Рабочая программа по технологии 4 класс с региональным компонентом
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России», Москва, Издательство «Просвещение», 2008 г., II ч., с. 20).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Роговцевой Н.И., Анащенковой С.В. «Технология» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России», Москва, Издательство «Просвещение», 2008 г., II ч., с. 20).
Цели изучения технологии в начальной школе:
- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- Освоение продуктивной проектной деятельности.
- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Изменения:
В авторскую программу внесены изменения: на изучение технологии в 4 классе отводится 2 ч в неделю, также добавлено 2 часа, согласно учебному плану школы, который рассчитан на 35 учебных недель. Добавлено в разделы:
«Земля и человек» – 19 ч
«Человек и вода» – 4 часа
«Человек и воздух» – 5 часов
«Человек и информация» - 4 часа
Для реализации программы используется УМК:
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Учебник 4 кл, Просвещение 2011
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология: Рабочая тетрадь 4 кл, Просвещение 2011
На изучение технологии в 4 классе отводится 2 ч в неделю.
Курс рассчитан 70 ч - (35 учебных недель).
Формы организации учебного процесса
Урок, как основная форма
- индивидуальная
- групповая
- в парах, тройках, четвёрках
- работа с интерактивными ресурсами
- проект исследования
- коллективная работа
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.
• называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
• понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
• организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
- Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
• на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
• применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла);
• выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
- Конструирование и моделирование.
• анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
• изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
- Практика работы на компьютере.
• соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
• использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
• создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Календарно-тематическое планирование
70 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Раздел. Название темы. | Кол-во часов | Сроки прохождения | Характеристика деятельности учащихся | Примечание | |||
Плановые | Фактические | |||||||
1 | Здравствуй дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу. | 1 | Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. | |||||
Земля и человек. | 16 | |||||||
2-4 | Вагоностроительный завод. Кузов вагона. Пассажирский вагон. | 3 | Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательность их сборки из текстов учебника и других источников. Овладеть основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля. | |||||
5-7 | Полезные ископаемые. Буровая вышка. РК: Полезные ископаемые Адыгеи | 3 | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей полезных ископаемых. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Анализировать конструкцию реального объекта (буровая вышка) и определять основные элементы конструкции. | |||||
8-10 | Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка. РК: завод «Русские самоцветы» (поселок Каменномостский) производство сувениров | 3 | Находить и отбирать информацию о создании изделия из поделочных камней и технологии выполнения «русской мозаики» из текстов учебника и других источников. Определять технологию лепки слоями для создания имитации рисунки малахита. Смешивать пластилин близких оттенков для создания нового оттеночного цвета. | |||||
11-13 | Автомобильный завод. КамАЗ. Кузов грузовика. | 3 | Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выделять информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвертка, гаечный ключ) | |||||
14-17 | Монетный вор. Стороны медали. Медаль. | 4 | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материалов учебника и других источников. Освоить правила теснения фольги. | |||||
18-20 | Фаянсовый завод. Основа для вазы. Ваза. | 3 | Находить и отбирать информацию и технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать элементы, нанесенные на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте России города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. | |||||
21-23 | Швейная фабрика. Прихватка. РК: Футляры для ножниц, газетницы, веера, украшенные адыгейским орнаментом | 3 | Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. | |||||
24-27 | Мягкая игрушка. Новогодняя игрушка. Птичка. | 4 | Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Использовать материалы учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. | |||||
28-31 | Обувное производство. Модель детской летней обуви. РК: адыгейские чувяки | 4 | Находить и отбирать информацию технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. | |||||
32-33 | Деревообрабатывающее производство. Лесенка-опора для растений. | 2 | Находить и отбирать информацию о древесине, ее свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материалы учебника. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия столярным клеем. | |||||
III четверть | 8 | |||||||
34-35 | Кондитерская фабрика. «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье» РК: гуубат, хатык, курамбий | 2 | Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве. Отмечать на карте города, где находятся крупнейшие кондитерские фабрики. | |||||
