

«_      »     2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«ТЕХНОЛОГИЯ»

(34 часа)

3 класс

Составитель: Осипова Людмила Валентиновна,

                                                                                                                             учитель начальных классов

 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………

1.1.Цели и задачи начального общего образования  

1.2. Общая характеристика учебного предмета

1.3. Место учебного предмета

2.Результаты освоения учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»………………………………………………………………

3. Учебно - тематический план……………………………………………………………………………………………………

4.Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………

5.Информационно-образовательный ресурс …………………………………………………………………………………….

5.1. Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………

5.2.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………...

5.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………..

1.Пояснительная записка

Рабочая  программа «Технология» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной  программы начального общего образования, авторской программы Рагозиной Т.М., Гриневой А.А., Кузнецовой И.Л. в соответствии с требованиями ФГОС начального образования,  в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. 

1.1.Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета   выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать  способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
  •  освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; 
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;

        развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений                                                                      составлять план действий и применять его для решения практических задач.                                                                          1  

                               Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

                                                                                                                                                                                               2

1.2. Преподавание предмета «Технология» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Технология» ФГОС начального общего образования.

1.3Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе в объеме 34 часов (1 час в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса под ред. Рагозиной Т.М., Гриневой А.А., Кузнецовой И.Л.   Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического  материала и практического применения знаний.

2. Результаты освоения учебного предмета

В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются

а) личностные результаты

 в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения проявляются в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;                                                                                                                                                                     3
  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

                                               4.  Календарно - тематический план

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Элементы содержания образования (основные вопросы)

Тип урока*

план

факт

                                                                        1 четверть

Изготовление изделий из пластичных материалов (2 ч.)

1

01-5.09

Лепка птиц

из глины

Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия

Комбинированный

2

08-12.09

Лепка декоративных пластин

Последовательность и краткая характеристика операций. Выбор материалов

с учетом их поделочных

качеств, формы и размеров изделия

Комбинированный

                                                       Изготовление изделий из бумаги и картона (8 ч.)

3

15-19.09

Устройство  из полос бумаги

Овладение основными приемами обработки бумаги. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций

Комбинированный

4

22-26.09

Мера для измерения углов

Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия. Последовательность изготовления изделия

Комбинированный

5

29.09-03.10

Подставка для письменных принадлежностей

Определение формы, размеров, последовательности из-готовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач

Комбинированный

6

06-10.10

Коробка

со съемной крышкой

Сборка изделия. Подбор бумаги для оформления изделия. Соотнесение результатов деятельности с образцом

Комбинированный

7

13-17.10

Устройство для определения направления движения теплого воздуха

Свойства папиросной бумаги. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов

Комбинированный

8

20-24.10

Куклы для пальчикового театра

Изготовление объемных изделий из различных текстильных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными способами соединения деталей изделия

Комбинированный

9

27-31.10

Коллаж «Семейные портреты»

Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач

Комбинированный

                                                                2 четверть

10

10-14.11

Змейка для определения движения теплого воздуха

Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов

Комбинированный

11

17-21.11

Упаковка

для подарков

Декоративное оформление

и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Декоративное оформление изделия

Комбинированный

                                               Изготовление изделий из текстильных материалов (2 ч.)

12

24-28.11

Аппликация из ниток

Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами

Комбинированный

13

01-05.12

Декоративное оформление изделий вышивкой

Декоративное оформление

и отделка изделий вышивкой. Создание изделий по собственному замыслу

Комбинированный

Изготовление изделий из бумаги и картона (2 ч.)

   14

08-12.12

Палетка

Условные обозначения на схемах, чертежах. Экономное расходование материала. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам. Разметка деталей с применением разметочных инструментов.

Комбинированный

15

15-19.12

Новогодние игрушки

Изготовление по плану. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения техниче-ских и технологических задач.

Комбинированный

Изготовление изделий из проволоки (2 ч.)

