тематическое планирование УМК "ПНШ"
календарно-тематическое планирование по технологии (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/В.С. Овсянникова/ Протокол ____ от «____» ________ ____2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/С.А. Вербицкая./ «____» ___________ _2014 г. | «Утверждено» Директор МБОУ « ……..» В.М. Неверов Приказ № ____ от «_ » 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ТЕХНОЛОГИЯ»
(34 часа)
3 класс
Составитель: Осипова Людмила Валентиновна,
учитель начальных классов
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………
1.1.Цели и задачи начального общего образования
1.2. Общая характеристика учебного предмета
1.3. Место учебного предмета
2.Результаты освоения учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»………………………………………………………………
3. Учебно - тематический план……………………………………………………………………………………………………
4.Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………
5.Информационно-образовательный ресурс …………………………………………………………………………………….
5.1. Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………
5.2.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………...
5.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………..
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Технология» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной программы начального общего образования, авторской программы Рагозиной Т.М., Гриневой А.А., Кузнецовой И.Л. в соответствии с требованиями ФГОС начального образования, в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
1.1.Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:
- развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
- освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач. 1
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
2
1.2. Преподавание предмета «Технология» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Технология» ФГОС начального общего образования.
1.3Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Технология» в 3 классе в объеме 34 часов (1 час в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса под ред. Рагозиной Т.М., Гриневой А.А., Кузнецовой И.Л. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
2. Результаты освоения учебного предмета
В процессе освоения содержания программы учебного предмета достигаются
а) личностные результаты
в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; 3
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
4. Календарно - тематический план
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания образования (основные вопросы) | Тип урока* | |||
план | факт | ||||||
1 четверть | |||||||
Изготовление изделий из пластичных материалов (2 ч.) | |||||||
1 | 01-5.09 | Лепка птиц из глины | Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделия | Комбинированный | |||
2 | 08-12.09 | Лепка декоративных пластин | Последовательность и краткая характеристика операций. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из бумаги и картона (8 ч.) | |||||||
3 | 15-19.09 | Устройство из полос бумаги | Овладение основными приемами обработки бумаги. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций | Комбинированный | |||
4 | 22-26.09 | Мера для измерения углов | Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия. Последовательность изготовления изделия | Комбинированный | |||
5 | 29.09-03.10 | Подставка для письменных принадлежностей | Определение формы, размеров, последовательности из-готовления изделий по рисункам, схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач | Комбинированный | |||
6 | 06-10.10 | Коробка со съемной крышкой | Сборка изделия. Подбор бумаги для оформления изделия. Соотнесение результатов деятельности с образцом | Комбинированный | |||
7 | 13-17.10 | Устройство для определения направления движения теплого воздуха | Свойства папиросной бумаги. Обсуждение плана организации рабочего места. Рациональное размещение материалов и инструментов | Комбинированный | |||
8 | 20-24.10 | Куклы для пальчикового театра | Изготовление объемных изделий из различных текстильных материалов по образцам, рисункам, эскизам, чертежам. Овладение основными способами соединения деталей изделия | Комбинированный | |||
9 | 27-31.10 | Коллаж «Семейные портреты» | Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач | Комбинированный | |||
2 четверть | |||||||
10 | 10-14.11 | Змейка для определения движения теплого воздуха | Виды бумаги и ее назначение. Сравнение свойств разных видов бумаги. Использование бумаги человеком. Разметка деталей с применением разметочных инструментов | Комбинированный | |||
11 | 17-21.11 | Упаковка для подарков | Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу. Декоративное оформление изделия | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из текстильных материалов (2 ч.) | |||||||
12 | 24-28.11 | Аппликация из ниток | Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами | Комбинированный | |||
13 | 01-05.12 | Декоративное оформление изделий вышивкой | Декоративное оформление и отделка изделий вышивкой. Создание изделий по собственному замыслу | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из бумаги и картона (2 ч.) | |||||||
14 | 08-12.12 | Палетка | Условные обозначения на схемах, чертежах. Экономное расходование материала. Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по рисункам, схемам. Разметка деталей с применением разметочных инструментов. | Комбинированный | |||