36-37 | Бытовая техника. Настольная лампа. | 2 | Находить и отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении. Находить и отмечать на карте России города, где находятся крупнейшие производства бытовой техники. Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливание их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования бытовыми приборами. | |||||
38-41 | Тепличное хозяйство. Цветы для школьной клумбы. | 4 | Находить и отбирать информацию о видах и конструкциях теплиц, их значение для обеспечения жизнедеятельности человека. Анализировать информацию на пакетике с семенами, характеризовать семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания. | |||||
Человек и вода | 7 | |||||||
42-43 | Водоканал. Фильтр для воды. | 2 | Находить и отбирать информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды. Использовать иллюстрации для составления рассказа о системе водоснабжения города и значения очистки воды для человека. Проводить эксперимент по очистки воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготовить струеметр и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. | |||||
44-45 | Порт. Канатная лестница. | 2 | Находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессии людей, работающих в порту. Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Анализировать способы вязания морских узлов, освоить способы вязания простого и прямого узла. Осознать, где можно на практике или в быту применять свои знания. | |||||
46-48 | Узелковое плетение. Браслет. РК: Виды адыгейской тесьмы: круглая, плоская, с дырками | 3 | Освоить приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов в стиле «макраме». | |||||
Человек и воздух | 12 | |||||||
49-52 | Самолетостроение. Самолет. | 4 | Находить и отбирать информацию об истории самолетостроения, о видах и назначении самолетов. Находить и отмечать на карте России города, в котором находятся крупнейшие заводы, производящие самолеты. | |||||
IV четверть | 18 | |||||||
53-56 | Ракетостроение. Ракета-носитель. | 4 | Осмыслить конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Трансформировать лист бумаги в объемное геометрическое тело – конус, цилиндр. | |||||
57-60 | Летательный аппарат. Воздушный змей. | 4 | Находить и отбирать информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Освоить правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. | |||||
Человек и информация | 10 | |||||||
61-62 | Создание титульного листа. | 2 | Находить и отбирать информацию о технологическом процессе издания книги, о профессии людей, участвующих в ее создании. Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей, участвующих в ее создании. | |||||
63-64 | Работа с таблицами. | 2 | Закрепить знание и умение работы на компьютере. Освоить набор текста, последовательность и особенности работы в текстовом редакторе MicrosoftWord. | |||||
65-66 | Создание содержания книги. | 2 | Объяснить значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. | |||||
67-68 | Переплетные работы. Книга «Дневник путешественника». | 2 | Находить и отбирать информацию о видах выполнения переплетных работ. Объяснить значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. Создать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематики. | |||||
69-70 | Итоговой урок. | 2 | Организовать и оформлять выставку изделий. Презентовать работы. |
Содержание учебного предмета «Технология»
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Формы и средства контроля
Источник информации:
- работы учащихся;
- деятельность учащихся;
- статистические данные.
Методы:
- наблюдение;
- оценивание процесса выполнения;
- портфолио.
Критерии:
- поощрение всех видов речевой деятельностей, осуществляемой в разнообразных целях.
Перечень учебно-методических средств
Для учителя.
- Горецкий В.Г., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение 2010
- Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования.
- Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В., ФрейтагИ.П.:Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Технология» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений., УМК «Школа России», Просвещение 2011
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Уроки технологии. 4 класс (128 с.), Просвещение 2011
Для учащихся.
- Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 4 кл, Просвещение 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе с региональным компонентом.УМК "Школа России"
В тематическом планировании, кроме тем уроков, предлагается материал по региональному компоненту Архангельской области...
Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс с региональным компонентом
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс с региональным компонентом
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 4 КЛАССАВТОРЫ: Л.Ф.КЛИМАНОВА, М.В.ГОЛОВАНОВА, В.Ф ГОРЕЦКИЙ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ, 68 часов...
Рабочая программа для 2 класса по программе "Перспективная начальная школа" с Регионально-национальным компонентом
Рабочие программы по предметам по программе ПНШ для 2 класса с Регионально-национальным компонеттом (Бурятия). Программа содержит пояснительную записку и полное календарно-тематическое планирование ...
Рабочая программа для 3 класса по Региональной программе кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни»
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 3 «А» класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НО, Примерной основной образовательной программой образ...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру с региональным компонентом "Мы - дети природы"
Адаптированная рабочая программапо окружающему миру, вариант 7.1для 2 класса2020/2021 учебный год...
Рабочая программа "Радужный английский 4 класс" с региональным компонентом
Рабочая программа "Радужный английский 4 класс" с региональным компонентом....