16

22-26.12

Брелок из проволоки

Свойства проволоки. Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделия по плану. Последовательное выполнение технологической операции под руководством учителя

Комбинированный

                                                                           3 четверть

17

12-16.01

Открытка-ландшафт

Выполнение работ с бумагой: изгибать, гнуть, придавать дугообразную форму, делать ряд параллельных складок. Разметка по клеткам

Комбинированный

Ремонт книг (1 ч.)

    18

19-23.01

Ремонт книг

с заменой обложки

Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач

Комбинированный

Изготовление изделий из бумаги и картона (1 ч.)

19

26-30.01

Поздравительные открытки из гофрированного картона

Свойства картона. Изготовление объемного изделия из гофрированного картона. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов

Комбинированный

Изготовление изделий из текстильных материалов (1 ч.)

20

02-06.02

Нитяная графика на картонной основе. Подвеска из ткани

Свойства текстильных материалов и нитей. Анализ материалов для изготовления парусника. Изготовление изделия под контролем учителя

Комбинированный

Изготовление изделий из полуфабрикатов (1 ч.)

21

09-13.02

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул

Изготовление изделий из полуфабрикатов.

Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач

Комбинированный

                                                 Изготовление изделий из текстильных материалов (1 ч.)

22

16-20.02

Декоративное панно

Декоративное оформление

и отделка изделий из текстильных материалов. Создание изделий по собственному замыслу. Основные виды соединений деталей изделия из текстильных материалов

Комбинированный

Изготовление изделий из бумаги и картона  (1 ч.)

23

23-27.02

Картонные фигурки

с элементами движения

для театра

Свойства бумаги и картона. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Изготовление изделий из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью нити, проволоки, клея

Комбинированный

Сборка моделей и макетов из деталей конструктора (1 ч.)

24

02-06.03

Работа с конструктором. Проект коллективного создания моделей машин

Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Демонтаж изделий

Комбинированный

                                                                Практика работы на компьютере (10 часов)

25

09-13.03

Технические устройства для работы

с информацией

Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации.

Включение и выключение компьютера и подключа-емых к нему устройств. Соблюдение безопасных приемов труда при работе

на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам

Комбинированный

26

16-20.03

Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере

Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации.

Соблюдение безопасных приемов труда при работе

на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам

Комбинированный

                                                                          4 четверть

27

30.03-03.04

Технические устройства, которые можно подключить

к компьютеру

Вывод текста на принтер. Бережное отношение к техническим устройствам

Комбинированный

28

06-10.04

Носители информации. Работа

с электронным диском

Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление

Комбинированный

    29

13-17.04

Компьютерные программы

Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление

Комбинированный

30

20-24.04

Как работать

с компьютерной мышью

Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации

Комбинированный

31

24.04-01.05

Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью

Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации

Комбинированный

32

04-08.05

Как управлять работой программы

Работа с простыми информационными объектами
(текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление

Комбинированный

33

11-15.05

Клавиатура компьютера. Графические редакторы.

Как выключить компьютер

Клавиатура, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.

Работа с простыми информационными объектами

Комбинированный

34

18-22.05

Как выключить компьютер. Контрольные задания по теме «Практика работы на компьютере»

Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам.

Работа с простыми информационными объектами

Комбинированный

35

25-29.02

Резервный урок

 

. 5.  Информационно-образовательный ресурс.  

5.1. Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса

Данная Рабочая программа по технологии  для  3 класса первой ступени образования составлена  с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
  • Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
  • Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
  • Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Алтайского края;
  • Учебный план МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №1»;
  • Примерная  авторская программа  Т.М. Рогозиной «Технология» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой  инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим  миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

  1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Концептуальные и теоретические основы  УМК «Перспективная начальная школа» Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.        Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.

                                                                   Учебно-методическая литература

Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 3 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.

      Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

  5.3Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

                  Компьютерное оборудование кабинета (компьютер, проектор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....