15 | 15-19.12 | Новогодние игрушки | Изготовление по плану. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения техниче-ских и технологических задач. | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из проволоки (2 ч.) | |||||||
16 | 22-26.12 | Брелок из проволоки | Свойства проволоки. Коллективное обсуждение пространственных отношений между деталями изделия и последовательности изготовления изделия по плану. Последовательное выполнение технологической операции под руководством учителя | Комбинированный | |||
3 четверть | |||||||
17 | 12-16.01 | Открытка-ландшафт | Выполнение работ с бумагой: изгибать, гнуть, придавать дугообразную форму, делать ряд параллельных складок. Разметка по клеткам Комбинированный | ||||
Ремонт книг (1 ч.) | |||||||
18 | 19-23.01 | Ремонт книг с заменой обложки | Определение формы, размеров, последовательности изготовления изделий по схемам, эскизам, чертежам. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Использование измерений для решения практических задач | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из бумаги и картона (1 ч.) | |||||||
19 | 26-30.01 | Поздравительные открытки из гофрированного картона | Свойства картона. Изготовление объемного изделия из гофрированного картона. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из текстильных материалов (1 ч.) | |||||||
20 | 02-06.02 | Нитяная графика на картонной основе. Подвеска из ткани | Свойства текстильных материалов и нитей. Анализ материалов для изготовления парусника. Изготовление изделия под контролем учителя | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из полуфабрикатов (1 ч.) | |||||||
21 | 09-13.02 | Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул | Изготовление изделий из полуфабрикатов. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из текстильных материалов (1 ч.) | |||||||
22 | 16-20.02 | Декоративное панно | Декоративное оформление и отделка изделий из текстильных материалов. Создание изделий по собственному замыслу. Основные виды соединений деталей изделия из текстильных материалов | Комбинированный | |||
Изготовление изделий из бумаги и картона (1 ч.) | |||||||
23 | 23-27.02 | Картонные фигурки с элементами движения для театра | Свойства бумаги и картона. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Изготовление изделий из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью нити, проволоки, клея | Комбинированный | |||
Сборка моделей и макетов из деталей конструктора (1 ч.) | |||||||
24 | 02-06.03 | Работа с конструктором. Проект коллективного создания моделей машин | Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций. Демонтаж изделий | Комбинированный | |||
Практика работы на компьютере (10 часов) | |||||||
25 | 09-13.03 | Технические устройства для работы с информацией | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключа-емых к нему устройств. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам | Комбинированный | |||
26 | 16-20.03 | Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам | Комбинированный | |||
4 четверть | |||||||
27 | 30.03-03.04 | Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру | Вывод текста на принтер. Бережное отношение к техническим устройствам | Комбинированный | |||
28 | 06-10.04 | Носители информации. Работа с электронным диском | Работа с простыми информационными объектами | Комбинированный | |||
29 | 13-17.04 | Компьютерные программы | Работа с простыми информационными объектами | Комбинированный | |||
30 | 20-24.04 | Как работать с компьютерной мышью | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации | Комбинированный | |||
31 | 24.04-01.05 | Компьютерная программа, которая поможет тебе научиться выполнять действия с мышью | Назначение основных устройств для ввода, вывода, обработки информации | Комбинированный | |||
32 | 04-08.05 | Как управлять работой программы | Работа с простыми информационными объектами | Комбинированный | |||
33 | 11-15.05 | Клавиатура компьютера. Графические редакторы. Как выключить компьютер | Клавиатура, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Работа с простыми информационными объектами | Комбинированный | |||
34 | 18-22.05 | Как выключить компьютер. Контрольные задания по теме «Практика работы на компьютере» | Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере. Бережное отношение к техническим устройствам. Работа с простыми информационными объектами | Комбинированный | |||
35 | 25-29.02 | Резервный урок |
. 5. Информационно-образовательный ресурс.
5.1. Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса
Данная Рабочая программа по технологии для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
- Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
- Региональный базисный учебный план для образовательных учреждений Алтайского края;
- Учебный план МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»;
- Примерная авторская программа Т.М. Рогозиной «Технология» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».
В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опыт ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа» Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
Учебно-методическая литература
Рагозина Т.М., Гринева А.А., Кузнецова И.Л. Технология. 3 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
5.3Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютерное оборудование кабинета (компьютер, проектор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....